«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
методическая разработка (9 класс) по теме

Костенко Ольга Владимировна

Введение.

Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования, не величина

городов, не обилие урожаев, а облик человека,

воспитанного страной.

Р. Эмерсон

   У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых -воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя. Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы. Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позво­ляет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необ­ходимостью...э.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Костенко

http://koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-7/vospitanie/DocLib7/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8.jpg

«Современные подходы  к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

МАОУЛ №1

Г.Апшеронск

2013г.

Содержание.

1.Введение  ___________________________________________________ 3

2.Основные подходы к организации воспитательного процесса._________4

3.Воспитание как процесс социализации личности.____________________5

4. Заключение.__________________________________________________7

Библиографический список.______________________________________ 10

Введение.

Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования, не величина

городов, не обилие урожаев, а облик человека,

воспитанного страной.

Р. Эмерсон

   У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых -воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя. Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы. Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

    Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

  • ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
  • воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
  • системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
  • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
  • воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

   Осознание возможностей и преимущество системного построения практики воспитания учащихся стимулирует желание педагогов применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что создать воспитательную систему класса нелегко. Умение моделировать и строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.

2.Основные подходы к организации воспитательного процесса.
       Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы

   Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

   Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке.

   Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.

2. Определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.

3. Моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса.

4. Коллективное планирование жизнедеятельности класса.

5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы

   При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности: найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию; избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования. Соблюдение принципа диалога между участниками планирования воспитательной работы обеспечит правильное определение наиболее полного спектра возможных путей и способов организации жизнедеятельности детей.

3.Воспитание как процесс социализации личности.

   Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.
 
Социализация — это процесс вхождения индивида в социальные отношения. Он представляет собой усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладения социальными ролями. Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы. Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и является воспитанием.

   Воспитательный процесс имеет множество форм и методов:
• воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности, которое происходит, прежде всего, в учебно— познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в актуализации воспитывающих ситуаций, в работе объединений по интересам, в свободном общении;
• в работе педагога приоритетными являются диалоговые методы общения, активные методы обучения, разнообразная творческая деятельность;
• основой планирования работы педагога является анализ собственных воззрений, признание вариативности мировоззрения;
• общая цель воспитания — создание условий для максимального развития личности учащихся;
•воспитание — важнейший компонент социализации;
•взаимосвязь процессов воспитания и обучения;
• признание относительной самостоятельности процесса воспитания, имеющего ряд особенностей.

        Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов:
а) формирование у детей потребности в выработке того или иного качества;
б) овладение учащимися знаниями о личностных качествах; 
в) формирование умений, навыков и привычек поведения.
         
Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах. Основными целями системы воспитательной работы лицея являются:
-удовлетворение познавательных и эстетических потребностей детей;

-максимально снижение негативного влияния социума на личность ученика;

-использование всех позитивных возможностей для полноценного развития личности;

-формирование и укрепление лицейских традиций. 

-адаптация личности к жизни (в личностно-значимой сфере, общественной сфере и сфере культуры);

-приобщение личности к культурным ценностям Кубани, мировой культуры со всеми ее аспектами (художественной, политехнической, экологической, политической, экономической и т.д.);

-организация содержательного досуга детей и подростков;

-создание комплекса условий для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся.

  Система воспитательной работы в лицее  всем спектром предоставляемых ею возможностей создает вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в профессиональном и личностном самоопределении.

   Основные условия реализации личностного - ориентированного подхода в обучении и воспитании можно сформулировать следующим образом:
1) Конгруэнтность (подлинность, искренность, неподдельность). Чем больше педагог является в отношениях с детьми самим собою, проявляет себя естественным образом, тем более вероятней, что его взаимоотношения с ними будут описываться только в положительных характеристиках и являться позитивными как для других, так и для него самого, и тем более конструктивно ребенок будет изменяться и развиваться;
2) Принятие (похвала, проявление в любой форме заботы, постоянная готовность помогать). Когда педагог проявляет такое отношение к своему ученику, каким бы ученик ни был в этот момент и какое бы непосредственное чувство у педагога не возникало, это уже ведет к положительным изменениям;
3) Активное, сопереживающее, чувственно-интуитивное слушание и эмпатия.          

   Именно благодаря такому слушанию и эмпатийному пониманию педагог способен глубоко проникать во внутренний мир ребенка.

      На сегодняшний день актуальным направлением воспитательной работы становится формирование здорового образа жизни, включающего в себя:
-Информированность об основных составляющих здорового образа жизни.

-Осознание необходимости здорового образа жизни. 

-Устойчивую сопротивляемость вредным привычкам, формируемую средствами профилактической работы.

-Физическую подготовленность учащихся, которая рассматривается в рамках валеологического подхода, который позволяет предупредить дезадаптацию за счет учета индивидуальных способностей и возможностей детей, их психологических особенностей, создание для них равных социальных и педагогических условий.

-вовлечение в олимпийское движение (Сочи- 2014) 

       В последние время наряду с деятельностью стала чаще всего использовать в воспитании учащихся формы и методы общения. Классный руководитель стал больше уделять внимания деловому и неформальному общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале применяю тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

      Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

  • образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
  • воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
  • защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
  • компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
  • интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

 Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя: 

  • «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
  • «проводник по стране знаний»создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
  • «нравственный наставник»содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
  • «носитель культуры»помогающий освоить культурные ценности, на
    основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
  • «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

  Заключение.

   Эффективно работающая воспитательная система способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка. Кроме того, включение в различные виды деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые умения и навыки.
Таким образом, в системе воспитания, которая  являясь частью общей образовательной системы, имеет свою специфику и направлена в первую очередь на создание условий, обеспечивающих самоопределение и самоактуализацию личности ребенка, его свободное физическое, умственное и нравственное развитие. 

       Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.

      Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного руководителя составляют духовно-нравственные ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлекается изучением и реализацией толерантных отношений внутри коллектива, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становятся коммуникативные связи. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система класса.

     Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы. Однако не всегда классный руководитель умело реализует свои полномочия. Нередко отсутствие знаний, умений, недостаточное развитие способностей системно мыслить и действовать не позволяет достичь желаемого результата. Для управления воспитательной системы класса необходимо теоретическая и методическая подготовка или большой педагогический опыт классного руководителя.

      Результаты диагностики свидетельствуют о некоторой степени заинтересованности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности ребенка. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе.

   «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Библиографический список.

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.-2004г. 2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», М.2005г.

3. Возрастная и педагогическая психология /Под А. В. Петровского. М 1980.

4. Кон И. С Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М 1996.

 5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов М.

6. Подласый 7. Рабочая книга школьного психолога /Пол ред. И. В. Дубровиной. М-1991г.

7.Шпрангер Э. Проблемы становления личности. М 1994.

8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М 1989.

10. Зенъховский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. № 2.
11. Филонов Т.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования // Педагогика. 2000. № 9.
12. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
13. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
14. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1990.
15. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000.
16. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.  М., 1993.
17. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
18. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе

1. Описание воспитательной  системы  (из опыта работы)                                     ...

Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....

Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе

В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.А если спросить родителей ученик...

«Современные технологии организации воспитательного процесса с учетом требований ФГОС»

В данной презентации учитель расскрывает воспитательные технологии применяемые для учащихся с ОВЗ....