Главные вкладки

    Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»
    учебно-методический материал по психологии на тему

    Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

    Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sakulina_n.i._issledovatelskaya_rabota.docx48.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сакулина Н.И.,

    педагог-психолог МОУ

    «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева»

    Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»

    Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

    Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, составление программ,  подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

    Для повышения профессионального уровня прошла обучение в РЦ ПМСС по теме: «Работа с чувствами и переживаниями в индивидуальном консультировании. Краткосрочные методы»

    В школе имеются рабочий кабинет психолога, где проводятся диагностика, развивающие занятия с учащимися, консультирование родителей, детей, педагогов.

    Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит:

    Нормативно-правовую документацию

    Рабочие журналы

    Папки с результатами диагностических обследований

    Программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.

    Папки с рекомендациями для родителей и педагогов

    Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.

    Таким образом, педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности:

    Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.

    Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.

    Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми столкнулась в своей работе:

    1. Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей и их низкий образовательный уровень.

    2. Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.

    3. Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся в среднем и старшем звене: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу, оскорбления.

    Учитывая это, нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий учебный год.

    Планирование на 2014-2015 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных:

    • Осуществлять совместно с педагогами более тщательный анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
    • Классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного интереса  учащихся и приемах и способах тренировки умственных способностей. А при планировании воспитательной работы учитывать и развитие познавательных способностей (беседы об окружающем, интеллектуальные конкурсы).
    • Разработать и написать программу для подростков – учеников старших классов – «тренинг личностного роста», включающий в себя просветительские занятия различной тематики, а также коррекционно-развивающие занятия с учетом результатов, полученных при диагностике.
    • Подготовить специальные методические материалы (личные методички по аутотренингу, использованию музыки, советы сдающим экзамены, их родителям, учителям. Обновить классные стенды, папки по вопросам подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА).

    Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам. В течение 2013-2014 учебного года применялись  методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

    Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.

    Таблица 1. Психодиагностическая работа с 5-11 классы.

    Категория

    Количество мероприятий

    Охват (всего человек)

    Количество диагностических исследований

    5-8 классы

    10

    436

    9-11 классы

    9

    381

    Родителей

    2

    70

    Педагогов

    2

    37

    Общее кол-во обследований по числу учащихся

    817

    Общее количество принявших в исследованиях классов

    16

    Общее число продиагностированных родителей

    70

    Общее число продиагностированных педагогов

    37

    Проведено 19 групповых и подгрупповых диагностик по исследованию:

    - уровня адаптации учащихся 5-х классов;

    - межличностных отношений в классных коллективах;

    - склонности к суицидальному риску учащихся 5-11 классов;

    - профессиональных интересов и склонностей  9 классов;

    - сформированности профессионального плана в 10 классах;

    -выявления фактов жестокого обращения;

    -психологической подготовки к ЕГЭ;

    Проведено 30 индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, социального педагога, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению актуального уровня развития.

    С результатами и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися по дальнейшей работе.

    После проведения групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации по сформированности познавательных процессов и способах их развития и сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.

    Нужно отметить диагностическую работу в 5 классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 5 классах изучаются уровни школьной тревожности, мотивации к обучению. Полученные результаты в начале и конце пятого класса, сравниваются, и на их основании осуществляется анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям.

    Провелись 2 методики: методика «Мой класс», методика «Школьная тревожность Филлипса».

    По результатам первичной диагностики получились следующие результаты:

    В тестировании приняли участие 28 обучающихся 5 классов.  

    После проведения методики «Диагностика уровня школьной тревожности » получились следующие результаты:

    Таблица 2.

    Тревожность

    5а (11учащихся)

    5б (17 учащихся)

    Низкая

    27.2%,

    76.4%,

    Средняя

    63.6%,

    23.6%,

    Высокая

    9.2%

    -

    Тест школьной тревожности Филлипса дает представление как об общей тревожности - эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. В результате данного исследования установлено, что  пятиклассники на начало учебного года испытывают в (5а), низкая тревожность составляет 27.2%, средняя 63.6%, высокая 9.2%; в (5б) низкая 76.4%, средняя23.6%, высокая 0%.Повышенную тревожность по шкалам  «страх самовыражения» 2 учащихся из 5а класса, низкая сопротивляемость стрессу в 5а 1 учащаяся, в 5б 1 учащаяся. С результатами данной методики ознакомила классных руководителей, даны рекомендации по дальнейшей работе с ними, а также школьному психологу продолжить дальнейшую работы с выявленными детьми, испытывающими трудности при переходе в среднее звено.

