Обобщение педагогического опыта, 2020
материал
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках как средство достижения образовательных результатов ФГОС СООО"
Цель работы – организация работы учащихся на уроках физической культуры с использованием технологии развития критического мышления для формирования устойчивых теоретических знаний по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта, 2020 | 769.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска
управление образования администрации МО «Холмский городской округ» Сахалинской области
Использование технологии развития критического мышления на уроках как средство достижения образовательных результатов ФГОС СООО
Автор опыта
Рекина Е.С., учитель физической культуры
МАОУ СОШ №8 г. Холмска
г. Холмск
2020 г.
Оглавление
1.1 Ведущая педагогическая идея 6
1.2. Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы 8
1.3. Практическая работа по применению технологии развития критического мышления (на примере учебного раздела «Спортивные игры. Волейбол») 10
ГЛАВА 2.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 17
2.1. Диагностика достижений учащихся 17
ВВЕДЕНИЕ
«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить».
А. Дистверг
Государственная политика в сфере образования основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистическом характере образования. В современных условиях возрастает значимость образования, которое дает возможность обучающимся достичь более высокого интеллектуального уровня. Формирование личности – сложный и многогранный процесс, успех которого обеспечивается, прежде всего, его организацией и планированием, созданием внешних и внутренних условий для развития и интенсивного проявления необходимых качеств, обогащения знаний, навыков и умений, их системного единства и гармоничного сочетания. По мнению А.В. Кирьяковой, меняющееся образование в меняющемся мире ведет к переосмыслению методологических основ развития наук о человеке, к которым относится педагогика. Традиционные представления о закономерностях становления личности, развития интеллекта обогащаются новыми теориями, концепциями, инновационными технологиями, моделями, вариативными образовательными программами, требуют усиления внимания к фундаментальным основам развития науки и практики [2].
Научный поиск путей и условий, повышающих эффективность и качество подготовки обучающимся – одна из главных задач современного образования, которое обоснованно переходит на образовательные стандарты нового поколения. Значимым фактором обеспечения высокого качества физической подготовки обучающихся является их активная учебнопознавательная деятельность в результате использования современных образовательных технологий [3].
Анализ психологопедагогических источников показывает, что проблема стимулирования учебнопознавательной деятельности учащихся привлекала и привлекает внимание исследователей (Л.Ю. Гордин, З.М. Джазаева, К.Ю. Лавринец, З.И.Равкин, В.Н.Тарасюк, И.Х. Хачирова, З.Л. Шуман, М.А.Эркенова и др.) Старший школьный возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера, и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественноолитических, профессиональнотрудовых и других. Молодые люди в этот период обладают большим потенциалом для напряженного умственного труда, связанного с необходимостью усвоения большого объема информации, выработкой необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и навыков, их практическим применением.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления. Изменился образ современного школьника и, как следствие, его запросы на обучение. Если еще совсем недавно актуальными для выпускников были знания и умения, которыми они овладевали на уроках, то сейчас их больше волнует, как получать эти знания самостоятельно. Следовательно, должна меняется направленность обучения: учитель должен не только преподнести информацию в понятной и доступной форме, но и дать в руки ученику тот инструментарий, с помощью которого он сам, без помощи учителя смог бы эти знания добывать. Говоря словами Д. Дьюи, «научить человека мыслить – главная задача системы образования». Следовательно, встает вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся. Это актуальная проблема современности, которую необходимо решать.
Цель работы – организация работы учащихся на уроках физической культуры с использованием технологии развития критического мышления для формирования устойчивых теоретических знаний по предмету.
Задачи:
- Изучить пути и условия, повышающие эффективность и качество теоретической подготовки обучающихся в результате использования современных образовательных технологий.
- Исследовать приёмы деятельности учителя и ученика при использовании технологии развития критического мышления.
- Апробировать методы и приемы, используемые на уроках для повышения мотивации к учебнопознавательной деятельности.
Гипотеза: использование технологии развития критического мышления в процессе физического воспитания будет способствовать формированию устойчивых теоретических знаний по предмету.
