Главные вкладки

    ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
    материал на тему

    Никитина Наталия Николаевна

    Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_rukov.doc142 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа №10

    х.Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край

    ПОРТФОЛИО

    к краевому конкурсу

    лучших классных руководителей Краснодарского края

    «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

    в номинации

    «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 5-9 классов»

    Никитиной Наталии Николаевны

    2014 год

    Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.  Джон Рёскин

     Мой  педагогический стаж работы 28 лет, все эти годы работаю в  МБОУ  ООШ №10 Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края. Стаж работы классным руководителем 20лет. Пятый год я классный руководитель нынешнего 9 класса.

    Главной идеей моей воспитательной работы является  создание в классном коллективе комфортной атмосферы для самореализации, потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития .

    Основная цель моей воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку класса стать высоконравственной, всесторонне развитой, творчески активной, социально зрелой личностью, которая сможет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  К каждому ученику я стараюсь  относиться с доверием и формировать лучшие стороны личности.

    Вопрос содержания воспитания исходный для организации практической профессиональной деятельности. С него начинается и им завершается воспитание человека. Сначала - «Куда вести детей, по какой дороге жизни?» - необходимо четкое очертание качественных характеристик образа достойной человека жизни, чтобы приступить к педагогической работе. А в завершении работы - «Каков же воспитательный результат профессиональной деятельности?». Очевидна неразрывная связь этих слагаемых. Они не существуют одно без другого.

    Педагог - как путник: чтобы идти, надо определить направление, а чтобы дойти, следует уточнить, что считать конечным пунктом движения. 

    Содержание воспитания - то, что наполняет организуемую жизнедеятельность ребенка. Но, в свою очередь, именно наши представления о том, что есть человек современного века, каково его физическое и духовное содержание, проецирует содержание воспитания. Содержание человека как личности экстраполируется в сферу содержания воспитания.

    Всю работу я условно разделила на пять этапов:

    В качестве главных ориентиров воспитательной работы избрала

    • содействие развитию способностей детей, проявлению их индивидуальности;
    • формирование у детей авторского отношения к себе, своему бытию, социальному окружению;
    • обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения;
    • формирование гражданско-патриотических качеств личности;
    • формирование культуры здоровья.

    цель создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание  человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию.

    Для реализации цели определила следующие задачи:

    • ориентировать учащихся на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, уметь мобилизовать внутренние резервы
    • научить уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
    • помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, строить реальные планы на будущее с учетом  своих умений, достижений и возможностей
    • развивать коммуникативную культуру школьников
    • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся
    • совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
    • воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу
    • активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, социальным педагогом
    • контролировать досуговую деятельность учащихся
    • обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

    Управление развитием воспитательной системы осуществляю  по следующим приоритетным направлениям:

    • Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса
    • Переход от «воспитательных мероприятий» к системе «ключевых дел»
    • Поддержка детского самоуправления
    • Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического ученического и родительского сообществ

    Воспитательная система класса состоит из нескольких компонентов:

    Индивидуально-групповой:

    • общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. В нее входит: классный руководитель, дети, родители и учителя-предметники этого класса.

    Ценностно – ориентационный:

    • цели и задачи воспитания;
    • перспективы жизнедеятельности класса;
    • принципы построения воспитательной системы.

    Пространственно – временной:

    • связь класса с другими общностями детей и взрослых;
    • место и роль класса в воспитательном пространстве школы;
    • этап становления и развития воспитательной системы.

    Диагностико – аналитический:

    • критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность учащихся, защищенность, комфортность учащихся в классе, удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива);
    • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
    • критерии оценки деятельности.

    Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

    Основные формы воспитательной работы:

    • групповая и индивидуальная работа;
    • коллективные творческие дела;
    • классные часы;
    • походы, экскурсии.

