РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
статья

Развитие профессиональных компетенций и применение инновационных технологий на уроках практического и теоретического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reva_d.m.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Рева Дарья Михайловна

мастер производственного обучения

Кодекс компетентности - единственная мораль,

отвечающая золотому стандарту.

Айн Рэнд

Компетентность - это уровень профессиональных знаний и навыков, который определяет текущую результативность. Компетентность измеряется при помощи оценки достижения результатов работы. Компетенции же определяют, каким образом учащийся достигает результата

Компетенция - это общая способность, основанная на значениях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Умение - это действия (doing) в специфичной ситуации.

Ключевая компетенция - это  определяющая  компетенция,  потому что она соответствует условиям реализации, которые ни  ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными. В плане подготовки легко понять, по  какой  причине  отдают предпочтения развитию компетенций «широкого спектра», способных  проявить  себя  в  самых разнообразных  ситуациях  и  условиях.

На уроках производственного и теоретического обучения обучающиеся  по профессии «Оператор  швейного оборудования» работают  по учебно - практическому  материалу, который разработал мастер п/о, а так  же  практикуется создание учебно  -  практического материала самими обучающимися. Для того чтобы создать учебно - практическое задание, обучающиеся должны быть компетентными по многим  вопросам.

•        развивать действия по планированию, программированию, проектированию

•        владеть знаниями, умениями и навыками отбора информации

•        развивать способности адекватного представления о своих склонностях, возможностях, о путях их совершенствования, которые определят успешность обучающегося в профессиональной деятельности

•        развитие технологического мышления обучающихся

•        формирование общетрудовых умений и навыков (организация рабочего места, планирование и самоконтроль трудовой деятельности, пользование и составление технологической документации).

Развивая профессиональные компетенции педагог изготавливает новые  дидактические средства вместе с  обучающимися, причем  отмечается, что  качество знаний обучающихся при этом значительно улучшается. Новые  средства обучения и связанные с ними  изменения  в  организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и  познавательный интерес обучающихся, улучшает запоминание и понимание учебного материала. В процессе изготовления и использования новых средств обучения происходит умственное развитие обучающихся благодаря тому, что осуществляется взаимодействие средств с  учебной  информацией, порождающие, при условии его выделения в специальную цель  теоретического анализа, творческие способности. Общие и профессиональные компетенции в обучении сосредотачиваются на том, чтобы не увеличивать объем информированности обучающегося в различных областях, а помочь обучающемуся самостоятельно решать проблемы в различных ситуациях.

В Курганский техникум сервиса и технологий приходят обучающиеся с разным интеллектуальным уровнем и низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности обучающихся необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии, и в дальнейшем их совершенствовать.

Чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, педагогам приходится изучать и использовать новые методики.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация -  это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Соответственно развитие инновационных методов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах обучения. Мастеру производственного обучения или преподавателю необходимо обеспечить обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Инновационные уроки, реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний обучающихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из - за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды).  На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие на уроке мастера производственного обучения.
  • формируется профессионально значимые качества личности.
  • развивается творческая активность, инициатива обучающегося, что позволяет повысить эффективность практического обучения.

Естественно, что инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должен проводить каждый педагог, но они не должны преобладать в общей структуре обучения. Мастеру производственного обучения и преподавателю профессиональных или общеобразовательных дисциплин необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

Используемые мною ранее дифференцированный подход и классическую форму организации учебной деятельности я считаю менее эффективными и устаревшими по сравнению с инновационными. Именно поэтому я решила изучить инновационные технологии и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Среди различных видов инновационных уроков, на мой взгляд, наиболее удачными можно считать следующие:

 Игровые технологии. Они дают возможность использовать коллективные  формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и  интегрировать их в общие знания, повысить  интерес  обучающихся  к  профессии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.   Например,  на уроках производственного обучения использую различные игры - игра «Вставь пропущенное слово», логический диктант,  заполнение оценочных листов  (самоконтроль, взаимоконтроль), игра «Выбери необходимый материал», «Выбери необходимый инструмент»,  «Найди ошибку» и др. такого рода игры предполагают развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Деловая игра - даёт учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста.  

Ролевые игры - позволяют обучающимся «примерить»  новое для них поведение в безопасном окружении, применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На  уроках  имитируется  деятельность  какого-либо  швейного производства или мастерской,  его  подразделения,   события, конкретная  деятельность  людей  (деловое  совещание, обсуждение  планов, и т.д.)  Игра  развивает   адаптивные  возможности   будущих  специалистов    к  реальным  условиям  производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, советоваться, помогать друг другу, т.е. способствует воспитанию личности.

Не менее интересным считаю урок-исследование. В ходе которого, обучающимся выдают технологические задания на исследование новых приемов обработки изделий. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию - он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ технологических процессов, выбор новой технологии обработки изделий. Результаты исследования обсуждаются, анализируются.

Для выпускных групп уместно применять «Урок - конкуренция». Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства обучающихся выпускных групп. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих предприятиях выпускников техникума. Выполняя творческое задание, например «Обработка шлицы в юбке», обучающийся демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует обучающемуся право прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих швейных предприятиях.

Урок - конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. К уроку обучающиеся получают опережающее задание и   готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы,  материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждениях. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога.  Такая форма урока требует тщательной подготовки. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему   углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор, умению целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер - классы и конкурсы профессионального мастерства, уроки -  соревнования,  базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии - оператор швейного оборудования и других профессий. Урок - соревнование развивает у  обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет обучающихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние  задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).

Также мне очень интересен метод портфолио - это современная образовательная технология, в основе которой используется метод  оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Метод проблемного изложения - это метод, при котором мастер п\о или преподаватель используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Проблемно - поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

 Не менее интересным методом является научно - исследовательская работа обучающихся, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин, к данному виду научно-исследовательской деятельности обучающихся относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством мастера п\о или преподавателя  (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, защита диплома); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности обучающихся, подлежат контролю и оценке со стороны педагога.

 Ещё существует проектная  технология. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся  - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат. Цель проекта  реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером п\о или  и преподавателем стоит цель: показать на практике возможности применения знаний  в постижении профессии, создать серию мини - проектов, выполняемых самими обучающимися под руководством мастера п\о или и преподавателя профессиональных и общеобразовательных  дисциплин. Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют  основные задачи, выполняют производственное задание и  представляют  результат своей работы. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в  разнообразных по составу и профилю группах. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Личностно - ориентированная технология, очень значимая. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги   другому. Каждый обучающийся - индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся,  могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе обучающимся, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Ещё хочется упомянуть ИКТ. В современном мире необходимо использование ИКТ, так как сейчас компьютерные технологии занимают первое место во всех направлениях. На моих уроках производственного и теоретического обучения ИКТ - это источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера п\о,  преподавателя и обучающихся; как возможность личностно - ориентированного подхода; как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающегося. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера п\о и  преподавателя  профессиональных дисциплин, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения и преподаватель уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы.      

Традиционный объяснительно - иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность обучающихся. Поэтому так важно научить обучающихся  различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково - исследовательской работы. Я убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного и теоретического  обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам производственного и теоретического обучения. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами обучающихся нужного в данный момент   материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад,  яркие моменты  урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру п\о и преподавателю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Нельзя и забывать про здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью, на использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений.

       При планировании и проведении таких уроков мы можем вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей обучающихся, также полагаясь на свою фантазию и опыт,  можно спланировать собственный инновационный урок производственного или теоретического обучения, который будет иметь место в системе профессионального обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.

Список используемых источников:

  1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд. «Эгвес».
  2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
  3. Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.
  4. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  6. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
  7. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.
  8. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
  9. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"

Источник    изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...

Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения

uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...