Методическое объединение 01.11.17г.
статья

Цыбакова Анна Геннадьевна

"Жизнеустройство и сопровождение в профессиональном определении учащихся со сложной структурой дефекта"

Презентация "Фестиваль профессий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная ориентация учащихся со сложной структурой дефекта»

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

Для того чтобы человек мог самореализоваться, ему необходимо трудиться. Люди с нарушением развития не исключение – они тоже хотят работать, находить применение своим силам и способностям, быть полезными членами общества. Часто борьба за права инвалидов ставит целью предоставления им максимальных льгот и освобождение от необходимости работать. Лишая человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь, право стать самостоятельной личностью. Такая забота является своего рода дискриминацией. Для того чтобы человек с нарушениями мог работать, нужно помочь ему овладеть основами какой-либо профессией.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы для наших воспитанников, которыми являются дети и подростки с генетическими нарушениями, ранним детским аутизмом, эпилепсией, ДЦП, органическими поражениями ЦНС и др., в том числе влекущие за собой серьезное отставание в интеллектуальном, психическом, двигательном и речевом развитии, одним словом - дети со сложной структурой дефекта.

Система профориентационной работы с такими учащимися для их успешной социализации является непрерывным, долговременным процессом и осуществляется на всех возрастных этапах. В поиске эффективного варианта трудового и начального профессионального обучения имеет смысл использование различных ремесленных мастерских.

В этом случае возрастет адекватность представлений о возможностях ребенка в определенной профессиональной деятельности; в процессе использования проф проб будет учитываться индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся, исходя из психофизических особенностей и специфики его заболевания; профессиональная направленность будет определяться, исходя из интересов и склонностей ребенка; выбранный профиль обучения даст основу для дальнейшего профессионального самоопределения.

По мнению С.Л. Мирского, «умственно отсталые учащиеся очень редко сами выбирают себе профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе».

Одним из решающих условий социализации через профориентацию является правильно организованное профессионально-трудовое обучение, которое состоит из следующих этапов:

учащиеся начальных классов на занятиях практической деятельностью и уроках труда работают с картоном и бумагой; текстильным материалом; занимаются лепкой из соленого теста, пластилина, глины; работают с природным материалом и древесиной. На этом же этапе они в учебном учреждении знакомятся с такими профессиями как учитель, воспитатель, медсестра, повар, водитель, охранник и др. Первое профессиональное просвещение осуществляется за чтением книг.

Для учащихся среднего звена профессионально-трудовое обучение представлено такими направлениями: ручной труд, обслуживающий бытовой труд, труд на улице, занятия в ремесленных мастерских: швейной, керамической, столярной, свечной. Сначала учащимся дается возможность попробовать свои возможности в разных мастерских, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и интересов с особенностями профессиональной деятельности. Для учащихся проявивших определенный интерес и желание к определенному виду деятельности далее организуются занятия в конкретной мастерской, т.е. в определенной профессиональной сфере.

В старших классах происходит профессиональная адаптация к определенному виду профессиональной деятельности. Учащиеся получают основы профессии, привыкают к условиям труда.

Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физическому и психическому состоянию. Поэтому важен ответ на вопрос: «Может ли ребенок стать…, способен ли он?».

Формула успешного выбора профессии  будет действенна,

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u168538/t1505156581aa.jpg

если мы поможем учащимся определить их возможности исходя из интересов. Акцентировать внимание на зоне хочу и могу.

Основной проблемой профессионального самоопределения учащихся со сложной структурой дефекта является неадекватная оценка своего трудового потенциала. Это затрудняет профессиональный выбор данных лиц. Задачей всего педагогического коллектива является оказание этой помощи. Комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанников к тому или иному виду деятельности наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим, психоневрологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, на основе учета его способностей, склонностей, интересов.

