программа "Сплав по реке Чусовая"
учебно-методический материал

Осович Алексей Юрьевич

Данная программа направлена на всех без исключения детей от 12 до 16 лет включительно.

Данный возрастной период выбран не случайно.

Во-первых, это возраст, при котором расставание с родителями на достаточно большой срок проходит для детей с устойчивой психикой сравнительно безболезненно, и дети могут в быту быть достаточно самостоятельными.

Во-вторых, бытовые сложности, свойственные полевым лагерям и отсутствие привычной, удобной домашней обстановки дети воспринимают как романтическое приключение, и это не вызывает для них как в психологическом, так и в физическом плане особых трудностей.

В-третьих, согласно нормам и правилам, принятым в сфере самодеятельного туризма, возраст участников водных походов должен составлять не менее 12 лет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chusovaya_2019.docx462.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования  

«Дом детского творчества «Новое поколение»

Профильная программа по летнему отдыху «Сплав по реке Чусовая»

I:\Ф О Т О   Т У Р И З М\Сплав ЧУСОВАЯ июль 2006\DSCN1701.JPG

пгт. Приобье

Октябрьский район

Ханты-Мансийский автономный  округ - Югра

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Полное название программы

 Профильная программа по летнему отдыху «Сплав по реке Чусовая»                                          

Автор программы

Алексей Юрьевич  Осович, педагог дополнительного образования, руководитель клубного объединения «Сталкер»

Направление

Туристско-краеведческое

Место проведения

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества «Новое поколение»

Руководитель учреждения

Барашкова Вера Алексеевна, директор МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»

Адрес учреждения

пгт. Приобье, ул. Строителей, д.28 А, блок 2

Телефон, факс, электронный адрес

8(34678) 33-504; ddtpriob@mail.ru

Цель программы

Создание оптимальных условий для самореализации подростков, формирования характера и развития нравственных качеств, через коллективную творческую деятельность в условиях автономного существования туристского коллектива.

Задачи программы

  • заинтересовать детей занятиями спортивным туризмом;
  • обучить навыкам выживания в природных условиях и  опыту спасательных работ на воде;
  • дать навыки ориентирования в сложных природных условиях,
  • познакомить детей с местными достопримечательностями родного края.

Форма проведения

передвижной водный лагерь

Количество смен

Одна смена (15 дней)

Сроки проведения

2019 г.

Общее количество участников за смену

11  участников

Условия размещения участников

Проживание в туристических палатках типа «Greenell Лимерик», «Greenell Велес»

Сведения о географии участников

Воспитанники клубного объединения «Сталкер», учащиеся Октябрьского района.

Условия участия в программе

Заявка от образовательного учреждения на участие в смене, заявление от родителей, медицинская страховка, полис, паспорт или свидетельство о рождении, прививка от клещевого энцефалита.

Краткое содержание программы

Программа включает в себя прохождение маршрута 230 км. по реке Чусовая. Предусматривается проведение соревнований по технике водного и горного туризма.  Маршрут программы: гп. Приобье – г.Екатеринбург - село Слобода  – с.Кын – г.Чусовой – гп.Приобье . Виды и средства передвижения: водный,  катамараны.


Пояснительная записка.

В последние годы популярность туризма как вида отдыха возросла в особенности. Скорее всего, связано это с тем, что критическая масса людей, до поры до времени «безвылазно» проживавших в каменных, пыльных, душных городах, превысила допустимую норму. Люди, ещё недавно проводящие каникулы или отпуск в городе, на даче или даже где-нибудь на курорте, сегодня всё чаще и чаще выбирают рюкзак, палатку и костёр, отправляясь в леса, горы, на реки и озера.

Стоит при этом отметить, что особенно популярным сегодня становится водный туризм, что, в принципе, легко объяснимо.

Во-первых, это зрелищно и интересно, ведь, как правило, наиболее популярные водные маршруты проходят по горным рекам (Алтай, Урал, Карелия, Забайкалье и др.), значит, путешественники имеют довольно-таки реальную возможность совместить здесь сразу несколько видов туризма – и по горам полазить, и пещеры исследовать и многое другое. Кроме того, горные реки – это быстрота передвижения и, конечно же, экстрим, ради которого, собственно говоря, чаще всего и затеваются подобные авантюры. Пороги, «бочки», шиверы, прижимы, перекаты, каньоны – любой человек, хоть раз прошедший через это, будет затем в течение всей жизни мечтать о том, чтобы испытать это ещё неоднократно.

Во-вторых, этот вид путешествий не так тяжел (в физическом плане), как, например, горный туризм или вообще туризм пеший, лыжный и т.п., ведь здесь не надо многие километры тащить на себе тяжеленный рюкзак, проклиная каждый лишний грамм груза и проклиная тот день, когда вообще мысль о походе пришла в голову. Здесь весь груз «тащат» на себе какие-либо плавсредства: связанные или сколоченные плоты самых разных конструкций, довольно-таки удобные (почти что комфортабельные) рафты, катамараны, байдарки (которые, на сегодняшний день, довольно-таки в большом количестве выпускаются промышленностью, в том числе и российскими производителями (особенно известны такие фирмы, как «Кулик» и «Тriton»)) или даже простые резиновые лодки.

   Поэтому такой вид активного отдыха доступен для людей практически любого возраста и не требует какой-то специальной физической подготовки (чего, правда, нельзя сказать о сложных, «категорийных» сплавных маршрутах).

Пояснительная записка

Приближается лето! Радостная пора для детей и время тревог и забот для их родителей. Каким образом организовать полноценный отдых своему ребенку во время каникул? Причем желательно недорого, интересно, полезно и познавательно под надежным, надлежащим присмотром. Озабочены и педагоги. Каким образом, максимально полезно используя свободное от школьных занятий время организовать активный отдых детей. В этой ситуации лучше всех себя чувствуют педагоги учреждений дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, так как основной формой организации летнего отдыха детей для подобных образовательных учреждений являются стационарные или передвижные полевые лагеря различной направленности. В чем же преимущества полевых лагерей перед стационарными лагерями отдыха?

