ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
материал на тему

Никитина Наталия Николаевна

Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_rukov.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №10

х.Садки, Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край

ПОРТФОЛИО

к краевому конкурсу

лучших классных руководителей Краснодарского края

«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

в номинации

«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 5-9 классов»

Никитиной Наталии Николаевны

2014 год

Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.  Джон Рёскин

 Мой  педагогический стаж работы 28 лет, все эти годы работаю в  МБОУ  ООШ №10 Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края. Стаж работы классным руководителем 20лет. Пятый год я классный руководитель нынешнего 9 класса.

Главной идеей моей воспитательной работы является  создание в классном коллективе комфортной атмосферы для самореализации, потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития .

Основная цель моей воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку класса стать высоконравственной, всесторонне развитой, творчески активной, социально зрелой личностью, которая сможет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  К каждому ученику я стараюсь  относиться с доверием и формировать лучшие стороны личности.

Вопрос содержания воспитания исходный для организации практической профессиональной деятельности. С него начинается и им завершается воспитание человека. Сначала - «Куда вести детей, по какой дороге жизни?» - необходимо четкое очертание качественных характеристик образа достойной человека жизни, чтобы приступить к педагогической работе. А в завершении работы - «Каков же воспитательный результат профессиональной деятельности?». Очевидна неразрывная связь этих слагаемых. Они не существуют одно без другого.

Педагог - как путник: чтобы идти, надо определить направление, а чтобы дойти, следует уточнить, что считать конечным пунктом движения. 

Содержание воспитания - то, что наполняет организуемую жизнедеятельность ребенка. Но, в свою очередь, именно наши представления о том, что есть человек современного века, каково его физическое и духовное содержание, проецирует содержание воспитания. Содержание человека как личности экстраполируется в сферу содержания воспитания.

Всю работу я условно разделила на пять этапов:

В качестве главных ориентиров воспитательной работы избрала

  • содействие развитию способностей детей, проявлению их индивидуальности;
  • формирование у детей авторского отношения к себе, своему бытию, социальному окружению;
  • обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения;
  • формирование гражданско-патриотических качеств личности;
  • формирование культуры здоровья.

цель создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание  человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию.

Для реализации цели определила следующие задачи:

  • ориентировать учащихся на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, уметь мобилизовать внутренние резервы
  • научить уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
  • помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, строить реальные планы на будущее с учетом  своих умений, достижений и возможностей
  • развивать коммуникативную культуру школьников
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся
  • совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
  • воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу
  • активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, социальным педагогом
  • контролировать досуговую деятельность учащихся
  • обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Управление развитием воспитательной системы осуществляю  по следующим приоритетным направлениям:

  • Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса
  • Переход от «воспитательных мероприятий» к системе «ключевых дел»
  • Поддержка детского самоуправления
  • Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического ученического и родительского сообществ

Воспитательная система класса состоит из нескольких компонентов:

Индивидуально-групповой:

  • общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. В нее входит: классный руководитель, дети, родители и учителя-предметники этого класса.

Ценностно – ориентационный:

  • цели и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности класса;
  • принципы построения воспитательной системы.

Пространственно – временной:

  • связь класса с другими общностями детей и взрослых;
  • место и роль класса в воспитательном пространстве школы;
  • этап становления и развития воспитательной системы.

Диагностико – аналитический:

  • критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность учащихся, защищенность, комфортность учащихся в классе, удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива);
  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
  • критерии оценки деятельности.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основные формы воспитательной работы:

  • групповая и индивидуальная работа;
  • коллективные творческие дела;
  • классные часы;
  • походы, экскурсии.

Вся воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

  • патриотическое  и духовно-нравственное воспитание;
  • «Цветик-Семицветик»;
  • «За здоровый образ жизни»;
  • профилактика дорожно-транспортного травматизма;
  • творчество;
  • трудовое воспитание;
  • работа с родителями;
  • взаимодействие с социумом

Патриотическое  и духовно-нравственное воспитание 

Цель: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств.

Задачи:

  • воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному  обществу;
  • воспитание патриотов;
  • изучение истории России, Краснодарского края
  • развитие чувства единения, товарищеской взаимопомощи;
  • вовлечение учащихся в работу органов самоуправления.

Формы работы:

  1. Классные часы: «Государственные символы России», «Будущее России. Какое оно?», «Я – гражданин России», «День защитников Отечества», «Этот День Победы…», «Конвенция о защите прав ребенка»,   «Правовой статус подростка», «Здоровый я –здоровая страна», «Мы живы , пока жива память», «Этот цветной мир» и др.
  2. Виртуальные экскурсии в город герой Волгоград, на Красную поляну ;
  3. Посещение  краеведческого музея в городе Приморско-Ахтарске, музея Григория Бахчеванджи ст.Бриньковской, музея искусств  в ст.Привольной.
  4.  Экскурсии в г.Санкт-Петербург-культурную столицу, г.Адлер, на Красную поляну, Роза хутор-по местам Олимпиады, город-герой Новороссийск,  город –курорт Геленджик, посещение старого парка  в П. Кабардинке.
  5. Работа в отряде волонтеров: помощь по хозяйству ветеранам ВО войны А.К.Кузнецовой, А.А.Седелевой ; уход за мемориалом Памяти погибших.
  6. Участие в акциях «Милосердие», участие в митингах 23 февраля, 9 мая, 22 июня; возложение цветов к памятникам погибшим воинам
  7. Посещение рождественской елочки в храме Христа Спасителя;
  8. Активное участие в выборах лидера школьного самоуправления, совета школы.
  9. Участие в научно-практической конференции на тему «Мои земляки в годы войны»

