Форсайт - центр "Учитель будущего"
материал

Тарасова Татьяна Анатольевна

Форсайт - центр "Учитель будущего" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Подготовка обучающихся  к выполнению заданий, вызывающих особую сложность."

                                Тарасова Татьяна Анатольевна,

                                             учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №9 с УИОП» г. Нижневартовска

Цель мастер– класса:

- распространение опыта методической работы учителя;

- знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы;

- создание  условий для профессионального самосовершествования учителя.

Задачи мастер – класса :

- передача учителем – мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов учителя – мастера и приёмов решения поставленной программе мастер – класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса;

- оказание помощи участникам мастер – класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самооборазования и самосовершенствования.

Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

  Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди,  которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт по предмету ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы –русский язык и литература.

 Задача современной школы «учить ученика учиться» формообразуется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». В подростковом возрасте ведущая деятельность - это межличностное общение.  В своей педагогической деятельности делаю акцент на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а  добываются самими обучающимися в процессе общения.  На разных этапах урока  создаю  проблемные ситуацию, при помощи которых ученики индивидуально,  в общении обнаруживают противоречивость или недостаточность знаний, вызывающих особую сложность.

Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя  позиция - учитель-

помощник, учитель-партнёр.  Этим и определяется мой выбор стратегии и тактики учителя, подход к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.  Это правило,  прежде всего, касается личности  учителя.  По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь процедуру урока, особенности заданий, которые вызывают сложности у учащихся. Правильно подобранные образовательные технологии при конструировании уроков русского языка и литературы  помогают мне в обучении,  в работе с обучающимися по выполнению заданий, вызывающих особую сложность,  подготовке  к ГИА.

Больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов .

Итоговая аттестация выпускников 9-х  классов в форме ГИА играет важную роль как для ученика, так и для педагога образовательного учреждения. Успех итоговой аттестации в значительной степени определяется всем предыдущим периодом обучения и во многом зависит от его завершающего этапа, когда учебные достижения соотносятся с ожиданиями, интересами, склонностями, уточняются намерения и дальнейшие жизненные планы, оцениваются возможности ребенка.

Чтобы достичь хороших результатов, подготовку к итоговой аттестации веду с 5 класса, а непосредственно работу по подготовке к ГИА начинаю с 7класса. В сентябре месяце для учащихся 5-9  классов провожу диагностический тест, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка и выделить задания, вызывающие особую сложность у учеников. На основе данной работы выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, дополнительные занятия, но и выстроить предварительную индивидуальную образовательную траекторию учеников  с разным уровнем подготовки. Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого важно  развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, кластеров, рисунков, иллюстраций.  

 Для успешного усвоения знаний по русскому языку, подготовке обучающихся к выполнению заданий, вызывающих особую сложность  все мои ученики с 5 по 7 класс ведут "Тренинговую тетрадь №1"  с теоретическими сведениями в форме схем, таблиц  по разделам лингвистики, а с 7 класса - "Тренинговую тетрадь №2" по подготовке к  ГИА. Эти тетради помогают учащимся успешно готовиться и к ВПР.

При объяснении нового материала, заданий, вызывающих особую сложность, подготовке к ГИА  использую принцип «От простого к сложному», "От общего к частному." И "Тренинговые тетради" помогают в реализации этих задач. В них представлены созданные мною обобщающие таблицы по орфографии,  которые ученики активно используют в процессе обучения.

Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Обобщающие таблицы по орфографии, которые всегда  рядом, помогают ученикам на более качественном уровне усвоить орфограммы, вызывающие особую сложность,  способствуют повышению орфографической зоркости .

Традиционно вызывает трудности у учащихся тема "Правописание безударной гласной в корне слова". Для закрепления полученных знаний по этой теме предлагаю в течение 3 – 4 уроков разнообразные задания, направленные на формирование необходимых умений и навыков. Учащимся из группы «риска» разрешаю выполнять некоторые задания, опираясь на «Тренинговую тетрадь».

Мастер-класс по теме "Правописание чередующейся гласной в корне слова" в 5- 9классе и подготовке к ГИА с использованием тренинговой технологии  с опорой на схему-таблицу по теме  в "Тренинговой тетради".  Приложение №1.

