Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в школе.
статья по теме

Людмила Антоньева

доклад по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2

Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в школе.

 (доклад по теме, сопровождающийся мультимедийной презентацией)

Докладчик:

Антоньева Людмила Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

МБОУ КСОШ №2

Оглавление.

 

1.Введение                                                                                                   стр. 3-4

2.Часть 1.

Анализ ситуации.                                                                                        стр. 4

Обеспечение равного доступа к качественному образованию.             стр 4-6

Повышение качества образования.                                                           стр 6-8

Эффективность кадрового обеспечения, экономики, образования и управления.                                                                                                  стр 8-9

3. Часть 2.

Основные направления модернизации образования.

 Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.                                                                                                стр 9-10

Создание условий для повышения качества общего образования        стр10

4. Заключение                                                                                               стр 11

5. Литература                                                                                                стр 11

Введение .

   Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Об этом заявил Президент страны В.В.Путин на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященном образовательной политике.

   Вместе с тем, российское образование все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни.

   Главные причины этого отставания:

       крайнее несовершенство общефедеральных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его научно-методическое обеспечение, особенно в ключевой сфере – в содержании образования;

       недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих  кадров.

   Таким образом, задачи комплексной и всесторонней модернизации образования, поставленные в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации, приобретают особую актуальность. Их решение имеет свою ярко выраженную специфику .Но общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым – системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.

При реализации программы обновления содержания образования и повышения его качества необходимо учитывать, что в современных условиях:

       большинство знаний, умений и навыков в быстро меняющемся мире устаревают уже в момент их освоения;

       образование, чтобы не отставать, должно соответствовать перспективным общественным потребностям;

       традиционное, предметно организованное содержание образования находится в глубинном противоречии с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникационно компетентных и творчески мыслящих специалистов;

       растущая социальная и профессиональная мобильность требуют от специалистов способности к быстрой и эффективной переквалификации;

       рост влияния СМИ и потока неконтролируемой информации ставит перед системой образования совершенно новые задачи и проблемы, особенно в деятельности по формированию у подрастающего поколения идеалов и принципов, морально-нравственных критериев жизни и моделей достойного поведения.

 

Часть 1.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

    В стране постепенно нормализуется социально-экономическая жизнь, укрепляется государственность и международный статус России. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. В то же время, сохраняется множество негативных явлений и процессов, препятствующих выходу российского образования на уровень современных требований.

   Но далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех качественного образования; само качество образования резко отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления.

Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов – «доступность, качество, эффективность» позволит обоснованно и целенаправленно строить программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при реализации программы модернизации образования.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Достижения:

       здоровье детей стало приоритетным направлением образовательной деятельности педагогических коллективов; созданы «школы здоровья», ориентированные на поддержание здоровья и доступ к качественному обучению для детей с хроническими заболеваниями; разработаны и внедрены технические средства и методика мониторинга здоровья детей, обеспечивающие индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;

       созданы  необходимые условия для образования детей, нуждающихся в государственной защите, для детей с проблемами в здоровье и развитии;

       cоздана развернутая система и инфраструктура физического воспитания детей и подростков.

Основные проблемы:

 

       усиливающееся социальное расслоение общества, сопровождается поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части квалифицированных педагогов в другие сферы;

       потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров, рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, неграмотности подростков, приход в  молодежную среду наркотиков и других вредных привычек;

       отсутствие полноценной системы учета детей школьного возраста и  их образовательного пути, рост социальной безнадзорности детей и подростков;

       недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм;

       быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным знанием русского языка;

       недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных образовательных учреждений и форм оказываемых ими образовательных услуг;

       система дополнительного образования слабо связана с образовательными учреждениями, не обеспечивает в полной мере реализацию запросов и интересов детей и подростков;

 

При разрешении названных проблем нужно учитывать нарастание следующих объективных тенденций:

       контингент первых классов общеобразовательной школы в ближайшие годы будет разновозрастным, возрастет процент первоклассников с низким уровнем развития, а также не владеющих русским языком;

