Работа в методическом объединении
материал

Нонна Борисовна Маркова

Выступления на методическом объединении воспитателей школы-интерната

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление-доклад на методическом объединении воспитателей школы-интерната

«Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ»

Воспитатель школы-интерната:

Маркова Н.Б.

 Из опыта работы педагога:

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ

Профилактика здорового образа жизни находится на общегосударственном уровне и предполагает консолидацию усилий различных ведомств. При этом ведущая роль представлена системе образования. Данная работа в нашей школе является основополагающим элементом всей работы педагогов, проходит «сквозным действием» через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие учащегося и включает в себя сотрудничество всего коллектива школы и родителей.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), или пугать их теми фактами, которые не касались их самих, а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Для того чтобы оценить работу нашего образовательного учреждения, направленного на укрепление здоровья учащихся и их родителей было проведено анкетирование.

Цель анкеты выяснить, насколько учащиеся и родители оценивают работу школы в вопросах укрепления здоровья. В опросе приняли участие учащиеся 9-12  классов школы и их родители. Общее количество опрошенных – двадцать шесть человек. Участники анкеты были разделены на две группы: 1 группа – 13 человек – учащиеся, 2 группа – 13 человек – родители. Анкетирование проводилось анонимно, возрастные и половые особенности не учитывались.

В ходе анализа полученных результатов анкет можно сделать следующие выводы. Разница в результатах двух групп незначительная. Мнение родителей и учащихся во многом совпадают. Но максимальные баллы по данному вопросу приходятся на группу детей, которые достаточно высоко оценивают роль школы и его методы в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Более подробный анализ результатов анкет выявил, что родителям и учащимся мало что известно о кадровых, материальных, финансовых ресурсах, которые используются школой для образовательной деятельности по укреплению здоровья учащихся и их родителей. О специальной подготовке персонала школы по обучению здоровому образу жизни осведомлены только те родители, которые сами являются участниками образовательного процесса и им приходится с этим сталкиваться в своей деятельности.

Данные результатов анкет были предложены для рассмотрения администрацией школы для устранения недочетов в деятельности по укреплению и сохранению здоровья.

Список литературы:

Казин Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. _ М., 2009 г.

Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.:«Дом. Бахрат – М», 2012. – 412 с.

Приложение 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования в группе родителей

Ф.И.О.

Номер вопроса//количество баллов

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

С.А.А

4

5

5

3

0

4

3

4

3

5

4

4

4

6

2

Н.О.Р.

4

5

5

5

0

5

4

5

4

4

3

4

5

8

3

М.О.Д.

3

4

5

2

0

5

5

5

5

5

3

4

5

8

4

С.Т.Х.

4

5

4

5

0

4

3

3

4

5

3

4

4

6

5

О.А.Н.

4

5

4

3

0

4

4

4

4

4

4

5

5

9

6

Г.О.Г.

5

5

5

3

0

5

5

5

5

5

4

4

5

5

7

Р.С.В.

5

4

4

5

0

5

0

5

4

4

3

4

2

3

8

Р.И.Н.

3

5

5

5

0

5

4

3

3

3

4

4

3

7

9

Б.Е.П.

5

5

5

4

0

5

5

5

3

3

4

5

3

8

10

Х.Т.Ю.

3

5

4

4

0

4

5

5

5

5

4

4

5

5

11

К.Т.Ю.

4

5

5

5

0

4

0

5

4

4

4

5

4

3

12

Л.Н.В.

5

5

5

3

0

5

5

3

5

5

3

5

5

8

13

Д.Е.В.

4

5

5

4

0

5

5

5

5

3

3

5

5

7

 

Среднее

значение

4,07

4,84

4,69

3,92

0

4,61

3,69

4,38

4,15

4,23

3,53

4,38

4,23

6,38

Таблица 2.

Результаты анкетирования в группе воспитанников

Ф.И.О.

Номер вопроса//количество баллов

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

С.Д.А.

