Разработка и применение ИКТ в педагогической деятельности
статья

Подшивалова Светлана Михайловна

Данная статья рассказывает об использовании учителем ИКТ-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 60e81.doc27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и применение  ИКТ в педагогической деятельности

        Моя методическая тема, над которой я работаю с 2017 года, - «Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  как средства  активизации познавательной  активности  обучающихся». И это неслучайно.

       В последнее десятилетие особую роль играют педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и использование в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий. В кабинете русского языка и литературы установлены и максимально используются: проектор, ноутбук, аудиосистема,  компьютер. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

         В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у обучающихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

          Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Я полагаю, что эти опасения напрасны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

         Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников, так как проходит работа с текстом, с художественным словом. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас обучающихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

         Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле УУД, на факультативных занятиях, во внеклассной работе и проектно-исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.

          На уроках русского языка и литературы я использую следующие приемы компьютерных технологий:

1. Мультимедийные презентации. Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков обучающихся, повышению информационной грамотности.

          Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (обучающийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п.  

         Когда использую мультимедийные презентации?

– Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.

– Презентация по результатам выполнения проектов: подготовка учениками презентации для сопровождения собственного доклада.

– Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

         При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания обучающегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У обучающегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

          Некоторые презентации я разместила на своем Интернет-сайте в социальной сети работников образования (https://nsportal.ru/podshivalova-svetlana-mikhaylovna) и «Инфоурок» (https://infourok.ru/user/podshivalova-svetlana-mihaylovna/material).

2. Видеоматериалы

          Литература - предмет, целью которого является развитие творческого воображения обучающихся через работу над художественным текстом. Его итогом должен стать зримый, наглядный образ, а не просто совокупность литературоведческих категорий. Для успешного достижения этой цели урок литературы должен быть интересным по содержанию, разнообразным по использованию методов и приемов работы, интеллектуально, психологически и морально насыщенным, поэтому не всегда достаточно бывает только анализа текста художественного произведения, необходимо привлечение других форм учебной деятельности, в том числе и интеграции. Одним из средств развития творческих способностей обучающихся является использование наглядности, в том числе и видеофильмов. Преимущества кино- и видеофильмов перед другими видами наглядности очевидны: наличие в них видеоряда, текста и музыкального сопровождения активизирует одновременно несколько видов памяти у обучающихся (зрительную, слуховую и эмоциональную), а комплексное применение этих средств способствует созданию действительно цельного образа писателя или произведения.

            Используемые мною на уроках видеофильмы неоднородны. Их можно классифицировать на учебные и художественные, причем приемы работы с ними, а также место в системе уроков по творчеству писателя различны и зависят от содержания и стилистики видеофрагмента: тяготеет ли он к художественному или документальному кино.

            Учебные видеофрагменты подразделяются в зависимости от видеоряда и комментария на биографические, краеведческие и литературоведческие. Учебные фильмы могут быть использованы на уроке как иллюстрация, дополнение к слову учителя или самостоятельный лекционный материал, если содержание видеофрагмента полностью раскрывает обозначенную тему; основной прием работы с ними - конспектирование фактического или исследовательского материала. В зависимости от построения системы уроков объемный фильм может дробиться на небольшие фрагменты, используемые в течение нескольких последовательных занятий по изучению биографии или творчества писателя.

             Работа над биографией М.Ю. Лермонтова в 9 классе занимает несколько последовательных уроков, и почти на всех из них показываю небольшие (5-10 мин.) видеофрагменты, иллюстрирующие жизнь и творчество поэта на одном из этапов его биографии. Здесь основной акцент делается на видеоряд фрагмента: обстановка дома, предметы, принадлежавшие поэту, портреты людей, связанных с его жизнью.

             Краеведческие фрагменты применяются при проведении заочной экскурсии по местам, связанным с жизнью писателя. Возможны различные формы комбинирования средств видеофильма и слова учителя или сообщений обучающихся: последовательное их использование на разных этапах урока или чередование, разбивка видеофильма текстом или работой с другими средствами наглядности (иконографическим материалом, фотографиями, репродукциями). Такие видеофрагменты демонстрирую при знакомстве с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и др.

             Основная форма работы с литературоведческими фрагментами, где не просто излагается некая сумма фактов, а проводится работа над словом и образом в литературном произведении, конспектирование в сочетании с беседой по наиболее важным вопросам, что имеет целью дополнить аналитическую деятельность обучающихся наблюдениями ученых-литературоведов. Такие видеофрагменты просматриваем и обсуждаем на заключительном этапе работы, после того, как у обучающихся сложится собственный взгляд на произведение, свое понимание его содержания и образов. В качестве примеров следует назвать фильмы "Медный всадник", "Грибоедов и Чацкий".

            Художественные фильмы (экранизации литературных произведений) также используются, целиком или фрагментарно, с разными целями в зависимости от качества экранизации и режиссерской концепции. Здесь также возможны различные формы работы с видеоматериалом.

             Показ небольшого фрагмента обычно проводится перед началом работы над произведением и имеет целью создание необходимого эмоционального настроя у обучающихся. Этот прием наиболее эффективен для фильмов, точно передающих историческую обстановку и бытовые подробности, например, «Война и мир» С. Бондарчука или «Собачье сердце» В. Бортко, а также используются и литературно-музыкальные композиции по литературным произведениям или их фрагментам, например, по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

           Отдельные эпизоды фильма могут быть показаны как иллюстрация литературного произведения и служат элементом анализа. Их обсуждение проводится по системе вопросов или заданий, помогающих обучающимся сравнить замысел писателя и его интерпретацию режиссером фильма. Особое внимание обращается на детали, помогающие перевести словесно выраженную мысль на язык кино: грим, костюм, жест и мимика актеров, интерьер и пейзаж в видеоряде. Обязательным моментом является обсуждение новых деталей или отсутствие указанных писателем: не искажает ли это содержание или идею литературного произведения. Так можно использовать фрагменты спектакля Малого театра «Недоросль», фильмов «Капитанская дочка» и «Ромео и Джульетта».

            Просмотр художественного фильма полностью используется на завершающем этапе работы над произведением, после того как у обучающихся сложится свое представление о внешности и характере персонажей и обстановке, станет ясна идея произведения. Такой просмотр завершается написанием рецензии или устным обсуждением фильма, поэтому ученикам предварительно даются задания сравнить увиденное на экране с текстом литературного произведения и собственным восприятием, оценить успешность воплощения текста средствами актерской игры, декораций, музыкального сопровождения, закадрового текста. Эта форма работы применяется в основном на уроках, посвященных самостоятельно прочитанным, а затем обсужденным в классе произведениям: «Выстрел» А.С. Пушкина, «Вий» Н.В. Гоголя и др.

           Особое место занимает художественное чтение литературного произведения профессиональными актерами, например, чтение «Евгения Онегина» С. Юрским. Высокий уровень исполнения позволяет вызвать интерес обучающихся к роману и одновременно является образцом выразительного чтения, поэтому просмотр такого видеофильма предпочтительнее исполнения того же текста учителем или обучающимися, а наличие лаконичного, но выразительного видеоряда делает его более выигрышным, чем прослушивание фрагмента магнитофонной или грамзаписи.

           Опыт систематической работы по использованию видеофильмов позволяет сделать вывод о том, что названные приемы работы способствуют развитию навыков анализа литературного произведения, формированию критического, оценивающего восприятия кино- и видеофильмов, а также активизируют читательский интерес обучающихся, привлекают их внимание к личности и творчеству писателя.

3. Компьютерные тесты. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. При проведении уроков использую компьютерные тесты таких сайтов, как «Решу ЕГЭ» ( http://rus.reshuege.ru/), «Сдам ГИА» (http://rus.sdamgia.ru/) и «Незнайка.про» (http://neznaika.pro/).

           Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес школьников к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам обучающиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

4. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов 

           В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого, учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями, например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.

             Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

             Хочется отметить, что использование компьютерных технологий: 

- повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности обучающихся на уроке);

- повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

- осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

- обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

- улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повышает качество контроля знаний обучающихся и разнообразие его форм;

- расширяет объём предъявляемой учебной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....

Курсы повышения квалификации по теме "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности"

Две лекции по теме   "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности": 1. "Основные принципы разработки презентаций" 2. "Создание электронных презентаций с помощью прог...

Разработка педсовета."Анализ педагогической деятельности"

Включает повестку, доклад, работу в группах, проект решения....

Методическая разработка по теме : "Педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных способностей обучающихся"

Методические рекомендации для учителей биологии на тему: педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных спсобностей обучающихся...

Авторская педагогическая разработка. Адаптивная программа по внеурочной деятельности "Природа -источник вдохновения"для 1-4 классов

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕОбучающиеся получат возможность научиться:навыкам самостоятельной музыкально-учебной деятельности;сотрудничать  в ходе реализац...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...