Основные компоненты содержания воспитательного процесса в условиях работы группы продленного дня
методическая разработка

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные компоненты содержания воспитательного процесса

в условиях работы группы продленного дня

Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, но заполнить его свободное время и организацией мероприятий, которые были бы интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали бы его эмоционально. При этом воспитатель должен учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его интересы и склонности создавать ситуацию успеха при выполнении детьми любой из ставших задач (будь то задача самообслуживания в группе продленного дня, самоподготовке или игровой деятельности).

Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня производится в тесной связи с учителями. Важную роль при этом играют и личностные качества воспитателя: доброжелательность, умение выслушать, дать совет и т.д.

Самостоятельная учебная деятельность в ГПД

Особая организационная работа школьников в режиме продленного дня – самоподготовка. Это – педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Где и организуется собственно самостоятельная познавательность.

Самоподготовка органически связана с уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. И внешне, организованно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой приходится наблюдать, дети не подготовлены самостоятельно, продолжать самоподготовку как на уроке.

Моделирование учебно-воспитательного пространства в режиме группы продленного дня

На данном этапе развития школьного образования актуализируется проблема организации продленного дня в современной школе.

Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе, как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Однако изменения, произошедшие в системе российского образования за последние десять лет, сделали достоянием исторического прошлого отечественной педагоги многие передовые наработки в теории и практики организации продленного дня в школе. Сейчас уже трудно говорить о том, что в режиме продленного дня складываются наиболее благоприятные для развития ребенка условия, что с целью повышения эффективности приготовления домашних заданий с учащимися после уроков работают учителя-предметники на базе учебных кабинетов, а работой кружков и секции руководят специалисты.

Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос как в современной школе организовать жизнь и деятельности группы продленного дня так, чтобы в ней было хорошо и комфортно ребенку, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался?

Воспитательное пространство ГПД

Отмечается, что воспитательная система школы (класса) базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручка, уважения и любви, что является основной комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка. Воспитательное пространства продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

При создании любых образовательных моделей необходимо учитывать основные особенности данной группы детей.

Модель воспитательного процесса

Планирование работы группы продленного дня процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагог-воспитатель закладывал следующие приоритетные позиции:

  • Создание условий для личностного развития воспитанников;
  • Создание условий для реализации, основных форм деятельности, учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
  • Создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Основные модели организации жизнедеятельности в ГПД – являются 5 направлений.

. Школа безопасности жизни.

. Здоровый образ жизни.

. Радость познания.

. Труд на радость себе и людям.

. Природа – наш дом – развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности.

Эти направления и определяют содержание модели в целом, способствуют обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу.

Основные формы организации деятельности

Используя данные направления, учитывая основные воспитательные цели и задачи, поставленные на учебный год, для этого создается недельная циклограмма расписания занятий ГПД.

Каждое из направлений имеет свой методический аспект.

. Здоровый Образ жизни – формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

. Школа Безопасности Жизнедеятельности – формирование понятия о важности знания ОБЖ.

. Школа человечности становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.

. Радость познания – формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания, культуре.

. Труд на радость себе и людям – формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду, как социальной ценности.

Организация самоподготовке в ГПД

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные компоненты содержания обучения английскому языку

Под содержанием обучения ИЯ понимаются и промежуточные поклассные умения, языковые навыки, тексты в графическом и звуковом оформлениях, темы и ситуации, в пределах которых формируются речевые умения, ...

Универсальные учебные действия как основной компонент содержания основного общего образования

В статье вводится понятие " Универсальные учебные действия", их разновидности....

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков ЗОЖ у воспитанников, в процессе занятий в группе продленного дня»

Выбор данной темы не случаен, так как воспитание здорового подрастающего поколения- это актуальная проблема  настоящего времени. Я, как воспитатель группы продленного дня, должна эффективно...

План учебно-воспитательной работы Группы продленного дня на 2021 - 2022 учебный год 4 класса ГБОУ СОШ №152

План учебной воспитательной работы группы продленного дня на 2021-2022 года для 4 класса...