Для профилактики орфографических ошибок, предлагаю выполнить упражнение «Найди лишнее»,  выполнить домашнее задание, которое погружает учащихся в тему «Правописание  чередующейся гласной в корне».         Приложение №1.

Мы уже неоднократно говорили о том, что правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи – это одно из самых сложных правил русского языка. Слишком много шагов в алгоритме применения этого правила. Надо и орфографию знать, и морфологию, и словообразование, и синтаксис. Да и исключений хоть отбавляй! Эта тема больше всего сложностей вызывает и у выпускников на ОГЭ и  ЕГЭ по русскому языку сообщили в пресс-службе Рособрнадзора со ссылкой на Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

Мастер-класс по теме "Н и НН в частях речи" в 6- 9классе и подготовке к ГИА с использованием тренинговой технологии  с опорой на схему-таблицу по теме в "Тренинговой тетради".      Приложение №2.

Привлечение учащихся к изложению тех или иных тем по русскому языку, умению строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на обобщающие таблицы по орфографии  в "Тренинговой тетради"  позволяет мне успешно  развивать у учащихся аналитические способности, стремление к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, к формулировке целей своей работы (что я должен уметь?). Материал ученикам даю не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде, для отработки навыков по выполнению заданий, вызывающих особую сложность.

Мастер-класс по теме "Словосочетание" в 5-9 классе и подготовке к ГИА с использованием тренинговой технологии  с опорой на схему-таблицу "Словосочетание"  в "Тренинговой тетради".        Приложение №3.

Тренинги, созданные мною по теме "Словосочетание" помогают в подготовке  обучающихся к выполнению заданий по теме на высоком уровне. У 97% учащиеся 7-х классов задание ОГЭ по теме "Словосочетание" не вызывает трудностей.

В своей работе на уроке и во внеурочное время я сочетаю творческие и традиционные техники,  виды деятельности,  которые способствуют повышению мотивации в изучении русского языка,  преодолению трудностей в выполнении заданий, вызывающих особую сложность.  Кейсовая технология одна из них.  Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Кейсовая технология способствует межличностному общению, созданию  атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, включенности  всех сфер личности ребенка и поддержанию  интереса и активности в течение всего занятия.    Видео.

Мастер-класс по теме «Слитные, раздельные, дефисные написания приставок» с использованием кейсовой технологии с опорой на схему-таблицу в "Тренинговой тетради".   Приложение №4

Содержание кейса:

  • Алгоритм работы с кейсом;
  • Актуальный, вызывающий интерес материал.
  • В материале контекст (не прямая информация, а дающая тему для разрешения проблемы)
  • Рекомендации по выполнению заданий;
  • Теоретический материал (“Тренинговая тетрадь”);
  • Лист контроля и оценки.

Цель этапа: Повторение изученного материала для «открытия  нового знания».

Осмысление.  Работа с информацией, выбор методов и приемов, которые  позволяют сохранить активность ученика, сделать его деятельность осмысленной.

 Учитель:

Ребята, переходим к работе по теме урока и к выполнению цели урока научиться  решать  экзаменационное  Задание №4. 

Перед вами жизненная ситуация, проблема. Вам нужно научиться решать конкретное задание, чтобы не возникло затруднений на экзамене как у Миши.  Справиться с  поставленной задачей нам поможет использование метода разбора информации.  Ведь задание- это и есть информация.

Организация работы с «Тренинговой тетрадью».

Задание. Откройте  «Т.Т.» на странице с Заданием №4.

Вопросы:   (Проекция на экране)

  1. Назовите тему задания №4.
  2. Какие виды приставок представлены в теоретической информации к заданию?
  3. Какие ключевые слова выделены к каждому виду приставок?
  4. Какое значение имеют эти ключевые слова для решения задания?

Работа с кейсом № 3         Практическая ситуация и ее решение.

Игра «Морской бой».        ( Проекция на экране)

1.Учитель: перед вами лежит кейс № 3, вам нужно решить практическую ситуацию. Это игра «Морской бой»,  результат  которой покажет, как вы усвоили тему  «Правописание приставок».

Содержание кейса №3.

Описание  ситуации.  