Очень часто неадекватной оценке профессиональных планов учащихся способствуют родители. Поэтому одной из задач профессионального просвещения является формирование адекватных представлений о профессиональных возможностях ребенка, что даст родителям реальные представления в отношении выбранного профиля обучения. Исследование проблемы занятости подростков с ОВЗ с целью их дальнейшего трудоустройства. Некоторые из воспитанников смогут продолжать осваивать навыки профессии в системе дополнительного образования. Уточнить перечень возможных профессий для нашего контингента детей. Следующей задачей профессиональной ориентации является диагностическое заключение ПМПК, которое заключается в рекомендациях относительно каждого ребенка в выборе мастерских, его нагрузке и составлении индивидуального маршрута. Ребенку дается возможность попробовать себя в разных мастерских, происходит подготовка учащихся к посильным видам профессиональной деятельности. Каждый преподаватель мастерской должен вести индивидуальный дневник наблюдения, в котором фиксируются данные об эмоциональном и поведенческом состоянии ребенка на занятии, о сформированности трудовых навыков общих и специальных качеств, выполнении определенных операций. По данным наблюдений раз в пол года должна проыводиться проводится диагностика уровня развития ребенка, результаты которой обсуждаются на методических объединениях. Если у ребенка нет положительной динамики, педагоги могут собрать  собрание класса, где обсуждается, есть ли смысл продолжать занятия в мастерской. Таким образом, из нескольких мастерских ребенку оставляется одна, где он более успешен, где он проявляет наибольшей интерес к работе..

Воспитанники должны участвовать в творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства и профессионально-трудового мастерства, что может показать , что ребята получают хорошую теоретическую подготовку и имеют практические навыки, является хорошим стимулом и показателем имеющихся профессионально-трудовых навыков.

Однако степень и тяжесть заболеваний наших выпускников не дает им гарантий поступления в другое учебное заведение. Получается, что мы заходим в тупик. Зачем обучать ребят, допустим, навыкам столяра, если он в силу объективных причин вряд ли смогут самостоятельно заниматься этой деятельностью? Зачем ребенку-инвалиду нужны занятия ремесленно-практической деятельностью, если в результате он не сможет воспользоваться этими навыками? Необходимо искать ответ на вопрос в другом направлении. Каждый человек, независимо от степени тяжести его заболевания, является членом общества, личностью и индивидуумом. А для любого человека важна самореализация, самоуважение, признание его другими членами общества, реализация творческого потенциала. Пусть не каждый из выпускников сможет трудоустроиться, получить профессиональное образование, но навыки полученных профессий они смогут использовать в обыденной жизни: прибить гвоздь, пришить пуговицу и т.д. В системе доп. образования каждый может подобрать себе направление по душе и интересам, продолжать осваивать навыки профессионального труда.

 Профессионально-трудовая подготовка детей со сложной структурой дефекта, несмотря на сложность и трудоемкость проблемы, решаемы при консолидации учебного учреждения, Министерства образования и науки, общественности, органов власти и родителей.

 

Список литературы.

Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся. – Дефектология, 1998, №4

Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002.

Гордиевская Е.О. Профессиональная проба в профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья / Изв. РПГУ им. А.И. Герцена. Аспиранские тетради. – 2008.

Гордиевская Е.О. Профессиональная проба как метод диагностики трудовых возможностей инвалида / О.Е. Гордиевская, И.Е. Кузьмин, Л.В. Почубут // Человек и его здоровье: материалы 12 Всерос. Конгресса. – СПБ., 2007.

Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогател


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фестиваль профессий

Слайд 2

Девиз фестиваля «Истинное сокровище для людей – найти себя в труде»

Слайд 3

Что такое профессия? Профессия – род трудовой деятельности , приносящий пользу людям, требующий специальных знаний, опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Слайд 4

Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные?

Слайд 5

О напёрстках кто всё знает, Нас «с иголки» одевает, Знает все журналы мод… Кто на свете лучше шьёт?

Слайд 6

Кем быть?

Слайд 7

Кто все делает толково и умело, работая стамеской, молотком?

Слайд 8

Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят…

Слайд 9

Штукатур всегда в работе, И в раздумьях, и в заботе, Трудится, старается, Успеть все пытается.

Слайд 11

Я маляр, шагаю к вам С кистью и ведром. Свежей краской буду сам Красить новый дом

Слайд 12

Правила движения знает без сомнения . Вмиг заводит он мотор На машине мчит ШОФЕР

Слайд 13

Пока в пространстве кружится планета, На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня, Чтоб не было рассвета, Не будет дня , чтоб не было труда!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

Районный конкурс школьных методических объединений «Лучшее методическое объединение учителей физической культуры»

Добрый день, уважаемые  коллеги!Я рада приветствовать вас на районном конкурсе методических объединений.Слайд№2           Школ у нас в районе мно...

Организация воспитательной работы объединения на базе сельской школы Сообщение на районном методическом объединении

В течении всего учебного года в объединении проводится не только обучение вязанию крючком,  но и большое внимание уделяется воспитательной работе. Это работа с родителями, экскурсии, выста...

Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"

Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...