Во-первых, путевка в такой лагерь родителям обходится в 2-3 раза дешевле, так как в полевом лагере не требуется дополнительных затрат на обслуживание всей инфраструктуры, содержание зданий и тому подобное. К тому же, штат полевого лагеря значительно меньше, практически отсутствует обслуживающий персонал. Конечно, на первом этапе организации лагеря требуются определённые капиталовложения, приобретение снаряжения, оборудования, но ведь оно, при бережном отношении будет работать не один сезон. 

Во-вторых, за время пребывания в таком лагере дети становятся гораздо самостоятельнее и ответственнее, приобретают массу полезных знаний, умений и навыков. Это и элементарные навыки самообслуживания, и начальные туристические знания отрицать полезность которых бессмысленно. В лагере дети самостоятельно готовят себе пищу, стирают и убирают за собой, учатся разжигать костер, устанавливать палатку, ориентироваться в лесу. Только в полевом лагере ребенок может почувствовать себя взрослым и вполне способным жить самостоятельно. 

В-третьих, в детях развиваются такие качества, как самостоятельность с одной стороны и чувство коллективизма с другой. Это весьма необходимо детям - проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. В лагере, учась делать все самостоятельно, и не только для себя, но и для всей группы подросток взрослеет, избавляется от многих ложных представлений. Этот список преимуществ можно продолжать еще долго. Однако стоит отметить и трудности, с которыми педагоги сталкиваются при проведении подобных лагерей и на которые следует обратить пристальное внимание в подготовительный период, это:

  • Тщательный подбор кадрового обеспечения лагеря;
  • Тщательный подбор детей-участников;
  • Ремонт и подгонка снаряжения;
  • Тщательное предварительное программирование деятельности детей в лагере.
  • Подготовительная работа с кадровым составом лагеря
  • Выбор маршрута;
  • Подготовка картографического материала.

Большая часть этих задач приходится на подготовительный период,  от их решения зависит успех всего лагеря в целом.

Описание маршрута и достопримечательностей .

Водная часть маршрута начинается в селе Слобода. Чусовая здесь делает одну из своих петель, а затем подходит к скалистому берегу, на котором на скалах Собачьи ребра расположена турбаза “Чусовая”. Далее встречается гряда камней – Георгиевские. За ними – камень Часовой (Гуляй).

Через несколько километров пути на крутом левом берегу раскинулась отдельными домиками деревня Каменка. Ниже Каменки русло Чусовой почти прямолинейно на протяжении нескольких километров. Впереди открывается вид на остров с вековыми тополями, живописно возвышающимися среди кустарников и зеленых лужаек. За островом начинается Нижнее Село. В русле реки около села – несколько островков, разделенных очень мелкими протоками. Проплывая мимо камня Шайтан, можно заметить маркировку, датированную 1911 годом. Это отметила уровень воды одна из первых экспедиций по созданию трансуральского водного пути.

Далее после поворота, Чусовая протекает мимо камня Сенькина, круто поднимающегося на высоту 25-30 м. Чуть пониже, на том же берегу, камень Висячий, падающий к реке наклонными пластами. Ниже – двухкилометровый участок – почти спокойная гладь. На повороте появляется камень Корчаги, напоминающий собой огромную опрокинутую глиняную корчагу. Плыть под камнем лучше справа. Впереди виднеется подвесной мост. За мостом справа в Чусовую впадает р. Трека.

За камнем Боярин – большой остров, который лучше обогнуть справа. Далее оригинальные и красивые скалы Гребешки, которые тянутся почти на километр. Гребешки выступают вперед то в виде крупных ребер, то в виде тонких вертикальных пластинок. В конце Гребешков – остров. Бурная струя увлекает суда в правый проток.

Сразу за островом, направо виден величественный камень Сибирский. Затем слева открывается вид на грандиозный камень Заплотный – серую 35-метровую стену. Проплывая мимо камня Синего, нужно быть внимательными. Здесь в русле встречаются подводные камни, многие из которых незаметны. Далее показывается камень Лебяжий, тянущийся ровной стеной на 200 м вдоль берега.

Река поворачивает влево, и открывается вид на камень Винокуренный. Почти на 400 м тянется он по левому берегу, то обрываясь отвесно в воду 45-метровой стеной, то отходя от берега и образуя залесенные лога. С вершины камня прослеживается дальнейший путь. Видна дер. Курья и самая высокая в этом районе гора Сабик (531 м). Ниже Винокуренного, вдали от берега виден камень Курьинский. Сразу за ним дер. Курья, расположенная на обоих берегах. Еще один поворот, и уже виден крупнейший на маршруте рабочий поселок Староуткинск.

За камнем Бражкиным виднеется красивый камень Висячий. Вода подмыла основание камня, и он образует значительный выступ. Медленное течение подносит суда к камню Дыроватому со множеством мелких углублений.

От камня Ямного река поворачивает на восток. На левом берегу навис камень Сокол (25 м). Издали заметен перекат. Впереди – камень-боец Балабан (40 м). Струя ударяет в него и поворачивает на 90 градусов. Еще перекат, и слева треугольная “боярская шапка” – камень Боярин. В нишу камня свободно может войти лодка. Быстрая струя через перекат выносит суда под камень Максимовский, нависший над водой многотонной глыбой. Подмытое основание камня создает впечатление ненадежности.

На правом берегу – камень Мосин (60 м). Это один из величественных камней-бойцов на реке Чусовой. С вершины камня виден дальнейший путь по реке. По левому берегу в темном лесном массиве выделяются три белые скалы – камни Корабли, виднеется село Чусовое. Ниже плотины – два переката. Через них лучше идти у правого берега мимо камня Могильного. Далее невысокие камни Еловый, Бычок, Леневский, Черные. Через километр река резко поворачивает на юг. Справа впадает река Котиха. За рекой, на повороте, стоит камень Котихинский. Через перекат река выносит суда к камню Высокая Гора. Перед деревней Мартьяново – остров и камень Худой.