Перед вами практическая ситуация и вы должны ее решить. Для этого вы должны применить теоретическую информацию по теме «Правописание приставок».  Перед вами карточки и бланки ответов.   В завершенной работе будут закрашены ячейки, по тем ответам, которые выбрал учащийся.  Получение результата – фигура. Желаю успехов.

Погружение в практическую  ситуацию.

Решение  практической ситуации  игра «морской бой» Приложение № 4

Взаимооценка  (работа в  паре).

Подведение итогов.  

Лист контроля и учета знаний

Фамилия, имя ____________________________________________________

Критерии оценивания деятельности  обучающихся

Этапы    урока

  Оценка

  1.

   Кейс  №1.   Работа в группе.  (Взаимооценка)

   Анализ ситуации.

  Умение аргументировать, делать выводы.

  2.

   Кейс  №2.  Работа в группе.  (Самооценка)

   Анализ ситуации.

  Умение работать в коллективе и принимать решения.    

  3.

    Кейс №3    Индивидуальная работа.   

    ( Взаимооценка)

    Игра «Морской бой».  Практическая ситуация.

   1ошибка –  «5»

   3 ошибки – «4»

   5 ошибок -  «3»   

  4.

  Практическое решение  Задания №4 

   (Оценка учителя)

  Алгоритм решения.

  Фронтальная работа.

  5.

  Самостоятельная работа. Тест.  (Самооценка)

   11-12б.  «5»                                6-8б.       «3»

    9-10б.    «4»                               0-5б.        «2»

 

   

  Итоговая оценка.    (Средний балл)

 

  Организационные умения и навыки

   Соблюдение регламента

   Активность

 

   Соблюдение правил ведения дискуссии.

   Участники должны:

  • корректно задавать  вопросы и  высказываться;
  • не перебивать выступающих;
  • задавать вопросы и делать комментарии только после        окончания выступления группы.

      Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении, успешно, в творческой обстановке, готовить  обучающихся к выполнению заданий, вызывающих особую сложность.  

    Я убеждена, что хороших результатов в подготовке  обучающихся к экзамену ОГЭ по русскому языку, выполнению заданий, вызывающих особую сложность можно добиться только в том случае, если работать над этим в течение всего периода обучения в школе, применяя различные педагогические технологии, делая  акцент на системно-деятельностном  подходе, при котором  ведущей деятельностью будет  межличностное общение.

    Мною представлена только часть той работы, которая ведется в этом направлении. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самими учащимися, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов.

Спасибо за внимание.

Список литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2012.
  5. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016-2019 г. по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  6.  Авторские материалы Северян Т.В.
  7.  https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/otvetyktestampotemam.html  Видеотьютор по русскому языку.

Приложение №1  Мастер-класс по теме "Правописание безударной гласной в корне слова".

В урок русского языка включаю блок «Повторим правописание корней»

Цель работы: обобщить и систематизировать знания учеников о правописании корней; выявить и ликвидировать пробелы в знаниях.

1. Повторение теоретических сведений, работа в»Тренинговых тетрадях».

Ученики делятся на группы и получают задание:

Опираясь на таблицу «Правописание безударной гласной в корне»

1 группа:

- рассказать о правописании безударных гласных в корне; о полногласных и неполногласных сочетаниях;

- назвать условия выбора написания гласной в корне;

- привести примеры.

2 группа:

- рассказать о чередовании гласных в корне, правописание зависит от ударения;

- назвать условия выбора написания гласной в корне;

- привести примеры.

3 группа:

рассказать о чередовании гласных в корне, правописание зависит от суффикса А;

- назвать условия выбора написания гласной в корне;

- привести примеры.

4 группа:

рассказать о чередовании гласных в корне, правописание зависит от лексического значения;

- назвать условия выбора написания гласной в корне;

- привести примеры.

5 группа:

рассказать о чередовании гласных в корне, правописание зависит от согласной на конце корня;

- назвать условия выбора написания гласной в корне;

- привести примеры.

2. Цифровой диктант

Распределить слова, записав их номера:

1и 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения;

3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня;

4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А;

5 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня.

Обратите внимание: правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.

  1. предлагать 
  2. выбирать 
  3. заперли 
  4. намочил 
  5. заскочить 
  6. блестит 
  7. загорелся 
  8. растение 
  9. прикосновение 
  10. сложение 
  11. сотворение 
  12. расстилается 
  13. вычитать 
  14. подровнять 
  15. непромокаемый 
  16. наклонился 
  17. касание 
  18. выросли 
  19. умирать 
  20. обмакнуть 
  21. сдерёт 
  22. скакать 
  23. протирать 
  24. заря 
  25. выращенный 
  26. сплавлять 
  27. выжег 
  28. сравнять 

1 группа -7, 11, 16, 24, 28
     2 группа -1, 5, 8, 10, 18, 22, 25
     3 группа -1, 2, 3, 6, 9, 10, 12, 13, 17, 19, 21, 23, 27

4 группа -4, 14, 15, 20, 28

Напоминаю ученикам об ошибках при выполнении задания.

Ошибка1. Неправильное вычленение морфемы (то есть части слова). 
Например, в слове ЗАРУБИТЬ нет корня с чередованием -ЗАР-, как может показаться на первый взгляд. Если проанализировать происхождение данного слова, выяснится, что в нём есть приставка ЗА- и корень -РУБ-. Или в слове РОСКОШНЫЙ корень не -РОС-, а -РОСКОШ-.

Ошибка 2. Часто путают корни с чередующимися гласными с одинаково звучащими корнями с безударными гласными. Например, в словах ОРОСИТЬ и ВЫРОС один и тот же корень -РОС-. Но в первом слове это корень с безударной гласной, проверяемой ударением (ОРОСИТЬ - от слова рОсы), а во втором слове правописание гласной О зависит от согласной С, на которую оканчивается этот корень, т.е. здесь корень с чередующейся гласной.

Для профилактики указанных ошибок, предлагаю выполнить упражнение 

«Найди лишнее»,  выполнить домашнее задание, которое погружает учащихся в тему «Правописание  чередующейся гласной в корне».        

3. «Найди лишнее»:

а) заря, зарядка, озарять, озарение
б) подгореть, выгорел, гора, сгорание
в) творог, творить, сотворение, творительный
г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой
д) макать, макет, обмакнуть
е) растение, растереть, возраст, расти
ж) умирать, замирать, помирить

Ответы к упражнению «Найди лишнее»

а) лишнее - зарядка, т.к. в этом слове корень -ряд-, а в остальных -зар-;
б) лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
в) лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор-;
г) лишнее - косой, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
д) лишнее - макет, т.к. в нём корень всё слово, а в остальных -мак-;
е) лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-;
ж) лишнее - помирить, т.к. у него корень -мир- с проверяемой безударной гласной И, а в остальных - корень с чередующейся гласной И.

4. Задание на дом:

1) выучить блок «Правописание чередующейся гласной в корне слова" в "Тренинговой тетради»;  

2) подготовить лингвистическое высказывание по теме (объяснить условия выбора орфограмм);    

3)  составить словарный диктант, по 2,3 слова  на каждое правило: "зависит от суффикса -а-, буквы";

4) выделить орфограммы в словах.

Приложение №2   Мастер-класс по теме "Н и НН в частях речи".

В урок русского языка включаю блок «Н и НН в частях речи»

Цель работы: - обобщить и систематизировать знания учеников о правописании Н и НН в частях речи ;

- выявить и ликвидировать пробелы в знаниях;

- вести подготовку обучающихся  к выполнению заданий, вызывающих особую сложность по теме.

1. Повторение теоретических сведений, работа в»Тренинговых тетрадях».

Лингвистическая игра "Путешествие ".

Ученики делятся на группы и на станциях получают задание:

- опираясь на таблицу «Н и НН в частях речи» в "Тренинговой тетради", построить линвистическое высказывание по теме;

 -  записать примеры по теме в тетрадь;

 -  выделить орфограмму.

Станция- старт.   1-6 группы

Задание:

- подумать, обсудить, принять решение и составить таблицу для  "Распределительного диктанта" по теме "Н и НН в частях речи", в которую вы будете записывать примеры по теме на каждой станции.

1станция  "Отыменные прилагательные". 

Задание:

- рассказать о правописании Н в отыменных прилагательных;

- назвать условия выбора написания Н в суффиксе;

- привести примеры.

2 станция  "Отыменные прилагательные".   

Задание:

- рассказать о правописании НН в отыменных прилагательных;

- назвать условия выбора написания НН в суффиксе;

- привести примеры.