«Цветик-Семицветик»;

Цель: Воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, готовности на безвозмездную помощь людям, нуждающимся в ней. Возрождение благотворительности на Кубани. Развитие детской и юношеской инициативы по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.

Задачи:

 -воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности;

- возрождение лучших отечественных  традиций благотворительности;

- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимание престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны, детям-сиротам и детям-инвалидам;

- воспитание толерантности

Формы работы:

1.Система классных часов «  Помощь и милосердие – главные черты гуманной личности», «Если не я , то кто», «День солидарности в борьбе с терроризмом» «Поделись улыбкою своей», «Благородные поступки людей», «В кругу друзей», «Если добрый ты».

2.Волонтерская помощь ветеранам великой отечественной войны.

 3.Участие в акциях «Цветик -семицветик», в акциях «Поделись теплом души», «Помоги другу», «Подари книгу первокласснику».

 4.Поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками.

5.Создание в классе «Службы взаимопомощи».

«За здоровый образ жизни»

Цель: создание оптимальных условий для обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учеников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
  2. Способствовать укреплению навыков ЗОЖ.
  3. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
  4. Профилактика асоциального поведения учащихся.

Формы работы:

  1. Беседы, инструктажи и обучение поведению в экстремальных условиях;
  2. Участие в Днях здоровья, школьных и районных спортивных соревнованиях;
  3. Участие в акциях, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику вредных привычек;
  4. Система классных часов «Я за здоровый образ жизни»; «Поговорим о вредных привычках», «Здоровым быть модно»и т.д.
  5. Взаимодействие с медицинским учреждением, проведение профилактического осмотра учащихся.
  6. Проведение добровольного анонимного эспресс- тестирования;
  7. Оздоровление и отдых в оздоровительных лагерях и санаториях.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Цель:  создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. 

Задачи: 

  • сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения ;
  • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и  дорогах;
  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
  •  воспитывать грамотных участников дорожного движения. 

Формы работы:

  1. Беседы, инструктажи и обучение поведению на дорогах;
  2. Встречи с инспекторами ГИБДД, участие в месячниках и неделях по безопасности  и профилактике  ДДТ;
  3. Участие в школьных и районных конкурсах ЮИД, «Безопасное колесо»;
  4. Участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах рисунков по пропаганде безопасности дорожного движения ;
  5. Система классных часов «Помни: правила ГАИ – это правила твои» «Зеленый огонек», «Для вас, юные велосипедисты», «Знай  и соблюдай правила движения» «Зимняя дорога», «Азбука юного пешехода», «Законы улиц и дорог»,«Уходя на каникулы, помни…»т.д.;
  6. Выпуски стенгазет «Я и дорога », «Светофорик», «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья» и др.;
  7. Выпуск буклетов для начальной школы о безопасности при применении удерживающих устройств в автомобилях и  о запрещающих знаках на дорогах;
  8. Проведение викторин, тестов, конкурсов кроссвордов по правилам дорожного движения.  

Творчество

Цель:  через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Создание необходимых условий для развития творчества. Организация мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации.

Задачи:   

  • создать условия для воспитания творческой личности и для ее перехода на более высокую ступень развития;
  • включение учащихся в разнообразную творческую деятельность, что достигается специально подобранными видами творческой работы;
  • работа над развитием и совершенствованием творческих способностей и умений;

Формы работы:

1.Участие в концертах  и конкурсах самодеятельного творчества и искусства;

 2.Участие в выставках поделок декоративно- прикладного творчества , фотоконкурсах , конкурсах  рисунков учащихся;

 3.Проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;

 4.Совместные мероприятия  и конкурсы детей и родителей творческого направления;

 5.Тематические классные часы, классные мероприятия с обязательным содержанием различных творческих заданий;

6.Проведение  праздников «Осенний бал», «Новогодний бал», «День учителя»;

7.Посещение кружков по интересам, народного ансамбля «Молодость»;

8.Посещение спектаклей «Датские истории», по мотивам сказки «Гадкий утенок» , «Ночь в Венеции», балет «Малахитова  шкатулка» , «Баядерка»,  вечер  хореографии «Новеллы о любви».

9.Посещение картинной галереи в Эрмитаже, Русского музея в Санкт-Петербурге  .

Трудовое воспитание

 Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Задачи:   

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Формы работы:

1. Изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

2.Классные часы «Город мастеров», «Все работы хороши выбирай на вкус», «Кубань- красавица, делами славится » , «В мире профессий» и др.

