Публикация на тему"Формирование семейных ценностей у детей, воспитывающихся в условиях детского дома."
статья

Колегова Людмила Николаевна

Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть тысячам детей, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в будущем создать нормальную семью? Решение этой проблемы и есть наша главная задача.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование семейных ценностей у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему!..»

Себастьян Бранта 15 век

Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть тысячам детей, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в будущем создать нормальную семью? Решение этой проблемы и есть наша главная задача.

Наших детей можно условно классифицировать на 3 группы:

Дети с положительным опытом жизни в семье (чьи семьи попали в трудную жизненную ситуацию). Как правило, у этих детей есть родственники, которые их навещают, но не имеют возможности взять под опеку.

Дети, не имеющие опыта жизни в семье (подкидыши, дети, осиротевшие в раннем возрасте). Родственников у этих детей нет, поэтому детский дом они считают своей семьей.

Дети с отрицательным опытом жизни в семье (социальные сироты, изъятые из дезадаптированных семей). У таких детей при поступлении в детский дом возникает ценностный конфликт, так как шкала их жизненных ценностей формировалась в неблагоприятных условиях и не совпадает с общепринятой в обществе. Это самая сложная категория детей.

Работая с детьми по формированию семейных ценностей, мы как педагоги, столкнулась с проблемами, а именно:

1. Недоверие детей ко взрослым, основанное на негативном жизненном опыте (предательство, чувство собственной ненужности, заниженная самооценка, как следствие - озлобленность на окружающих).

2.Дефицит чувства любви, из которого следуют не сформированные духовно-нравственные ценности, волевая сфера, эмоциональные критерии.

3. Дети, изъятые из дезадаптированных семей, не воспринимают насилие, как зло, имеют смутное представление о своих правах и обязанностях.

Для того чтобы понять на каком уровне у детей нашей группы сформированы представления о семейных ценностях, я провела интервьюирование. И вот что дети отвечали.

Как мы видим, дети затрудняются ответить на вопрос, что такое семья.

Затем провели конкурс рисунков на тему «Моя семья». Всем детям было предложено нарисовать свою семью, какой они видят ее в будущем. Данная методика рассчитывалась на первые ассоциации ребенка, поэтому никаких пояснений не давалось. Анализ детских рисунков показал: в целом рисунки воспитанников, кто попал сюда недавно, оказались интересней и богаче по материалу. Рисунки детей, которые живут в детском доме продолжительное время, статичны, в них ребенок рисует членов семьи в отдельности, как бы перечисляя их. Дети включали в список своей семьи различных родственников (бабушка с дедушкой, брат, сестра, тетя). Этот факт объясняется тем, что достаточно большое количество детей некоторое время находились под опекой у родственников или сейчас их забирают родственники. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что дети, воспитывающиеся без семьи, имеют более скудные представления о семье, о круге повседневных взаимоотношениях внутри семьи, о семье как чем-то целом, как о "мы". Рисунки более статичны, в них слабо выражены внутрисемейные связи.

После этой работы для себя мы выделили ряд пробелов, это:

Детьми недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У наших детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. 

Большую значимость для формирования представления у детей о ценностях в семье имеют этические беседы и познавательные занятия по темам: «Какая у тебя семья!», «Домашние обязанности», «Моя дружная семья!», где закрепляются представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, вспоминают именно хорошие моменты.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является развитие трудолюбия, уважения к труду. В ходе бесед к труду и желание научиться трудиться, как взрослый. Беседы о труде дополняются ежедневными трудовыми поручениями ребёнка. Наши дети дежурят в столовой, убирают в группе, в спальне, в общих местах детского дома.

Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывают художественные произведения. Детьми были прочитаны следующие рассказы, сказки, стихи: Баруздин С. «Мамина работа», Драгунский В. «Моя сестра Ксения», Кымытваль А. «Песенка бабушки про непоседу», Михалков С. «А что у вас?», Осеева В. «Сыновья» и др. После прочтения каждого произведения с детьми проводились беседы по содержанию. На примере литературных героев у детей закладываются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. 10. В выходные дни мы организовываем просмотр и обсуждение мультфильмов, таких как: «Айога», «Встречайте бабушку», «Трое из Простоквашино», «Осторожно, обезьянки», «Мешок яблок».

В марте месяце прошло занятие, которое началось с вопроса: «А мы с вами в детском доме семья?». Ответы были очень противоречивые. В ходе беседы выяснилось, что дома бывают разные, есть еще и второй дом - наш детский дом. И в нашей группе тоже есть свои традиции. Чем мы не семья? Мы сделали древо нашей группы. На занятии детей познакомили с притчей «Об одиноком мальчике» Где детям наглядно продемонстрировали и пришли к общему выводу, что все члены семьи сильны только тогда, когда вместе, а по отдельности -  слабы и уязвимы.

Следующим этапом в работе с детьми, мы хотим сделать наш семейный альбом, альбом нашей группы. Где будут подбираться фотографии с общих мероприятий, какие-то общие дела. В течение года альбом будет пополняться. Как правило, дети очень любят рассматривать такой альбом группы.

На данный момент мы делаем акцент на семью – это наша группа. В группе-семье накапливаются свои традиции, формируется свой уклад, которые создают посиделки с чаем, походы в любимые места отдыха, развлечения в кругу своей семьи (конкурсы, викторины, семейное чтение), просмотры фильмов на тематику семьи и семейных ценностей с последующим обсуждением.

Мы планируем, что к концу года:

Дети будут владеть понятием семья, семейные традиции;

Знают свои права и обязанности;

Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.

Произойдут позитивные изменения, улучшится морально-нравственный климат в группе.

Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.

Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....

«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»

Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....

«Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»

Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных  традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...

Логопедическая работа по формированию словообразования у детей, воспитывающихся в условиях детского дома

В статье представлено краткое описание особенностей формирования словообразования у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, основные направления работы, дидактическая игра (авторская разработ...

Статья Тема: «Формирование семейных ценностей в условиях сиротского учреждения».

Семья для ребенка является первым коллективом ,где присходит его развитие ,закладываются основы будущей личности.Именно здесь формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: о...

Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности

Материалы, опубликованные в методическом пособии по теме «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» адресованы педагогам школ, методи...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...