3  станция  "Отглагольные  прилагательные".

Задание:

 - рассказать о правописании Н в отглагольных  прилагательных;

- назвать условия выбора написания Н в суффиксе;

- привести примеры.

4 станция  " Краткие причастия ".

Задание:

- рассказать о правописании Н в кратких причастиях;

- назвать условия выбора написания Н в суффиксе;

- назвать условия определения кратких прилагательных и причастий и правописания в них Н НН;

- привести примеры.

5 станция  " Причастия с НН".

Задание:

- рассказать о правописании НН в причастиях;

- назвать условия выбора написания НН в суффиксе;

- привести примеры.

5 станция  " Наречия".

Задание:

- рассказать о правописании Н и НН  в наречиях;

- назвать условия выбора написания Н и НН в суффиксе;

- привести примеры.

2. Задание на соответствие

1. Найдите соответствия

а) революцио(н,нн)ая песня 1) является исключением

б) маши(н,нн)ое масло 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

в) лебеди(н,нн)ая песня 3) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

г) стекля(н,нн)ая дверь 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) песча(н,нн)ая буря 1) является исключением

б) тума(н,нн)ое утро 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ан-

в) ветре(н,нн)ый день 3) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

г) клюкве(н,нн)ый морс 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) деревя(н,нн)ый пол 1) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

б) тыкве(н,нн)ая каша 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ян-

в) ками(н,нн)ый зал 3) является исключением

г) полотня(н,нн)ый костюм 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) кури(н,нн)ое яйцо 1) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

б) оловя(н,нн)ая ложка 2) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

в) со(н,нн)ый мальчик 3) является исключением

г) экзаменацио(н,нн)ый вопрос 4) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

3.Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с помощью суффиксов, о которых мы узнали, и запишите в 2 столбика, где, на ваш взгляд, надо Н или НН:

Получившаяся запись:

(Листва) лес лиственный лес

(тополь) пух тополиный пух

(лекция) зал лекционный зал

(дерево) посуда деревянная посуда

(серебро) ложка серебряная ложка

(ветер) день ветреный день

(дерево) посуда деревянная посуда

(ураган) ветер ураганный ветер

(кожа) перчатки кожаные перчатки

4. Задание «Найди четвертое лишнее»

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый;

г) мыши..ый, маши..ый, стари..ый, мали..ый;

д) серебря..ый, торфя..ой, оловя..ый, платя..ой.

Игра “Угадай шифр” .

Укажите количество букв Н (1 ,2)

Стекля..ый, серебря..ый, песча..ый, глиня..ый.

Гуси..ый, были..ый, имени..ый, соколи..ый.

Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый.

Мужестве..ый, ветре..ый, обеде..ый, проветре..ый.

Ключ:

2-1-1-1

1-2-2-1

2-2-2-1

2-1-2-2

Приложение №3        Мастер-класс по теме "Словосочетание"

В урок русского языка включаю блок «"Словосочетание"

Цель работы: - обобщить и систематизировать знания учеников по теме "Словосочетание"

- выявить и ликвидировать пробелы в знаниях;

- вести подготовку обучающихся  к выполнению заданий ОГЭ, вызывающих особую сложность по теме.

1. Путешествие по конспекту по теме"Словосочетание "5 класс.

2. Работа с конспектом в "Тренинговой тетради" №2 по теме "Способы связи слов в словосочетании.

3. Задание 1. Заменить данные словосочетания, построенные на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

с предлогом:

 1. бессонная ночь –

 2. подземный переход –

 3. алгебраическая задача –

 4. школьный портфель -

 5. плюшевый медвежонок -

 6. приморский парк -

 7. клетчатый шарф –

без предлога:

 1. полковое знамя –

 2. солнечная энергия –

 3. лесной запах –

 4. учительский стол -

 5. конское ржание -

Задание 2. Заменить данные словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

 (то есть делаем всё наоборот)

 1. каша из гречки –

 2. снаряд для спортсменов –

 3. тропинка в гору -

 4. человек без совести -

 5. вопрос по литературе -

 6. гостиница при вокзале -

 7. костюм в полоску –

 8. кусты сирени –

 9. совет отца –

 10. ком снега –

 11. судьба матери –

 12.занятия музыкой –

 13.собака с гладкой шерстью -

 14.ружьё с двумя стволами -

 15.парень с рыжими волосами -

 16.особняк в три этажа -

 17.девушка двадцати лет -

Задание 3. Заменить данные словосочетания, построенные на основе подчинительной связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление.

