Обобщение педагогического опыта
статья

Горбунова Елена Александровна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение педагогического опыта37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного  педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка и литературы МБОУ «Теньгушевская  средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района РМ

Горбуновой Елены Александровны

Образование – высшее, в 1993 году закончила МГПИ имени М.Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и методика начального обучения». В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева» по дополнительной программе «Учитель мордовского(мокшанского/эрзянского) языка и литературы». Общий педагогический стаж работы – 27 лет, стаж работы в МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» - 15 лет, квалифицированная категория – высшая.

Тема инновационного педагогического опыта: «Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре».

        В российской школе многоязычное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков, живущих в одном регионе народов, воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки наряду с русским должны быть активно включены в структуру сознания и деятельности обучающихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.

       Я с 1993 года работаю в направлении сохранения и развития языка и культуры мордовского народа. Поставила перед собой проблему«Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре». 

        Актуальность этой проблемы в том, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры обучающихся, интереса к изучению мордовского  языка и мордовской культуры. Заметив это, я пытаюсь реализовать следующие задачи:

- формирование интереса к изучению мордовского(эрзянского) языка;

- развитие творческих способностей средствами современных технологий;

- воспитание обучающихся на ценностях мордовской культуры, обычаях и традициях родного края.

         Ведущей педагогической идеей моего опыта я считаю  учение без принуждения, основанная на достижении успеха,  на подлинном интересе. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо: 1) внедрение новых педагогических технологий в работе; 2) создание на уроках благоприятной атмосферы; 3) постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать обучающихся; 4) накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег. Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. Цель моих уроков - в ярком многоцветии других языков и культур показать уникальность, богатство своего эрзянского языка, древность в истории мордвы, своеобразие культур. Учащийся должен увидеть и почувствовать красоту и многообразие языков, культур, литературы. Ведь чем больше человек познает языки, тем богаче становится его духовный мир.

            Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Во время моего  преподавания эрзянского языка осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Также теоретическая база основывается и на богатом материале мордовской художественной литературы и фольклорного материала. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий из журналов и газет «Народное образование», «Чилисема», «Сятко», аудио – видео материал, словари, справочники и т.д. Свою работу я планирую, опираясь на   программы  и методические  рекомендации  по обучению детей эрзянскому языку таких филологов, как  Водясова Л.П, Дмитриева С.Ю., Ломакина Л.Ф., Кочеваткина О.В., Ивлюшкина Н.И и др.  Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, проверочным и тестовым работам, презентации к урокам эрзянского языка.

         Новизна моего опыта – использование в практике педагогических «находок». Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие ключевых компетенций обучающихся в музыкально-эстетической, духовно-нравственной, национальной сфере.

          Технология опыта.

         Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более «живым» и результативным. Обучение эрзянскому языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания. Я формирую интерес детей к изучению национального языка через использование коммуникативно-развивающей методики обучения, игровых технологий, различных  приемов развития познавательного интереса на разных этапах урока, компьютерных технологий, межпредметных связей. Систематически провожу нетрадиционные виды занятий: уроки-путешествия, уроки- экскурсии, уроки-игры, уроки-беседы, уроки-презентации, уроки – сказки, которые побуждают детей к активному участию, к самообразованию.  Большое внимание также уделяю краеведческому материалу, проектно – исследовательской деятельности обучающихся. Провожу  уроки-путешествия, уроки- экскурсии по родному селу, в природу, в школьную библиотеку. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях - наших земляках. Провожу коллективную, групповую и индивидуальную работу со своими учениками.

          Результативность опыта.

          Знания, которые получают обучающиеся не только на уроке, но и  на кружках, факультативах, консультациях,   правильный алгоритм работы с дополнительным  материалом помогают детям  успешно реализовывать их во всех видах учебной деятельности: олимпиадной, проектной, исследовательской. Плодотворная работа  с воспитанниками  позволила  достичь    определенных результатов:

- у многих обучающихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского  языка;

- обогащается культурный баланс, что позволяет обучающимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах не только муниципального, но и республиканского уровней.