    Результаты по методике «Мой класс»:

    Данная методика предназначена для изучения положения ребенка в коллективе. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса  школьника.

        1.С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?

        2.Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?

        3.Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

            В 5а классе  18 % учащихся имеют позицию «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе, 55% имеют позицию  «отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка», 18 % имеют игровую позицию,  которая не соответствует учебной позиции,9 % имеют позицию «место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем».

            В 5 б классе 35.2% учащихся имеют позицию «один, вдали от учителя» , 41.1% учащихся имеют позицию  «отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, учащиеся с позицией «место рядом с учителем отсутствуют, 23.7% имеют игровую позицию,  которая не соответствует учебной позиции. С учащимися по следующим позициям: «один, вдали от учителя» - и «игровая позиция»  планируется дальнейшая работа.

    Так по результатам вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности, а также снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации

    Большое внимание уделялось психологическому сопровождению предпрофильной подготовки учащихся.

    В старшем звене работа была направлена на сопровождение предпрофильной подготовки 9 –х классов. Данные методики проводятся для помощи в формировании дальнейших профессиональных планов.

    В 9 классах были проведены профориентационные методики «Профиль» и «ДДО».

    В тестировании приняли участие 31 обучающийся 9 классов.

    После проведенных методик получились следующие результаты:

    Таблица 3.

    Класс/методика

    9 «а»(14)

    9 «б»(17)

    ДДО

    Человек-природа

    6 (43%)

    1 (5.9 %)

    Человек-техника

    2 (14%)

    8 (47%)

    Человек-худ. образ

    2 (14%)

    4 (23.5%)

    Человек-человек

    2 (14%)

    2(11.8 %)

    Человек-знак

    2 (14%)

    2 (11.8%)

    Профиль

    Соц-но-экономчиский

    3(21%)

    2(11.8%)

    Естественно-научный

    2(14%)

    4(23.6)

    Информ-технический

    1(7%)

    2(11.8%)

    Индустриально-технологический

    1(7%)

    -

    Худ-но-эстетический

    4(29%)

    2(11.8%)

    Гуманитарный

    1(7%)

    Оборонно-спортивный

    1(7%)

    7(41)

    Физико-математический

    1(7%)

    Наиболее выбираемые типы профессий это - человек-природа, человек-техника. Учащиеся в дальнейшем предпочитают профессии связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, а также технического профиля. По методике «Профиль»- оборонно – спортивный, социально-экономический, естественнонаучный.

    В 10 классах была проведена методика «Опросник профессиональных склонностей».

    В тестировании приняли участие 29 обучающихся 10 классов.

    После проведенных методик получились следующие результаты:

    Таблица 4.

    Класс/методика

    10 «а» (13)

    10 «б»(16)

    Работа с людьми

    6 (46%)

    4 (25%)

    Практическая деятельность

    2 (15.3%)

    -

    Эстетические виды

    4 (31%)

    2(12.5%)

    Экстремальные виды

    1 (7.7%)

    5(31.3%)

    Исследовательские

    -

    2(12.5%)

    Планово-экономические

    -

    3(18.7%)

    Наиболее выбираемые виды профессий это – работа с людьми, эстетический уклон и экстремальные виды.

            Для успешного осуществления профильного обучения, по мнению учащихся, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии. Исходя из полученной информации, в результате тестирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.

    С результатами диагностик и рекомендациями ознакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Подбираются методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися по определению дальнейшего выбора образовательного маршрута.

    Большое внимание уделялось профилактике склонностей к суицидальному риску учащихся  с 5-11 класс. Были проведены методики «Незаконченные предложения», «Жизнь».

    Среди всех обучающихся наблюдается отсутствие развития суицидального поведения, хотя присутствуют некоторые ответы, которые нуждаются в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле со стороны психолога и классного руководителя.

    Тестирование для учащихся 9,11 классов. Методика – «Итоги ЕГЭ, ОГЭ», «Стресс». Данные тесты направлены на выявление психологической подготовки к экзаменам.

    В диагностировании приняли участие 35 обучающихся -9 классов,30 обучающихся – 11 классов.

             Таблица 5.

    Итоги ЕГЭ, ОГЭ

    9 «а» класс - 15

    обучающихся

    9 «б» класс - 20

    обучающихся

    11«а» класс - 17

    обучающихся

    11«б» класс - 13

    обучающихся

    Высокий уровень

    1

    -

    1

    3

    Средний уровень

    13

    13

    14

    9

    Низкий уровень

    1

    7

    2

    1

    Таблица 6.