5

5

4

0

0

4

3

4

3

2

4

3

3

6

2

Н.Л.А.

5

4

4

0

0

3

3

4

5

5

0

4

4

6

3

М.А.С.

5

0

4

0

0

2

3

5

5

3

0

5

4

5

4

С.А.Г.

5

0

5

3

0

4

3

3

4

5

0

4

4

7

5

О.Е.Р.

5

4

5

5

0

4

4

4

4

4

4

4

5

8

6

Г.Н.Н.

5

4

5

5

0

5

5

5

4

4

0

5

5

8

7

Р.М.С.

4

3

4

5

0

4

4

4

5

4

4

4

4

5

8

Р.А.М.

5

3

5

0

0

0

2

5

3

5

0

3

2

6

9

Б.И.С.

3

2

5

0

0

2

3

3

4

2

0

3

3

8

10

Х.А.В.

5

3

4

0

0

4

3

3

4

4

3

2

3

7

11

К.А.С.

3

3

5

2

0

3

3

5

5

2

3

5

4

7

12

Х.А.И.

5

0

4

3

0

4

4

4

4

3

3

4

4

7

13

Х.А.А.

5

2

4

0

0

4

3

5

4

2

0

5

4

7

 

Среднее значение

4.61

2.53

4,46

1.76

0

3,30

3,30

4,15

4,15

3,46

1,67

3,92

3,76

6,69

Приложение 2.

Анкета для родителей

Уважаемая мама или уважаемый папа!

Перед Вами короткая анкета, цель которой заключается в том, чтобы выяснить Вашу оценку различных мероприятий, связанных с укреплением здоровья в Вашей школе. Поскольку дело касается такого важного вопроса, как Ваше здоровье, просим оценить состояние дел максимально объективно. Оцените каждый вопрос в баллах по «школьной» системе: чем выше балл, тем выше оценка. Балл, который Вы выставляете, нужно обвести в кружок шариковой ручкой. Если Вам ничего не известно по данному вопросу, поставьте оценку 0.

Заранее признательны Вам за участие в исследовании!

Критерии оценки

Вопросы

Баллы

Роль школы

Какую роль играет ваша школа в укреплении здоровья учеников?

0

1

2

3

4

5

Ресурсы

Оцените, какие кадровые, финансовые, материальные ресурсы используются школой для образовательной деятельности по укреплению здоровья учащихся?

0

1

2

3

4

5

Поддержка

Поддерживает ли педагогический коллектив школы, в которой учится Ваш ребёнок, какие-нибудь инициативы по укреплению здоровья школьников реальными делами?

0

1

2

3

4

5

Повышение квалификации

Известно ли Вам о специальной подготовке, которую проходил персонал школы по обучению школьников здоровому образу жизни?

0

1

2

3

4

5

Локальная сеть

Слышали ли Вы об участии школы Вашего ребенка в какой-либо сети школ, которые занимаются укреплением здоровья? Как Вы оцениваете это участие?

0

1

2

3

4

5

Цель

Если в планах деятельности Вашей школы существует такая цель, как укрепление здоровья, оцените ее вклад в здоровье Вашего ребенка.

0

1

2

3

4

5

Методы

Насколько Вас устраивают методы, с помощью которых в школе Вашего ребенка решаются вопросы укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни?

0

1

2

3

4

5

Стиль

В какой степени стиль поведения персонала школы способствует укреплению здоровья учащихся и учителей?

0

1

2

3

4

5

Среда

Как Вы оцените состояние школьной среды с позиции укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни Вашего ребенка?

0

1

2

3

4

5

Семья

Оцените степень взаимодействия и сотрудничества школы с Вами и другими членами Вашей семьи по вопросам укрепления здоровья.

0

1

2

3

4

5

Внешние организации

Известно ли Вам о сотрудничестве других организаций со школой Вашего ребенка? Как Вы оцениваете это сотрудничество?

