Оценка деятельности учащихся на уроке
статья

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Виды оценивания деятельности учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_deyatelnosi_uchashchihsya_na_uroke.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Описание разработки системы оценки качества обучения.

Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить обратную связь учащихся. Процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям, можно назвать формирующей, развивающей, нацеленной на определение индивидуальных достижений каждого учащегося, не предполагающей сравнения результатов. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в знаниях учащихся с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Отметка складывается из результатов оценивания знаний, умений учащихся по следующим критериям: объема учебного материала, понимания этого материала, старательности учеников во время работы над материалом, оформления письменной работы. При такой работе оценивание происходит по 10-балльной системе. Например, если все критерии соблюдены, то, естественно, ставится высший балл. Учитывается старательность и самостоятельность. Бывает часто, что недобросовестные ученики списывают с готового решебника. В этом случае использую оценочный лист, в котором учащийся самостоятельно оценивает себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.

Если ученик старается, а результаты показывает низкие, то отметкой фиксирую результат, а оценкой старательность, показывая, что его усилия замечены и оценены по достоинству (нужное слово, похвала, смайлик). Учитываю также оформление тетради, при этом результаты работы оцениваю отметкой, а оформление оценкой. Правильность выполнения задания входит в объем. Если задание выполнено неправильно, то нет полного объема .У меня нет категоричности в выставлении оценки, при личностно -ориентированном подходе главным является стимулирование учащихся, когда к доске выходят работать 3-4 учащихся одновременно, затем меняется следующая группа и т. д., при этом в журнал выставляются только отметки «3»,4»,5», а «2» не выставляется. На этапе закрепления в конце отвожу 5-8 минут на выполнение срезовой работы (если учащиеся усвоили тему, или на изучение темы был отведен 1 час). Если я вижу , что учащиеся усвоили тему, то срезовая работа проводится на следующем уроке. С теми, кто срезовую работу выполнил на «2» или не смог выполнить, работаю на консультативных занятиях. После изучения каждого раздела (блока) темы провожу анализ срезовых работ, зачеты по основным орфограммам , даю разноуровневые задания на базовом (ч.1 и 2) и повышенном уровнях (ч.3). Основным требованием оценивания является быстрое осуществление обратной связи, на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по ключевым знаниям учебного материала. Принцип стопроцентной обратной связи стимулирует ученика готовиться к каждому уроку. Лучшему усвоению помогают схемы, таблицы, которые я применяю. Для решения этой проблемы применяю различные педтехнологии: тест с обратной связью, тесты с закрытыми вопросами, оценивание другими учащимися, самооценки; «Разберем диктант, сочинение»; «Отгадай, о ком говорим», которые помогают осуществить быструю обратную связь. Диагностирую только тщательно изученный и повторенный в классе и дома материал. Цель контроля - определить уровень усвоения материала, ответ должен быть один. До проверки задания составляю образец правильных ответов на тесты, задания, вопросы. При оценке стараюсь выставить высшую из 2 оценок с учетом гуманизации, т. к.оценка должна вселять уверенность в ученика. Также применяю отсроченную обратную связь. Проверяю и возвращаю учащимся их работы с оценками, разъясняю правильные ответы на все вопросы учащихся, хорошо справившихся с заданием. Они зачитывают свои ответы вслух. Такой прием позволяет учащимся увидеть свои ошибки и содействует усвоению учебного материала. Опрос тогда хороший, когда он стимулирует учащихся к изменению своего стиля занятий. Для этой цели провожу еженедельно текущий контроль успеваемости. На уроках литературы мною применяется более щадящая оценка знаний и умений учащихся. Для постоянного текущего контроля я применяю накопительную систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов. Я засчитываю любую форму работы: выразительное чтение, составление вопросов, ответ правила, устное монологическое высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла. Это особенно удобно при изучении творчества поэтов. Более слабым ученикам даются задания по поиску и созданию собственных презентаций при изучении творчества писателей и поэтов, созданию фоно- и кинотеки. Нужно отметить, что критериальность – еще один принцип оценивания. Так , например создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям:

1.Эстетичность оформления-5 баллов.

