Оценка деятельности учащихся на уроке
опыты и эксперименты

Пушкарёва Татьяна Александровна

Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить обратную связь учащихся. Процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям, можно назвать формирующей, развивающей, нацеленной на определение индивидуальных достижений каждого учащегося, не предполагающей сравнения результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_deyatelnosti_uchashchihsya_na_uroke.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка деятельности учащихся на уроке. Описание разработки системы оценки качества обучения.

Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить обратную связь учащихся. Процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям, можно назвать формирующей, развивающей, нацеленной на определение индивидуальных достижений каждого учащегося, не предполагающей сравнения результатов. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в знаниях учащихся с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Без  обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Отметка складывается из результатов оценивания знаний, умений учащихся по следующим критериям: объема учебного материала, понимания этого материала, старательности учеников во время работы над материалом, оформления письменной работы. При такой работе оценивание происходит по 10-балльной системе. Например, если все критерии соблюдены, то, естественно, ставится высший балл.  Учитывается старательность  и самостоятельность. Бывает часто, что недобросовестные ученики списывают с готового решебника. В этом случае  использую оценочный лист, в котором учащийся самостоятельно оценивает себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.

   Если ученик старается, а результаты показывает низкие, то отметкой фиксирую результат, а оценкой старательность, показывая, что его усилия замечены и оценены по достоинству (нужное слово, похвала, смайлик). Учитываю также оформление тетради, при этом результаты работы оцениваю отметкой, а оформление оценкой. Правильность выполнения задания входит в объем. Если задание выполнено неправильно, то нет полного объема. У меня нет категоричности в выставлении оценки, при личностно-ориентированном подходе главным является стимулирование учащихся, когда к доске выходят работать 3-4 учащихся одновременно, затем меняется следующая группа и т. д., при этом в журнал выставляются только отметки «3»,4»,5», а «2» не выставляется. На этапе закрепления в конце отвожу 5-8 минут на выполнение срезовой работы (если учащиеся усвоили тему, или на изучение темы был отведен 1 час). Если я вижу, что учащиеся усвоили тему, то срезовая работа проводится на следующем уроке. С теми, кто срезовую работу выполнил на «2» или не смог выполнить, работаю на консультативных занятиях. После изучения каждого раздела (блока) темы провожу анализ срезовых работ, зачеты по основным орфограммам, даю разноуровневые задания на базовом (ч.1 и 2) и повышенном уровнях (ч.3). Основным требованием оценивания является быстрое осуществление обратной связи, на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по ключевым знаниям учебного материала. Принцип стопроцентной обратной связи стимулирует ученика готовиться к каждому уроку. Лучшему усвоению помогают схемы, таблицы, которые я применяю. Для решения этой проблемы применяю различные педтехнологии: тест с обратной связью, тесты с закрытыми вопросами, оценивание другими учащимися, самооценки; «Разберем диктант, сочинение»; «Отгадай, о ком говорим», которые помогают осуществить быструю обратную связь. Диагностирую только тщательно изученный и повторенный в классе и дома материал. Цель контроля - определить уровень усвоения материала, ответ должен быть один. До проверки задания составляю образец правильных ответов на тесты, задания, вопросы. При оценке стараюсь выставить высшую из 2 оценок с учетом гуманизации, т.к. оценка должна вселять уверенность в ученика. Также применяю отсроченную обратную связь. Проверяю и возвращаю учащимся их работы с оценками, разъясняю правильные ответы на все вопросы учащихся, хорошо справившихся с заданием. Они зачитывают свои ответы вслух. Такой прием позволяет учащимся увидеть свои ошибки и содействует усвоению учебного материала. Опрос тогда хороший, когда он стимулирует учащихся к изменению своего стиля занятий. Для этой цели провожу еженедельно текущий контроль успеваемости. На уроках литературы мною применяется более щадящая оценка знаний и умений учащихся. Для постоянного текущего контроля я применяю накопительную систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов. Я засчитываю любую форму работы: выразительное чтение, составление вопросов, ответ правила, устное монологическое высказывание и т.д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла. Это особенно удобно при изучении творчества поэтов. Более слабым ученикам даются задания по поиску и созданию собственных презентаций при изучении творчества писателей и поэтов, созданию фоно- и кинотеки. Нужно отметить, что критериальность – еще один принцип оценивания. Так, например создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям:

1.Эстетичность оформления-5 баллов.

