СОДЕРЖАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
рабочая программа

Манаев Анатолий Анатольевич

в продлёнке

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В младшем школьном возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается Активная двигательная деятельность способствует росту и раз- витию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств.

У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития. Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания младших школьников имеют правильный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в их деятельности. Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы и, в частности, формированию правильной осанки.

Поэтому для занятий физкультурно-оздоровительной направленности рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу большие мышечные группы тела (мышцы спины и живота). Положительно влияют на здоровье детей 7-9 лет игры с бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель различных по форме легких предметов: волейбольных мячей, маленьких прыгающих и тряпичных мячиков, палочек, мешочков с крупнозернистым песком и т. д. Следует избегать при проведении игр чрезмерных мышечных напряжений, однообразных медленных движений. Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену веществ. Для этого надо проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись; действия, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными перерывами, являющимися активным отдыхом.

Игры должны благоприятно влиять на нервную систему детей. Надо предупреждать случаи чрезмерных нагрузок на память и внимание, а также возможные ссоры; игры должны содействовать проявлению лишь положительных эмоций.

1. Игры на прогулке. 

 Педагогически организованной формой активного отдыха детей является прогулка.

Основные виды прогулок, способствующие увеличению двигательной активности учащихся:

спортивная прогулка: дети играют в подвижные и спортивные игры (хоккей, футбол, волейбол), катаются на лыжах и коньках;

прогулка-практикум: для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков (культуры поведения, правил дорожного движения и безопасного поведения на улице);

прогулка-задание: содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продленного дня;

прогулка-экскурсия: задача - ознакомить младших школьников с историей спортивных достижений своего города, района;

прогулка-поход: возможность создать ситуацию, где было бы много перемещений на местности, неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины (игра-поиск);

прогулка-творчество: ее задача - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность (в общении с природой);

прогулка-развлечение: на этих прогулках можно повеселить-

ся, позабавиться, попеть, пошутить (катание с ледяной горки

забавные состязания, разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов).

Игры на прогулке после окончания учебных занятий помогут снять физическое и эмоциональное напряжение учебной нагрузки. Выбор игр в значительной степени зависит от места их проведения. На пришкольной площадке проводятся игры с большей подвижностью, а в помещении более спокойные. Ученики младших классов не имеют ещё достаточного двигательного опыта, чтобы самостоятельно организовывать игры. Поэтому в данном случае роль учителя становится первостепенной. Дети очень любят игры с мячом, поэтому такие игры занимают основное место в прогулках после окончания учебных занятий.

2. Игры во время послеобеденных занятий. 

Игры в послеобеденных занятиях, как правило, выбираются малоподвижные, поэтому их подбор требует от педагога более тщательной проработки предлагаемого материала.

Из предложенной классификации игр в послеобеденное время применимы все группы, кроме четвертой. Игры четвертой группы лучше использовать только как варианты малоподвижных игр с элементами спортивных игр.

  1. группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки (предметы) дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. Учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками; в 3 классе дети реже увлекаются подобными играми.

2 группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например, младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры, развить сюжет, распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

  1. группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
  1. группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
  1. группа - игры интеллектуальные: игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.

3. Спортивный час. 

Из всего многообразия предлагаемого материала (прогулка после окончания учебных занятий, гимнастика до занятий, физкультминутки на занятиях самоподготовкой, на занятиях кружков и клубных часах, спортивные часы, игры на переменах, подвижные игры во время прогулок) основным в плане двигательной активности является спортивный час.

Время для спортивного часа выделяется исходя из примерного режима продлённого дня, предусматривающего пребывание детей на открытом воздухе, занятия играми, прогулки. При плохой погоде спортивный час можно проводить в помещении учебного заведения, в рекреациях. В этих случаях используются

игры низкой и средней  интенсивности,  изучается новый матери-

ал для остальных форм занятий.

Главным достоинством спортивного часа является тот факт, что в руках умелого воспитателя занятия превращаются в мощное средство формирования жизненно важных двигательных навыков ходьбы, бега, метания, лазанья и т. д., без которых жизнедеятельность человека трудно представить.

Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и интересными, но основными действиями должны быть игровые.        

4. Гимнастика до занятий по самоподготовке. 

С гимнастики до занятий по самоподготовке начинается учебная деятельность группы продленного дня. Проводимая ежедневно, она несёт оздоровительную и воспитательную направленность. Гимнастика до занятий регулирует состояние центральной нервной системы, активизирует внимание. В неё включаются упражнения для мышц плечевого пояса, рук, шеи, способствующие притоку крови к коре головного мозга.

С помощью проведения ежедневных физических упражнений до занятий по самоподготовке у детей повышаются функциональные возможности организма. Гимнастика имеет большое организационное значение: выполнение физических упражнений помогает учащимся сосредоточить внимание, настроиться на предстоящую деятельность.