    Вся воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

    • патриотическое  и духовно-нравственное воспитание;
    • «Цветик-Семицветик»;
    • «За здоровый образ жизни»;
    • профилактика дорожно-транспортного травматизма;
    • творчество;
    • трудовое воспитание;
    • работа с родителями;
    • взаимодействие с социумом

    Патриотическое  и духовно-нравственное воспитание 

    Цель: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств.

    Задачи:

    • воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному  обществу;
    • воспитание патриотов;
    • изучение истории России, Краснодарского края
    • развитие чувства единения, товарищеской взаимопомощи;
    • вовлечение учащихся в работу органов самоуправления.

    Формы работы:

    1. Классные часы: «Государственные символы России», «Будущее России. Какое оно?», «Я – гражданин России», «День защитников Отечества», «Этот День Победы…», «Конвенция о защите прав ребенка»,   «Правовой статус подростка», «Здоровый я –здоровая страна», «Мы живы , пока жива память», «Этот цветной мир» и др.
    2. Виртуальные экскурсии в город герой Волгоград, на Красную поляну ;
    3. Посещение  краеведческого музея в городе Приморско-Ахтарске, музея Григория Бахчеванджи ст.Бриньковской, музея искусств  в ст.Привольной.
    4.  Экскурсии в г.Санкт-Петербург-культурную столицу, г.Адлер, на Красную поляну, Роза хутор-по местам Олимпиады, город-герой Новороссийск,  город –курорт Геленджик, посещение старого парка  в П. Кабардинке.
    5. Работа в отряде волонтеров: помощь по хозяйству ветеранам ВО войны А.К.Кузнецовой, А.А.Седелевой ; уход за мемориалом Памяти погибших.
    6. Участие в акциях «Милосердие», участие в митингах 23 февраля, 9 мая, 22 июня; возложение цветов к памятникам погибшим воинам
    7. Посещение рождественской елочки в храме Христа Спасителя;
    8. Активное участие в выборах лидера школьного самоуправления, совета школы.
    9. Участие в научно-практической конференции на тему «Мои земляки в годы войны»

    «Цветик-Семицветик»;

    Цель: Воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, готовности на безвозмездную помощь людям, нуждающимся в ней. Возрождение благотворительности на Кубани. Развитие детской и юношеской инициативы по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.

    Задачи:

     -воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности;

    - возрождение лучших отечественных  традиций благотворительности;

    - развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимание престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны, детям-сиротам и детям-инвалидам;

    - воспитание толерантности

    Формы работы:

    1.Система классных часов «  Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности», «Если не я , то кто», «День солидарности в борьбе с терроризмом» «Поделись улыбкою своей», «Благородные поступки людей», «В кругу друзей», «Если добрый ты».

    2.Волонтерская помощь ветеранам великой отечественной войны.

     3.Участие в акциях «Цветик -семицветик», в акциях «Поделись теплом души», «Помоги другу», «Подари книгу первокласснику».

     4.Поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками.

    5.Создание в классе «Службы взаимопомощи».

    «За здоровый образ жизни»

    Цель: создание оптимальных условий для обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учеников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

    Задачи:

    1. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
    2. Способствовать укреплению навыков ЗОЖ.
    3. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
    4. Профилактика асоциального поведения учащихся.

    Формы работы:

    1. Беседы, инструктажи и обучение поведению в экстремальных условиях;
    2. Участие в Днях здоровья, школьных и районных спортивных соревнованиях;
    3. Участие в акциях, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику вредных привычек;
    4. Система классных часов «Я за здоровый образ жизни»; «Поговорим о вредных привычках», «Здоровым быть модно»и т.д.
    5. Взаимодействие с медицинским учреждением, проведение профилактического осмотра учащихся.
    6. Проведение добровольного анонимного эспресс- тестирования;
    7. Оздоровление и отдых в оздоровительных лагерях и санаториях.

    Профилактика дорожно-транспортного травматизма

    Цель:  создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. 

    Задачи: 

    • сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения ;
    • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и  дорогах;
    • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
    •  воспитывать грамотных участников дорожного движения. 