    «Стресс»

    9 «а» класс -15

    обучающихся

    9 «б» класс - 20

    обучающихся

    Высокий уровень

    5

    7

    Средний уровень

    9

    10

    Низкий уровень

    1

    3

    По результатам диагностик получились следующие результаты: по методике «Итоги ЕГЭ, ОГЭ» в 9 «а» классе имеют высокий уровень -6.6%,средний – 86.9%,низкий -6.6%;в 9 «б» классе средний – 65%,низкий -35%, в 11 «а» классе имеют высокий уровень -5.8%,средний – 82%,низкий -12,2%;в 11 «б» классе высокий - 23%,средний – 69.2%,низкий -7,8%.

    По методике «Стресс» в 9 «а» классе имеют высокий уровень -33.3%,средний – 60%,низкий – 6.7%;в 9 «б» классе высокий – 35%,средний – 50%,низкий -15%.

         На основании полученных результатов строилась дальнейшая психологическая коррекция.

    Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что психологическая обстановка в классах положительная, но некоторые учащиеся нуждаются в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле со стороны психолога и классного руководителя.

    С результатами и рекомендациями знакомила  классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися по дальнейшей работе.

    Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик для более эффективной диагностики.

    По результатам диагностической деятельности, а также  по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится коррекционная и развивающая работа.

    Развивающая и коррекционная работа проводилась в таких вариантах:

    Итоговая работа представлялась на МО классных руководителей.

    Так проведено 46(по параллелям) групповых коррекционно-развивающих занятий и 20 индивидуальных с обучающимися.

    Индивидуальные занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительских отношений, подготовки к ЕГЭ и т.д.

    Групповые занятия в среднем и старшем звене проводятся на эмоциональную стабилизацию, психологическую подготовку. Занятия проходят с использованием элементов тренинга, психологических игр: «Колючка», «Ценности моей жизни», «Экзамены – без стресса»,  «Стресс: что делать?», «Путешествие в мир эмоций», «Умей сказать нет» и т.д.

    Пример диагностики:

    1. Диагностика  мотивации к обучению по методике «Школьная мотивация Лускановой».

    Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что в 2012-2013 учебном году были обучающиеся, имеющие отсутствие позитивного отношения к школе, в 2013-2014 и 2014-2015годах этот уровень отсутствует. Имеется недостаточный уровень в 2012-2013 гг.23%, в последующих годах идет спад данного уровня. Уровень - положительное отношение к школе имеется во всех годах, в 2013-2014 и 2014-2015 гг., также прослеживается спад. Высокий  и достаточный уровни присутствуют во всех годах, но в 2013-2014 и 2014-2015 гг., идет повышение данного уровня. Таким образом, проанализировав результаты диагностики, прослеживается, что исследования мотивации подтвердили преобладание «хорошей школьной мотивации»  и «положительного отношения к школе». Учащиеся, которые относятся негативно к школе и находятся в состоянии школьной дезадаптации,  также имеются, но в целом дети понимают необходимость обучения и связь его с дальнейшим будущим.

    2. Стабильная положительная динамика показателей психологического состояния учащихся пятого класса за 3 года.

    В результате данного исследования установлено, что  пятиклассники, переходящие на среднюю ступень обучения, имеют хороший показатель в позиции «отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, которая возрастает в течение 3-х лет. Но также имеется позиция, которая, негативно сказывается на дальнейшем обучении обучающихся, такая как «игровая позиция», и процент в данной категории стабильно сохраняется, скорее всего, это связано с недостаточным уровнем  мотивации. Позиция «один, вдали от учителя» держится стабильно, но к 2014-2015году имеет снижение. Позиция «место рядом с учителем» в 2012-2013 учебном году преобладала на уровне 24%, что свидетельствовало об адекватности социально-психологического и учебного статуса  школьника,  но в 2013-2014 г. имеет всего 4%, а в 2014-2015 году отсутствует вообще.                

    Каждый учебный год проводится мониторинг «Трудности  адаптации пятиклассников». После проведенных диагностик совместно с педагогами начальной школы проводится педагогический совет по адаптации пятиклассников. Полученные результаты озвучиваются на родительских собраниях и  необходимы для дальнейшей работы классных руководителей при планировании мероприятий в доверенном им классе. Также даются рекомендации родителям, педагогам-предметникам по дальнейшей работе с выявленными детьми, испытывающими трудности при переходе в среднее звено. По результатам проводимой работы и вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям, а также снизились показатели по недостаточному уровню мотивации, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

    В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

    Роль диагностик в работе по созданию коллектива

    Материал для работы с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)...

    Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении. Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.

    Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода....

    Психологическая диагностика в работе педагога-психолога

    Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса....