Мастер-класс в ДОУ «Голос, дикция, выразительное пение, интонация – одни из основных компонентов здоровья дошкольников»
консультация

Светлана Юрьевна Макарова

Голос, дикция, выразительное пение, интонация - одни из основных компонентов здоровья дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 57»

141507  Московская область, Солнечногорский район,  г. Солнечногорск-7  ул. Подмосковная,

тел./факс 8(4962)63-61-39

Лицензия: регистрационный № 76205  от 19.08.2016 г.  серия 50 Л 01 № 0008085

ИНН 5044061056 КПП 504401001

e-mail: mdoy57@yandex.ru

Мастер-класс в ДОУ «Голос, дикция, выразительное пение, интонация – одни из основных компонентов здоровья дошкольников»

Подготовила и провела:

Макарова С.Ю.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Способность к пению появляется с двух лет. Долгое время считалось, что до 7 лет пение у детей носит фальцетный характер, однако исследования показали, что регистровые различия в голосах имеются от природы.

Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый, так называемый «белый» звук и невнятная дикция. Музыкальная педагогика опирается на игровую методику и руководствуется принципом: «Не навреди!».
        Для начала нужно обратить внимание на правильную певческую установку, лучше в игровой манере. Под певческой установкой понимают положение, которое следует принять вокалисту перед началом пения. (Пример: «Баба Яга», «Сидит дед»)

В вокальной работе важное место отводится дыханию. Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое развивается и требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох может быть плавным и коротким энергичным. Задержка дыхания непродолжительной, а выдох длительный, спокойный (пример: на выдохе произносить «Ф», «клубочки»: «И», «У».  

Звуковые дыхательные упражнения: «Котёнок и шар», «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг и медленно отходят назад на слова: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой! Оставайся, пузырь, и не лопайся! (р.н.п.) На слова «Лопнул!» дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга, произносят звук «ш».

Особую радость доставляют детям речевые игры на дыхание и произнесение скороговорок на одном дыхании. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка…» Чем больше Егорок ребёнок сможет назвать, тем лучше, потому что тем больше у него объём лёгких.

Произношение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание. Проговаривание предложений, различных по продолжительности, помогает увеличить объём дыхания. Дети повторяют предложение за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения брать дыхание нельзя. Например, упражнение «Едем в гости» (стр. 19 М. Картушина).

Использование дыхательных упражнений в песнях как изобразительный приём. Например, в песне Метлова «Поезд» можно включить произнесение междометия «Чух-чух» в проигрыше или в песне «Кастрюля-хитруля» произносить «пых-пых», подражая пыхтению каши. (стр. 25 М. Картушина)
         Для чистоты интонирования очень полезно пение с закрытым ртом. С помощью «тихого мычания» можно развить звук, но и сравнять все ноты на гласных. А как это важно». В раскрепощении подбородка и зажиме нижней челюсти помогает упражнение «Я имя фамилия» или «Трух, трух, петух, я-я-я-я-ку-ка-ре-ку».

Дикция - ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция – непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; успех, пения в хоре зависит от качества произношения каждого поющего и от однородности произнесения всей хоровой партии. Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения. Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка чёткости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, также как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Помогают в этом опять же скороговорки (Бык тупогуб, от топота копыт, «Са-са-са, лиса»). Пение возможно и на некоторых сонорных согласных «М», «Н», «Р», «Л». (подготовительным упражнением может быть «да-да-да»). Первые вокально-хоровые упражнения предлагают детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поёт запев, а дети отвечают за персонажа.
        Интонация-точность воспроизведение при исполнении. Отметим, что точно интонировать все школьники не могут, часто детей можно отнести к «гудошникам», поющим в диапазоне двух-трёх нот. Наша задача не ставить на первое место интонирование, важно получать удовольствие от самого процесса пения. Хотя можно и улучшить чистоту интонирование при помощи пения a capella, пропевание песни на один звук «У», упражнение «Скок-скок-поскок», где помимо показа высоты звуков используется самомассаж. (упражнение «Ёжик»).

Для выразительности пения в вокально-хоровой работе используются игровые приёмы. Некоторые из них мы сейчас покажем. «Самомассаж «Мы эту ручку разомнём», «Как у дяди Трифона», «Колобок» Евтодьевой, «Теремок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

Чистая интонация – одно из основных направлений работы в хоровой партии

Чистая интонация – одно из основных направлений  работы  в хоровой партии...

Презентация: "Характеристика основных компонентов здорового образа жизни"

quot;Характеристика основных компонентов здорового образа жизни"...

Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...