Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности
статья

Грасмик Ирина Ивановна

«Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества через уроки географии»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_vystuplenie_vospitatelnyy_potentsial_uroka.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии Грасмик И.И., 05.03.2020

выступление на МО

 «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности».

«Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества через уроки географии»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Исходя из этого, в Федеральном государственном образовательном стандарте ОО одним из направлений воспитания школьников названо формирование ценности патриотизма как одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Таким образом, возникает необходимость внесения изменений в образовательный процесс и во внеурочную деятельность с целью создания условий, способствующих формированию гражданско-патриотических качеств личности.

Понятия патриотизм, по данным ученых, методистов (Лихачева Б.Т., Сластенина В.А., Мерзляковой Г.В., Даньшиной С.А.) включает в себя, в том числе, и чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Эти знания дети приобретают именно на уроках географии, и поэтому так велико значение этой науки в патриотическом воспитании. Согласно стандартам географического образования, наука хотя и является наиболее объективной формой отражения действительности, но все же она – только одна из форм познания человеком мира. Она часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человечества. Поэтому собственно научное знание может и должно быть важной, но не единственной составляющей содержания географического образования. Кроме общенаучных знаний необходима проекция на краеведческий материал. Во многом именно эта составляющая позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.

Исследователи отмечают особые педагогические возможности средств краеведения в процессе формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. Краеведческие знания способствуют развитию интереса учащихся к своему краю, малой родине, расширяет объем знаний по смежным областям, повышает мотивацию  учения. В.В.Николина  и  А.И.  Алексеев  в  своих  работах  выделяют   особенности  родного  края:  пространственные  неоднородности образуют  окружающую  человека  среду  в  родном  крае,  благодаря  которой  он  осознается  у  школьников  в  качестве  дома  –  одной  из  важнейших  ценностей  человека, а образ своего дома подсказывает поведение, направленное на сохранение его.

Однако в настоящее время содержание  начального школьного  курса  география, на мой взгляд, не  способствует  полноценному развитию  и  воспитанию  ценности  «родной  край»,  через которую  формируется  патриотическое  отношение  к  Родине.   В целом курс носит общенаучный характер, в силу объективных причин (универсальность учебных пособий) не опирающихся на краеведческий материал. Нехватка часов привела к тому, что на уроках географии мы уделяем краеведению 8-10% от всего урочного времени, да и то не всегда. Значит, нужно максимально использовать отведенное время на уроке и любую возможность во внеурочное время для работы с краеведческим материалом.

Таким образом, цель педагогического проектирования заключается в необходимости создания условий для формирования патриотизма на уроках географии посредством включения в начальный курс и внеурочную деятельность системных краеведческих знаний.

Задачи:

- изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме;

- разработать систему патриотического воспитания детей средствами краеведения;

- разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через урок — внеклассную деятельность;

- вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую, исследовательскую деятельность по географии и экологии родного края;

- разработать диагностический инструментарий по определению эффективности гражданско-патриотического воспитания;

- распространить опыт среди коллег.

Новый образовательный результат: 

Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, приводит к новому результату в формировании патриотизма путём освоения краеведческих знаний.

Новый образовательный результат включил в себя следующие интегрированные качества:

- способность чувственно относиться к родной земле, к своему дому;

- знание и трансляция фактических знаний об уникальности природы родного края;

- навыки самостоятельного поиска и интерпретации краеведческих знаний;

- умение анализировать результаты своих действий.

 Для выявления значимости, особенностей и основных направлений формирования патриотизма и гражданственности у учащихся с использованием краеведческого материала можно использовать методику Т.М. Сафоновой «Оценка результативности работы по формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подростков».

Изменения в содержании образовательного процесса:

Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса так, что социально–личностное направление стало приоритетным.

Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать. Для осуществления данного воспитательного направления следует исходить из следующих принципов:

1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала урока. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно, что бы они доходили до чувств учащихся. Следовательно, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать поэтическую литературу, картины, художественную фотографию, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.

2. Принцип связи с жизнью – главный в изучении краеведческого материала

3. Принцип межпредметных связей, заключающихся в привлечении знаний истории, биологии и других предметов для формирования целостного образа родного края.

Основные мероприятия:

  1. Включение в технологические карты урока изучение краеведческого материала по всем темам начального курса
  2. Разработка системы проверочных работ, диагностирующих уровень краеведческих знаний
  3. Разработка дополнительных, творческих, игровых заданий для самостоятельной работы учащихся
  4. Организация уроков-экскурсий и практических работ на местности
  5. Привлечение учащихся к участию в исследовательской деятельности по предмету
  6. Использование современных методик для мониторинга процесса формирования значимых личностных качеств (в частности, патриотизма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Воспитательный потенциал уроков истории: формирование патриота и гражданина своей страны

Выступление на муниципальном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, посвященной роли предметов гуманитарной напрвленности в усилении патриотической работы....

Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников

Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...

Реализация воспитательного потенциала урока английского языка с целью формирования личностных УУД

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...