- положительная динамика качества знаний обучающихся.

    Неоднократно мои ученики становились победителями и призерами муниципальных, республиканских всероссийских олимпиад, конференций. В период с 2012 по 2020 год насчитывается 9 призовых мест в республиканской олимпиаде по эрзянскому языку. Таких побед достигли обучающиеся – Натуральнова Мария и Суслова Анастасия. В 2018 г. в заочном этапе II Всероссийской олимпиады  по эрзянскому языку «Эрий вал», приуроченной памяти создателя первого эрзянского букваря Авксентия Филипповича Юртова, обучающиеся 2-7 кл. стали победителями.

Таблица «Результаты участия в муниципальной  олимпиаде по эрзянскому языку»

 

Год

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Тип диплома

Номер приказа

2015-2016

1.Филина Светлана

2.Гусева Екатерина

3.Натуральнова Мария

4.Суслова Анастасия

5.Куликова Дарья

6.Ашайкина Алина

7.Ковалева Екатерина

8.Сурминова Ирина

9.Малышкина Юлия

4

5

6

3

4

4

5

5

6

Победитель

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

2016-2017

1.Блиндяева Алена

2. Даньшина Анастасия

3.Маскаева Дарья

4.Суслова Анастасия

5.Денисова Екатерина

6.Черняев Иван

7.Филина Светлана

8.Рожкова Ксения

9.Базарова Елизавета

10.Гусева Екатерина

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Приказ №119 от 22.12.2016 г.

2017-2018

1.Чеснакова Алина

2.Овчинникова Дарья

3.Шахин Никита

4.Блиндяева Алена

5.Даньшина Анастасия

6.Пазизин Денис

7.Суслова Анастасия

8.Денисова Екатерина

9.Филина Светлана

10.Ашайкина Алина

3

3

3

4

4

4

5

5

6

6

Призер

Призер

Призер

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Приказ №68 от 22.12.2017 г.

2018-2019

1.Сорочкина Виктория

2.Ермакова Мирослава

3.Чеснакова Алина

4.Шахин Никита

5.Блиндяева Алена

6.Даньшина Анастасия

7.Суслова Анастасия

8.Филина Светлана

9.Рожкова Ксения

10.Ведякова Алена

3

3

4

4

5

5

6

7

7

7

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Приказ №49 от 21.12.2018 г.

2019-2020

1.Милованова Анастасия

2.Спирькина Анастасия

3.Саранский Илья

4.Сорочкина Виктория

5.Тангаева Екатерина

6.Чеснакова Алина

7.Блиндяева Алена

8.Маскаева Дарья

9.Соколова Анастасия

10.Суслова Анастасия

3

3

3

4

4

5

6

6

6

7

Победитель

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Таблица «Результаты участия в республиканской  олимпиаде по эрзянскому языку»

Год

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Результат

2015-2016

1.Натуральнова Мария

2.Филина Светлана

5

4

Победитель

Участие

2016-2017

1.Суслова Анастасия

2.Филина Светлана

3.Гусева Екатерина

4

5

6

Призер II степени

Участие

Участие

2017-2018

1.Суслова Анастасия

2.Филина Светлана

5

6

Призер II степени

Участие

2018-2019

1.Суслова Анастасия

6

Призер III степени

2019-2020

1.Милованова Анастасия

2.Спирькина Анастасия

3.Суслова Анастасия

3

3

7

Участие

Участие

Победитель

Таблица «Результаты участия в заочном этапе II Всероссийской олимпиады  по эрзянскому языку «Эрий вал», приуроченной памяти создателя первого эрзянского букваря Авксентия Филипповича Юртова.  

Предмет

Год

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Результат

1

Эрзянский язык

2018

1.Ермакова Мирослава

2.Чеснакова Алина

3.Беляева Анастасия

4.Блиндяева Алена

5.Суслова Анастасия

6.Денисова Екатерина

7.Филина Светлана

8.Сурминова Ирина

2

3

3

4

5

5

6

7

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

      Большое внимание уделяю внеурочной работе по эрзянскому языку. Мои обучающиеся имеют достижения в конкурсах и смотрах художественной самодеятельности, научно-исследовательских конференций районного и республиканского уровня. Например, фестиваль «Шумбрат, Мордовия!», районный конкурс патриотической и народной песни «Живи народная душа», День эрзянского языка, научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное  наследие родного края» и другие.

