Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
рабочая программа

Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 
муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Сафоново Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______/Н.М.Гулева

Протокол № ___

от «__   »_______2016г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МБОУ «СОШ №6»

               _______/Е.И.Островская

«__   »________2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_______/О.И.Мараева      

Приказ № ___

от  «__  »______2016г.


 


 


 


Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей.


 

Разработчик программы:

Ефимова Е.В

учитель химии

высшей квалификационной категории


 


г Сафоново

2016.г

 

Содержание

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ.

  1. Основные понятия одаренности;

Формы выявления одаренных детей;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми;

Формы работы с одаренными учащимися;

Способы реализации научно-методической разработки.

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми

Практическая часть

3.Рабочая программа кружка «Занимательная химия» 8класс

4..Заключение

5..Список литературы


 


 


 

Паспорт программы

Наименование

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочной деятельности и на уроках химии

Разработчик программы

Учитель высшей категории Ефимова Е.В

Этапы реализации программы

диагностико- прогностический

деятельностный

констатирующий).

Цель программы

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей; создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей

Задачи программы

разработка инструментария выявления одарённых и талантливых детей создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;

создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных и талантливых детей;

внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

создание портфолио одарённых и талантливых детей.

Принципы педагогической деятельности

принцип личностно-ориентированного подхода;

максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Формы работы одарённых и талантливых детей во внеурочной деятельности

олимпиады;

конкурсы различных уровней (школьный, городской, областной, всероссийский);

научно-практические конференции различного уровня.

традиционные школьные мероприятия (декада наук естественного направления);

экскурсии.

Формы работы одарённых и талантливых детей в урочное время

урок обобщения и систематизации знаний (обучающиеся в роли консультантов);

урок-семинар (выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений);

урок-зачёт (обучающиеся в роли экспертов);

урок-практикум (работа с реактивами);

урок-игра (составление кроссвордов, ребусов, викторин, дидактических игр, составление и организация ролевых игр);

урок-дискуссия (круглый стол) - дискуссия по различным темам научного характера.

Работа с родителями

Анкетирование.

Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных и талантливых детей:

2.1. Лектории:

Одаренность как сложное явление;

Личностные и возрастные особенности одаренных детей.

2.2. Родительские собрания:

Способности и одарённость. Проблема диагностики и развития способностей;

Семейный микроклимат в повышении образовательного уровня ребенка.

Организационные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:

участие родителей к подготовке мероприятий различного направления;

организация экскурсий, классно-семейных проектов.

Предполагаемые результаты

Функционирование системы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Творческая самореализация одарённых и талантливых детей..

Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых и талантливых детей с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

                                                                     Введение

Концепция программы

В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих способностей одарённых детей. Эта задача является одной из составляющих приоритетного национального проекта «Образование».

     Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми разработана на основе программы развития школы на период с 2016-2020 гг.

          Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования.

Данные научных исследований свидетельствуют о необходимости особого подхода к обучению и воспитанию одаренных детей и подростков, который, с одной стороны, обеспечивал бы их самореализацию в учебной деятельности, с другой - создавал бы условия для адаптации в современном мире.

Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности.
      Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Новизна данной программы состоит в том, что:

- в основу учебно-тематического планирования положен принцип ускорения;

- она является практико-ориентированной;

- применяются инновационные образовательные технологии.

Цель:

- выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.

Задачи:

  1. выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно   химии;
  2. создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии);
  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 Планируемые результаты:

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  • умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  • умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности.

Предметными результатами освоения программы являются:

1 В познавательной сфере:

- Давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая рештка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотрность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, элктролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

-Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык и язык химии;

- Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- Классифицировать изученные объекты и явления;

-Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

-Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-Структурировать изученный материал и химическую информацию,полученную из других источников;

-Моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов, строение простейших молекул.

2.  В ценностно-ориентационной сфере:

-Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3 В трудовой сфере:

Проводить химический эксперимент.

4.  В сфере безопасности жизнедеятельности:

-Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,

связанных с веществами и лабораторным оборудование

Личностными результатами освоения программы являются:

1. личностное развитие детей;

2.адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

3.повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

4.повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;

5.удовлетворенность детей своей деятельностью;

6. совершенствование исследовательских навыков детей;

7. интеллектуальное и творческое обогащение детей;

8. опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;

9.умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;

Методическое обеспечение:

-обеспечить научно-методическую поддержку  талантливых детей;

-организовать работу кружков естественно - научного направления, разработать соответствующие учебные программы;

-разработать темы исследовательских проектов по химии.

Портфолио детских достижений.


       В результате работы по данной программе дети создают отчеты по проектам, принимают участие в олимпиадах по химии различного уровня, принимают участие в конкурсах электронных пособий по предмету. Программой предусмотрена работа с Портфолио, как банком детских достижений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ.

Основные понятия одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность —высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Виды одаренности

       В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности. Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности;
  • форма проявлений;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • особенности возрастного развития.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Признаки, отличающие одаренных учеников

 — у одаренного ребенка отличная память, способность классифицировать информацию .

— имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
— имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

— обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
— испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
— умеют пользоваться накопленными знаниями;

— имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

— проблемность, она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

— оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
— как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
— настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
— благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
— умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
— некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
 
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
— Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
— Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Психолого-педагогические диагностики:

методика Н.П. Капустиной «Определение уровня воспитанности обучающихся», тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра, тесты Торренса.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Применение междисциплинарного подхода;
  • Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  • Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  • Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  • Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  • Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
  • Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
  • Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
  • Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
  • Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Формы работы с одаренными учащимися:
·   групповые занятия с одаренными учащимися;
·   факультативы;
·    конкурсы;
·    курсы по выбору, элективные курсы;
·    участие в олимпиадах;
·     работа по индивидуальным планам;
·    занятия в профильных классах
·    интеллектуальные марафоны и др.

Взаимодействие с семьёй.

      Работа школы с родителями должна строиться на основе налаженной связи:  «учитель - ученик - родители». При организации работы с одарёнными детьми следует:

  • понимать  одаренность   как   сложное   явление   в   психофизическом,   интеллектуальном   и социальном развитии личности учащегося;      
  • создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;
  • оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Способы реализации научно-методической разработки:

1) Разработать для каждого учащегося или группы учащихся план работы по развитию способностей.

2) Расширить работу в форме индивидуального или коллективного исследования (научно-практические работы или проекты).

3) Участие в различных конкурсах, олимпиадах в школе и за её пределами.

4) Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

       

 Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

         В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей.     Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно.

          Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

                Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Основные направления в работе с одарёнными детьми: исследовательская и  проектная деятельность; спецкурсы; подготовка учащихся к олимпиадам.
 
Результаты стартовой и итоговой диагностики:

Уч.год/

класс

2016-17 уч. год

2017-18 уч. год

2018-19 уч. год

диагностика

способностей:

первичная

итоговая

первичная

итоговая

первичная

итоговая

к научной (интеллектуальной) деятельности

В-15%

С-62%

Н-23%

В-19%

С-66%

Н-15%

В-19%

С-66%

Н-15%

В-26%

С-62%

Н-12%

В-25%

С-65%

Н-10%

В-30%

С-65%

Н-5%

к творческой деятельности

В-12%

 С-69%

 Н-19%

В-15%

С-70%

Н-15%

В-15%

С-70%

Н-15%

В-19%

С-69%

Н-12%

В-20%

С-70%

Н-10%

В-25%

С-70%

Н-5%

Практическая часть

              Рабочая программа кружка «Занимательная химия» 8класс

 Рабочая программа кружка «Занимательная химия» разработана в соответствии с

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)

-с учётом программы по учебному предмету «Химия» 8 класс (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Н.Н.Гара –М.: Просвещение 2013)

Программа рассчитана на 35 часов – 1 час неделю в 8 классе .Программа имеет практико- ориентированное, социальное направление.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих использовать их в процессе изучения химии и в быту.

В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:

увеличение занятости детей в свободное время;

организация полноценного досуга;

развитие личности в школьном возрасте.

Виды деятельности:

занимательные опыты и эксперименты по разным разделам химии;

применение ИКТ;

занимательные экскурсии в область истории химии;

применение химии в практической жизни;

проектирование и моделирование.

Формы организации занятий кружка:

КТД.,

Исследовательские проекты.,

Ролевые и деловые игры.,

Дебаты, беседы.

2.Тематическое планирование кружка «Занимательная химия»

8класс 1 час в неделю (всего 35часов)

Содержание курса кружка «Занимательная химия»

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение (1 час)

Формировать знания о химии, ее задачах, основных понятиях.

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Основные этапы в истории развития химии.

Важнейшие химические понятия. (6 часов)

Валентность переменная постоянная. Степень окисления

Определять валентности атомов в бинарных соединениях

Физические явления. Химические явления (химическая реакция).

Наблюдать химические и физические превращения

Практическая работа «Примеры физических и химических явлений»

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента

Относительная молекулярная масса.

Рассчитывать относительную молекулярную массу

Составление химической формулы по валентности

Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности

Нахождение степени окисления каждого элемента в веществе.

Находить степени окисления по формуле

Количество вещества. (5 часов)

Количество вещества

Сформировать понятия «количество вещества»

Молярная масса

Рассчитывать молярные массы по формулам

Молярный объем

Решать задачи с понятием «молярный объем»

Решение расчетных задач

Решать задачи на количественные отношения

Решение расчетных задач

Решать задачи на количественные отношения

Уравнения химических реакций. (6 часов)

Закон сохранения массы вещества

Рассчитывать массы веществ по уравнениям реакций

Химические реакции, уравнения

Составлять уравнения проведенных реакций

Типы химических реакций

Классифицировать изучаемые реакции по схемам

Расчеты по химическим уравнениям.

Проводить расчеты по уравнениям реакций

Решение расчетных задач по химическим уравнениям.

Проводить расчеты по уравнениям реакций

Решение расчетных задач по химическим уравнениям.

Проводить расчеты по уравнениям реакций

Химическая кинетика и химическое равновесие. (6 часов)

Скорость химических реакций

Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции

Закон действующих масс

Наблюдать и описывать химические реакции

Обратимые и необратимые химические процессы.

Характеризовать направления протекания реакции

Химическое равновесие

Делать умозаключения о протекании реакции

Факторы, вызывающие смещение равновесия.

Применять принцип Ле-Шателье

Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.

Проводить расчеты по термохимическим уравнениям

Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД. (9 ч)

Теория электролитической диссоциации

Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация»

Ионные уравнения

Составлять уравнения в ионном виде

оксиды классификация, номенклатура, свойства

Классифицировать оксиды и описывать их свойства

основания классификация, свойства

Классифицировать основания и описывать их свойства

кислоты классификация

Классифицировать кислоты и описывать их свойства

соли классификация, номенклатура, свойства

Классифицировать соли и описывать их свойства

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Характеризовать генетическую связь между классами неорганических соединений

П\Р «Решение экспериментальных задач».

Наблюдать и самостоятельно проводить опыты

Решение расчетных задач.

Проводить расчеты

Итоговое занятие. (2 часа)

Литература и средства обучения

Основная и дополнительная учебная литература

1. Володина М.А. – Сборник конкурсных задач по химии с решениями. – М.: МГУ, 2010

2. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. - М.: Дрофа, 2012

3. Габриелян О.С. – Методическое пособие для 8 класса. – М.: Дрофа, 2012

4. Габриелян О.С. – Изучаем химию в 8 классе. – М.: Блик плюс, 2010

5. Оганесян Э.Т. – Руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2010

6. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриеля О.С.)

7. Рунов Н.Н. Школьный справочник по химии. – Я.: Академия развития, 2012

8. Рябов М.А. – Тесты по химии (к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8 класс»). – М.: Экзамен, 2013

9. Суворовцева Р.П. Из опыта преподавания неорганической химии в средней школе. – М.: Просвещение, 2010

10.Хомченко И.Г. – Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Новая волна, 2002

11. Цитович И.К. – Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 2008

12. Сборник нормативных документов. Химия - М.: Дрофа, 2010

1314. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики  в 6 классах средней школы. – М.: Просвещение, 2006

15. Юный химик 145 опытов с веществами. Жилин Д.М.2009 ООО «Научные развлечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны

Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся.

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....