 1. жалостно посмотрел –

 2. смело спрыгнул –

 3. устало шагал –

 4. осторожно слез –

 5. спокойно делал –

 6. беззаботно жил -

 7. бесшумно едет -

 8. бесстрашно бросился –

 9. бездушно пел –

Задание 4. Заменить данные словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связьюпримыкание.

 (делаем наоборот).

 1. говорил с тревогой –

 2. ждал с напряжением –

 3. охранял с заботой –

 4. глядел со смущением –

 5. уезжал со спокойствием -

 6. отзывался с гордостью –

 7. сделал с аккуратностью –

 8. плакал без звука -

 9. поступил без жалости -

Приложение №4 «Слитные, раздельные, дефисные написания приставок»

Работа с кейсом № 3         Практическая ситуация и ее решение.

Игра «Морской бой».        ( Проекция на экране)

1.Учитель: перед вами лежит кейс № 3, вам нужно решить практическую ситуацию. Это игра «Морской бой»,  результат  которой покажет , как вы усвоили тему    «Правописание приставок».

Содержание кейса №3.

Описание  ситуации.  

Перед вами практическая ситуация и вы должны ее решить. Для этого вы должны применить теоретическую информацию по теме «Правописание приставок».  Перед вами карточки и бланки ответов.   В завершенной работе будут закрашены ячейки, по тем ответам, которые выбрал учащийся.  Получение результата – фигура. Желаю успехов.

Карточка «Морской бой»        

Фамилия, имя ________________________________________

                Выберите правильный вид         В-1

приставки

стр

Приставки

неизмен.

на з и с

отрицат.

мест.нар.

пре, при

1

приносить

1

 отдать

2

никого

2

расписать

2

сделать

2

приморский

3

раздумывал

3

раздать

4

подписать

4

негде

5

зашел

5

испытывал

6

прилетел

6

никакой

6

раздать

6

составили

7

не с кем

7

никогда

8

прописать

8

известить

 Карточка «Морской бой»

 Фамилия, имя _________________________________________

                 Выберите правильный вид                В-2

приставки

стр

Приставка

неизмен.

на з и с

отрицат.

мест.нар.

пре, при

1

рассвет

1

прибежал

2

подписал

2

безлюдный

2

осмотр

2

премилый

3

известие

3

некому

4

приусадебный

4

забрал

5

просмотрел

5

избежать

6

нигде

6

присел

6

просмотреть

6

отдать

7

некому

7

предобрый

8

расценит

8

никакой

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

Взаимооценка:  

ВЗАИМООЦЕНКА

Вариант  № 1                                                             Вариант № 2

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

                                                                     

               

Тарасова Татьяна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском форсайт-центре об имиджевой политике школы 2021 год

В данном выступлении рассматриваются критерии имиджевой политики школы...

методическое пособие "Профориентационная форсайт-игра «КАЧЕЛИ ВРЕМЕНИ"

Данное методическое пособие представляет собой сценарий форсайт-игры по профориентации учащихся старших классов и приложения к сценарию. В основу игровой программы легли материалы Атласа будущих профе...

Форсайт технология

Среди общепринятых и используемых методов обучения и воспитания, в последние несколько лет активно развивается форсайт-технология. Сама технология предполагает создание образа будущего через различные...

Приказ об участие в заседании форсайт - центра

Заседание форсайт- центра «Учитель будущего (Предметная область «Иностранные языки»)» Тема выступления: «Что общего у снеговика и воздушного шара? Как получить 7ку з...

Приказ об участии в форсайт центре по иностранным языкам.

Секционное заседание форсайт центра "Иностранные языки" по теме "Актуальные вопросы преподавания ИЯ в школе в современных условиях"...

Состав Совета Форсайт-центра «Учитель будущего: Физическая культура» на 2020-2021 учебный год

Состав Совета Форсайт-центра «Учитель будущего: Физическая культура» на 2020-2021 учебный год...