       Я являюсь руководителем кружка «Мордовский фольклор» от Центра дополнительного образования, сформировала детский фольклорный ансамбль «Баягинеть», который принимает активное участие во всех смотрах художественной самодеятельности.

Таблица «Результаты участия обучающихся в муниципальных, республиканских конкурсах»

Название конкурса

Год

Фамилия, отчество обучающегося

Класс

Результат

Муниципальный уровень

1

I Районная научно-практическая конференция  «Малая академия юных дарований». Номинация «Живое слово» (Стихотворение на мордовском языке).

2016

Гусева Екатерина

4

Победитель

2

 I Районная научно-практическая конференция  «Малая академия юных дарований». Номинация «Напевы родной стороны»

2016

Шишканова Анастасия

7

Призер

3

Районный фестиваль, посвященный году литературы «Мой ХХ век».

2017

Гирченко Дарина

11

Победитель

4

Районный конкурс народной песни «Живи народная душа». Номинация «Мордовская песня».

2017

           Хлебина Татьяна

10

1 место

5

 Районный конкурс народной песни «Живи народная душа». Номинация «Ансамбли».

2017

Ансамбль «Задорушка». Руководитель: Горбунова Е.А.

7

1 место

6

Районный конкурс народной песни «Живи народная душа». Номинация «Мордовская песня».

2017

Кононенкова Елизавета

5

1 место

7

Районный конкурс народной песни «Живи народная душа». Номинация «Мордовская песня».

2017

Фольклорный ансамбль «Баягинеть».

Руководитель: Горбунова Е.А.

4

2 место

Республиканский уровень

1

III Открытый республиканский литературный фестиваль, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова

2016

Даньшина Анастасия

3

Призер

2

Республиканский этап международного форума «Одаренные дети».

Номинация «Гостеприимство».

2014-2015

Ермакова Дарья

11

Диплом лауреата II степени

3

 Открытый республиканский литературный фестиваль, посвященный творчеству С.А.Есенина.

2016

Хлебина Татьяна

9

Призер

4

VI Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края». Номинация «Напевы родной стороны».

2016

Шишканова Анастасия

9

Призер

5

VI Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края». Номинация «Проба пера».

2016

Натуральнова Мария

5

Призер

6

Республиканское военно-патриотическое соревнование, посвященное памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга в номинации «Песня».

2017

Шишканова Анастасия

10

3 место

7

Республиканский конкурс научных и творческих работ среди обучающихся образовательных учреждений Республики Мордовия «Права детей – забота государства».

2017

Горбунов Дмитрий

9

3 место

8

Всероссийский конкурс «Талантливые дети России». Номинация «Моя малая Родина». Проектная работа  «Тиринь мастор».

2019

Суслова Анастасия

6

1 место

9

Республиканский конкурс компьютерных презентаций «Родной язык в моей семье»

2020

Суслова Анастасия

7

Победитель

10

Республиканская дистанционная олимпиада по мордовскому (мокшанскому/эрзянскому языку) «Путешествие в тайны родного языка» среди обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия и мордовской диаспоры (2020 г.):

2020

Команда «Изницят»:

1.Суслова Анастасия

2.Ганюшкина Дарья

3.Даньшина Анастасия

4.Кононенкова Елизавета

5.Загрекова Евгения

6-7 кл.

Победитель

11

Всероссийский конкурс литературных произведений на эрзянском языке «Эрий вал» (2020 г.):

2020

1.Тангаева Екатерина 2.Милованова Анастасия 3.Суслова Анастасия

3-7 кл.

3 место

3 место

участие

      Обобщая и распространяя свой педагогический опыт, выступаю с докладами на семинарах и конференциях, провожу мастер-классы на муниципальном и республиканском уровне. Сотрудничаю с кафедрой гуманитарного образования Мордовского республиканского института образования: принимала участие в работе перед слушателями КПК на научно-практической конференции ««Этно- и поликультурное образование в современных условиях». Выступала с докладом «Роль мордовского фольклора в воспитании школьников». На V Международной научно-практической конференции «Надькинские чтения» «Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции» в МГПИ им. М.Е.Евсевьева участвовала с докладом на тему «Методика использования игровых технологий на уроках родного языка».

         Комфортной средой педагогического общения я считаю онлайн-взаимодействие. Посещаю вебинары, онлайн-конференции, являюсь участником  блога клуба «Этнокультурное образование» сайта «Педагог 13 ru». Систематически занимаюсь самообразованием, своевременно прохожу  курсы  повышения квалификации учителей.

Ежегодно участвую во Всероссийской образовательной акции «Тотальный диктант на мокшанском и эрзянском языках. 

       Активно сотрудничаю с редакцией районной газеты «Примокшанье», редакцией республиканского журнала «Чилисема».

        Ежегодно участвую в профессиональных конкурсах. Являюсь победителем муниципального конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель» (Присуждение премии Главы администрации Теньгушевского муниципального района), районного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», муниципального этапа республиканского конкурса «Лучший учитель мордовского(мокшанского, эрзянского) языка Республики Мордовия – 2016», призером районного конкурса «Учитель года – 2013», победителем республиканского конкурса лучших учителей общеобразовательных организаций Республики Мордовия(Грант Главы РМ).

    Моя профессиональная деятельность получила признательность общественности, что нашло отражение в Благодарственных письмах, наградах, публикациях в СМИ. Я являюсь членом предметной комиссии по проверке муниципальных олимпиадных работ, экспертом группы по аттестации педагогических работников образовательных организаций Теньгушевского муниципального района, организатором ОГЭ, членом профсоюзной организации, членом Теньгушевского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».   За активную работу по сохранению и развитию языка, культуру, самобытных традиций мордовского языка награждена Почетной грамотой Министерства по национальной политике Республики Мордовия. За высокое педагогическое мастерство Елена Александровна поощрена Грамотой Министерства образования Республики Мордовия.

              Мой педагогический такт, умело используемый в работе, любовь к своему делу и детям способствует развитию интереса обучающихся к национальному языку, к культуре родного края. .Я верю в возможности каждого ученика и вселяю в своих воспитанников веру в собственные силы. 

Все материалы из опыта моей работы размещены на  сайтах:

 Мой сайт:     https://nsportal.ru/gorbunova-e-a-0               

Видеозаписи фрагментов урока:

https://drive.google.com/file/d/0BxBCfGSQFbT7NDhtV3kxbDlCeDQ/view?usp=sharing

Методические материалы:

https://proshkolu.ru/user/lenka231072/file/6585031/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2015/09/14/konspekt-tvorcheskogo-zanyatiya-v-4-klasse-tema

http://pedrazvitie.ru/servisy/meropriyatiya/raboty_prevu?id=20&p=1

http://solncesvet.ru/опубликованные-материалы/

Список литературы:

- Беляева, Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы.  [Текст]  / Н.Ф.  Беляева.  Саранск:  издательство  Мордовского  государственного

педагогического института им. М.Е. Евсевьева, 2001. – 186с

- Виноградова,  Н.Ф.  Народное  творчество  как  средство  воспитания

любви  к  родному  краю  [Текст]  /  Н.Ф.  Виноградова,  Р.Ш.  Файзулина.

//Психолого-педагогические  проблемы  нравственного  воспитания  детей

дошкольного возраста. – М.: Просвещение. – 1983. – С. 24-29.  

- Захарова,  Л.М.  Воспитание  у  детей  культуры  межнационального

общения:  Учебное  пособие.  [Текст]  /  Л.М.  Захарова  –  Ульяновск:

Ульяновский гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2006. – 66 с.

-  Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М, 1998.

-  Мордовская филология в контексте национальных культур. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2006.

- Методические рекомендации по эрзянскому языку.  О.В.Кочеваткина, С.Ю.Дмитриева, Л.Ф.Ломакина. 2-7 кл. Саранск.МРИО.