2.Соответствие цитатного материала и иллюстративного-5 баллов.

3.Количество слайдов-5 баллов.

Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности, конкретики. На данный момент у нас с учащимися отдельные критерии получаются нечеткими, неконкретными. Таким образом, современные формы и методы обучения, требования, предъявляемые к предметным, метапредметным, личностным результатам обучения требуют нестандартных форм оценивания. Хотя, по-моему, всё, что происходит на уроке и касается личности растущего человека, не укладывается в жёсткие рамки критериев. Иногда во время урока порой самый скромный ученик может найти такой яркий образ или дать настолько необычный и глубокий ответ, что я ставлю высшую оценку. Порой за довольно лаконичный ответ самого слабого ученика ставлю оценку авансом как поощрение. А если класс начинает кому-то аплодировать за ответ, это ли не ситуация успеха? «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется», - такой плакат висел в кабинете А.Эйнштейна. Удачной формой оценивания является проект как вид творческой работы учащихся. Так, в 5-6 кл. на уроках литературы был реализован проект «Уроки доброты» по изученным произведениям.

Методы и формы оценивания (перечислить): Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль, традиционная отметка, тестирование.

Использование методики «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Форма проведения методики достаточно простая. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материала?

Использование подобных отчетов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно. Данная методика позволяет ученику:

- тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;

- задать существенные для него вопросы;

- проанализировать собственные знания и процесс учения.

Если недельные отчеты хорошо организованны, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания. Возможно, наиболее существенным ограничением для использования этой оценочной техники является то, что ученики должны серьезно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.

Методика «Составление тестов» - универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной школе, так и в работе со старшими учащимися. Её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными.

Вопросы для тестов должны быть на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Можно к вопросу подобрать три-четыре ответа, можно составить простые вопросы, которые будут иметь два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет».

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Затем можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учащимися.

Используя методику самостоятельного составления теста, удается:

- Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счет новизны работы и новой роли в учебном процессе.

- Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.

- Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.

- Анкетировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создавать ситуацию успеха для большинства учеников.

- Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.

 

К оценочным инструментам, развивающим рефлексию ученика и дающим важную информацию учителю, помимо недельных отчетов и составления тестов, относятся опросники самодиагностики.

Использование опросников самодиагностики позволяет учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив данные сведения, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность и интерес ученика. Подобные методики надо отнести к мотивационно ориентированным оценочным инструментам, она позволяет оценить, насколько ученик погружен в содержание учебного предмета.

Очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.

Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем.

Оценочный лист служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.

Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный классный и рабочий журнал учителя. В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки. При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течение семи дней с момента их оглашения учителем. В классный журнал учитель вносит результаты основных видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников по математике.

В тетрадях приклеиваем листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.

Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Предметные

Я могу…

Я умею…

У меня получается…

Я понимаю…

Я знаю…

Я выполняю…

Я способен…

Я склонен…

Я придерживаюсь…

Я соблюдаю…

Я применяю…

Я использую…

Я стремлюсь…

Я стараюсь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.

В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....

Статья «Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления» - 2014 г.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ «Проектирование учебного занятия на основе современных  информационных технологий» на тему: «Создание контрольно-измерительн...

Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе

В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики  в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...

«Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления»

Это интерактивное электронное пособие для проверки уровня знаний по теме "Системы счисления", а также для самостоятельного изучения этой темы. Задания типа кроссворд, установи соответствие, восстанови...

Дифференцированный и личностно - ориентированный подход к оценке деятельности учащихся на уроках информатии и ИКТ

В процессе обучения информатике использую элементы личностно - ориентированных технологий с приёмами повышения позновательной активности школьников....

Оценка деятельности учащихся на уроке (диагностическая карта)

Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой....

Оценка деятельности учащихся на уроке

Виды оценивания деятельности учащихся на уроке....