0

1

2

3

4

5

Учебный план

Знаете ли Вы об обучении здоровому образу жизни Вашего ребенка в школе? Как Вы оцениваете это обучение?

0

1

2

3

4

5

Воспитательная работа

Оцените, как в школе Вашего ребенка проводится воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья школьников и всего персонала школы?

0

1

2

3

4

5

Оцените в десятибалльной системе деятельность вашей школы по вопросам укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Город

Класс

Анкета для ученика

Перед Вами короткая анкета, цель которой заключается в том, чтобы выяснить Вашу оценку различных мероприятий, связанных с укреплением здоровья в Вашей школе. Поскольку дело касается такого важного вопроса, как Ваше здоровье, просим оценить состояние дел максимально объективно. Оцените каждый вопрос в баллах по «школьной» системе: чем выше балл, тем выше оценка. Балл, который Вы выставляете, нужно обвести в кружок шариковой ручкой. Если Вам ничего не известно по данному вопросу, поставьте оценку 0.

Критерии оценки

Вопросы

Баллы

Роль школы

Какую роль играет ваша школа в укреплении здоровья учеников?

0

1

2

3

4

5

Ресурсы

Существуют ли в школе специальные книги, плакаты, другие школьные пособия, по которым Вас обучают быть здоровыми? Оцените, насколько Вам интересно по ним заниматься.

0

1

2

3

4

5

Поддержка

Участвуете ли Вы в школьных мероприятиях, направленных на улучшение здоровья? Оцените, в какой степени Вы эти мероприятия поддерживаете?

0

1

2

3

4

5

Тренинги

Проходили ли Вы в школе специальные занятия или тренинги по вопросам здорового образа жизни, например, антинаркотический тренинг? Оцените качество таких тренингов.

0

1

2

3

4

5

Локальная сеть

Слышали ли Вы об участии Вашей школы в какой-либо сети школ, которые занимаются укреплением здоровья и регулярно обмениваются опытом в этой области? Как Вы оцениваете это участие.

0

1

2

3

4

5

Цель

Оцените, в какой степени сохранение и улучшение Вашего здоровья Ваших одноклассников являются целью Вашей школы.

0

1

2

3

4

5

Методы

Насколько Вас устраивают методы, с помощью которых в вашей школе решаются вопросы укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни?

0

1

2

3

4

5

Стиль

В какой степени стиль поведения персонала школы способствует укреплению здоровья учащихся и учителей?

0

1

2

3

4

5

Среда

Как Вы оцените состояние школьной среды с позиции укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни?

0

1

2

3

4

5

Семья

Существует ли взаимодействие между Вашей семьей и Вашей школой по вопросам укрепления Вашего здоровья? Оцените это взаимодействие.

0

1

2

3

4

5

Внешние взаимодействия

Оцените, в какой степени организации вашего района (города) сотрудничают с Вашей школой по вопросам содействия здоровью школьников?

0

1

2

3

4

5

Уроки

Если в Вашей школе существуют уроки, на которых Вы обсуждаете вопросы, связанные с Вашим здоровьем, оцените, насколько Вам интересны и нужны эти уроки.

0

1

2

3

4

5

Внеклассная работа

Существуют ли в Вашей школе мероприятия, направленные на укрепление здоровья, которые проводятся после уроков? Оцените их.

0

1

2

3

4

5

Оцените в десятибалльной системе деятельность вашей школы по вопросам укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Город



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности"

(доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Материалы подготовила:

воспитатель Маркова Н.Б.

Нефтеюганск-2018

План:

1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой.

2. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.

Заключение.

Список литературы.

1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» - по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал - удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу - разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и, разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом - важное, не единственное условие, побуждающее детей к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Дети не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком - поиграть в «прятки», приласкать его; другому - показать как правильно сложить пирамиду; третьему - привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

2. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.

Подготовить ребенка к школе - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

Заключение.

В заключении хочу сказать, чтобы работать с детьми педагог должен иметь свои личные качества.