      За деревней начинается Мартьяновская дуга. Проплывая мимо камня Востренького, можно справа заметить дорогу, ведущую вверх. По ней можно пройти к камню Переволочному. По суше здесь 100 м, а по реке – 5 км. Еще один перекат, и справа виден камень Яга (Баба Яга), а впереди – Переволочный. С вершины Переволочного (45 м) видна дер. Мартьяново.

Далее на одном из поворотов реки виднеется оригинальный камень Печка. С левого берега он напоминает раскрытую пасть хищника. Через 1 км – камень Пещерный. В нем и на самом деле есть пещера. Подниматься к ней удобнее справа по тропе. Тропа ведет на вершину камня, потом спускается и приводит к пещере на высоте 20 м над водой. Пещера состоит из двух гротов (в рост человека), соединенных низким коридором. Общая длина пещеры 16 м. Ниже камня Пещерного – остров. На повороте – величественные камни Гребни. Они представляют собой две огромные (38 м) наклоненные влево многослойные пластины, резко выступающие из общей массы камня.

Далее по берегу – камень Высокий (51 м), в конце которого есть пещера длиной около 10 м. Ниже, на левом берегу, многочисленные скалы камня Узенького. После поворота поднимется стена камня Илимского, за которым – развалины бывшей деревни Илим. За деревней течение быстрое, видны подводные камни. Вскоре на правом берегу – отвесная известняковая скала – геологический памятник природы – камень Тюрик. В конце камня – пещера. Справа – еще один памятник природы – камень Пленичный.

За камнем Гребни начинается Сулемский плес, а за ним – село Сулем. После села – острова Паклины и Гилевские с аналогичными названиями камней на левом берегу. За камнем Зимняк, справа, камень Афонины брови. Далее камень Толстик и остров, который лучше обойти слева.

    За поворотом реки, после камня Могильного начинается село Усть-Утка. В двух километрах ниже по течению, на правом берегу, стоит камень Красный, на левом – камень Желтый. Протекая через длинный перекат, река Чусовая ударяется о камень Харёнки. Он зарос сверху елово-пихтовым лесом и издали напоминает зеленую шапочку. За камнем начинается дер. Харёнки (почти заброшенная).

От устья реки Кашки начинается один из самых быстрых перекатов. Падение реки здесь заметно на глаз. Удобнее пройти вдоль левого берега к устью р. Кашки и быстро направиться в главную струю.

Далее на повороте встает один из самых значительных камней-бойцов реки Чусовой – Омутной. Отвесная скала его взметнулась из воды на 70 м. С его вершины открывается замечательный вид. Среди сплошного леса просматривается долина реки. Справа выделяется камень Зубец, напоминающий рыцаря в шлеме. Слева виднеется камень Дыроватый, который тянется по берегу на целый километр. В камне несколько пещер. Одна из них – пещера Скалолазов – одна из крупнейших известных на Чусовой пещер, находится на высоте 30-40 м. Подъем и спуск от нее требуют специального снаряжения и владения элементами скалолазания. Камень Дыроватый заканчивается огромной 80-метровой стеной.

За камнем Дыроватым – остров. Здесь Чусовая в обоих протоках изобилует подводными камнями и перекатами. На правом берегу виден один из красивейших камней – Олений 70 м). С его вершины открывается столь же впечатляющая картина, как и с Омутного. Видна деревня Еква. За деревней, на правом берегу, начинаются невысокие камни – Собачий и Собачьи. За камнем Синим видны несколько отдельно стоящих скал камня Конька. Средняя скала напоминает коня с вытянутой шеей. По левому берегу видны дома нежилой деревни Пермяково. За камнем Пермяков начинается длинный остров, разрезанный в конце несколькими протоками с сильным течением и перекатами. Здесь предпочтительнее идти слева.

Повернув на юг, Чусовая подходит к камню Писаному. В камне есть небольшая пещера. Несколько правее и выше пещеры на плоскости стены высечен крест с надписью. На противоположном берегу установлен памятный крест, выполненный из цельного камня, высотой 165 см. Поставлен он 31 мая 1779 г. на месте рождения в 1724 году сына Акинфия Демидова – Никиты, о чем свидетельствуют надписи на крестах.

За камнем Писаным – перекат и слева – оригинальный камень Столбы. В камне – несколько “слепых” пещер. Высота камня от 20 до 50 м. У камня Самаринского река входит в пределы Пермской области. Впереди виден остров Осиновый, справа – одноименный камень. Далее, через 2 км, на левом берегу – низкий, с характерными ровными горизонтальными окаменелыми волнами камень Пластинки.

     Ниже, слева в реку выдвинулся камень Сплавщик. Перед поворотом влево река течет мимо красивейшего камня Дужного, похожего на пирамиду. Пласты пород, сжатые во время горообразования, представляют собой огромные дуги, достигающие высоты 60 м. Река поворачивает вправо, а на левом берегу стоит камень Новиков. Далее следуют камни Кобыльи Ребра и Котел. Из-за крутого поворота справа виден второй по величине на Чусовой камень Ростун. Восхождение на его вершину лучше всего начинать от круглого камня, лежащего на берегу, поднимаясь по руслу ручья и далее по тропе.

С вершины Ростуна кажется совсем крохотным дом нежилой деревни Усть-Серебрянки. Перед ней в Чусовую справа впадает река Серебряная. Через несколько километров на правом берегу – камень Кирпичный. Не верится, что этот камень творение природы, а не рук человеческих.

