КЕЙС-технологии
материал

Звягина Светлана Валерьевна

В рамках системно-деятельностного подхода большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов таких технологий. Технология «Case-Study» (метод кейсов) разработан и применен впервые в Школе бизнеса Гарвардского университета в 1908 году в США.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Использование кейс-технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей» Учитель: Селютина Л.В. 2016 год Уважаемые коллеги! Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление. Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология». Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод Case-Study может помочь эти навыки сформировать и закрепить. Этот метод соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода. Я использую метод Case-Study в своей педагогической практике на уроках истории и обществознания в старших классах, где учащиеся уже научились ориентироваться в информационном пространстве, получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать презентации. Наиболее успешно кейс технологии используются по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по темам, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

 В качестве примера приведу урок обществознания по в 10 классе по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность». Название урока я выбрала интригующее, проблемное: «Казнить нельзя помиловать» (Пора поставить запятую). Во вступительном слове (в кейс-методе это называется «Контекст») я сообщила о сути проблемы: Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. На следующем этапе кейс-метода (он называется «Случай») привела высказывание русского философа и богослова XIX века С.Н.Булгакова: «Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное, принципиальное убийство — убийство без всякого аффекта, без всякой страсти, без всякой цели, убийство ради убийства. И в этом её главный грех и ужас». Учащиеся делятся на две группы: одни против смертной казни, другие – за. На следующем этапе («Факты») ребята изучали добытые в Интернете материалы: факты из истории, статистику, отрывки из документов, случаи судебных ошибок, факты коррупции в правоохранительных органах, экспертные мнения, фото. Затем анализировали ситуацию в группах. После чего в каждой группе предлагались различные идеи по поводу применения смертной казни в современной России. Затем принятые предложения оформлялись в виде презентации. Далее – этап «Решения». Учащиеся формулировали выводы, опираясь на анализ сравнительной таблицы смертной казни и пожизненного лишения свободы. Проводились презентации, где группы предлагали свое решение проблемы – где и почему нужно поставить запятую в предложении: «Казнить нельзя помиловать». После презентации материалов обеих групп была проведена прессконференция, в ходе которой обучающиеся делись своими выводами о ходе групповой работы, сути решенной проблемы и пришли к единому мнению. Вопрос очень сложный и противоречивый. В настоящее время наиболее строгой мерой наказания является пожизненное заключение. Однако следует иметь в виду, что статья 44 Уголовного кодекса Российской Федерации по прежнему содержит упоминание смертной казни в перечне видов наказаний, которые могут быть применены к преступникам. Подводя итог своему выступлению я хочу отметить, что владение кейс методом сейчас очень востребовано, так как кроме предметного обучения позволяет широко формировать у школьников так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационнокоммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.



Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с использованием игровых кейсов: правила поведения в стихах Педагог: Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень примерные и воспитанные дети, и вы любите быть самыми вежливыми. Сегодня мы с вами будем опять говорить о «волшебных» словах и учиться правильно вести себя. Помните ли вы, что «волшебные» слова — это обычные, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них жить на свете просто нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному. Это нетрудно, стоит только захотеть. Произнося «волшебное» слово, вы становитесь волшебниками, потому что в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Доброе слово обладает несоизмеримой ни с чем силой, способной сделать любого человека сильнее, мужественнее, красивее. «Волшебные» слова облагораживают человека, помогают ему совершать добрые поступки. Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать», который сказал:

Понять и исполнить

 Желанье другого —

Одно удовольствие,​

Честное слово.

Ученики, участники агитбригады.

1-й ученик:

 Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

 А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь,

 и там, На улице и дома:

Одни — давно привычны нам,

 Другие — незнакомы.

Слова, слова, слова, слова…

Язык наш стар и вечно нов!

И это так прекрасно —

 В огромном море —

 море слов Купаться ежечасно!

 2-й ученик:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

 Кузнецу, ткачу, врачу —

«С добрым утром!» —

я кричу. «Добрый день!» —

 кричу я вслед

 Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» —

так встречаю

Всех, домой идущих к чаю

. 3-й ученик:

 Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою!»

4-й ученик:

Дядя Саша огорчен.

 Рассказал он вот о чем: —

 Встретил Витю я, соседа,

 Встреча грустная была:

 На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

 Но, представьте,

зря от Вити Ждал я слова «извините».

А слово-то какое 

— очень дорогое!

5-й ученик:

Он про внучку говорил: —

 Экая досада!

Я портфель ей подарил.