Какими хотят видеть сегодня ученики педагога? Среди самых ценных качеств были отмечены: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор. Но этими качествами обладают не все педагоги.

Непростительными качествами для педагога ребята назвали лень, высокомерие, грубость, выделение любимчиков, несправедливость.

Какие же недостатки ребята склонны простить педагогу?

Отсутствие чувства юмора, замкнутость, несдержанность, неумение «поставить себя». Хотя я считаю, что у педагога не должно быть недостатков. Видимо, это характерно для тех случаев, когда общение воспитателя и воспитанников ограничивается лишь рамками занятий. Тогда воспитатель не становится для воспитанников понятнее как личность, как человек, которому ничто человеческое, в том числе и слабости, не чуждо.

По моему мнению идеальный педагог должен в совершенстве знать свою работу, излагать ее красивым и доходчивым языком, использовать различные пособия, иметь чувства юмора, способность легко устанавливать контакт с детьми как старшего, так и младшего возраста, быть честным, справедливым, культурным человеком.

Список литературы.

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 2009.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2011.

3. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 2009.

4. Каникулы: игра, воспитание. О.С. - М.: Просвещение, 2010.

5. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1974.



Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель школы-интерната:

Маркова Н.Б.

Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

Система технологии воспитания разработана наукой и отобрана практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства. Иными словами, гарантированно, результативно и качественно.

Технология воспитания включает в себя определённую последовательность процедур:

  1. определение четкой конкретной цели: Цель технологии – гипотетическая;
  2. идея всего технологического проекта;
  3. разработка «пакета» теоретических оснований, реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания;
  4. поэтапная шаговая структура деятельности: в качестве этапов выступает воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая).

Эффективность технологии воспитания должна быть оценена настолько, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на концепцию воспитания и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны варианты технологического воспитания М.В. Кларина, Ф.А. Мустаева, Г.К. Селевко.

Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием учебной дисциплины, а также структурным и методически наполненным технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию, которые обеспечивает результативность отношений, стили руководства и стили педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий за исключением машинных, есть общение учащихся и ученика.

Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.

Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск пути их решений повлекли за собой разработки конкретных педагогических технологий, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны в своей области применения.

По определению академика И.П.Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, они имеют свою специфику, т.к. любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Технология воспитания - это совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а также технологическое оснащение этого процесса.

Мы даем краткий обзор сущности конкретных (прикладных) технологий обучения третьего уровня. Назовем в качестве примеров некоторые из них современные воспитательные технологии:

  1. гуманно-личностная технология - имеет целевые ориентации, способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, души и сердца, а также познавательных сил. Идеалом воспитания согласно данной технологии является самовоспитание личности;
  2. модель трудового воспитания: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику;
  3.  выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей;
  4. система нравственного воспитания через курс этической грамматики.

Учебный и воспитательный процесс - это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводиться педагогическим технологиям.

В практику теории внедряются с помощью технологии, т.к. технология - это способ и результат внедрения научных достижений.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», выражением которого является технология.

Технология обучения - системный метод планирования, применения и оценивание всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, а также взаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогических технологий в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей.

Таким образом, выбирая технологию, следует провести ее предварительную экспертизу, установить пригодность для решения ваших педагогических задач в ваших же условиях. Ведь с помощью новых технологий вы надеетесь получить обещанный прирост эффективности учебно - воспитательного процесса.

Список литературы:

  1. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе// Школьные технологии.- 2002.- № 1.
  2. Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям// Педагогический вестник. - 1995. - №8.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения

План работы ШМО учителей "Технического и эстетического" цикла....

План работы районного методического объединения учителей технологии

Сформулирована тема, цель, задачи методической работы районного объединения учителей технологии, прилагается план-сетка графика работы на учебный год...

План работы Районного Методического Объединения учителей истории

Предлагаю Вашему вниманию презентацию с задачами и основными направлениями РМО...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"

Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...