Игровые педагогические технологии
учебно-методический материал

Лаптева Инна Алексеевна

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;подведению итогов, результатов игровой деятельности.
 

Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.   Игровые технологии помогают детям раскрепоститься,появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_pedagogicheskie_tehnologii.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые педагогические технологии         

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.

        Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
      Игровые технологии помогают детям раскрепоститься,
появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Цель игровых технологий - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование. 
В нее включаются последовательно:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

Требования к игровой технологии

Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях

Особенности игровых технологий .

 Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Главный компонент игровой   технологии  -                непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Роль педагога: 

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Целевые ориентации игровых       технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества ,  коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция. 
         Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Игровая технология включает в себя:
• игровые тренинги;
• сюжетно – ролевые игры;
• театрализованные игры.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
        Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие 
- включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей.
Например такие технологии, как:

- игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики.
- игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
- игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах     деятельности детей:
- двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитию равновесия, координации движения;
- крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми;
- становление ценностей здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. У многих детей активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических возде...

Презентация "Игровая педагогическая технология"

Эта презентация может помочь учителю познакомиться с игровой технологией; объяснит её цели и задачи, проиллюстрирует то, как эту технологию можно применить  на уроке....

Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников

Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпрет...

Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе

Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода к организации учебного процесса...

Мастер-класс "Использование игровых педагогических технологий на занятиях в дополнительном образовании. Игры - энергизаторы"

Знание всегда имеет эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника ув...