Публикация на тему"Культурные практики как средство развития младших школьников."
статья

Колегова Людмила Николаевна

Для каждого педагога важно, чтобы каждый ребенок приобрел необхо­димый культурный личный опыт, кото­рый является фундаментом полноцен­ного общего развития, позитивной со­циализации и индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_kak_sredstvo_razvitiya_shkolnikov.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные практики как средство развития школьников.

Для каждого педагога важно, чтобы каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.

С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики школьника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.

Термин «культурные практики» широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики — это обычные для ребенка «(привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми»; а также «апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов».

Культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования.

Культурные практики формируют общую культуру личности школьника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности, творчества и ответственности ребенка.

К примеру, для развития детской инициативы и творчества, воспитатель проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы: «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День здоровья» и пр. В такие дни разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль и снаряжение, едят космический завтрак, отправляются в путешествие по незнакомой планете, разгадывают таинственные знаки и рисунки инопланетян, рисуют космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных материалов (коробочек, пластиковых трубочек и др.) роботов, проводят экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку, стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться друг с другом. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для школьников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники: ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Процесс освоения культурных практик связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления культурных практик является свобода школьника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.

В заключение хотелось подчеркнуть, что культурные практики играют важную роль в позитивной социализации и индивидуализации школьников. Они активизируют механизмы саморазвития, инициативы и свободы самовыражения. Задача расширения пространства культурных практик детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности не теряет своей актуальности и требует дальнейшей разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...

Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра  как средство развития познавательной активности младших школьников....

Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»

Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»...

Научная публикация «Групповые формы работы как средство развития у школьников коммуникативных навыков».

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию коммуникативных умений, поэтому учащихся нужно с раннего возраста учить превращать свои мысли в речь, отстаивать свою точку зрения и спос...