Методы деятельности: теоретические - анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий; эмпирические – апробация приемов и методов, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, тестирование.
Объект исследования: технология развития критического мышления. Предмет исследования: методы и приемы, используемые на уроках физической культуры для формирования устойчивых теоретических знаний по предмету.
Вопросы формирования стойкой положительной мотивации обучающихся к изучению теоретических основ физической культуры, создания условий для личностного роста школьников, раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов особенно актуальны на сегодняшний день.
Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления.
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
- Ведущая педагогическая идея
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем понимания, восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю [5].
Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности [3].
Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами школы. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности [7].
1.2. Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы
Таблица 1
Стадии и методические приёмы
технологии развития критического мышления [6]
Технологические Этапы | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся | Возможные приемы и методы |
I стадия (фаза) Вызов : - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | «Кластер» «Загадка» «Мозговой штурм» «Отсроченная догадка» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Да – нет» «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос» |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. | |||
II стадия Осмысление содержания : - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | «Зигзаг» «Инсерт или «Чтение с пометами» «Дерево предсказаний» «Круги по воде» «Чтение с остановками» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Метод «Думательных шляп» «Кластер» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | |||
III. стадия Рефлексия : -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | «Синквейн» «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся [8].
1.3. Практическая работа по применению технологии развития критического мышления (на примере учебного раздела «Спортивные игры. Волейбол»)
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных обучающихся, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию жизненной позиции.
Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют помочь ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих их проблем [9].
Ведь только в поиске выхода из сложившейся ситуации ученик думает. Данная технология способствует формированию следующих умений:
- мыслить логично;
- выражать свою мысль, свое мнение связно, четко, логично;
- запоминать и оценивать факты;
- формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;
- уметь отстаивать свою позицию.
В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Стадия вызова призвана:
- активизировать сильных и слабых;
- формировать мотивацию на учебную деятельность;
- настраивать на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию жизненной позиции.
Так, предъявляя новую тему, обучающимся предлагается ответить на вопрос, что они знают о том или ином факте, реалии, личности, заполнив «Корзину понятий». Результат этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива.
1. Корзина идей, понятий - это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Имитационная игра.
Давайте заполним нашу корзину теми знаниями, которые Вы имеете по теме «Волейбол». Перед Вами лежат волейбольные мячи, напишите на каждом мяче по одному факту, дате, что касается данной темы. (Идет работа по заполнению корзины). Давайте озвучим Ваши знания.
Затем наступает стадия осмысления, когда дети получают новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например: заполнение различных таблиц и т.д. После данной работы практикуется повторное заполнение Корзины и сравнение с первоначальной, чтобы увидеть, насколько увеличился объем знаний.
Результат этой стадии: систематизация новых знаний, выполнение цели, поставленной на стадии вызова. Следует отметить, что кроме интеллектуальных и коммуникативных умений технология критического мышления способствует формированию у обучающихся ряда творческих умений:
• Генерировать идеи;
• Найти многовариативное решение проблемы;
• Излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
• Кратко излагать свою мысль.
Следующий прием «Кластер»
2. Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Вашему вниманию представлен кластер на тему: «Составляющие предмета физическая культура»
Имитационная игра.
На каждом столе лежит по одному большому волейбольному мячу, впишите в него информацию, относящуюся к данному предмету в школе и непосредственно имеющее отношение к разделу программы «Волейбол».
Одним из методических приемов развития критического мышления является прием «Таблица»
3.Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам
Имитационная игра
Заполните таблицу. Оставьте пустыми те строки, в данных которых Вы сомневаетесь.
Волейбол
№ п/п | Параметры | |
Вес мяча, г | ||
Окружность мяча, мм | ||
Высота сетки, см (мужчины) | ||
Высота сетки, см (женщины) | ||
Высота сетки, см (юноши) | ||
Высота сетки, см (девушки) | ||
Размеры игрового поля | ||
Основные линии в волейболе | ||
Как называют игрока стоящего в 3 номере |
Таблица может висеть по несколько уроков, постепенно, узнавая новые
факты, обучающиеся, её заполняют.
4. Следующим методическим приемом развития критического мышления является учебно-мозговой штурм. Основная цель использования УМШ – развитие у школьников творческого стиля мышления. Штурм состоит из двух основных этапов: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором – эти идеи анализируются. Выдвижение и анализ идей являются важнейшими составляющими умения решать открытые задачи.
Имитационная игра
«Социальная реклама». 1 номера - Приведите убедительные доводы, что волейболом заниматься необходимо. 2 номера – приведите убедительные доводы, что волейболом заниматься вредно.
5. Интеллектуальная разминка – очередной методический прием развития критического мышления. «Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших задачек, загадок, которые ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал.
Имитационная игра
- Вес баскетбольного мяча – 540г., вес волейбольного мяча – 280г, на сколько грамм волейбольный мяч легче баскетбольного? (на 260 г)
- На сколько сантиметров больше высота мужской сетки, чем женской? (243-224= 19 см)
- В каком году появился волейбол? (1895)
- Через 28 лет после своего появления на свет волейбол пришел в Россию. В каком году он появился в России? (1923)
- Назовите размер волейбольной площадки. (9*18)
- Назовите автора, основателя волейбола (Уильям Морган)
- Как называется центральный орган волейбола, как международного вида спорта, определяющий свод правил? (Международная федерация волейбола, ФИВБ)
6. Метод контрольных вопросов - заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов
Имитационная игра.
Тема: Подача.
Назовите ошибки при подаче.
Тема: Жесты судей.
Что означает жест судьи?
7.Круги по воде - Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.
Имитационная игра.
Назовите ассоциации к слову «волейбол»
8. Перепутанные логические цепочки - Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.
Имитационная игра
Перед Вами лежит событийный текст по истории развития волейбола.
Расставьте информацию в хронологическом порядке.
Логическая цепочка
Официально волейбол появился в 1895 году в США. Его придумал преподаватель физкультуры Уильям Моган. Поначалу игра называлась «минтонет», но вскоре была переименована в «волейбол» (volley — удар с лета, ball — мяч). В 1900 г для игры был создан специальный мяч. В 1897 году в официальном ежегоднике атлетической лиги ИМКА Северной Америки были опубликованы первые правила - высота монтажа волейбольной сетки составляла 1,98 метра. С 1917 года верхний край волейбольной сетки устанавливают на мужских соревнованиях на высоте 2,43 метра и на женских (только 1934 года) - на высоте 2,24 метра. В 1900 году был принят новый стандарт на установку сетки для волейбола 2,13 метра. С 1917 года игра стала играться до 15 очков вместо прежних 21. В 1916 году на Филиппинах впервые было продемонстрировано сочетание паса и нападающего удара, при этом пас шел по высокой траектории для атакующего удара другим игроком. 1912 год высота сетки волейбольной для игры в волейбол равнялась 2,28 метра. С 1920 Были установлено правило трех касаний мяча игроками одной команды до перехода его на сторону соперника, а также правило нападения игроков задней линии. В 1984 году была впервые выполнена бразильскими спортсменами подача мяча в прыжке. Благодаря такой подаче, сила удара по мячу увеличилась в разы, в результате чего, принять подачу стало гораздо сложнее.
- Рефлексия
Перед Вами лежат Ваши «Корзины знаний». Поставьте, пожалуйста Букву Н на том уровне, когда Вы пришли сюда и букву К на том уровне, на котором Ваши знания оказались на окончание мастер-класса.
Итак, критически мыслящий человек задает вопросы:
• Что я знаю?
• Что я узнал нового?
• Как изменились мои знания?
• Что я буду с этим делать?
Критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений); умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
ГЛАВА 2.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
2.1. Диагностика достижений учащихся
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
- рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
- прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
- гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
- готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Применение приемов технологии развития критического мышления позволило повысить интерес учащихся к физической культуры, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми тестовыми заданиями по теоретическому курсу обучающиеся справляются без затруднений, показывают устойчивые результаты (КО – 63 %, успеваемость - 100%).
Применение указанных выше технологий позволило осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения и дало следующие результаты (табл. 2-4, рис. 1)
Таблица 2
Уровень сформированности УУД
по результатам итоговой диагностики обучающихся
Учебный год | Класс | Количество обучающихся | УУД | Низкий уровень, % | Базовый уровень, % | Повышенный уровень, % |
2017- 2018 | 10 | 17 | Познавательные | 0 | 50 | 50 |
Регулятивные | 0 | 60 | 40 | |||
Коммуникативные | 0 | 35 | 65 | |||
Личностные | 0 | 75 | 25 | |||
11 | 15 | Познавательные | 4 | 53 | 47 | |
Регулятивные | 0 | 35 | 65 | |||
Коммуникативные | 0 | 34 | 66 | |||
Личностные | 0 | 62 | 38 | |||
2018-2019 | 10 | 11 | Познавательные | 0 | 66 | 34 |
Регулятивные | 0 | 60 | 40 | |||
Коммуникативные | 0 | 48 | 52 | |||
Личностные | 0 | 68 | 32 | |||
11 | 17 | Познавательные | 0 | 48 | 62 | |
Регулятивные | 0 | 55 | 45 | |||
Коммуникативные | 0 | 32 | 68 | |||
Личностные | 0 | 68 | 32 | |||
2019-2020 | 10 | 7 | Познавательные | 0 | 64 | 36 |
Регулятивные | 0 | 64 | 36 | |||
Коммуникативные | 0 | 44 | 56 | |||
Личностные | 0 | 68 | 32 | |||
11 | 11 | Познавательные | 4 | 55 | 45 | |
Регулятивные | 0 | 48 | 52 | |||
Коммуникативные | 0 | 34 | 66 | |||
Личностные | 0 | 64 | 36 |
Таблица 3
Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация | Учебный год | Результативность образовательной деятельности педагога | ||
Общее кол-во обучающихся | Кол-во обучающихся, успевающих на «4» и «5» | Результаты обучающихся (средние данные по годам в процентном отношении от числа участвующих) | ||
Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя | 2017/2018 | 32 | 32 | 100 |
2018/2019 | 28 | 28 | 100 | |
2019/2020 | 18 | 18 | 100 |
Таблица 4
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация | Учебный год | Результативность образовательной деятельности педагога | |||
Общее кол-во обучающихся | Кол-во обучающихся, имеющих положительные результаты обучения | Кол-во обучающихся, имеющих «2» | Результаты обучающихся (средние данные по годам в процентном отношении от числа участвующих) | ||
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации | 2017/2018 | 32 | 32 | 0 | 100 |
2018/2019 | 28 | 28 | 0 | 100 | |
2019/2020 | 18 | 18 | 0 | 100 |
Рис. 1. Итоги теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
В результате работы все обучающихся уверенно пользуются памятками, слаженно работают в группах и учитывают мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении тестовых работ при изучении теоретического материала. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время обсуждений итогов урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед каждым педагогом стоит цель сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Учитель ставит перед собой главный вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, подошли к выводу, что на уроках физической культуры, где часто приходится работать с теоретическими аспектами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.
Подводя итоги выше сказанному, остановимся на главных выводах: технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе изучения теоретического материала по предмету. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Разработанные и проведённые уроки наглядно показывают продуктивность использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстами.
Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти к выводу, что эта технология позволяет реализовать основные
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – с. 9 - (Стандарты второго поколения).
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
- Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
- Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
- http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.
- http://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologii-na-urokakh-v-nachalnoi
- festival@1september.ru
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov-v-protsesse-modernizatsii-obra#ixzz2oJjkQ0Fh
Приложение 1
В нашей школе я решила провести урок физкультуры на тему: Пифагор- олимпийский чемпион? Я была уверена, что Пифагор был олимпийским чемпионом. Однако в ходе подготовки к уроку я нашла самую противоречивую информацию по этому поводу. Вот тогда и появилась идея провести занятие в классе и обсудить с ребятами олимпийские достижения Пифагора.
Технология критического мышления, которая использовалась на уроке, включает три стадии (части) урока: вызов, осмысление и рефлексию. Именно по этому принципу и было построено наше занятие, схему которого можно с успехом использовать при проведении других теоретических уроков.
Теоретический урок физической культуры
с использованием технологии критического мышления
Тема: Пифагор – олимпийский чемпион?
Цель урока: определить является ли Пифагор Олимпийским чемпионом.
Стадия вызова
1. Класс делится на рабочие группы, которые рассаживаются за три круглых стола.
2. Учащимся предлагается назвать по очереди одно слово или словосочетание, вызывающее у них ассоциацию с понятием «древние Олимпийские игры». Время на обдумывание – 30 сек. Важно не повторять слово, названное предыдущим учеником. Учитель выписывает предложенные слова на доску, при необходимости дает информацию о том, чем отличаются древние Олимпийские игры от современных.
3. Используя названные слова, дети в группах создают определения Олимпийских игр. Время на подготовку – 1 мин. Важно задействовать как можно больше названных слов – минимум три. Итоговое определение от рабочей группы может дать один человек, а могут все – в зависимости от времени.
4. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Какая связь между Олимпийскими играми и Пифагором?» Время на обдумывание – 1 мин. Каждая группа формулирует свою версию, отвечает один человек. Версии фиксируются на доске.
5. Сообщается тема урока: «Пифагор – олимпийский чемпион?»
Стадия осмысления
Участники формируют три разные экспертные группы, в каждую из которых входят представители от разных рабочих групп. Экспертным группам предлагается три совершенно разных текста о Пифагоре, взятых из Интернета: участники каждой экспертной группы получают по экземпляру. Прочитав материал, ребята должны дать ответы на вопросы в конце текста. Они делают пометки карандашом на полях, после этого обсуждают прочитанное и формулируют общий ответ группы. Время на индивидуальное прочтение и осмысление – 5–7 мин., на обсуждение в группе – 2–3 мин.
Вопросы для обсуждения в экспертных группах
1. Чем прославился Пифагор как тренер?
2. Был ли Пифагор олимпийским чемпионом на самом деле?
3. Как можно доказать, что Пифагор был олимпийским чемпионом?
Затем представители экспертных групп возвращаются в свои рабочие группы, где рассказывают друг другу о своих текстах, и предлагают варианты ответов на вопросы. Рабочие группы после обсуждения выбирают одно из трех утверждений, предложенных учителем, и доказывают его, подтверждая высказываниями из текстов:
– Пифагор был олимпийским чемпионом.
– Пифагор не был олимпийским чемпионом.
– Пифагор не был олимпийским чемпионом, но чемпионами были его ученики.
Время на обмен мнениями – 3 мин., на выбор утверждения и его доказательство – 5 мин. Один представитель от каждой группы делает сообщение, объясняя, к какому выводу пришла группа и почему. Время на выступление – 2 мин. Учитель обобщает высказывания.
Стадия рефлексии
Учитель обращает внимание детей на доску, где написаны все версии, и начинает обсуждение: кто был прав, а кто нет.
Проводится игра «Брейн-ринг». Учитель задает вопросы, ответы на которые можно было найти в тексте, и принимает ответ первого игрока, поднявшего руку. За каждый правильный ответ группе начисляется 1 балл. В случае неправильного ответа шанс заработать балл получают соперники. Побеждает команда (группа), набравшая больше очков.
При этом ученикам разрешается пользоваться текстами. В этом процессе участвует вся группа. При неравном количестве участников команд один или два ученика могут выступать в качестве судей.
Учитель выступает с заключительным словом, подводит итоги урока и высказывает свое мнение по изучаемой проблеме. Дать свою оценку могут и дети, рассказав о своих представлениях до урока и после него и объяснив, что заставило их поменять свою точку зрения.