2.Соответствие цитатного материала и иллюстративного-5 баллов.

3.Количество слайдов-5 баллов.

Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности, конкретики. На данный момент у нас с учащимися отдельные критерии получаются нечеткими, неконкретными. Таким образом, современные формы и методы обучения, требования, предъявляемые к предметным, метапредметным, личностным результатам обучения требуют нестандартных форм оценивания. Хотя ,по-моему, всё, что происходит на уроке и касается личности растущего человека, не укладывается в жёсткие рамки критериев. Иногда во время урока порой самый скромный ученик может найти такой яркий образ или дать настолько необычный и глубокий ответ, что я ставлю высшую оценку. Порой за довольно лаконичный ответ самого слабого ученика ставлю оценку авансом как поощрение. А если класс начинает кому-то аплодировать за ответ, это ли не ситуация успеха? «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется», - такой плакат висел в кабинете А.Эйнштейна. Удачной формой оценивания является проект как вид творческой работы учащихся. Так, в 5-6 кл. на уроках литературы был реализован проект «Уроки доброты» по изученным произведениям.

Методы и формы оценивания (перечислить): Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль ,традиционная отметка, тестирование.

Использование методики «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Форма проведения методики достаточно простая. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материала?

Использование подобных отчетов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно. Данная методика позволяет ученику:

тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;

задать существенные для него вопросы;

проанализировать собственные знания и процесс учения.

Если недельные отчеты хорошо организованны, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания. Возможно, наиболее существенным ограничением для использования этой оценочной техники является то, что ученики должны серьезно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.

Методика «Составление тестов» - универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной школе, так и в работе со старшими учащимися. Её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными.

Вопросы для тестов должны быть на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Можно к вопросу подобрать три-четыре ответа, можно составить простые вопросы, которые будут иметь два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет».

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Затем можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учащимися.

Используя методику самостоятельного составления теста, удается:

Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счет новизны работы и новой роли в учебном процессе.

Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.

Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.

Анкетировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создавать ситуацию успеха для большинства учеников.

Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.

К оценочным инструментам, развивающим рефлексию ученика и дающим важную информацию учителю, помимо недельных отчетов и составления тестов, относятся опросники самодиагностики.

Использование опросников самодиагностики позволяет учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив данные сведения, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность и интерес ученика. Подобные методики надо отнести к мотивационно ориентированным оценочным инструментам, она позволяет оценить, насколько ученик погружен в содержание учебного предмета.

Методики самодиагностики могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

В зависимости от содержания вопросов учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет учителю выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.

Опросники можно легко адаптировать к разным предметам и использовать в любом классе основной и старшей школы. Применение данных опросников можно начинать и раньше, поскольку работа не требует от учеников в каких-либо особых умений, скорее, развивает способность отдавать себе отчет в достижениях и выявлять пробелы и затруднения, опираясь на четко сформулированную диагностическую задачу.

Для того, чтобы работа с опросниками была эффективной, их надо использовать не только с целью контроля, но, главным образом, для того, чтобы ученики определили, с чем им нужно дополнительно поработать, в чем разобраться и что закрепить. Поэтому проводить работу с опросниками надо хотя бы за неделю до проверочной или контрольной работы. Процедура самодиагностики должна проводиться регулярно, чтобы самостоятельная коррекция и тренировка вошли у учеников в привычку.

Методика «Карта понятий» опирается на критериальное оценивание. Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

«Карта понятий» представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.

Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников.

Общие критерии оценки «Карты понятий» для карт любого предметного содержания могут быть следующими:

полнота карты или количество включенных в неё правильных понятий;

установленные и точно прописанные связи;

установление связей не между ближайшими, а отдаленными в теме и пространстве карты понятий;

связь понятий с жизненными примерами.

Очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.

Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем.

Оценочный лист служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.

Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный классный и рабочий журнал учителя. В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки. При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течение семи дней с момента их оглашения учителем. В классный журнал учитель вносит результаты основных видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников по математике.

В тетрадях приклеиваем листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.

Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Предметные

Я могу…

Я умею…

У меня получается…

Я понимаю…

Я знаю…

Я выполняю…

Я способен…

Я склонен…

Я придерживаюсь…

Я соблюдаю…

Я применяю…

Я использую…

Я стремлюсь…

Я стараюсь…

Инновационная деятельность учителя

Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», я стараюсь выявлять всех, кто интересуется различными областями науки , помогаю наиболее полно раскрыть свои способности. , как учитель, стремлюсь понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, учитываю возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, опираюсь на сильные стороны каждого ученика , стараюсь максимально развить способности каждого ученика, его самостоятельность и способность к самоорганизации, реализации творческих способностей, вооружить методологией творческой деятельности. В работе с одаренными детьми опираюсь на три компонента: интеллект, креативность и духовность. Новая личностная парадигма образования ориентирует на то, чтобы развивать чувства ученика, формировать у него высокий уровень культуры, предоставить возможность индивидуальной образовательной траектории. Поэтому в течение нескольких лет изучаю новые технологии, стараюсь использовать в своей работе все эффективное, что выработано педагогической наукой за последние годы. Знакомясь с образовательными технологиями, я пытаюсь найти ответ на вопросы : «Где мое место? Что мне близко? Каков характер моей педагогической деятельности? Как научить? » Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Эти компоненты, являясь в определенной степени самостоятельными, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс. А духовность личности, в свою очередь, связана со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу, открывать новые знания, читать стихи, писать сочинения.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ. Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Формированию коммуникативной компетентности способствует элективный курс «Комплексный анализ текста. Обучение написанию сочинения – рассуждения. Данный элективный курс позволяет выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, , научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Как же строится работа над текстом в старших классах? Как мы знаем, по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитее и формирование коммуникативной компетентности. В связи с этим перед нами была поставлена задача о введении на каждом уроке текста как главного компонента. Как показал личный опыт, такая работа не только помогает освоению знаний, овладению умениями, но и формирует у школьников самостоятельность, инициативность, развивает духовно и культурно. Современные дети мало читают, а с помощью текстов небольших объемов они получают много полезной, поучительной и воспитывающей информации. Мы их, таким образом, социализируем и адаптируем в современном обществе. Результаты 2016 года в моём выпускном 9 классе по русскому языку на  в форме ОГЭ и по материалам ЕГЭ показали, что такая работа необходима и крайне важна. В 2018-2019 учебном году мой 11 класс по уровню подготовленности относился к классу с средней успеваемостью, хотя были и «звёздочки». Однако результативность оказалась, я считаю,  достаточной – 60% средний балл. Результаты тренировочно-диагностических контрольных работ в 9,10,11 классах имеют положительную динамику. Таким образом, можно сделать вывод: постоянная, систематическая, целенаправленная работа в выбранном направлении есть основа успеха детей на экзаменах.

Какие цели и задачи стоят передо мной при работе с текстом?

-Систематизировать, обобщать и углублять знания учащихся, приобретенные в среднем звене;

-формировать навыки выполнения всех видов языкового анализа и навыков работы с текстом как продуктом речевой деятельности

-формировать навыки выполнения заданий как с выбором и частичной формулировкой ответа, так и заданий по написанию сочинения.

- готовить учащихся с низким уровнем знаний и положительно мотивированных к учению к успешной сдачи экзаменов в форме ЕГЭ на разном уровне.

- развивать личность, её познавательные и созидательные способности.

 

Какую же литературу я использую при подборе текстов по отдельным темам, разделам? 

Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. «Русский язык 10-11класс. «Русское слово», 2015г.

Прилагательное- упр.237; числительное- упр.248,249; причастие и деепричастие - упр.303; ССП- упр.468; СПП – упр.480; прямая речь – упр.506.

Тренировочные упражнения по отрабатыванию заданий А и В – исходные тексты № 1 – 17 в Приложении.

Н.А.Сенина. Русский язык. Вступительные экзамены. 2013-2014г.г.

И.Б.Голуб. ЕГЭ-2014. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!

Имя существительное – упр.154; имя числительное – упр. 191; местоимение – упр.193; глагол – упр.226.

Какие современные технологии применяю при работе с текстом?

- проблемное обучение; - учебный диалог;

- групповая работа; - информационные технологии

- развивающее обучение.

Конечно, любая используемая технология на уроке по той или иной теме используется фрагментарно, но может проходить и красной нитью через урок.

Если говорить о проблемном обучении, то можно привести примеры следующие:

Создание проблемной ситуации. Раздел «Стилистика».

9-й класс. Урок Р/Р. Тема: « Стили речи. Разговорный стиль. Обобщение и углубление изученного».

Создана проблемная ситуация к теме урока: «Разговорная речь ярко представлена только в разговорном стиле или…?»

После рассмотрения целого ряда текстов разных жанров: воспоминаний, письма, абрамовского отрывка «Агафья, - после рассмотрения особенностей разговорного стиля, проводится рефлексия.

Возможна постановка проблемного вопроса к домашнему заданию. Раздел «Культура речи».

11-й класс. Тема: «Типы норм русского языка».

Проблемный вопрос: «Чем различаются варианты выделенных слов в современном русском языке?»

(Данный вопрос предлагается только к упражнению 545. Нужно разобраться, почему может встретиться, н-р: один бакенбард и одна бакенбарда (м.р. и ж.р.), тёмная вуаль или чёрный вуаль (только ж.р.). Такой вопрос однозначно приводит уч-ся к поиску ответа в «Толковом словаре» и созданию собственного микротекста на лингвистическую тему)

Групповая работа.

10-й класс. Тема: «Глагол как часть речи. Правописание глаголов.»

Деформированный текст, по которому предстоит работа на уроке, на печатных листах даётся заранее на дом. Учащиеся, повторив теоретический материал по правописанию глагола, должны вставить орфограммы и объяснить. Комплексная работа с текстом проводится на уроке по группам. Каждой группе предлагается свой абзац и перечень заданий. 1-е задание для всех одинаково: объяснить вставленные орфограммы. Так мы повторяем правописание глаголов (текст насыщен орфограммами по теме урока) и далее проводим разноаспектный анализ. Задания не повторяются, так как текст по объёму большой.. Для работы в группах в начале урока отводится время (10-15 мин.) для совместного обсуждения. Такая работа в микрогруппе позволит поучаствовать даже слабеньким ученикам, обычно с них начинается опрос, а сильные лишь корректируют их ответ.

Учебный диалог.

Использование такой технологии уместнее на элективных занятиях, т.к. в планировании довольно часто встречается комплексная работа с текстом.

Информационные технологии.

Применяю интерактивную доску в работе с деформированным текстом. Вставляли пропущенные буквы и знаки препинания с последующей проверкой с помощью эффектов анимации. Делали разборы. Текст делили на микротемы, постепенно закрывали текст..Выполняли тестовые задания.

СТРУКТУРА УРОКА

Какова же структура урока, в основе которого лежит текст?

Обычно такие уроки строятся по уже сложившейся схеме. Домашнее задание по теории, как правило, даётся опережающе.

1-й этап урока – как правило, пятиминутные разминки:

-орфоэпическая пятиминутка;

-грамматическая пятиминутка;

- речеведческая пятиминутка;

-словарно-орфографческая пятиминутка;

-лексико-грамматическая пятиминутка;

- фонетическая и др.

Эти разминки проводятся, чаще всего, в виде тестов или выборочного диктанта (из 8-10 примеров найди ошибки и объясни).

2-й этап урока – работа с текстом.

Индивидуальная работа – 5 -7 мин. (Строго регламентируется)

Предполагает устранение пробелов по заданиям А и В. Это и разноуровневые карточки для слабых и сильных уч-ся, причём карточки предлагаются по тому же тексту, что и для всех старшеклассников. Но поиск ответов по карточкам сужен до абзацев, микротем. Индивидуальные карточки, т. е. их содержание, составляется в зависимости от того, что по результатам диагностики следует доработать тому или иному уч-ся, а также с (.) орфографического, пунктуационного богатства, так скажем.

Примерные задания для карточек:

-выписать обособленное определение со словом, к которому оно относится;

-выписать обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

-выписать обособленное обстоятельство со сказуемым, к которому оно относится

-выписать вводные слова и т. д.

Индивидуальная работа проводится // коллективной работе

Создание монологической речи на лингвистическую тему по изученному домашнему заданию – проверка Д/З - как устно, так и письменно. Опять-таки этот вид деятельности включается и после рассмотрения определённых заданий, связанных с темой урока ( от практики к теории.)

Знакомство класса с текстом: учатся читать, нумеруют, если необходимо, предложения.

  • микротемы.

Формулируют проблемы.

Определяют стиль, тип речи отдельной микротемы или всего текста.

Выполняют отдельные задания в зависимости от темы и цели урока. Н-р: расставить знаки препинания и объяснить.

По ходу работы с текстом вводится проверка работы, выполненной по карточкам – проверка и коррекция знаний, умений и навыков слабых учащихся.

Возможно включение в этот этап урока постановки проблемного вопроса.

3-й этап урока – закрепление.

Например, выполнение тестовых заданий по теме, которую рассмотрели при работе с текстом.

Использование развивающе-систематизирующих упражнений после работы с текстом лингвистического характера. Проработали устно текст нескольких параграфов, заострили внимание на местах-«ловушках», выражаясь образным языком. Перед работой с текстом обычно предупреждаю о такой предстоящей работе.

4-й этап урока – Итог. Рефлексия. Домашнее задание.

Являюсь одним из авторов регионального проекта «Развитие учительского потенциала», активно участвовала в его реализации. В рамках экспериментальной стажировочной площадки на базе нашей школы прошло уже обучение по двум направлениям стажировки учителей .Я вхожу в состав аналитической группы по проектам, показываю мастер-классы перед стажерами из других районов республики и Иркутской области, помогаю стажерам в разработке проектов. Кроме этого, я делюсь опытом работы с коллегами в школе, участвуя в методических днях, педагогических советах школы и с коллегами в районе на районных семинарах, методических объединениях и конференциях.

Год 

Направление экспериментальной и инновационной деятельности

Что сделано?

2014- 20 15год

Разработка программ внеурочной деятельности (Школа. руководитель)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Выразительное чтение»

2015- 2016год

Разработка программ внеурочной деятельности (Школа. руководитель)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проба пера»

2016-2017год

Разработка Основной образовательной программы основного общего образования

Программа развития

2018- 2019 год

Разработка ООП ООО (Школа, руководитель)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса « Комплексный анализ текста . Подготовка к ЕГЭ 10-11 кл»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.

В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....

Статья «Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления» - 2014 г.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ «Проектирование учебного занятия на основе современных  информационных технологий» на тему: «Создание контрольно-измерительн...

Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе

В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики  в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...

«Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления»

Это интерактивное электронное пособие для проверки уровня знаний по теме "Системы счисления", а также для самостоятельного изучения этой темы. Задания типа кроссворд, установи соответствие, восстанови...

Дифференцированный и личностно - ориентированный подход к оценке деятельности учащихся на уроках информатии и ИКТ

В процессе обучения информатике использую элементы личностно - ориентированных технологий с приёмами повышения позновательной активности школьников....

Оценка деятельности учащихся на уроке (диагностическая карта)

Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой....

Оценка деятельности учащихся на уроке

Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечи...