Выступление по теме: "Роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью на примере материалов Марии Монтессори."
методическая разработка

Тема выступления: Роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью на примере материалов Марии Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 1»

Выступление по теме: 

Роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью на примере материалов Марии Монтессори.

Составила учитель

Мокрякова Татьяна Яковлевна

Рубцовск

2018г.

Тема: Роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью на примере материалов Марии Монтессори.

К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Особенностью данного дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), в нарушении эмоционально – волевой сферы, моторики, и личность в целом (А. А. Ерёмина).

Для более глубоких форм олигофрении умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталости, как правило, наблюдается сочетание выраженной интеллектуальной недостаточности с поражением целого ряда систем: отмечаются аномалии в строении костного скелета, выраженные дисплазии и дистрофии, неправильное строение черепа, кожные нарушения, патологические изменения со стороны сердечно – сосудистой системы в виде пороков сердца и т. д., отклонения со стороны слуха и зрения.

Это лишь общая характеристика детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Следует отметить, что по структуре дефекта данные дети очень разнообразны.

Клиническое и психологическое изучение детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью показывает, что эти дети способны к развитию. Наиболее правильным представляется взгляд, согласно которому основным показателем интеллектуального развития является способность ребёнка понять и решить новую задачу, используя приобретённые ранее знания.

Поэтому, при составлении содержания коррекционно – развивающей   работы с данными детьми мы  на первый план ставим следующие задачи обучения:

- развитие всех психических функций, в т.ч. познавательное развитие;

-социально-эмоциональное развитие (позитивный настрой, психический тонус, настроение, контактность со взрослыми и сверстниками, способы общения, профилактика фобий и страхов);

- физическое развитие (развитие и коррекция основных движений и общих моторных навыков, развитие  функциональных возможностей кистей рук и пальцев рук, совершенствование зрительно – двигательной и зрительно – слуховой координации);

- отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости (учить проявлять заботу о самом себе: одеваться и раздеваться, причёсываться, застёгивать и расстёгивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию).

Для успешной коррекции психофизических функций у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями  в нашем учреждении внедрена и успешно реализуется в педагогической практике адаптированная система М. Монтессори.

Эта система воспитания и обучения ребёнка была разработана итальянским педагогом (врачом, учёным, психологом) Марией Монтессори в первой половине 20 века.

М. Монтессори родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни.

М. Монтессори была первой женщиной-доктором медицины в Италии. Начинала она свою трудовую деятельность с места ассистента профессора в университетской психиатрической клинике. И детьми начала заниматься ни как педагог, а как врач.

В 1900 году она создала и стала директором Ортофренической школы, где воспитывались и обучались дети с отклонениями в развитии. Такая школа была первой в Европе.

До 20 века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но М. Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на его развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота, и комфортная обстановка.

Под комфортной обстановкой, на современном этапе, понимается коррекционно-образовательная среда или развивающая предметно-пространственная среда.

Под коррекционно-образовательной средой – мы понимаем естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами, игровыми материалами, дидактическими пособиями.

На данный момент мы с вами находимся в кабинете Монтессори- педагогики, на примере которого мы хотим вам рассказать и показать роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталости.

Монтессори – педагогика ориентирована не только на потребности здоровых детей, но и отвечает потребностям детей с ментальными нарушениями. Данная педагогика предусматривает социальную адаптацию детей, коррекцию и компенсацию нарушений развития, формирование практических умений и навыков, доступное образование и воспитание, общее и физическое развитие в соответствии с состоянием и возможностями детей. Эта педагогика  отвечает  тем целям и задачам, которые мы ставим перед собой при обучении и воспитании детей с грубыми нарушениями интеллекта.  

В нашем школьном кабинете насчитывается около двухсот Монтессори – материалов. Они систематизированы по направлениям:

  • упражнения в обыденной жизни;
  • упражнения в сенсомоторике;
  • упражнения в развитии языка;
  • упражнения по математике;
  • космическое воспитание.

Эти направления дают возможность проводить коррекционные занятия по развитию и коррекции у детей психомоторных и сенсорных функций, социально – эмоционального развития, отработки навыков самообслуживания и личной гигиены.

На занятиях по формированию практических умений и навыков (упражнения в обыденной жизни) дети учатся самостоятельно заботиться о себе (одеваться и раздеваться, мыть руки, чистить обувь и т. д.), заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором они находятся (подметать, вытирать пыль, поливать цветы и др.), учатся правилам хорошего тона, вежливого поведения в обществе, а также выполнять комплекс специальных упражнений на совершенствование общей координации движений.

В ходе занятий жизненной практикой развиваются психические процессы ребёнка: внимание и способность концентрированно работать.

Например, на занятиях по развитию тонкой моторики и овладению навыками в практической жизни используем следующие Монтессори-материалы: «Рамки со шнурками, с застёжками, пуговицами, бантами», «Игры - шнуровки» и др.