Гимнастика до занятий в группе продленного дня проводится на школьной площадке в тёплое время года, в ненастную погоду - в помещении школы. При выполнении физических упражнений учителю необходимо следить за правильностью исходных положений для ног, рук, туловища. Именно от исходного положения зависит не только правильность выполнения того или иного упражнения, но и нагрузка на отдельные мышечные группы, устойчивость тела в пространстве и т. д.

Показ упражнений учителем должен быть чётким и кратким. Выполнение упражнений не должно вызывать утомления у детей. Мышечное утомление может развиться при длительном удержании статической позы, поэтому переход от одного упражнения к другому должен быть своевременным.

Гимнастика до занятий по самоподготовке, возбуждая центральную нервную систему, ускоряет вхождение организма в активную деятельность. Упражнения для рук, туловища, ног подбирают так, чтобы они охватывали возможно большее количество мышечных групп и по сложности были доступны детям.

Включаемые в гимнастику до занятий упражнения должны быть несложными координационно и подобраны с учётом тех движений, которые выполняются детьми в повседневной жизни. Заканчивать гимнастику ходьбой, упражнениями на дыхание и координацию движений с небольшой физической нагрузкой, в среднем (спокойном) темпе, способствующем быстрому переключению школьников на умственную деятельность.

Основными положениями методики проведения гимнастики до занятий являются: выполнение комплекса из 5-7 упражнений динамического характера, воздействующих на все группы мышц. Правильности выполнения упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию легче достичь, используя наглядность. Основным средством гимнастики до занятий являются комплексы гимнастических упражнений.

Комплексы упражнений должны постоянно и постепенно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. При этом от начала до конца выполнения комплекса нагрузка постепенно повышается. Продолжительность гимнастики не должна превышать 15 минут. 5. Физкультминутки. 

Основной целью проведения физкультминуток является реализация возможности вернуть уставшему организму ученика работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень учащихся.

Организация физкультминуток включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и подготовку учащихся, которые для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса, воротнички. Физкультминутки проводятся в начальной школе на каждом занятии по самоподготовке при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности), наступающего, как правило, после 20-25 минут работы, в зависимости от возраста и интенсивности умственной работы учащихся. Поэтому время начала физкультурной минутки определяется педагогом, ведущим занятие в группе.

В работе с 6-7-летними детьми в течение занятия проводят 2-3 паузы. Очень важно придерживаться определенных методических условий, требующих обеспечить оптимальную длительность - до 2,5 мин, количество упражнений - 3-4, количество повторений каждого упражнения - 4-6 раз. Отдельные упражнения для рук и на осанку могут выполняться сидя под руководством педагога или специально подготовленного ученика. Комплекс включает упражнения для мышц рук, спины, ног типа прогибов, наклонов, приседаний. Обязательны упражнения на осанку, возможна ходьба на носках с высоким подниманием колен.

6. Занятия по интересам. 

В режиме продленного дня час-полтора ежедневно предусмотрено для занятий по интересам. Это время, как правило, отводят для работы кружков, студий или клубов, в которых проводятся занятия хореографией, аэробикой, акробатикой, эстетической гимнастикой, спортивными бальными танцами.

Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках физкультуры, применять их на практике, в детском творчестве.

Самый главный, определяющий принцип работы кружка - добровольность. Поле общих познавательных интересов детей в кружке значительно расширяется, и это, естественно, ведет к обогащению их взаимоотношений. На занятиях в кружке стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики убеждаются, что их одноклассники, которых считают слабыми на уроках, оказываются большими специалистами, например, по части организации команды сверстников в проведении игр, хорошо мастерят, играют в шахматы, да и вообще веселые люди. А слабоуспевающие в учебной деятельности дети начинают избавляться от тревожности, угрюмого отчуждения.

  1. Прогулка перед уходом домой.

Во время прогулки пред уходом домой в ГПД, как правило, практикуются игры в футбол, пионербол, прыжки через скакалку, эстафеты, зимой ~ хоккей, катание с горки и т. д.

  1. Взаимодействие с семьей. 

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами этого сотрудничества являются:

  • гармонизация взаимоотношений семьи и школы;
  • развитие у младших школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:

  • непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно- познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
  • оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания в режиме группы продленного дня школы VIII вида

Методический бюллетень о требованиях к выполнению домашнего задания в группе продленного дня в условиях специальной (коррекционной) школыVIII вида....

"Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД)"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГУЛОК:·        организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);·...

Двигательная активность в группе продленного дня

Это статья, посвященная работе в ГПД. В ней я делюсь некоторым опытом работы с детьми 4 класса, уделяя особое внимание активности детей во время прогулок. Приведены примеры игр на улице ив помещении....

Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня

Материал для самообразования педагогов группы продленного дня...

Основные компоненты содержания воспитательного процесса в условиях работы группы продленного дня

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует...

Доклад по теме Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.

       Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организ...