За поворотом на левом берегу реки уже виден камень Печка. Камень представляет собой огромный треугольник, в котором складки горных пород образуют грот. Грот напоминает русскую печь. Во время сплава около камня нужно пересечь быструю струю, чтобы судно не выбросило к камню Великану, который стоит преградой на пути реки и заставляет ее повернуть на ш90 градусов влево. Великан поднимается на высоту 115 м и тянется по правому берегу почти на 1,5 км. В начале камня есть небольшая пещера, в которой всегда журчит ручеек. За Великаном стоит маленький, но выступающий в реку камень Воробей.

На повороте видно село Кын – один из крупных населенных пунктов на маршруте. В 15 км от села находится железнодорожная станция Кын, где и заканчивается маршрут.

Такой вид спорта особенно увлекает подростков, которым необходимо  себя применить в силовых видах деятельности

Участвуя в реализации программы, дети обретут качества: смелость, умение находить правильное решение в экстремальных ситуациях, делать выбор между плохим и хорошим, уметь находить общий язык в коллективе, быть выдержанным, внимательным и заботливым друг к другу.

Фокус-группы детей, на которые направлена Программа

Данная программа направлена на всех без исключения детей от 12 до 16 лет включительно.

Данный возрастной период выбран не случайно.

Во-первых, это возраст, при котором расставание с родителями на достаточно большой срок проходит для детей с устойчивой психикой сравнительно безболезненно, и дети могут в быту быть достаточно самостоятельными.

Во-вторых, бытовые сложности, свойственные полевым лагерям и отсутствие привычной, удобной домашней обстановки дети воспринимают как романтическое приключение, и это не вызывает для них как в психологическом, так и в физическом плане особых трудностей.

В-третьих, согласно нормам и правилам, принятым в сфере самодеятельного туризма, возраст участников водных походов должен составлять не менее 12 лет.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для самореализации подростков, формирования характера и развития нравственных качеств, через коллективную творческую деятельность в условиях автономного существования туристского коллектива.

Задачи:

  1. Организация интересного и познавательного досуга;
  2. реализация творческого, физического и духовного потенциалов подростка;
  3. реализация лидерского потенциала;
  4. формирование нравственных качеств, необходимых для комфортного существования личности в коллективе;
  5. приобретение подростками элементарных знаний, умений и навыков в сфере самодеятельного туризма;
  6. привитие навыков экологического воспитания и природоохранительной деятельности;
  7. воспитание в подростках чувства патриотизма и любви к Родине;
  8. привитие норм самообслуживания и общественно-полезного труда;
  9. реклама здорового образа жизни, активной жизненной позиции;
  10. укрепление здоровья, привитие навыков личной гигиены.

Прогнозируемый результат:

После пребывания в летнем полевом лагере подросток должен приобрести следующие полезные качества:

  • знать правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав другого;
  • применять элементарные формы самоконтроля;
  • уметь сотрудничать с взрослыми, основываясь на правилах партнерства и взаимного уважения;
  • адекватно реагировать на проживание в неблагоприятных погодных условиях;
  • знать интеллектуальные и подвижные игры для организации свободного времени в подростковой среде;

Овладеть системой следующих знаний и умений в сфере трудовой деятельности и организации туристского быта:

  • уметь поставить палатку, правильно организовать бивак;
  • развести костер, приготовить пищу в полевых условиях с соблюдением правил безопасности и природоохранных норм;
  • обращаться с топором, пилой с соблюдением необходимых правил безопасности;
  • полностью обслуживать себя в условиях лагеря, похода.
  • знать правила поведения на природе;
  • грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, на воде; Приобрести следующие элементарные знания, умения и навыки в сфере самодеятельного и спортивного туризма:
  • знать возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения, способы их преодоления;
  • приобрести элементарные навыки в сфере водного туризма;
  • уметь правильно и безопасно применять туристское снаряжение;
  • устраивать простейшие укрытия;
  • оказывать простейшую само и взаимопомощь при наиболее распространенных травмах и заболеваниях;
  • знать основные приемы ориентирования на местности;
  • туристские узлы, основные приемы организации страховки и самостраховки;
  • преодолевать природные препятствия различными способами;

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Основные принципы деятельности передвижного палаточного  лагеря «Чусовая  2015»

1- Принцип партнерства между подростком и педагогом.

«Педагог, инструктор, игротехник такой же равноправный партнер, как и твои товарищи. Ты вправе выйти с любой позитивной инициативой, вправе предложить свое решение ситуации и если оно окажется более приемлемым, к тебе обязательно прислушаются. Ты всегда можешь обратиться к нему за советом как к более старшему и опытному товарищу, поделится своими проблемами, трудностями».

Партнерство достигается:

  • участием подростков в советах лагеря;
  • выполнением участниками лагеря стоящих инициатив подростков.

2- Принцип самореализации.

«Тебе нравится заниматься этим? Попробуй, и у тебя обязательно получится. А если не получится, не беда, попробуй, что ни будь другое.

Тебе нужна моя помощь? Конечно, я помогу тебе. А может, попробуем так? Нет? Тогда вот так».

Самореализация может быть достигнута с помощью:

  • Создания ситуации успеха в выбранном виде деятельности;
  • Поддержки и поощрения подростка;
  • Осознания значимости выбранного вида деятельности;
  • Учета возрастных и психологических особенностей подростка

3- Принцип самостоятельности, свободы выбора.

«Ты вправе сам выбирать тот вид деятельности, который тебе больше всего нравится. Никто не вправе заставить тебя заниматься тем, что тебе не нравится, если это не касается общественно полезного труда».

  • Самостоятельное принятие решений касающихся выбора той или иной деятельности;
  • Самообслуживание в быту;
  • Творческая инициатива.

4- Принцип саморазвития.

«У тебя получилось? Это здорово! А если чуть-чуть усложнить? А если пройти чуть дальше? Тебе нравится? Вот видишь»

5- Принцип безопасности

  • тщательно продуманная система мер, направленная на предотвращение ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью участников лагеря.