А так же используем упражнения для развития контроля и координации движений:
1. Открывание и закрывание двери
2. Тихое хождение
3. Переноска предметов
4. Переноска стула
5. Переноска, раскатывание и скатывание ковриков
6. Складывание салфеток
7. Пересыпание ложкой различных круп
8. Пересыпание из кувшина в кувшин различных круп
9. Переливание воды

Упражнения по уходу за окружающей средой:
1. Вытирание пыли
2. Аранжировка цветов
3. Уход за живыми цветами

Занятия с использованием Монтессори – материалов строятся таким образом, что одни и те же упражнения много раз повторяются. Это позволяет детям сосредоточиться и сконцентрироваться  на определённом виде деятельности.

Глубокое позитивное воздействие упражнений в практической жизни оказывают влияние на развитие практического мышления. Дети учатся последовательно выполнять действия, показанные учителем, осознавая при этом, что определённый их порядок играет решающую роль и составляет структуру деятельности. Восприятие структуры деятельности создаёт основу для развития элементарного логического мышления.

Развитие  психомоторики и сенсорных процессов (упражнения в сенсомоторике) осуществляется на специальных занятиях по развитию органов чувств на материалах Монтессори.

Сенсорное воспитание создаёт основу для интеллектуального развития. Способствует упорядочиванию хаотичных впечатлений, полученных ребёнком при взаимодействии с внешним миром. Даёт прекрасную возможность развить наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру. Дети становятся способными различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений и т. д. На занятиях совершенствуются органы чувств, которые являются инструментами познания окружающего мира, развивается способность восприятия действительности и воображение, внимание и способность к его концентрации.

Работая с Монтессори – материалами, дети приобретают определённые навыки учебной деятельности: умение более сосредоточенно  работать достаточно длительное время, доводить начатое до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога и слушать его пояснения, заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки, не мешать другим.

Например, на занятиях по развитию зрения (глазомера) используем Монтессори-материалы: «Коричневая лестница», «Розовая башня», «Красные штанги», «Цветные таблички», «Рамки и вкладыши» и др.

На занятиях по развитию слуха – «Шумящие коробочки», «Звонки или колокольчики» на занятиях тактильных ощущений – «Шершавые буквы и фигурки», «Шероховатые таблички», ящик с тканями, «Мешочки с наполнителем», «Тактильный коврик» и др., на занятиях по развитию чувства тяжести «Весовые таблички», на занятиях по развитию  теплового чувства «Тепловые таблички», на занятиях по развитию стереогностического чувства «Геометрические тела», «Конструктивные треугольники».

Нужно сказать, что упражнения по развитию сенсорных процессов являются хорошей подготовительной базой для последующего усвоения математических знаний. Именно поэтому материалы для развития чувств М. Монтессори назвала «базовыми математическими материалами».

Презентация на примере с дидактическим материалом «Розовая башня»

Материал

10 деревянных кубиков разной величины, покрашенных розовым цветом. Ребро самого большого куба – 10 см. Ребро самого маленького – 1 см.

Цели

Прямая: ребёнок строит на коврике Розовую башню, руководствуясь принципом «от большого – к маленькому».

Косвенная:

  • уточнение зрительного чувства;
  • концентрация внимания;
  • координация движений;
  • умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд.

Рождаются представления, а затем и понятия: «большой – маленький», «больше, чем… - меньше, чем»; подготовка к математике.

Презентация

Педагог предлагает ребёнку построить Розовую башню на коврике, который предварительно расстелен. Если ребёнок соглашается, педагог берёт самый маленький кубик башни и ставит на левую ладонь ученика. Она сама покрывает его правой ладошкой кубик и предлагает таким образом отнести этот маленький розовый кубик на рабочий коврик. Ребёнок делает это. И пока кубик лежит на ладошке ребёнка, в его сознании рождается представление о его величине. Таким же образом – по одному – ребёнок переносит на коврик все остальные кубы Розовой башни. Важно, чтобы эти действия производил не педагог, а именно сам ученик. Ладони его, по мере увеличения куба, расширяются, и ребёнок ощущает явное изменение веса кубов. Рука и разум с первой минуты прикосновения к материалу начинают работать вместе.

Итак, кубы лежат на коврике в беспорядке. Педагог глазами выбирает самый большой куб и ставит его в центре ковра. Затем так же, глазами, он из оставшихся выбирает самый большой и , двигая его по ковру, сравнивает его то с одним, то с другим. Убедившись, что этот куб самый действительно крупный, устанавливает его на первый. Педагог работает в том же духе до тех пор, пока Розовая башня не будет построена до конца. Теперь можно предложить ребёнку обойти вокруг коврика и полюбоваться постройкой. А затем, не спеша, разобрать башню, и оставить ребёнка наедине с ней. Ученик будет пытаться выстроить Розовую башню самостоятельно. В конце занятия башня опять разбирается. По одному кубику её переносят и выстраивают на традиционном месте.

Упражнения с Розовой башней

Они состоят в разнообразных построениях кубов по принципу «большой – маленький». Кубы можно построить на ковре по диагонали, по кругу, «лестницей».

Упражнения в развитии языка

Ребёнку как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь воспитанник получает возможность расширить свой словарный запас с классификацией. В методике Монтессори первая классификация очень простая – растения, животные, искусственные предметы, природные объекты. Материал – наборы муляжей, мелких предметов в коробочках и карточки для расширения словарного запаса.  Для развития письма дети знакомятся с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Презентация

Большой подвижный алфавит

Материал

Три поноса, разделённых на ячейки по количеству букв русского алфавита. Буквы вырезаны из красного и синего пластика. Каждая буква вырезана письменным шрифтом.

Цели:

Прямая: ребёнок запоминает письменный образ буквы и учится изображать его на листе бумаги.

Косвенная:

  • уточнение зрительного чувства;
  • концентрация внимания;
  • координация движений;
  • развитие мускульной памяти, мускульно тактильных ощущений.

Упражнения

1.  Педагог показывает букву. Называет её. Как только ребёнок произносит звук, соответствующий букве, педагог предлагает ребёнку обвести букву указательным пальцем; если нужно, педагог сам обводит указательным пальцем ребёнка по контуру буквы в направлении письма.

Тут же можно предложить ребёнку написать букву на бумаге, на доске.

        Таким образом, когда педагог показывает, называет и предлагает ученику обвести указательным пальцем букву, то у него одновременно возникают 4 ощущения: зрительное, слуховое, тактильное и мускульное.

2. «Найди пару»

Сличить печатный и письменный образ буквы, составить пару из печатной и письменной буквы.

3. Составить слова из изученных букв.

4. Выложить слово из письменных букв по образцу печатного слова. И др.

Упражнения по математике

Математические материалы Монтессори подобраны с учётом сенсорных потребностей ребёнка. На основе этих материалов ребёнок погружается в подготовленную среду, пропитанной математикой и одновременно с этим приобретает точный подход, который необходим в математике. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет, научился операциям сложения, вычитания.

Красно-синие числовые штанги

Презентация

Материал

Десять деревянных щтанг разной длины. Самая короткая – 10 см, самая длинная – 1 метр. Штанги разделены на красные и синие отрезки длинной 10 см. Самая короткая штанга окрашена в красный цвет.

Цели

Прямая: научиться считать целыми числами от 1 до 10.

Косвенная:

  • подготовка к восприятию десятичной системы.

Презентация. Математические штанги открывают серию математических материалов Монтессори.

        Педагог предлагает ребёнку по одной перенести  на ковёр числовые штанги, держа их за концы горизонтально и начиная с самой короткой. На ковре под наблюдением педагога ребёнок выстраивает лесенку из штанг, укладывая их, начиная каждый раз с красного конца.  Самая длинная штанга находится вверху.

Теперь будем постепенно перечитывать отрезки на штангах и вводить счёт от 1 до 10 через знаменитый трёхступенчатый урок Монтессори.

Педагог кладёт перед ребёнком три первые штанги и говорит:

- Это штанга один. Это штанга 2. Это штанга 3.

Затем следует вторая ступенька трёхступенчатого урока:

- Посчитай, пожалуйста, штангу 1.

- Посчитай, пожалуйста, штангу 2.

- Посчитай, пожалуйста, штангу 3.

Ребёнок просчитывает вслух отрезки на штангах.

На третьей ступени по просьбе педагога ребёнок называет штанги по числу отрезков на них: штанга один7, штанга два, штанга три.

Через трёхступенчатые уроки с математическими штангами ребёнок осваивает счёт от 1 до 10 целыми числами.

Упражнения.        Состав числа 10.

Учитель прикладывает руку к последнему отрезку штанги 10 и спрашивает:

- Какую штангу надо приставить к штанге 9, чтобы она сравнялась с предыдущей?

- Штангу один! -  отвечает ребёнок, и прикладывает штангу 1 к штанге 9.

Постепенно из числовых штанг выстраивается своеобразный прямоугольник, объясняющий наглядно состав числа 10.

Космическое воспитание

Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать свое место в мире.

Резюмируя вышесказанное, хочется добавить, не секрет, что Мария Монтессори стала едва ли не самым знаменитым педагогом планеты. Её детские сады и школы открывались по всему миру.

Первый Монтессори детский сад в России начал свою работу в октябре 1913года при одной гимназии, а в 1928 году система Марии Монтессори в СССР была запрещена решением Государственного Учёного совета. Лишь в начале  90-х годов педагоги России в поисках путей гуманизации воспитания и образования подрастающего поколения обратились к наследию Марии Монтессори.  

В настоящее время, Монтессори-школы работают в 52 странах.

В Нидерландах, Соединённых Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений. В большом количестве функционируют в Китае, Японии. А школа в Индии занесена в Книгу Гиннеса как  самая многочисленная. В ней учатся 22 тысячи детей.

Существуют такие школы в России, но в малом количестве.

В заключении хочется привести слова Марии Монтессори. «Поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребёнка получилось лучше, чем вчера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...

Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про

Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...

Спортивный праздник для детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью. « А ну-ка мальчики».

Спортивный праздник для детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью " А ну-ка мальчики"....

Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

На современном этапе важным остается вопрос почему и как надо учить детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. Дети данной категории неоднородны по своему составу....

Диагностика сформированности базовых учебных действий и жизненных компетенций у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интелле...