       повышение образовательного спроса приведет к увеличению сферы платных образовательных услуг;

       расширение рынка квалифицированного  труда и усиление конкуренции потребует существенно поднять уровень профессионального образования;

       нарастание разрыва между количеством детей, требующих специального подхода и особых условий (в педагогическом и медико-психологическом плане), и возможностью увеличения ресурсов (материальных, организационных, кадровых) для обеспечения этих условий в системе образования.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Достижения:

       преодолена опасность потери качества образования в результате стихийной вариативности при отсутствии государственного стандарта; обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых;

       отработана модель регионального базисного учебного плана, который дает возможность образовательным учреждениям реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;

       создана система обеспечения учебниками образовательных учреждений в соответствии с их образовательными программами и потребностями; cистема анализирует потребность всех образовательных учреждений в учебниках, планирует и реализует издание и доставку учебников;

       последовательно идет информатизация образования; многие школы имеют возможность выхода в Интернет; в системе опорных образовательных учреждений отрабатываются модели применения информационных технологий в различных дисциплинах, модели формирования информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие   «учащийся –учитель – администрация школы – родитель – органы власти –общественность»;

       создана система обеспечения материальных условий процесса образования: учебного оборудования и средств информационных технологий;

Основные проблемы:

 

       содержание образования в значительной мере устарело, не соответствует потребностям современного общества; оно предельно перегружено второстепенным информационным материалом и не несет в себе необходимого деятельностного, развивающего начала, не позволяет обеспечить необходимый уровень индивидуализации обучения;

       общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество подготовки в коммуникативной сфере (в том числе – в русском, иностранном языках), в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса, в том числе занятия по физической культуре,  не всегда соответствуют требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся;

       система оценивания, уклад образовательных учреждений не всегда соответствуют требованиям современной жизни, задачам подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений;

       образование, как и семья, в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащегося; cлабо формируется толерантность, способность к осознанному выбору, в частности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивление наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся;

       педагоги не всегда обеспечивают доступный уровень качества преподавания, во многих случаях не учитывают изменений, происходящих в жизни и в образовании;

       большинство школ не обеспечено необходимым учебным оборудованием, информационными ресурсами, не всегда удовлетворяют санитарно-гигиеническим нормативам; фонды школьных библиотек недостаточно укомплектованы, практически не обновляются и не пополняются;

       в материальном и кадровом отношении образовательные учреждения не готовы к реализации модели открытого образования, к широкому использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе; не создана инфраструктура информатизации, в частности, разработки электронных цифровых учебных изданий;

       не решены многие проблемы, связанные с переходом между ступенями обучения, в том числе – при переходе от среднего образования к высшему;

       не налажено должное взаимодействие общего среднего и профессионального (начального и среднего) образования;

       содержание профессионального образования в  значительной степени не соответствует потребностям рынка труда, задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;

       недостаточен уровень работы с одаренными детьми, они не обеспечены необходимой педагогической и психологической поддержкой, информационной средой и учебным оборудованием;

При реализации программы обновления содержания образования и повышения его качества необходимо учитывать, что в современных условиях:

       большинство знаний, умений и навыков в быстро меняющемся мире устаревают уже в момент их освоения;

       образование, чтобы не отставать, должно соответствовать перспективным общественным потребностям;

       традиционное, предметно организованное содержание образования находится в глубинном противоречии с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникационно компетентных и творчески мыслящих специалистов;

       растущая социальная и профессиональная мобильность требуют от специалистов способности к быстрой и эффективной переквалификации;

       рост влияния СМИ и потока неконтролируемой информации ставит перед системой образования совершенно новые задачи и проблемы, особенно в деятельности по формированию у подрастающего поколения идеалов и принципов, морально-нравственных критериев жизни и моделей достойного поведения.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Достижения:

       отработаны и законодательно закреплены социальные гарантии и льготы работников образования;

       лучшие учителя получают существенную материальную поддержку в форме грантов.