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы «спасибо».

 Слово-то какое — очень дорогое! Педагог: Эти волшебные слова вы знаете хорошо, а сможете ли вы ответить на вопрос этого стихотворения:

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю.

 Витя просит: «Извините.

Я ошибку признаю!»

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя: «Извините,

Я немного опоздал!» — 

Тихомиров! Покажите Нам на карте город Псков.

 — Извините, — шепчет Витя. —

Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

 Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ответы на вопросы сначала дают дети, а затем их родители. Педагог стремится вовлечь в игру как можно больше участников, отмечая правильные ответы фишками. Ответы на вопросы сначала дают дети, а затем их родители. Педагог стремится вовлечь в игру как можно больше участников, отмечая правильные ответы фишками. Педагог: Спасибо нашей агитбригаде. А сейчас пришла пора проверить ваши знания этикета, правил поведения, «волшебных» слов. Приглашаем команды занять свои места. (Выходят две команды по 4 человека (родители и дети)). Педагог: Чтобы в рыцарском турнире победить, Очень умным и любезным надо быть. За щитами не скрываться, Шпаги острой не бояться, Все законы поведенья изучить! Победить в турнире очень нелегко, Здесь сражаются за каждое очко. Начинается сраженье По законам уваженья! В России первая книга о том, как вести себя, появилась при Петре I. И первый конкурс классного часа на тему вежливости посвящен ей. Командам предстоит прочесть правило из этой книги и «перевести» его на современный язык. Правила записаны на отдельных листочках. (Команда выбирает один из листков, читает правило и, обсудив его, произносит в современном варианте.) — Локтем не подпирайся! (Сидя за столом, не опирайся на локти.) — Как станешь пить, утри уста. Не рукою — рушником. (После питья промокни салфеткой рот.) — Перстов не лижи. (Не облизывай пальцы.) — В носи не долби. (Не ковыряй в носу.) — Костей не грызи. (Не грызи кости.) — Первей ногти обрежь, потом помой руки. (Не принимай пищу с грязными руками или ногтями.) Педагог: Прошу капитанов сесть за стол. Вам предлагается выпить компот с ягодами в соответствии с правилами этикета. (Нужно выпить из стакана компот, ягоды брать ложкой. Если в ягодах есть косточки, то ягоды следует есть ложкой, ложкой же косточки класть изо рта на тарелку.) Педагог: А теперь урок на тему правил вежливости: конкурс ситуаций. Каждой команде предлагается ситуация, в которой дети допустили ошибки. Нужно назвать эти ошибки и исправить их, сказав вежливую фразу. 1. Мальчик спросил прохожего: «Сколько времени?» (Извините, пожалуйста, Вы не скажете, который час?) 2. Вошла Наташа в школу. Видит, стоит учительница Светлана Петровна, а с ней другие учителя разговаривают. Наташа говорит: «Здравствуйте, Светлана Петровна. Какой у нас урок?» (Здравствуйте! Извините, Светлана Петровна, скажите, пожалуйста, какой у нас урок?) 3. У кассы в магазине мужчина просит пропустить его без очереди и говорит: «Эй, народ, очень тороплюсь!» (Граждане дорогие, разрешите мне без очереди пройти. Очень тороплюсь!) Педагог: А сейчас я приглашаю две команды родителей для участия в игре «Брейн-ринг». Команды соревнуются в правильном разрешении сложных ситуаций воспитания. Обсуждать ситуацию можно не более одной минуты. Отвечает команда, которая первой поднимет флажок. Если первая команда отвечает неправильно, то вторая может дать правильный ответ и тем самым заработать очко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс-технология как способ организации учебного процесса у обучающихся ОВЗ на уроках истории. Звягина С.В.

Слайд 2

Актуальность Традиционный урок Современный урок Знания 70 % Деятельность 30 % Вывод: учитель – носитель знаний Знания 30 % Деятельность 70 % Вывод: учитель – модератор процесса, тьютор Оптимальное соотношение знания/деятельности 50/50

Слайд 3

Кейс-технология Интерактивный метод обучения, основанный на решении конкретных проблемных ситуации

Слайд 4

Кейс -технология метод ситуационного анализа; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии;

Слайд 5

Принципы кейс-технологии Принцип индивидуального подхода Принцип свободы Принцип наглядности Принцип доступности материала

Слайд 6

Требования к кейсу 1. Актуальность 2. Соответствие учебной программе 3. Соответствие возрастных возможностей учащихся и заданий кейса 4. Иметь несколько вариантов решения