Приложения
Наследники Геракла
текст для экспертной группы № 1
(по материалам сайта www.sovsport.ru)
Кто не слышал этой присказки, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Но многие ли знают, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр?
Правда, в сообщениях об олимпийском триумфе Пифагора столько путаницы! Одни источники указывают, что он побеждал в панкратионе, другие настаивают, что в борьбе. Историк Плутарх, который, кстати, совершенно точно был олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства в Древней Греции, соединявший приемы борьбы и кулачного боя), в «Жизнеописании Нумы» утверждает, будто Пифагор и вовсе был бегуном. Но можно ли верить Плутарху, который родился через 700 лет после Пифагора?
В датах – также неразбериха. В одном из дошедших до нас списков олимпийских чемпионов указывается, что Пифагор Самосский одержал победу в 588 г. до н.э. А самый ранний год рождения, указанный в его биографиях, – 586 г. до н.э. Не мог же он стать олимпиоником за два года до своего рождения!
Но вот что установлено точно. Некто Милон Кротонский был учеником пифагорейской школы и называл Пифагора «учителем во всем». Так вот, этот Милон прославился трактатом «Физика» и шестью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях. Это раз.
С воспитанниками этой школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения. Разгромить школу смогли, только устроив ночью в ее здании пожар, в котором погибло большинство пифагорейцев. Это два.
Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом, что подтверждают примеры Платона, Архимеда и все того же Плутарха. Это три. И недаром одной из самых оскорбительных характеристик в Древней Греции была такая: «Он не умеет ни читать, ни плавать».
***
Прославленный эллинский атлет Милон из города Кротона жил в VI в. до н.э. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе на протяжении 20 лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя на Олимпийских играх. Феноменальную силу, вошедшую в поговорки, Милон развивал почти по современным принципам тренировки: длительность, непрерывность, постепенное увеличение нагрузки. Впервые именно он поднял быка на плечи, когда тот был теленком, и впоследствии ежедневно обносил его вокруг арены стадиона. Рос бык – росла и сила Милона. Конец аттракциона – на потребу античной публике: опустив быка на землю, атлет убивал его ударом кулака между глаз.
…Милон вставал на диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Камень весом 136 кг бросал на 6 м. Сажал в колесницу шесть человек, поднимал ее на голову и носил по арене. Но самый удивительный из своих трюков оставлял напоследок: Милон сжимал спелый гранат в ладони и предлагал желающим вынуть его. Это никому не удавалось. Атлет разжимал кисть – гранат был совершенно цел и даже не помят: в такой степени он, напрягая мышцы пальцев, умел одновременно расслаблять мышцы ладони.
В период войны родного Кротона с городом Сибарисом Милона избрали полководцем. Подобно Гераклу, знаменитый герой, одетый в львиную шкуру, сражался с огромной палицей в руках, заменяя целый отряд…
…Смерть силача была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и попытался руками разорвать его надвое. Но освобожденные клинья упали на землю, и дерево зажало пальцы. Милон не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Освободить руки он не смог и оказался прикованным к стволу. Беспомощный, голодный и обессиленный, знаменитый атлет был растерзан дикими зверями. Так погиб Милон Кротонский, которому был поставлен мраморный памятник и имя которого шесть раз было занесено в списки победителей Древней Олимпии.
Вопрос для обсуждения в группе
-Чем прославился Пифагор как тренер?
Биография Пифагора
Текст для экспертной группы № 2
(по материалам сайта www.wikipedia.org)
Пифагор родился на острове Самос в Малой Азии. Точная дата рождения неизвестна. Учился наукам в Египте, Вавилоне, Индии. Основал в Кротоне (Южная Италия) собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих математических теорем. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию музыки сфер. Признавал шарообразность Земли и то, что она движется вокруг Солнца. Ученики считали его сыном Аполлона. До сих пор входит в пантеон индуистских богов под именем Яваначарья – «Ионийский учитель». Погиб в рукопашном уличном бою в городе Метапонт.
Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса. По сведениям Диогена Лаэртского, Мнесарх был камнерезом; по словам же Порфирия, он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора.
Партенида происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе. Она сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор, по сведениям Ямвлиха, родился в Сидоне Финикийском примерно в 570 г. до н.э. Рождение ребенка будто бы предсказала пифия в Дельфах. В частности, она сообщила Мнесарху, что его сын принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Поэтому на радостях Мнесарх дал жене новое имя – Пифаида, а сыну – Пифагор, т.е. «тот, о ком объявила Пифия».
По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи – греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя все накопленное человечеством знание. В популярной литературе Пифагору иногда приписывают олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тезкой – Пифагором, сыном Кратета с Самоса, который одержал победу на Сорок восьмых Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.
Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, побывав в разных краях, оказался в Египте, где пробыл 22 года, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему Пифагор был допущен к обучению и посвящен в таинства, запретные для прочих чужеземцев, пока его не увел в Вавилон в числе прочих пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 г. до н.э. В Вавилоне Пифагор пробыл еще 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.
По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основаны на словах Аристоксена, т.е. относятся к IV в. до н.э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришел к власти в 535 г. до н.э., поэтому датой рождения Пифагора можно считать 570 г. до н.э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 г. до н.э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, т.е. в 532–529 гг. до н.э. Эти сведения хорошо согласуются с данными Порфирия, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где почерпнул, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение свое, по крайней мере то, что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, т.е. на родине.
Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора – скорее, ему требовалась возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять их в жизнь, что было весьма проблематично в Ионии и материковой Элладе, где жили многие искушенные в вопросах философии и политики люди.
Ямвлих сообщает: Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашел много последователей. Их привлекали не только оккультная философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, которым народ повинуется в чем-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном – сознательно, подчиняясь нравственному авторитету.
Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвященных, состоявших из единомышленников, буквально обожествлявших своего учителя. Этот орден фактически пришел к власти в Кротоне. Однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н.э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию – Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, в I в. до н.э., во времена Цицерона, как одну из достопримечательностей там показывали склеп Пифагора.
По Ямвлиху, Пифагор возглавлял свое тайное общество 39 лет. Тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 г. до н.э., к началу эпохи Греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н.э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет или, по другим источникам, – в 90 лет. Из этого следует дата смерти – 490 г. до н.э. (или 480 г. до н.э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 г. до н.э. как год смерти Пифагора.
Вопрос для обсуждения в группе
Был ли Пифагор олимпийским чемпионом на самом деле?
Программа античных Олимпийских игр
Текст для экспертной группы № 3
(по материалам сайта: www.olimpiada.dljatebja.ru)
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на 1 стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
- на четырнадцатых Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а четыре года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
- на восемнадцатых Олимпийских играх (708 г. до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
- на двадцать третьих Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой;
- на двадцать пятых Олимпийских играх (680 г. до н.э.) добавлены гонки на колесницах, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми; со временем этот вид программы расширился, и в V–IV вв. до н.э. стали проводить гонки на колесницах, запряженных парой взрослых лошадей, молодых лошадей или мулов;
- на тридцать третьих Олимпийских играх (648 г. до н.э.) в программе появились верховые скачки на лошадях (в середине III в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя, с минимальным количеством запрещенных приемов, во многом напоминающее современные бои без правил.
Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийских игр в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на 1 стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца в храме Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые дисциплины античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места, к тому же с камнями (позже – с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска – а со временем вместо каменного атлеты стали метать железный диск – производилось с небольшого возвышения, причем копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении, т.е. в шлеме, со щитом и оружием, бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С тридцать седьмых Игр (632 г. до н.э.) в состязаниях стали участвовать юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с Восемьдесят четвертых Игр (444 г. до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем с расширением программы – пять дней (именно столько времени продолжались Игры в период их расцвета в VI–IV вв. до н.э.) и в конце концов растянулись на целый месяц.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком – эта традиция началась в 52 г.до н.э. – и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью, его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику на родине воздавали и посмертные почести. А согласно введенной в VI в. до н.э. практике трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоников стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 г. до н.э.
Самым знаменитым и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на шести Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных» – борец Милон. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на Шестидесятых Олимпийских играх (540 г. до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 г. до н.э. по 516 г. до н.э. он завоевал еще пять олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 г. до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и других авторов.
Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э. – 152 г. до н.э.) побеждал в трех беговых дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед: шесть – в беге на 1 стадий и на 2 стадия на Играх с 488 г. до н.э. по 480 г. до н.э. Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древних Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Исключительная стойкость и честность этого спортсмена в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, он также стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей в боксе и панкратионе. По преданию, когда благодарные сыновья водрузили отцу на голову свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 г. до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 г. до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам.
Побед добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр, во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары; в конце концов, измотанный физически и эмоционально, соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 г. до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Но гораздо важнее были почести герою. Победителя привозили в родной город на четверке белых лошадей через брешь, пробитую в крепостной стене города, освобождали от уплаты налогов, кормили всю жизнь за счет города, устанавливали ему памятники, чеканили монеты с его изображением; иногда после смерти некоторых спортсменов даже обожествляли и сооружали в их честь храмы. Память олимпиоников окружали легендами, чтобы сделать победу более привлекательной для потомков.
На Олимпийские празднества собиралось до 45–50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. История сохранила для нас имена выдающихся представителей Древнего мира, наиболее точно соответствовавших современному термину «гармоничный человек». Пифагор, теорему которого изучают в школе по сей день, был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским чемпионом на Сорок восьмых Олимпийских играх в 588 г. до н.э. Отец медицины – древнегреческий врач Гиппократ достиг значительных успехов в борьбе и гонках на колесницах. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были также известные философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.
Игры неоднократно посещали философ Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.
В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки; гости общались с представителями других стран, знакомились с развитием ремесел и земледелия, разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета олимпийские праздники играли очень большую роль, способствуя объединению полисов – городов-государств. За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие – экехерия: прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду с философией, театром, музыкой, изобразительным искусством Олимпийские игры играли также важную роль в образовании и воспитании населения.
Олимпиады не прекращались и после того, как в 146 г. до н.э. греческие земли были подчинены Риму. Правда, завоеватели нарушили священную традицию, по которой в Олимпийских играх могли участвовать только жители Греции.
Римляне включили в Олимпийские игры цирковые представления – бои гладиаторов. Жестокий интерес у пресыщенной публики вызывали бои гладиаторов со львами, тиграми, быками. Но все это, конечно, уже не имело никакого отношения к спорту и к тем олимпийским идеалам, которые утверждались греками раньше.
Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и специальным указом запретил их дальнейшее проведение.
Впоследствии Олимпия была разрушена в результате разлива рек после двух сильнейших землетрясений и оказалась под слоем песка и тины.
После прекращения античных Олимпийских игр заложенная в них идея всестороннего развития человека была предана забвению на полтора тысячелетия. Во многих странах и сами занятия спортом находились под запретом.
Вопрос для обсуждения в группе
Чем можно доказать, что Пифагор был олимпийским чемпионом?
Вопросы для игры «Брейн-ринг»
1. В каком году Пифагор стал олимпийским чемпионом?
2. В каком городе умер Пифагор?
3. Закончите известную фразу: «Он не умеет ни читать, __________».
4. В каком виде спорта Пифагор стал олимпийским чемпионом?
5. Назовите самого известного спортсмена-олимпионика – ученика Пифагора.
6. На каких Олимпийских играх Пифагор стал победителем?
7. В каком году в программу Олимпийских игр был включен кулачный бой?
8. Как называли олимпийского чемпиона в Древней Греции?
9. В каком году состоялись первые античные Олимпийские игры?
10. Кем и когда были упразднены древние Олимпийские игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...
Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».
Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...