    Формы работы:

    1. Беседы, инструктажи и обучение поведению на дорогах;
    2. Встречи с инспекторами ГИБДД, участие в месячниках и неделях по безопасности  и профилактике  ДДТ;
    3. Участие в школьных и районных конкурсах ЮИД, «Безопасное колесо»;
    4. Участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах рисунков по пропаганде безопасности дорожного движения ;
    5. Система классных часов «Помни: правила ГАИ – это правила твои» «Зеленый огонек», «Для вас, юные велосипедисты», «Знай  и соблюдай правила движения» «Зимняя дорога», «Азбука юного пешехода», «Законы улиц и дорог»,«Уходя на каникулы, помни…»т.д.;
    6. Выпуски стенгазет «Я и дорога », «Светофорик», «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья» и др.;
    7. Выпуск буклетов для начальной школы о безопасности при применении удерживающих устройств в автомобилях и  о запрещающих знаках на дорогах;
    8. Проведение викторин, тестов, конкурсов кроссвордов по правилам дорожного движения.  

    Творчество

    Цель:  через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Создание необходимых условий для развития творчества. Организация мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации.

    Задачи:   

    • создать условия для воспитания творческой личности и для ее перехода на более высокую ступень развития;
    • включение учащихся в разнообразную творческую деятельность, что достигается специально подобранными видами творческой работы;
    • работа над развитием и совершенствованием творческих способностей и умений;

    Формы работы:

    1.Участие в концертах  и конкурсах самодеятельного творчества и искусства;

     2.Участие в выставках поделок декоративно- прикладного творчества , фотоконкурсах , конкурсах  рисунков учащихся;

     3.Проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;

     4.Совместные мероприятия  и конкурсы детей и родителей творческого направления;

     5.Тематические классные часы, классные мероприятия с обязательным содержанием различных творческих заданий;

    6.Проведение  праздников «Осенний бал», «Новогодний бал», «День учителя»;

    7.Посещение кружков по интересам, народного ансамбля «Молодость»;

    8.Посещение спектаклей «Датские истории», по мотивам сказки «Гадкий утенок» , «Ночь в Венеции», балет «Малахитова  шкатулка» , «Баядерка»,  вечер  хореографии «Новеллы о любви».

    9.Посещение картинной галереи в Эрмитаже, Русского музея в Санкт-Петербурге  .

    Трудовое воспитание

     Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

    Задачи:   

    • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
    • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
    • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
    • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

    Формы работы:

    1. Изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

    2.Классные часы «Город мастеров», «Все работы хороши выбирай на вкус», «Кубань- красавица, делами славится » , «В мире профессий» и др.

    3.Ээкскурсии в фельдшерский пункт, узел связи, магазин, детский сад.

    4. Встречи с ветеранами педагогического труда, ветеранами труда хутора;

    5.Проведение трудовых десантов;

    6.Участие в субботниках по благоустройству территории школы, пришкольного участка;

    7 Работа в летний период по программе центра занятости.

    8.Круглый стол «В мире профессий»(родители и дети)

    Работа с родителями

    Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

    Задачи:  

    • научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
    • совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
    • обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

    Формы работы:

    1. Тематические родительские собрания, круглые столы;
    2. Индивидуальные беседы и консультации родителей с привлечением по необходимости социального педагога, посещение семей;
    3.  Организация работы родительского комитета;
    4. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий: «Мама, милая мама», «Школьная жизнь наших родителей», «Мой папа-солдат»  и др.
    5. Организация фотовыставок «Я и моя мама», «Защитники Отечества», «Как мы провели лето» .
    6. Обмен опытом семейного воспитания.

    Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целью и задачами воспитательной системы, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы и классного сообщества, своеобразием состава учащихся и родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.

    Взаимодействие с социумом        

    Цель: развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях

    формирующейся новой образовательной среды.