Слайд 7

Виды кейсов По способу представления информации Печатные Мультимедиа-кейс Видеокейс

Слайд 8

Виды кейсов По содержанию Практический -жизненные ситуации -тренинг поведения Обучающий -учебная ситуация -понимание типичных характеристик Научно-исследовательский Исследование проблемы, Создание модели решения

Слайд 9

Этапы работы над кейсом Знакомство с ситуацией, ее особенностями Выделение основной проблемы, знакомство с кейсом Работа над кейсом Презентация решений кейса, предложение одного или нескольких вариантов решения проблемы Рефлексия, обсуждение решений, оценивание деятельности

Слайд 10

Оценивание кейса Защита кейса Процесс работы над кейсом Качество выступления Ответы на вопросы

Слайд 11

Формируемые БУД 1. поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации); 2. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 3.строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); 4.слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах); 5.соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи; 6.оценивание результатов выполненной деятельности; 7.установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

Слайд 12

Практика применения кейс-технологии в старших классах «История России» Кейс «Что изучает наука история» ( 6 класс) Кейс «Киевская Русь» ( 7 класс) Кейс «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

Слайд 13

Результаты кейса

Слайд 14

Преимущества/недостатки кейс-технологии Преимущества: Работа с источником (первоисточником) Развитие метапредметных, личностных УУД Формирование креативного мышления Групповое обучение Недостатки: Технология требует много учебного времени; Групповое обучение Подходит в основном для уроков обобщения и систематизации материала

Слайд 15

Вывод Применение кейс-технологии в учебном процессе позволяет создать связь между жизнью и предметной областью



Предварительный просмотр:

Использование кейс - технологий на уроках истории.

                                       Учитель Звягина С.В.

Алгоритм урока с использованием кейс - технологии.

1. Подготовительный этап
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока
2. Ознакомительный этап
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации

  1. Введение в ситуацию
  2. Описание ситуации
  3. Информационный материал
  4. Глоссарий

3. Основной (аналитический) этап

  1. Вступительное слово учителя
  2. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)
  3. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков
  4. Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений
  5. Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений

4. Итоговый этап

  1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)
  2. Обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации
  3. Оценивание учителем учащихся

                                            Примеры кейсов.

Кейс 1. 7 класс. Тема урока «Крещение Руси». 
Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину...
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав».
(В.О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)
1. Какова причина создания приграничных укреплений?
2. В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите географическое положение Древней Руси.
3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?
4. Какова основная проблема данного кейса?
Кейс 2. 9 класс. Тема урока «Отечественная война 1812г». 
Военный совет в Филях.
Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем.
Генерал Л.Л. Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии - перед деревней Фили, центр - между селами Троицким и Волынским, левый фланг - перед селом Воробьеве. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение».
Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».
Генерал-лейтенант Л.Л. Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение - необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!»
Генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю на атаке неприятеля».
Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».
Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».
Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».
Генерал К.Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русский армии, разобщают войска.

Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».
Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».
Генерал К.Ф. Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».
Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».
Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И. Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».
В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».
Вопросы для обсуждения
1. Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной? Какую отстаивали бы вы?
2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов?
Дополнительно можно дать задание учащимся дополнить кейс или создать новый с использованием художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Кейс 3. Урок истории в 7 классе по теме «Правление царя Алексея Михайловича».
Данный кейс можно использовать на уроке либо как дополнение к домашнему заданию после изучения всей темы. Решая проблему кейса, учащиеся дают оценку роли личности царя Алексея и исторического периода. Влияние политики царя на дальнейшую судьбу России на пути становления самодержавия.
Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. (Платонов С.Ф. Царь Алексей Михайлович. Исторический сборник под редакцией В.В. Каллаша с. 103-132.)
Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».
Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.
Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.
Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его

царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.
Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабами

и крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».


1. Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек?
Справедливо ли его считали «тишайшим»?
2. Как царь относится к окружающим его людям?
3. Сравните систему государственного управления Руси при Алексее
Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая
система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному
усилению самодержавия в период его правлении?
4. Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве
соблюдение законов?
Определите проблему и дальнейшее развитие государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Использование кейс-технологий на уроках технологии

Методическая разработка поможет учителям технологии в работе на уроках...

Кейс-технология. Примеры кейсов по биологии для всех классов

Материал содержит комплект кейсов для курсов биологии во всех классах...

Кейс-технология (кейсы по физике)

Кейс-технология на уроках физики....