       сформирована система повышения квалификации и переподготовки кадров;

       создана система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;

       разработана и апробирована методика расчета нормативов потребности в финансовых средствах на обучающегося в разных типах и видах образовательных учреждений;

       ведется текущий анализ (мониторинг) качества и результатов образования, состояния учебного оборудования и средств информационных технологий, здоровья учащихся;

 

Основные проблемы:

       недостаточный уровень оплаты труда в системе образования, продолжающееся падение престижа профессии педагога, сохраняющийся дефицит и старение педагогических кадров;

       недостаточный профессиональный уровень работников образования, особенно в дошкольных учреждениях и в начальной школе, где значительная часть педагогов не имеет высшего образования;

       низкий уровень готовности учителей к осуществлению необходимых изменений в области содержания образования, образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач;

       несформированность единой информационной сети в системе управления образованием; отсутствие необходимых консультационных и справочно-информационных структур для работников образования и населения.

 

При решении отмеченных проблем необходимо иметь  ввиду, что:

 

       достижение нового качества образования возможно только при «новом качестве» педагога;

       повышение эффективности системы образования, перевод ее в режим постоянного обновления и развития требует принципиально новой культуры и технологии управления.

Часть 2.

                            ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

                                              ОБРАЗОВАНИЯ

 1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования

 

         Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в получении качественного образования, задача «качественное образование – каждому ребенку» становится сегодня одной из важнейших и наиболее актуальных.

         Решение данной задачи предполагает, во-первых, выравнивание социальных возможностей и условий для получения качественного образования всеми детьми (в частности за счет адресной социальной помощи детям из малоимущих семей), а, во-вторых, выравнивание образовательных возможностей и условий.

         Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень качества не только деятельности отдельных, продвинутых образовательных учреждений, но всех массовых школ и, кроме того, таких структурных изменений в самой сети, в системе образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перспективным образовательным потребностям городов, сёл и их населения, специфическим образовательным запросам разных категорий детей.

 

2. Создание условий для повышения качества общего образования

 

Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, созданные научные заделы, успешно действующие модели образовательных учреждений и модели новых организационно-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования – все это позволяет ставить задачу «каждому ребенку – полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями»

Решение данной задачи предполагает:

       обновление нормативной базы в области содержания образования, ориентирующей образовательные учреждения на достижение новых результатов обучения;

       кардинальное обновление содержания общего образования, разработку нового поколения учебной литературы, в том числе, в электронной цифровой форме;

       повышение эффективности и усиление активно-деятельностных форм организации учебного процесса, значительное увеличение объема двигательной нагрузки (спорт, физическая культура, пластические искусства и др.);

       качественное обновление организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса, устранение перегрузки содержания образования, оптимизации учебной нагрузки, развитие деятельностных подходов, использование здоровьесберегающих технологий;

       создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования;

       совершенствование институциональных механизмов повышения качества общего образования, запуск механизмов непрерывного обновления содержания и повышения качества образования.

Заключение

    Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий. 

  Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие школьника - основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. 

  Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня  образованности.

 Литература.

1. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующимся обществе / Н.Г. Багдасарьян // Педагогика.- 2008. - № 5 .- С. 3-9.

2.Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3.Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2006 .

4. Грядунова Н.А. Профессиональные компетенции сотрудников современных образовательных учреждений / Н.А. Грядунова // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 3.- 159-165.

5. Крупнов Ю. Модернизация образования и развитие страны / Ю. Крупнов // Народное образование.- 2006. - № 1. -С. 19-20.

6.Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. -2009.

7. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008.

8. Хуторской, А. В. Проектирование нового содержания образования/ А. В. Хуторской// Школьные технологии. - 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе

1. Описание воспитательной  системы  (из опыта работы)                                     ...

Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....

«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Введение.Истинный показатель цивилизации –не уровень богатства и образования, не величинагородов, не обилие урожаев, а облик человека,воспитанного страной.Р. Эмерсон   У педагога сегодня раз...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...