3.Ээкскурсии в фельдшерский пункт, узел связи, магазин, детский сад.

4. Встречи с ветеранами педагогического труда, ветеранами труда хутора;

5.Проведение трудовых десантов;

6.Участие в субботниках по благоустройству территории школы, пришкольного участка;

7 Работа в летний период по программе центра занятости.

8.Круглый стол «В мире профессий»(родители и дети)

Работа с родителями

Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи:  

  • научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  • совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  • обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Формы работы:

  1. Тематические родительские собрания, круглые столы;
  2. Индивидуальные беседы и консультации родителей с привлечением по необходимости социального педагога, посещение семей;
  3.  Организация работы родительского комитета;
  4. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий: «Мама, милая мама», «Школьная жизнь наших родителей», «Мой папа-солдат»  и др.
  5. Организация фотовыставок «Я и моя мама», «Защитники Отечества», «Как мы провели лето» .
  6. Обмен опытом семейного воспитания.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целью и задачами воспитательной системы, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы и классного сообщества, своеобразием состава учащихся и родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.

Взаимодействие с социумом        

Цель: развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях

формирующейся новой образовательной среды.

Задачи:

  • подготовка личности к жизни , формирование умений самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации;
  • воспитывать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • способствовать взаимодействию учащихся школы с социумом (через совместные мероприятия).

Фомы работы:

  1. Участие в школьных и районных праздниках, спортивных соревнованиях;
  2. Социологические опросы и анкетирование учащихся.
  3. Профориентационная работа с центром занятости населения, с ДК
  4. Классные часы «Мир за пределами школы», «Правовые нормы жизни»
  5. Участие родителей в районных конференциях и акциях «Ответы на трудные вопросы», «Уроки для детей и их родителей»

Результатом моей четырехлетней работы в этом классном коллективе является то, что у нас дружный сплоченный коллектив в котором нет нарушителей законов, нет ребят пропускающих занятия без уважительных причин, нет равнодушных . Мы любим изучать историю нашей Кубани и Родины, путешествуя по всему Краснодарскому краю(Горячий ключ, Лаго-Наки, Геленджик,Новороссийск, Кабардинка, Краснодар, Адлер, Красная поляна, Привольная, Прасковеевка) .Мы поднимались в горы и были в пещерах , на водопадах, любим кататься на коньках в ледовом дворце. Мы были в Олимпийском парке и Сочи-парке, Сафари парке, посещали дельфинарий и океанариум . В 2013 году мы побывали в г.Санкт-Петербурге. Также коллектив нашего класса часто посещает театр(музыкальный театр «Премьера»  г.Краснодар, ТЮЗ и Ленсовет г.Санкт-Петербург ). Всем коллективом учащихся и родителей мы дважды отдыхали в лагере «Золотая лоза» в Прасковеевке.

Каждый из членов нашего классного коллектива это личность с активной жизненной позицией , ведущая здоровый образ жизни, развивающаяся с учетом своих способностей и интересов. Мы участники различных конкурсов и мероприятий и вот наши результаты:

  1. Ученик нашего класса Бирюков Сергей уже второй год является лидером школьного ученического самоуправления по результатам голосования , победитель краевого конкурса сочинений «Краснодарский край в преддверии зимней олимпиады», он был в лагере Орленок. В 2013-2014 учебном  году Бирюков Сергей признан лучшим учеником школы. Два года Сергей был победителем работ научно-практической конференции Эврика.
  2. Волокжанина Анастасия участник КВН, призер и победитель муниципальных конкурсов рисунков  «Профессии моих родителей».Настя ведущая школьных праздников.
  3. Черевский Алексей победитель и призер муниципальных и краевых конкурсов декоративно-прикладного творчества, конкурсов сочинений, фотоконкурсов.
  4. Кролевец Александр активный участник трудовых десантов, спортивных соревнований по теннису, футболу, гандболу.
  5. Здориков Александр и Ротькин Валерий активный участник волонтерского движения, участники районных конкурсов исследовательских работ «История войны в моей семье»
  6. Зинченко Арина , Громыхалова Олеся , Соколова Анастасия  участники ансамбля «Молодость», победители конкурсов видиороликов и презентаций, конкурса олимпийские надежды  «Мы команда».
  7. Олейник Алина и Соколова Анастасия посещают танцевальный кружок при РДК.
  8. Весь коллектив класса участники акции «Сирень 45 года», акции «Цветик-семицветик».
  9.  Зинченко Арина и Громыхалова Олеся активные участники районных ярмарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе

1. Описание воспитательной  системы  (из опыта работы)                                     ...

Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....

«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Введение.Истинный показатель цивилизации –не уровень богатства и образования, не величинагородов, не обилие урожаев, а облик человека,воспитанного страной.Р. Эмерсон   У педагога сегодня раз...

Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста

Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....

Современные формы, технологии, методы и средства организации образовательного процесса в классе гитары

Современные, технологии, методы и средства организации образозовательного процесса в классе гитары....

Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов

Одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосоверш...