Школа - территория здоровья!
проект

Зеленская Нина Александровна

Материалы регионального конкурса "Школа - территория здоровья - "2018", ХМАО - Югра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_-_territoriya_zdorovya.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Зеленская

директор МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ – 2018

(ИЗ МАТЕРИАЛОВ КОНКУРСНОГО ОТБОРА)

Здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. В уставе Всемирной организации здравоохранения звучит: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Факторами, влияющими на здоровье человека, являются:наследственность (генетические факторы), воздействие природной среды (экология), уровень медицинской помощи (эффективность работы здравоохранения), образ жизни человека и характер его основной деятельности.

Причем, процентное соотношение факторов, влияющих на здоровье человека, следующее: образ жизни - 50%, наследственность - 20%, окружающая среда - 20%, система здравоохранения - 10%.

Фактор «Образ жизни» (в том числе школьника) играет определяющую роль для здоровья человека. Большую часть времени обучающиеся проводят в стенах школы, территория которой определяет образ жизни и характер основной деятельности в период роста и развития ребенка.Поэтому ШКОЛА обязана быть ТЕРРИТОРИЕЙ ЗДОРОВЬЯ, решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

I.МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОСШУИОП №1» - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО.

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» - территория здоровья, деятельность которой направлена на создание условий физического, душевного и социального благополучия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В школе обучается более восьмиста учеников, работает 130 сотрудников, сформирована в полном соответствии с требованиями ФГОС, материально-техническая база.

Здоровьесберегающее пространство МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» включает в себя, прежде всего, комплексную безопасность, о чем свидетельствуют акты готовности к учебному году, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности Отдела надзорной деятельности, наличие Паспортов безопасности и антитеррористической защищенности.

В школе создана безбарьерная среда, обеспечивающая обучение детей-инвалидов: оборудованы пандус, санузел для инвалидов, созданы специализированные кабинеты (в том числе для индивидуальной работы), имеется гусеничный подъемник для передвижения по лестничным маршам.

В школе осуществляют необходимое медицинское сопровождение обучающихся фельдшер и медицинская сестра. В школе также созданы все условия для организации горячего питания: имеются два современных обеденных зала. Завтраки - предоставляются бесплатно 100% обучающихся, бесплатные обеды для обучающихся льготной категории (таких – 300 человек, что составляет 30%) и охват горячим питанием за родительскую плату, в среднем 328 учеников (что составляет 41%), предусмотрены полдники для воспитанников группы продленного дня и для обучающихся спортивного класса, который функционирует четвертый год.

В школе проведен капитальный ремонт, сформирована  комфортная среда: эстетично оформленные кабинеты, коридоры, рекреации, залы; обильное озеленение; «зимний сад»; наличие кресел – диванов в коридорах; «шахматные зоны» в рекреациях всех этажей; зоны отдыха с целью двигательной активности; «зона настольного тенниса», укомплектованность всех коридоров и рекреаций телевизорами, соединенными в локальную сеть и обеспечивающими информированность обучающихся по направлениям и результатам деятельности школы.

II. МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОСШУИОП №1»- ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Одним с ключевых моментов для правильного формирования образа жизни и характера деятельности человека в период его роста и развития в школе важна эффективная организация учебной деятельности. С целью решения этой задачи в школе создана адаптивная модель обучения, построенная с учетом особенностей общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей. В 2017-2018 учебном году в школе реализовывались восемь образовательных программ, в том числе четыре адаптированных программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Образовательный процесс в школе осуществляется в разных организационных формах: общеобразовательные классы; общеобразовательные классы с углубленным, профильным изучением отдельных предметов; классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями  интеллекта), индивидуальное обучение на дому.

Вариативность предоставления образовательных программ разного уровня сложности позволяет создать дифференциацию   содержания образования  с учетом  образовательных потребностей, интересов и возможностей обучающихся и обеспечивает углубленное, профильное изучение отдельных предметов, а также создание специальных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Адаптивная модель обучения «МБОУ Излучинская ОСШУИОП №1» включает в себя курсы, направленные на формирование здорового образа жизни учащихся. В рамках внеурочной деятельностицеленаправленно реализуются программы: «Я здоровый человек» для 1-7 классов; «Разговор о правильном питании» в 3-4 классах; «Все цвета, кроме черного» в 1-7 классах; «Этика: азбука добра» в 1-4 классах; «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах. За счет элективных курсов обучающие изучают программы: «Здоровый образ жизни», 8 класс; «Антропогенетика», 9 класс; «Химия и медицина» 9 класс; «Экология человека», 10 класс; «Человек и здоровье» 11 класс. Внеурочная и внеклассная деятельность эффективно способствует выработке мотивации ребенка на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

III. МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОСШУИОП №1» - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Областью повышенного внимания в школе являются особенные дети в части создания специальных условий и удовлетворения их образовательных потребностей. Для определения специальных условий и формы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях эффективно работает Программа коррекционной работы с обучающимися, функционирует Школьный Психолого-Медико-Педагогический консилиум, используется учебный план реализующий адаптивные образовательные программы.

На конец 2017-2018 учебного года детей с ОВЗ – 95 человек, что составляет 12% от общего числа обучающихся. Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблице (информация на 30.05.2018г.)

Виды ограничения

Класс

Количество

Дети-инвалиды

1-11

13 чел.

ЗПР

1-9

31 чел.

Легкая умственная отсталость

1-9

56 чел. (8 чел.9 ОВЗ )

Умеренная умственная отсталость

1-9

5 чел.

Тяжелая умственная отсталость

1-9

2 чел.

Имеют два вида ограничения: ребенок инвалид и умственная отсталость

1-9

9 чел.

В прошедшем году сформировано пять классов с умственной отсталостью, причем обучение организовано по принципу малокомплектованных классов: 1-2 классы (10 чел.), 3-4 классы (13 чел.), 5-6 классы (11 чел.), 7-8 классы (14 чел.), 9 класс (8 чел.).Учебный процесс для детей с ОВЗ осуществляется в разных организационных формах:  общеобразовательные классы;   общеобразовательные   классы с интеграционной формой обучения; классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальное обучение на дому.

Индивидуальное обучение на дому осуществляется по общеобразовательной программе и по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью начального, основного уровней образования.Для детей-инвалидов организованы следующие формы обучения: классно-урочная, индивидуальное обучение на дому, индивидуальное обучение с применением дистанционных технологий. Создание в школе единого образовательного  пространства для учащихся с разными возможностями психофизического развития, ориентированного на раскрытие индивидуальных способностей и резервов каждого ребенка, достигается посредством обеспечения процесса интеграции.В соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции мы используем следующие формы: полная, частичная, временная.Полная интеграция: при этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья (без потери интеллекта), достигшие или приближенные по уровню умственного и психоческого развития к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях по необходимости получают помощь отдельного специалиста.Частичная интеграция: при этой форме интеграции учащиеся обучаются в условиях отдельного класса (для детей ОВЗ) или объединены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками (дети с ЗПР). Они вовлекаются во все общешкольные, воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на надомном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся по желанию родителей.Временная интеграция: эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют  вовнеклассых и воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельнояти с целью социального общения со здоровыми сверствниками.

Важной составляющей создания специальных условий и форм организации обучения детей с особыми образовательными потребностями является материально-техническая база. Оснащение кабинетов специальным оборудованием систематически совершенствуется. Учебные и специализированные кабинеты ежегодно пополняются методическими материалами, учебно-наглядным пособиями, программным обеспечением, лабораторным и спортивным оборудованием.

С целью квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями в штатном расписании школы 2 учителя-логопеда, 2 учителя-дефектолога, 2 социальных педагога, 2 педагога-психолога,тьютор, педагог-организатор для работы с детьми с ОВЗ.

IV. МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОСШУИОП №1» - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы по физическому развитию обучающихся в учебное и во внеурочное время. В целях повышения мотивации школьников к здоровому образу жизни в учебное время в школе осуществляется 3-х часовое преподавание физической культуры в 1-11 классах, причем третий час физкультуры представлен плаванием.

Введение ФГОС расширило возможности создания условий для физического развития обучающихся в рамках внеурочной деятельности в 1-7 классах. В МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» представлен широкий спектр для выбора занятий спортивно-оздоровительной направленности по программам: «Коррегирующая гимнастика»,1-4 классы; «Плавание», 3-4 классы; «Футбол» 5-7 классы; «Волейбол», 5-7 классы; «Аэробика», 5-6 классы; «Хореографическая студия», 5-6 классы; «Ритмическая гимнастика»;     6-7 классы; «Шахматы», 1-7 классы. Для старшеклассников традиционно работают специальные курсы по следующим направлениям: спортивный клуб «Готов к труду обороне», военно-патриотические клубы «Альфа» и «Омега», секции «Волейбол» и «Баскетбол»; «Шахматы», 8-11 классы.В МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» успешно реализуются программы: «Воспитания и социализации личности» (1 место в округе); ПДД «Зеленый огонек» (3 место в округе); «Лето добрых дел».В 2015 году учителя физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности разработали программу«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», которая была представлена на региональной научно-практической конференции «Проблемы стандартизации и мониторинга образования» в  г.Нижневартовске, в 2016 году стала победителем в конкурсе инновационных программ на Грант главы района, а в настоящее время успешно реализуются.Ежегодно, с целью контроля состояния здоровья, уровня морфофункционального развития и физической подготовленности, два раза в год проводится мониторинг физического развития и физичнской подготовленности школьников.В 2017-2018 учебном году в мониторинге приняли участие 95%обучающихся.В ходе мониторинга проведен анализ распределенности детей по уровням физической подготовленности. Установлено, что в школе высокий уровень физической подготовленности сохраняется на уровне 22 % детей, средний уровень возрос на 4 % и составил 68%. Низкий уменьшился на 4% и составил 10% детей.

Проанализировав преподавание физической культуры, организацию внеурочной деятельности по физкультурно-спортивной направленности можно сделать следующие выводы: по итогам мониторингов, проводимых в школе, обучающие показали 100% результаты освоения образовательных программ по предмету «Физическая культура», при этом качество повысилось с 84% до 88%.

В календаре школьных традиций значимое место занимают общешкольные мероприятия спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной направленности: «Декада физической культуры» (сентябрь), «Папа, мама, я – спортивная семья» (ноябрь), «Месячник военно-патриотической и спортивно-массовой работы» (февраль), «От значка ГТО к олимпийской медали» (март), Марафон «Альтернатива» (апрель), «День здоровья» (май), Пришкольный лагерь «Излучина» (июнь, июль), Флешмоб «Подвижные перемены» (еженедельно).

В циклограмме работы школы постоянно проводятся тематические классные часы; встречи со специалистами больницы; встречи с тренерами и спортсменами; родительский всеобуч. Примерный перечень мероприятий по физическому развитию обучающихся и формированию у них мотивации к здоровому образу жизни представлен в отчете по итогам Года Здоровья(Приложении 8).

V. МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОСШУИОП №1» - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Свидетельством создания условий в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» для психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их успешной социализации являются психолого-социально-логопедическая инфраструктура, способствующая сохранению и развитию физического, душевного и социального благополучия всех субъектов учебно-воспитательного процесса: ПМПК: центр ПСМ-помощи; ПСЛ-служба; Совет профилактики; Служба медиации(примирения); Почта доверия; «Круги сообщества»; МО учителей, работающих в классах для детей с ОВЗ; МО учителей по физической культуре и спорту. За 2017-2018 учебный год проведено заседаний: ПМПК-15; ПСЛ-служба-14; МО - 4; служб примирения – 8; Советов профилактики – 41; «Кругов сообщества» - 31. Специалистами ПСЛ-службы проведено: 114 классных часа, 369 индивидуальных и групповых занятий; 40 тематических выступлений на общешкольных собраниях; 17 групповых консультаций; 11 выступлений на педагогических советах, методических семинарах и совещаниях педколлектива, 10 тематических отчетов на заседаниях Управляющего Совета школы. В прошедшем году ПСЛ-службой проведены общешкольные мероприятия: марафон «Альтернатива»; «Единый день прав»; Конференция отцов. Ими подготовлены  22 буклета в помощь классными руководителям для работы с родителями и обучающимися и проведены50 тематических мониторингов.

VI. УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА.

Индикаторами здоровьесберегающего пространства МБОУ «Излучинской ОСШУИОП №1» являются:

  • 100%-ная социализация выпускников основной школы, выпускников средней школы и выпускников 9 класса для детей с ОВЗ.
  • Стабильно высокий уровень удовлетворенности родителями качеством предоставляемых образовательных услуг (92%, 94%, 95%).
  • В результате проведения в декабре 2017 года плановой выездной проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры – несоответствий не выявлено.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности, проведенной в 2017 году Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры наша школа заняла 7 место в рейтинге, что свидетельствует о высоком уровне предоставления школой образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТ...

родительское собрание на тему "Школа-территория здоровья"

Проблема здоровья, особенно здоровья школьников, является одной из самых серьезных. Многие обвиняют во всех бедах школу -  объемный домашние задания, большое количество уроков, непомерная нагрузк...

"Школа территория- здорового жизненного стиля"

Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...

Школа - территория здоровья

Анализ деятельности муниципального казенного общеобразовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №10»  Левокумского района Ставропольского края по оздоровле...

Проект Школа территория здоровья

В  значительной степени ухудшение состояния здоровья детского населения  связано с социально-экономическими факторами, с неблагоприятным воздействием факторов учебной среды: низкая освещенно...

Экологический проект "Школа - территория здоровья"

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше,...