    Задачи:

    • подготовка личности к жизни , формирование умений самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации;
    • воспитывать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
    • способствовать взаимодействию учащихся школы с социумом (через совместные мероприятия).

    Фомы работы:

    1. Участие в школьных и районных праздниках, спортивных соревнованиях;
    2. Социологические опросы и анкетирование учащихся.
    3. Профориентационная работа с центром занятости населения, с ДК
    4. Классные часы «Мир за пределами школы», «Правовые нормы жизни»
    5. Участие родителей в районных конференциях и акциях «Ответы на трудные вопросы», «Уроки для детей и их родителей»

    Результатом моей четырехлетней работы в этом классном коллективе является то, что у нас дружный сплоченный коллектив в котором нет нарушителей законов, нет ребят пропускающих занятия без уважительных причин, нет равнодушных . Мы любим изучать историю нашей Кубани и Родины, путешествуя по всему Краснодарскому краю(Горячий ключ, Лаго-Наки, Геленджик,Новороссийск, Кабардинка, Краснодар, Адлер, Красная поляна, Привольная, Прасковеевка) .Мы поднимались в горы и были в пещерах , на водопадах, любим кататься на коньках в ледовом дворце. Мы были в Олимпийском парке и Сочи-парке, Сафари парке, посещали дельфинарий и океанариум . В 2013 году мы побывали в г.Санкт-Петербурге. Также коллектив нашего класса часто посещает театр(музыкальный театр «Премьера»  г.Краснодар, ТЮЗ и Ленсовет г.Санкт-Петербург ). Всем коллективом учащихся и родителей мы дважды отдыхали в лагере «Золотая лоза» в Прасковеевке.

    Каждый из членов нашего классного коллектива это личность с активной жизненной позицией , ведущая здоровый образ жизни, развивающаяся с учетом своих способностей и интересов. Мы участники различных конкурсов и мероприятий и вот наши результаты:

    1. Ученик нашего класса Бирюков Сергей уже второй год является лидером школьного ученического самоуправления по результатам голосования , победитель краевого конкурса сочинений «Краснодарский край в преддверии зимней олимпиады», он был в лагере Орленок. В 2013-2014 учебном  году Бирюков Сергей признан лучшим учеником школы. Два года Сергей был победителем работ научно-практической конференции Эврика.
    2. Волокжанина Анастасия участник КВН, призер и победитель муниципальных конкурсов рисунков  «Профессии моих родителей».Настя ведущая школьных праздников.
    3. Черевский Алексей победитель и призер муниципальных и краевых конкурсов декоративно-прикладного творчества, конкурсов сочинений, фотоконкурсов.
    4. Кролевец Александр активный участник трудовых десантов, спортивных соревнований по теннису, футболу, гандболу.
    5. Здориков Александр и Ротькин Валерий активный участник волонтерского движения, участники районных конкурсов исследовательских работ «История войны в моей семье»
    6. Зинченко Арина , Громыхалова Олеся , Соколова Анастасия  участники ансамбля «Молодость», победители конкурсов видиороликов и презентаций, конкурса олимпийские надежды  «Мы команда».
    7. Олейник Алина и Соколова Анастасия посещают танцевальный кружок при РДК.
    8. Весь коллектив класса участники акции «Сирень 45 года», акции «Цветик-семицветик».
    9.  Зинченко Арина и Громыхалова Олеся активные участники районных ярмарок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе

    1. Описание воспитательной  системы  (из опыта работы)                                     ...

    Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

    Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....

    «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

    Введение.Истинный показатель цивилизации –не уровень богатства и образования, не величинагородов, не обилие урожаев, а облик человека,воспитанного страной.Р. Эмерсон   У педагога сегодня раз...

    Подходы к организации воспитательного процесса

    В презентации представлены подходы к организации воспитательной работы в современном образовании....

    Сценарий классного часа " Краснодарскому краю 80 лет: история и современность"

    Данный сценарий в первую очередь пригодится классным руководителям 11 классов, так как он содержит материал к Первому звонку....