Основными формами работы в данном лагере являются:

  • игровое взаимодействие между детьми и детьми, между детьми и взрослыми;
  • проведение различных спортивных соревнований;
  • проведение туристических соревнований;
  • проведение «Мастер классов» обучающей познавательной направленности;
  • проведение различных конкурсных программ  как силами педагогов, так и силами самих детей.

Пять основных периодов  программы:

Подготовительный период;

Организационный период;

Основной период;

Итоговый период;

Заключительный период.

Подготовительный период.

Задачи:

  • Как можно эффективнее использовать время до начала лагерной смены для подготовки полноценного отдыха детей в соответствии с программой лагеря.

Выделен в самостоятельный период не случайно. Данный лагерь требует большой предварительной работы, которая должна начаться задолго до начала смены.

  • Проведение предварительных плановых мероприятий по комплектованию участников;
  • Подборка кадрового обеспечения лагеря, и предварительная работа с ним;
  • Подготовка необходимой документации (составление сметы, проектов приказов, списков детей и т. д.);
  • Ремонт и подгонка общего снаряжения (тенты, палатки, котловое и костровое оборудование);
  • Комплектование специального туристического снаряжения;
  • Комплектование аптечки, хоз. снаряжения, спорт, инвентаря;
  • Разработка и распечатка необходимой информации по тематике смены (личный дневник участника лагеря, бортовые журналы, законы, карты местности и т.д.);
  • Комплектование участников, сбор документов, заявлений от родителей;
  • Предварительная работа с родителями.

Подбор кадрового обеспечения лагеря

Дружный, сплоченный коллектив педагогов, специалистов и единомышленников - половина успеха лагерной смены. Не следует забывать, что в лагерях с круглосуточным пребыванием детей этим людям приходится проводить друг с другом очень много времени и поэтому согласие и взаимопонимание является обязательным условием при подборе кадров в полевой лагерь. Кроме того, редко кто задумывается, а тем более оценивает ту огромную работу и затраты физических и моральных сил, постоянное напряжение в котором находятся работники полевого лагеря, руководители групп. Ведь на их плечах лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому руководитель не должен отправлять работника в лагерь только силой приказа, его согласие должно быть добровольным и осознанным.

Подготовительная работа с кадровым составом лагеря

Кроме того, в подготовительный период со штатными работниками лагеря должно быть организовано проведение семинара и учебных сборов, на которых должны быть рассмотрены и отработанны следующие вопросы:

1. Район и место проведения лагеря (история освоения и развития, этнография, природа, рельеф, гидрология, особенности климата).

2. Основы безопасности при проведении водных походов. Отработка приёмов оказания первой медицинской помощи при проведении поисково-спасательных работ.

3. Так как данный район в плане заражения клещевым энцефалитом является неблагополучным, всем участникам лагеря необходимо заблаговременно пройти вакцинацию. Каждый работник должен чётко знать правила профилактики клещевого энцефалита, уметь чётко действовать в случае укуса клеща.

4. Все работники лагеря должны освоить минимум туристских навыков (установка палатки, укладка рюкзака, разжигание костра, уметь работать с картой и компасом).

Обеспечение безопасности детей при проведении лагеря — главная задача каждого работника лагеря.

Подбор детей-участников

Как часто, пустив на самотек подбор детей в полевой лагерь, педагоги затем хватаются за голову. Что бы избежать этого, надо к этому вопросу подходить очень серьезно, работая с каждым ребенком индивидуально.

Прежде всего, его решение идти в этот лагерь должно быть самостоятельным и добровольным. К сожалению, некоторые родители практически насильно посылают детей в лагерь как в некое исправительное учреждение, там, по их мнению, ребенок станет самостоятельнее и трудолюбивее. Что ж, иногда бывает и так, но очень часто педагогам приходится у подобных детей преодолевать внутреннее предубеждение против всего, что здесь делают, так как он сюда попал против своей воли.

Предварительная работа с родителями - залог успеха. Перед началом смены необходимо провести родительское собрание, где родители могли бы познакомиться с персоналом лагеря и задать интересующие их вопросы.

Набор детей в лагерь надо начинать, как можно раньше, поэтому сроки проведения, стоимость путёвки должны быть определенны хотя бы к середине апреля.

Предварительное программирование деятельности детей в лагере

И, наконец, решающую роль для успешного проведения того или иного лагеря играет грамотно составленная программа, учитывающая возрастные, социальные и психологические особенности детей.

В данном случае мы предлагаем программу для подростков младшего и среднего звена, имеющих первоначальную туристскую подготовку.

Задача работников лагеря помочь детям наиболее полно раскрыть свои способности, дать детям максимум свободы, свободы выбора, свободы действия. Практически всегда в лагере есть дети, занимающиеся туризмом, бывавшие раньше в лагерях и походах, они и должны стать основным костяком, ядром, детского коллектива. Организаторы лагеря, опираясь на их помощь должны влиять на остальной коллектив, направлять их энергию в нужное русло. Практикуются в лагере и дни полного самоуправления «Большой бунт», когда жизнью лагеря руководят «дублёры» руководителей (более старшие, более опытные, пользующиеся авторитетом, члены детского коллектива). Никаких экстремальных ситуаций в такие дни не возникает. Участники лагеря в такие дни становятся более собранными, более ответственными.

Проведение туристского лагеря в форме похода-сплава имеет ряд существенных преимуществ:

  • наличие необходимого основного и специального туристического снаряжения:
  • наличие кадрового обеспечения, опытного инструкторско-преподавательского состава;
  • многолетний опыт в проведении выездных и стационарных полевых лагерей самой различной направленности;

Кроме того, водный туристский лагерь это возможность:

  • собрать в естественных условиях группу людей, объединенных одним видом деятельности;
  • дать детям пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту;
  • привить любовь к природе, воспитать у подростков чувство патриотизма;

Для участия в летнем полевом туристском лагере привлекаются все желающие школьники младшего и среднего звена 10-16 лет.

