Технологическая карта урока "Аксонометрические проекции"
учебно-методический материал (9 класс)

марина семеновна колобова

Разработка урока черчения "Аксонометрические проекции" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_uroka_1.docx199.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Черчению

Тема урока: «Аксонометрические проекции»

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы обучения: репродуктивный, проблемный, практический, объяснительно – иллюстративный.

Оборудование и материалы: мультимедия, ноутбук, чертежные инструменты, тетрадь, учебник, таблица с изображением аксонометрии, объёмные детали.

Цели и задачи урока: познакомить с новым термином «аксонометрия»;

- сформировать понятие о косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекциях, их особенностях и различиях, расположении осей, принципах построения аксонометрических проекций;

- научить построению   фронтальной косоугольной  димметрической и изометрической проекций треугольной призмы, способам построения аксонометрических проекций плоских фигур;

- развивать пространственные представления и пространственное мышление;

- развитие навыков работы чертёжными инструментами;

- воспитывать аккуратность в графических построениях;

- воспитание целеустремлённости;

Планируемые результаты:

предметные: сформировать умение применять теорию на практике.

метапредметные:

- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; определение проблемы и правильная постановка учебной задачи; планирование учебно-познавательной и практической деятельности; целеполагание; прогнозирование и предвидение конечного результата

- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию;

личностные: проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;  понимать и оценивать свой собственный вклад в решение общих задач; быть толерантными к другому мнению и ошибкам;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока

3. Сообщение целей и задач.

4. Планирование.

5. Теоретическая часть

6. Практическая деятельность учащихся

7. Рефлексия

8. Домашнее задание


Технологическая карта урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.

Организационный момент (1 минута).

Приветственное слово учителя 1 слайд

- Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении! Надеюсь, мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Наш урок состоит из 3 этапов: повторение, теоретическая часть с закреплением и практическая работа. За каждый этап вы должны будете поставить себе отметку. В конце урока мы сложим их, и это будет ваша отметка за урок.


Приветствие учащихся.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.




Регулятивные: планирование, целеполагание,







Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.








Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.


2. Повторение пройденного материала

Приступим к первому этапу – повторение. На столах у вас карточки – задания. Вам нужно к предлагаемой детали найти ее главный вид, вид сверху и вид слева. И занести эти ответы в таблицу. Внизу таблицы запишите ваши фамилии. 2 слайд (5 минут) Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Слайд 3. Поставьте отметки в оценочный лист 3-4 слайд

 - 5 полностью справились

:-/ - 4 имеются 2 ошибки

: -( -3 имеются 3 ошибки


2.Объявление темы урока (4 минуты)


Мы знаем, что проецирование – это построение проекции предмета. Что вы видите на экране? Слайд 5. Проекция точки и проекция треугольника. Берем предмет, проецируем его на 3 плоскости проекции. Как они называются? Фронтальная, горизонтальная, профильная Слайд 6. Мы с вами получаем три проекции предмета. Они называются? Главный вид, вид сверху и вид слева. Слайд 7. Мы с вами научились проецировать предмет на 3 плоскости. А сегодня мы с вами узнаем, как из проекции получить предмет. Чертеж механизма или детали не дает полное представление о его форме. Поэтому чертежи сложных изделий сопровождают наглядными изображениями. Слайд 8. Сколько изображено предметов различной формы? По рисункам, б и в, представить форму легче. Эти 2 рисунка являются проекциями и объединяются одним общим названием – аксонометрические проекции. Это будет тема нашего урока. Слайд 9. Слово «Аксонометрия» греческое, в переводе означает «измерение по осям» Откройте тетради, запишите в них тему урока и определение.

Ответы учащихся:

-Проекция точки и проекция треугольника. Проекция предмета.

Ответы учащихся:

-

-Главный вид, вид сверху и вид слева.





Запись учащимися темы урока

3. Сообщение целей и задач

(2 минуты)

- Прежде чем приступить к изучению данной темы, скажите мне, пожалуйста, чем мы будем сегодня заниматься?

Чему мы с вами будем сегодня учиться?

- ознакомимся с видами аксонометрических проекций;

-узнаем о построении осей для выполнения аксонометрических проекций;

- применим теорию на практике 

Ответ учащихся:

-Будем учиться выполнять проекции

- Узнаем о построении проекций

4. Теоретическая часть


Мы приступаем ко второму этапу нашего урока. Проекции называются аксонометрическим потому, что предмет изображается в объеме в зависимости от расположения трехмерного пространства. Слайд 10.

При построении аксонометрических проекций размеры откладывают вдоль осей X,Y,Z - Кто мне скажет, как они называются? (аксонометрические оси)- запись в тетрадь.

Аксонометрические проекции отличаются наглядностью. На аксонометрических проекциях форма предмета всегда передаётся одним изображением, позволяющим увидеть 3 его стороны.

Мы познакомимся с 2-мя проекциями: косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекциями. Слайд 11.

Фронтальная диметрическая проекция (диметрия). Слайд 12.

Особенность данного вида проецирования в том, что мы видим без искажения переднюю сторону детали, то есть вид спереди. Однако стороны, расположенные вдоль оси Y, будут уменьшены в 2 раза по сравнению с оригиналом. Отсюда название «диметрия» - двойное измерение.

Прямоугольная изометрическая проекция. Слайд 13

Изометрия – это одна из аксонометрических проекций.

Изометрия (греч.) - равное измерение.

При вычерчивании изометрической проекции (изометрии) размеры по всем трем осям откладывают натуральные. Углы между аксонометрическими осями в этой проекции равны 120. Слайд 14.

Откройте учебник на странице 48, рис. 61. Вы видите изображение осей аксонометрических проекций: рис. а, б положение осей; в,г – приемы построения осей с помощью угольников; д,е – построение осей при выполнение проекций в тетради по клеткам.

Построение начинают с проведения аксонометрических осей х,у,z. Давайте построим оси в тетради.

Работа в тетрадях под руководством учителя.

Фронтальная косоугольная диметрическая проекция (диметрия) На листе в клетку отступите 8 клеток слева, чертим ось Z – всегда вертикально, ось X – горизонтально, ось Y – под углом 45, по углам клеточек, используя свойства равнобедренного прямоугольного треугольника.

Прямоугольная изометрическая проекция (изометрия)

На листе в клетку отступите 8 клеток слева. Ось Z – вертикально, ось X , ось Y – под углом 30 , отсчитайте 5 клеток в сторону и 3 клетки вниз.

Мы начертили изображения осей.

На столах у вас лежат вопросы для закрепления. Я попрошу вас ответить на данные вопросы (5 минут). А теперь 1 и 3 парты развернитесь и расскажите ответы партнеру напротив, начинает тот кто готов.

Ответы Слайд 15

Какие виды аксонометрических проекций узнали?

Чем они различаются?

Под каким углом оси располагаются в диметрии?

А в изометрии?

Какая ось всегда вертикальна?

Как по клеткам отложить угол 30 ?

Теперь возьмите оценочный лист и поставьте себе отметку

 - 5

:-/ - 4

: -( -3












Работа в тетрадях под руководством учителя.

















Работа с учебником










Работа в тетрадях под руководством учителя.





























































Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка


5. Практическая часть (25 минут)

Мы приступаем к следующему этапу нашего урока – практической части.

Работа в тетрадях под руководством учителя. Слайд 16, 17,18,19

Мы с вами построим аксонометрическую проекцию плоской фигуры на основе квадрата. Посмотрите на таблицу 1 , стр. 49. Строим оси для диметрии. Вдоль оси х откладываем 20 мм., вдоль оси у откладываем? Правильно, половину. Проводим отрезки, параллельно отложенным. Строим оси для изометрии. Вдоль оси х откладываем 20мм, вдоль оси у? также 20 мм. В таблице вы можете увидеть построение треугольника и шестиугольника. Используя ось z, мы можем построить треугольную призму. Показ учителя на доске.

Сейчас вы будете выполнять самостоятельно, построение аксонометрической проекции. На стр. 50 вы видите порядок построения. Вам нужно, пользуясь описанием построить фронтальную косоугольную  диметрическую проекцию. Приступаем. У вас 20 минут.

По окончании задания выполните взаимопроверку и поставьте отметку в оценочный лист.

 - 5

:-/ - 4

: -( -3

Молодцы все закончили задания.











Каждый ученик выполняет задание















Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные:волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

6.Рефлексия

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели урока?

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я поняла, что…
  • У меня получилось…
  • Достигли ли мы цели?

Отвечают на вопросы учителя.


Заполняют карточки рефлексии. Задают вопросы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения

  1. Домашнее задание
  • Сдаете, пожалуйста, оценочные листы. На следующем уроке мы продолжим выполнение аксонометрических проекций. Д/з выполнить построение изометрической проекции .
  • Всем спасибо за урок! Удачного дня!



Какие виды аксонометрических проекций узнали?

Чем они различаются?

Под каким углом оси располагаются в диметрии?

А в изометрии?

Какая ось всегда вертикальна?

Как по клеткам отложить угол 30 ?


Какие виды аксонометрических проекций узнали?

Чем они различаются?

Под каким углом оси располагаются в диметрии?

А в изометрии?

Какая ось всегда вертикальна?

Как по клеткам отложить угол 30 ?


А 5, 1, 10

А 13, 12, 5

А 7, 1, 6

Б 12, 3, 8

Б 14, 11, 1

Б 5, 12, 9

В 13,7 , 9

В 4, 8, 15

В 8, 13, 4

Г 14, 2, 6

Г 3, 6, 10

Г 3, 15, 10

Д 4, 11, 15

Д 9, 2, 7

Д 11, 14, 2


1. Косоугольная фронтальная косоугольная диметрическая проекция ( диметрия)

и прямоугольная изометрическая проекция (изометрия)

2.Разница в расположении осей и в длине отрезков, откладываемых вдоль оси у.

3.Под углом 45

4.Под углом 120

5.Ось z

6.. 5 клеток в право 3 клетки наверх

Оценочный лист

1.Повторение


2.Закрепление


3.Практическая часть – индивидуальное задание


А

А

А

А

А





Б

Б

Б

Б

Б





В

В

В

В

В





Г

Г

Г

Г

Г





Д

Д

Д

Д

Д
















 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...