Главные вкладки

    Психологическая диагностика в работе педагога-психолога
    материал

    Шапошникова Наталья Григорьевна

    Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx16.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическая

    диагностика в работе педагога-психолога

     Шапошникова Наталья Григорьевна,

     педагог-психолог

    Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса.

    Я работаю педагогом-психологом в государственном бюджетном учреждении Саратовской области Социальный-реабилитационный центр «Надежда». Сопровождаю 4 реабилитационную группу, в которой проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 8-14 лет.

    За период реабилитационной работы в данной группе реабилитацию прошли 18 человек, что составляет 100% диагностический охват. Психологическая диагностика является обязательным этапом работы педагога-психолога, полученные в ходе ее проведения, данные позволяют выбрать оптимальные направления и методы работы с ребенком и семей. Психологическое заключение по итогам диагностики ребенка, как правило, включает показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности, анализ соответствия развития психики ребенка возрастным уровням и этапам развития.

    На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы: наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия и др. На основе результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа, осуществляется психологическое сопровождение несовершеннолетнего.

    Для проведения диагностики был подобран диагностический инструментарий, соответствующий основным сферам развития и возрасту несовершеннолетних, для младших школьников это познавательная, эмоционально-личностная сферы и сфера межличностных отношений. Для подростков меньшее значение имеет познавательная сфера, более значимы эмоционально-личностное развитие, межличностные отношения, профессиональная направленность. На этапах подросткового возраста существует риск формирования и проявления суицидального поведения, поэтому его важно выявить и предупредить.

    В результате диагностического обследования несовершеннолетних, помимо указанных выше показателей, важно отслеживать признаки жестокого обращения с ребенком. Прежде всего, это физические и психологические маркеры, которые можно отметить в результате наблюдения (например, особенности внешнего вида, поведения, речи и т.п.). Также показательны результаты проективных тестов, методик, исследующих страхи и межличностные отношения.

    Диагностика проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.

    Для углубленной диагностики применимы следующие методики:

    Направления и параметры диагностического исследования

    Диагностический инструментарий

    Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также высших психических функций

    Тест 10 слов (Лурия А.Р.) , корректурные пробы, тест Ландольта

    Оценка уровня понятийного мышления

    Предметная классификация, исключение предметов, исключение понятий, сравнение понятий, выделение существенных признаков

    Выявление уровня интеллектуального развития и творческих способностей

    Прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест Векслера, тест Торренса

    Личностно-ориентированные методики

    Цветовой тест Люшера, тест «Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен), проективные рисуночные тесты

    Определение степени социальной адаптации

    Опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН Немчина

    Диагностика группы риска развития кризисных состояний

    Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения», ПДО Личко

    Диагностика профессиональной направленности

    Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, анкета «Ориентация»

    Изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье; характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

    «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер), опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис)

    Изучение психологического климата в коллективе СРЦН

    «Изучение психологического климата в коллективе» Лутошкина, ЦТО, УСК, опросник Шмишека, MBI К.Маслях (уровень профессионального угасания).

    Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.

    Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

    – показательность конкретного вида действия для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных навыков;

    – учет системного характера видов действия (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

    – учет возрастной специфики сформированности видов действий. Показательность видов действий и их значение для развития несовершеннолетних меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

    Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

    Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

    Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»

    Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, методистов, социальных педагогов, работающих в сфере образования. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, ...

    ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

    План работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды по психологическому сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 учебный год

    laquo;УТВЕРЖДАЮ»И.о. директора МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды___________ И.В.Устинова ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому  сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 уче...

    Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»

    Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у д...

    Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

    Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...