Подготовка картографического материала;

Для водных походов, наличие картографического материала  - необходимость. Подробная карта реки, должна быть  у каждого экипажа – это непреложный закон водных походов. В связи с этим, в подготовительный период на плечи начальника лагеря  ложится задача по изготовлению карт и их ламинированию,  так как исходя из опыта, как бы ты аккуратно не обращался с картой, к концу похода она становится практически нечитаемой.

Прогнозируемый результат:

  • Полностью закончить всю предварительную подготовительную работу до начала лагеря.

Организационный период

Задачи:

  • создание условий для индивидуальной адаптации подростка к условиям лагеря;
  • знакомство подростков друг с другом;
  • закладывание основ коллектива;
  • знакомство с. традициями, законами лагеря;
  • знакомство со структурой лагеря, его службами и пр;
  • введение в сюжет игры;
  • формирование заинтересованности в ходе игры;
  • распределение обязанностей в командах
  • знакомство с планом работы смены.

Организационный период является, пожалуй, самым сложным в жизнедеятельности лагеря и требует от педагогов особого напряжения. Здесь идет «притирка» характеров, проявляются лидеры, возможны конфликтные ситуации.

На этом этапе подростки знакомятся с новыми для них правилами и законами коллективной деятельности. Для многих неожиданностью становятся сложности туристского быта. То, что дома казалось красивой романтикой, на деле оборачивается неожиданными трудностями. И здесь от педагогов - инструкторов требуется особый такт, понимание и психологическая грамотность.

Кроме того, именно в этот период идет введение подростков в сюжет ролевой игры, происходит их знакомство с правилами и основными законами игры «Три капитана».

Организация быта в условиях водного лагеря:

В этот период основная нагрузка по приготовлению пищи, устройству бивуака, ложится, как правило, на работников лагеря. А непосредственно на маршруте всеми этими вопросами занимаются дежурные экипажи во главе со своими инструкторами. Дежурный инструктор занимается решением всех вопросов жизнеобеспечения лагеря, особенно во время отсутствия начальника лагеря. Практика показала, что начальника лагеря при составлении графика дежурств лучше вообще освободить от этого т. к. ему часто необходимо отлучатся для решения вопросов обеспечения лагеря. Дежурство начинать лучше всего утром; после завтрака происходит сдача дежурства, передача кострового хозяйства, кухонной посуды и инвентаря, чистоты и порядка на территории лагеря. Распределение обязанностей внутри дежурного экипажа, решается самими экипажами. По прибытии на место стоянки весь лагерь помогает дежурным заготавливать дрова для кухни. Дрова для кухни и вечернего костра должны быть разделены, иначе утром для приготовления завтрака их придётся заготавливать снова.

Дрова и «растопка» для приготовления завтрака должны быть заготовлены (напилены, наколоты) с вечера, чтобы стук топора не будил весь лагерь по утрам.

Посуда общего и личного пользования моется дежурными. Так проще организовывать мытьё горячей водой, есть с кого спросить за грязную посуду, остатки пищи не будут разбросаны на всей территории лагеря.

Неплохо иметь перечень кухонного инвентаря, согласно которому он и будет передаваться следующим дежурным, что исключает утерю мелких предметов (ножей, ложек и т. д.). После сдачи дежурства производиться оценка работы дежурного экипажа, по 5-ти балльной системе каждым экипажем. В конце смены, при подведении итогов, лучшие экипажи поощряются.

Здоровое соперничество помогает, дети стараются проявить себя, лучше раскрываются, но нельзя, что бы это Соперничество переросло во враждебность, это сразу перечеркнёт всю работу педагогов.

При необходимости дежурный экипаж обеспечивает охрану лагеря (ночлег вблизи населённых пунктов, на вокзале во время дороги туда и обратно).

Основной период - задачи:

  • создание условий для реализации проекта смены;
  • закрепление навыков общения;
  • реклама здорового образа жизни;
  • реализация лидерского потенциала;
  • реализация творческого, физического и духовного потенциалов;
  • активное участие подростков в ходе игры;

Режим участников по дням

Дни смены

Деятельность экипажей

Км

1 день

Дорога к месту начала сплава. Знакомство детей друг с другом. Формирование экипажей.  

2 день

Подготовка к сплаву (сбор катамаранов и пр.)отплытие. Торжественное открытие смены.

5

3 день

1-й ходовой день. Знакомство с основными законами и правилами водного похода.

20

4 день

2-й ходовой день. Посиделки у костра.

25

5 день

3-й ходовой день. (10 км.) «Большой бунт» (День самоуправления). Вечернее мероприятие.

20

6 день

Дневка. Первая половина дня: организация туристской бани, мыльно-рыльно-постирочные процедуры. 2-я половина дня: спортивные соревнования между экипажами.

0

7 день

5-й ходовой день. (15 км.) Различные мероприятия, посвященные празднику «Экватора»

20

8 день

6-й ходовой день.

20

9 день

7-й ходовой день.  «Ралли выживания».

30

10 день

8-й ходовой день.  

20

11 день

9-й ходовой день.

20

12 день

10-й ходовой день.

20

13 день

11-й ходовой день, баня

20

14 день

Последний ходовой день  Разбор и просушка катамаранов. Отъезд на станцию Кын.

10

15 день

Обратная дорога. Анкетирование детей.  

Организация движения на водном маршруте

Сплав проходит на судах четырех типов:

Катамараны  три К-4  , лодка Лодка Хантер 300 ЛТ пвх (экипаж 2 чел). На каждом судне один штатный сотрудник лагеря. Начальник лагеря и медик идут в составе экипажа лодки, так как он является наиболее мобильным из всех судов, скорость движения выше, на нем легче контролировать движения всех экипажей, быстрее можно прийти на помощь тому или иному плавсредству.

Суда должны идти в пределах прямой видимости. Командиры экипажей должны точно знать место следующей стоянки, контрольное время, для этого все экипажи должны быть обеспеченны картами, описанием маршрута, часами.

Каждый экипаж должен иметь минимальный рем. набор для мелкого ремонта своих судов (клей, нитки, иглы, заплаты, наждачную бумагу, ацетон или бензин для обезжиривания).

Во время движения по маршруту проводятся соревнования «длинная гонка». Для этого на карте обозначается место финиша, обычно это место с ярко выраженными ориентирами (впадение притоков, характерные скалы, население пункты). Старт назначается на определённое время, за час до  общего старта кто-то из руководителей на лодке выходит на маршрут и принимает остальные суда на финише, фиксируя время прохождения дистанции. Когда экипажи наберутся опыта, условия соревнований  усложняются. Во время этих соревнований у экипажей есть прекрасная возможность показать свое умение ориентироваться и управлять судами.

Во время дневок, которых в течении сплава планируется не менее трех возможно организация  различных подвижных игр, проведение  радиальных выходов к пещерам. Проводятся занятия по скалолазанию, спелеологии, горному туризму.

На берегу можно построить туристическую баню, которая приводит в восторг не только детей, но взрослых, впервые побывавших в ней. Баня устраивается не менее 2-х раз в течение похода, также баню можно организовать  в деревнях, договариваясь с местными жителями.

Прогнозируемый результат

  • активное участие подростков в ходе игры;
  • формирование дружных сплоченных коллективов участников;
  • формирование устойчивой комфортной психологической обстановки  подростковых коллективах;
  • самореализация подростков в различных сферах жизни лагеря;
  • реализация лидерского потенциала;
  • освоение основных туристических навыков и умений;
  • приобретение полезных знаний умений и навыков в сфере самодеятельного и спортивного туризма;
  • моральное удовлетворение;
  • эмоциональный подъем;
  • психологический комфорт;
  • общее оздоровление.

Итоговый период- задачи

  • организация анализа работы с детьми (что больше понравилось, не понравилось, пожелания, предложения) по итогам смены;
  • педагогический анализ смены;
  • дать возможность участникам реализовать и продемонстрировать приобретенные знания, умения и навыки;
  • подведение итогов смены, награждение победителей;

На этот период смены приходится проведение итоговых мероприятий, позволяющих участникам продемонстрировать и реализовать приобретенные за смену знания, умения и навыки в преодолении различных туристских этапов и этапов, входящих в курс основы безопасности жизнеобеспечения.

Система мотиваций и поощрений

Устойчивая мотивация на протяжении всей лагерной смены это залог успеха. Поддерживать ее можно с помощью следующих педагогических приемов и форм работы:

  • Поддерживание в подростах духа здорового соперничества;
  • Каждый день отряд выдвигает своего кандидата на звание «Герой дня», его выборы проходят при помощи тайного голосования комиссии состоящей как из самих подростков, так и взрослых;
  • Каждый день в лагере, все события и герои  всесторонне освещаются хранителями бортовых журналов в каждом экипаже;
  • В конце смены подводятся итоги конкурса продолжающегося в течение всей смены на звания в номинациях: лучший повар, лучший капитан, лучший спортсмен лагеря и т. д.

Аналитическая работа

  • проведение анкетирования в начале и в конце смены;
  • ежедневный «Забор мнений»;
  • проведение ежевечерних планерок у костра с участием подростков и подробным освещением событий дня;
  • выпуск ежедневных газет;
  • ежевечерние планерки педколлектива.

Механизмы реализации задач

Для успешного и качественного проведения лагеря, прежде всего, необходимо:

  • Тщательная подготовительная работа;
  • Подбор квалифицированных кадров;
  • Материально - техническое обеспечение лагеря. Приобретение туристского снаряжения и инвентаря, приобретение навигатора, лодки, приобретение видео и фото аппаратуры;
  • Финансирование согласно сметам лагеря;
  • Набор детей;
  • Взаимодействие с организациями и специалистами различного профиля, привлечение СМИ;
  • организация качественного и безопасного проведения лагеря;
  • проведение анализа выполнения поставленных задач.
  • Намечается организация проведения семинаров, публикация материалов о мероприятиях в средствах массовой информации, обобщения опыта работы в летних оздоровительных лагерях, создание видео клипов, фотовыстовок;

Оборудование смены

Участники лагеря полностью обеспечиваются групповым снаряжением, а  также личным снаряжением (рюкзак, коврик, спальник) позволяющий длительное время комфортно пребывать в полевых условиях.

Примерный перечень личного и группового снаряжения:

№ №

п/п

Групповое

личное

Наименование

Кол-во штук

Наименование

Кол-во штук

Палатки капроновые

5

Спальный мешок

1

Тент костровой

1

Рюкзак

1

Набор котлов

1

Коврик туристский

1

Тросик

1

Головной убор

1

Таз пластмассовый

2

Теплая куртка и ветровка

1

Кухонная утварь

1

Футболки

3

Системы страховочные

6

Нательное белье

1 компл.

8.

Веревка основная -40 м

3

Спортивный костюм

1

9.

Веревка 6 мм.

2

Носки х/б

3 пар.

10.

Жумары альпинистские

6

Носки шерстяные

1 пар.

11.

Тормозные устройства альпин.

3

Спортивная обувь

1 пар.

12.

Карабин альпинистский

20

Тапки или сланцы

1 пар.

13.

Плёнка полиэтиленовая

3х5м

Туалетные принадлежн.

1 компл.

14.

Пила цепная

2

Накидка от дождя

1

15.

Ножовка

1

Средство от комаров

3 тюбик

16.

Гвозди

1пач

КЛМН

1 набор

17.

Верёвка пропиленовая

3 мотка

Полотенце

1

18.

Топор

3

Фонарик

1

Примерный перечень специального снаряжения:

№ п/п

Наименования

Кол-во

Катамаран К-6

1

Катамаран К-4

2

Жилет спасательный

14

Весла

14

Ремнабор

3

Лягушка (воздушный насос)

3

Фотокамера

2

Видеокамера

1

Навигатор

1

Батарейки алкалиновые

12

Распорядок дня активной части маршрута.

Подъем дежурных

7.00

Подъем участников

7.30

Завтрак

8.00

Движение по маршруту

10.00-12.00

Обед

12.00-13.00

Движение по маршруту

13.00-17.00

Ужин

18.00

Сонник

21-00

Свободное время, конкурсы

19.30-22.00

Отбой

22.00

Режим дня может изменяться в зависимости от условий стоянок, погоды.

Во время днёвок время подъёма и отбоя сдвигается на один час. Время движения по маршруту заполняется соревнованиями, занятиями, экскурсиями.

Время подъёма штата лагеря на 20 минут раньше общего подъёма.

Штатное расписание оздоровительного туристского лагеря

№ п/п

Наименование должности

Количество ставок

1

Начальник лагеря

1 ставка

2

3

Организатор по культурно - досуговой работе

1 ставка

4

Педагог – организатор по спортивной работе

 0.5 ставка

5

Медработник

0.5 ставка

ИТОГО:

3 ставки

Смета

№\п

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

1

 PETZL: КАРАБИН VERTIGO WLB (ЦО000009241) 

20

950

19000

2

ВЕНТО: СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО КОРЗИНКА

3

354

1062

3

ВЕНТО: СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ЛУКОШКО (00000013326)

3

574

1722

4

ВЕНТО: ЖУМАР ПРАВЫЙ (00000011022)

6

1 140

6840

5

GREEN LAND: ТЕНТ-ШАТЕР POLYGON 400 (ЦО000012645)

1

8 950

8950

6

Бензопила штиль MS 211, PM3, длина реза 40 см

1

11200

11200

7

Комплект баллонов Б520П

1

25200

25200

8

МАЯК: ЛЫЖИ ТУРИСТ (ЦО000008944)

8

1650

13200

9

ВЕРТИКАЛЬ: КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ТУРИСТСКИХ ЛЫЖ (00000009941)

8

1 060

8480

10

Портативный навигатор Garmin Oregon 600T

1

17800

17800

Палатка Greenell Блэкрок 8

1

15000

15000

Электростанция Kipor IG1000

1

15000

15000

139514

11

Хозяйственные  расходы

3000

12

Призовой фонд

4 000

13

Плёнка полиэтиленовая

20м

50

1000

14

Аптечка

1

3000

11000

15

Командировочные расходы

3 чел х 15 дней

300

13500

16

Питание детей

11 чел х 15 дней

503

82995

96495

17

Ж/Д билеты Приобье-Екатеринбург

11

1700

18700

18

Ж/Д билеты Чусовой - Приобье

11

1700

18700

19

Ж/Д билеты Екатеринбург – Коуровка(приг)

11

150

1650

20

Ж/Д билеты Кын – Чусовой(приг)

11

250

2750

21

Автобус до жд ст.Кын

11

100

1100

42900

Итого:290179

Приложение

Памятка для педагогического состава лагеря

  • Утверждать позитивное начало детей;

  • Говорить на понятном для детей языке;
  • Постепенно поднимать планку для духовного восхождения подростка;
  • Не давить, не оказывать насилия, а деликатно корректировать действия и духовные устремления детей;
  • Учиться слушать детей и отталкиваться от того исходного, позитивного, что уже в нем есть;
  • Необходимо лишь указывать направление возможного духовного движения, с тем, чтобы тропы духовного восхождения ученик прокладывал сам;
  • Чередовать трудное и легкое, подбадривая в ситуации неудачи и радуясь вместе с учеником его успехи;
  • Всячески поощрять благородные порывы, движения детей к идеалу, к красоте и гармонии, к истине;
  • Быть чутким, стремиться улавливать настроение и настрой ученика, стремиться и добиваться духовного резонанса;
  • Не допускать вульгарности и грубости;
  • Не язвить, не допускать насмешливого тона в общении с детьми;
  • Уметь прощать ошибки и промахи;
  • Не сюсюкать, не опускаться до панибратства, но и не очень возноситься над детьми;

ТРАДИЦИИ ЛАГЕРЯ:

  • Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют зависят, прежде всего, от тебя.
  • Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй себя ждать и беспокоиться напрасно.
  • Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
  • Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
  • Критикуешь - предлагай, предлагая - делай!

КОСТЕР - это зеркало души! Законы у костра:

  • Говорят вполголоса, если хочешь выступать – не выкрикивай с места, а подними руку;
  • Внимательно слушать, дать договорить до конца каждому, не перебивать;
  • Критиковать, не с целью унизить и оскорбить, а помочь и посоветовать;
  • На костре говорят то, что думают;
  • Не плюй в костёр – это табу;
  • Никогда не вставай между костром и другим человеком, найди свободное место;
  • Костер – анализируем, подводим итоги дня, делимся впечатлениями.

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ:

  • Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям!
  • Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.
  • Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  • Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство.
  • Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  • Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
  • Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Презентация: "Город Чусовой в годы ВОВ"

Презентация к уроку по математике. В которой дети знакомятся с датами о городе и людях, в котором они живут.  Цели и задачи урока:  расширить кругозор учащихся о жизни людей в городе Чусовом...

"Красавица Чусовая"

Детский поход-сплав по реке Чусовая на три дня.  От к."Журавлик" до п.Кын. Подробный путеводитель, описанием стоянок и картами, списком снаряжения и меню....

Тема проекта «Текут реки…» (Экология водной экосистемы Западного Подмосковья. Москва- река и река Вяземка)

Исследовательский проект «Текут реки…» - это результат командной работы учащихся 9 класса, которые не равнодушны к проблемам своего поселка, в частности  к экологическому состо...