Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе
учебно-методический материал (11 класс) на тему

В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?»

 Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.

А если спросить родителей учеников: « Кто для них является главным человеком в школе?»

Наверняка Вы услышите от родителя в ответ: «Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель»,  и  он обоснует свою точку зрения  десятком аргументов. И слушая его, невольно убеждаешься в  правильности этих аргументов, что в отношениях « ребенок-школа»  или « семья-школа» нет более важной персоны, чем классный руководитель.     Только классный руководитель при встрече с родителями стремиться сказать:  «А Вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!», только классный руководитель может сразу  рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни, только он может  понять и принять твоего ребенка, помочь ему стать собой, избежать конфликтов с миром и окружающими его людьми.  Именно классный руководитель помогает ребенку обрести себя, стать личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе

 

 

                     Осинцев

                             Олег Владимирович

                                                                    классный руководитель

                                                                  11Б класса    МБОУ СОШ №1

 

 

                                      2013-2014 учебный год

 

 

У каждого из нас довольно смелости,

Чтобы поклясться другу в верности

Или сказать, целуя милые уста:

"Клянусь любить до смертного креста".

 

А как поклясться в верности, любви

Тому, кого еще не встретил на пути,

Чьей дружбы ты еще не испытал,

Чьих глаз пока что не видал?

 

Но ты - Учитель, у тебя большое сердце:

Ты должен отыскать в нем место

Для всех сидящих в этом классе,

Читающих стихи, решающих задачи.

 

И всех идущих им на смену,

Чтоб торопить звонки, спеша на перемену.

И тех, кому пока в кроватке сладко спится,

И тех, кто не успел еще родиться.

 

Да, нелегко. Но ты уже поклялся

В тот самый миг, когда учителем назвался.

Как можно дольше эту клятву пронеси,

Своей любовью детство обними.

 

 

 ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО  КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 

 

В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?»

 Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.

А если спросить родителей учеников: « Кто для них является главным человеком в школе?»

Наверняка Вы услышите от родителя в ответ: «Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель»,  и  он обоснует свою точку зрения  десятком аргументов. И слушая его, невольно убеждаешься в  правильности этих аргументов, что в отношениях « ребенок-школа»  или « семья-школа» нет более важной персоны, чем классный руководитель.     Только классный руководитель при встрече с родителями стремиться сказать:  «А Вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!», только классный руководитель может сразу  рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни, только он может  понять и принять твоего ребенка, помочь ему стать собой, избежать конфликтов с миром и окружающими его людьми.  Именно классный руководитель помогает ребенку обрести себя, стать личностью.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Важной задачей в плане воспитания  является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.

Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. 

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

 

 МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Мы часто задаём вопрос:

«Каким должен быть человек, которому предстоит жить в этом мире?»

На этот и многие другие вопросы пытаются ответить и педагоги, и я выстраивая модель будущего выпускника: это, несомненно, информированная личность, способная к адаптации, социализации в быстро меняющемся мире, сохранившая физическое здоровье и, что не менее важно, эта личность должна иметь определённые ценностные ориентации.

Что может противопоставить нынешняя школа процессу деградации? Как спасти будущее? Как помочь юным найти своё место в жизни?

Классные руководители заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства школьников. Дело за делом, событие за событием - привычный ритм индивидуальной и совместной жизни школьного сообщества. Каждый ребенок должен найти себе дело по душе и внести свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество.

При определении содержания воспитательной системы важно ориентироваться, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой - на национальные, региональные, местные традиции и ценности. Это позволяет формировать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.

 

 ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

       Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

     

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ü создавать максимум условий для формирования нравственного и духовного развития детей;

ü воспитывать доброе отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро;

ü создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

ü помогать учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;

ü стимулировать  интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.

 

 

 

Исходя из задач, для себя обозначил

основные функции классного руководителя:

 

оценивающая

 

охранно-защитная

 

диагностирующая

 

 

коммуникативная

воспитательная

проектирующая

организационно –

     деятельностная

стимулирующая

развивающая

 

 

методическая

 

 

Свою программу воспитания строю так:

 

 

В своей работе я использую отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности по следующим направлениям:

Помощь учащимся класса в организации учебной работы

 

- организация изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков, требование дисциплины и т.д.);используемые методы: беседа, диалог, «живые картинки» и т.д.

-организация дежурства, уборки класса. Методы: организация и контроль работы ученического самоуправления в частности трудового сектора.

-организация рейтинговой оценки образовательных достижений (создание экрана успеваемости).

 -организация и контроль за работой учебного сектора;

 участие во всех совещаниях, на которых обсуждается деятельность класса, защита класса перед администрацией школы.

 

 

Индивидуальная работа с учащимися

 

 

ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке.

-помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов

.

 

 

Формирование и развитие детского коллектива

 

 

-работа по формированию детского коллектива, обеспечение хорошего учебного настроя (беседы, классные собрания, классные часы «Мой сосед по парте», «Какой мы коллектив» и т.д.).

-организация участия классного коллектива в общешкольных мероприятиях,

обязательное присутствие и участие всего класса во всех мероприятиях, в которых задействован класс /организация группы поддержки/.

 

 

Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся

 

 

 

Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.

-Проведение тематических родительских собраний.

-Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка.

-Информирование родителей об успешности обучения учащихся.

-Проведение с родителями совместных мероприятий

-Установление контактов родителей с педагогами, работающими в классе

 

 

Ожидаемые результаты воспитательной системы

 

-Реализация воспитательной системы способствует воспитанию личности гражданина, знающего историю и традиции своего края, уважающего живущих рядом людей, готового действовать на благо «малой родины»

-Воспитание общественно активного школьника, готового помочь окружающим людям, быть инициативным в разных сферах, готовым к самостоятельной жизни и труду

-Формирование законопослушного гражданина России, выполняющего законы страны, уважающего права и обязанности

-Приобщение школьников к здоровому образу жизни; предотвращение социальной дезадаптации

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 

1 НАПРАВЛЕНИЕ  - Гражданско–патриотическое воспитание

Духовно – нравственное воспитание

 

Формирование патриотизма, гражданского отношения к себе, формирование правосознания, гражданской ответственности, формирование чувства гордости за свой родной край, район, город; ответственности за сохранение памятников истории и культуры; воспитание гражданско – патриотических чувств через проектную деятельность- творческий проект «Моя Родина» , ориентированная  на изучении истории Кубани, ее традиций и культуры; воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и этики поведения, соблюдение правил поведения в школе, дома, в общественных местах, формирование потребности к самообразованию, профилактика противоправного поведения

 

Формы работы:

.

-уход за памятниками «Поклонный камень», капитану Миловатскому  памятным знаком  на горе Шизе;

-работа с книгой история моей малой Родины, которая публикуется на сайте школы;

-ученики класса участники «ПОСТ №1» военно-патриотического клуба школы №1 «Витязь», с честью несут вахту памяти у Вечного огня в парке 30-летия Победы города Абинска, участвуют в парадах в городе Краснодаре , посвященных Дню реабилитации кубанского казачества.

-ежегодные победители смотров строя и песни, посвященных Дню Победы на фашистской Германией.

 

2 НАПРАВЛЕНИЕ- Интеллектуальное развитие. Профильная ориентация

 

 

Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, готовности к сознательному выбору профессии, выработка потребности учащихся в постоянном пополнении знаний, готовности выполнять Устав школы, выполнять роль хозяина в школе.

Основные формы деятельности:

 

 

Результаты:

Организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний осуществляется в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках предметных газет,  играх «Умники и умницы» и «Интеллектуальном марафоне». Среди учащихся класса победители муниципального уровня всероссийской  олимпиады по предметам, научно-практических конференций Малой академии наук.10 Б класс- это класс с профильной группой- туризм и сервис.

Органы самоуправления  класса  осуществляют контроль за  выполнением  домашних заданий, состоянием  учебных дел  в классе.

 

Результаты учебы класса по итогам  с  2007 года по 2013год:

 

В классе –Кузнецова Наташа,  Гонке Елена, Лиморенко Анна стабильно учатся только на  «5»

 

3. НАПРАВЛЕНИЕ  - Художественно – эстетическое воспитание

Цель-создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни

 Задачи:

-изучить индивидуальные интересы и потребности ребят;

способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;

-демонстрировать родителям, учителям достижения ребят;

развивать способность ребят реально оценивать свои результаты, быть справедливым;

-использовать активные, нестандартные формы внеклассной работы.

Формы работы:

Классные часы:

Нобелевская премия. Кунсткамера. Оружейная палата.

Что можно купить за деньги?

Поговорим об ответственности.

Вечера : «Посвящение в старшеклассники», «Осенний бал»

Акция  «Найди себя»

конкурсы  «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!»

КВН между учениками и учителями;

новогодний карнавал (организация и проведение).

Класс  принимает участие в конкурсах художественной самодеятельности.

Ежегодно принимает участие в краевом фестивале «Адрес детства - Кубань», в «Днях города», в первомайских демонстрациях, фестивалях «Рождественская звезда».

Результат- Благодарственные письма  за активное участие в творческих районных и краевых мероприятиях , организованных управлением культуры администрации муниципального образования Абинский район на протяжении 2011, 2012 , 2013 годов

 

 

 

4. НАПРАВЛЕНИЕ  - Спортивно–оздоровительное воспитание

 

Воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья, экологическая направленность образования

Основные формы деятельности:

 

 

 

Результаты:

-1 место в командных соревнованиях по шахматам, в целях реализации программы «Спорт против наркотиков» -2008 год

-1 место в соревнованиях по волейболу среди юношей 7-8 классов в зачет 48-ой  спартакиады школльников-2009 год

-1 место в командных соревнованиях по волейболу среди  девушек-2010 год

-3 место  в командных соревнованиях по мини-футболу

-2 место в первенстве Абинского района по спортивному туризму в зачет спартакиады школьников района -2011 год

-1 место в кроссе в рамках краевой акции «1000 дней до олимпиады»-2011 год

-3 место по виду «Маршрут выживания» на краевых соревнованиях учащихся образовательных учреждений «Школа безопасности-2011»

-1 место в военно-спортивном конкурсе «А ну-ка, парни!»

(февраль 2012,2013 )

 

100% -  охват детей горячим питанием;

100% - посещаемость спортивных секций и кружков

 

 

___________________________________________

 

5 НАПРАВЛЕНИЕ- Работа с родителями

 

   Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной  явки на собрания, стараюсь применять  различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям  следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои  плоды: родители не боятся, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году.  Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, в ремонте, участвуют во всех организационных вопросах.

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

-Образованность учащихся;

-Воспитанность учащихся;

-Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;

- Сформированность классного коллектива.

 

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

-диагностические исследования уровня нравственной воспитанности учеников;

-оценка физического роста и физической подготовленности учащихся;

-изучение мотивации учения ;

-анкетирование "жизнь класса глазами учеников";

-анкетирование "воспитательная работа в классе глазами родителей".

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся, сформированности классного коллектива, удовлетворённости родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

 

 

 

 

 

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ШКОЛЫ

 

 

________________________________________________________

 

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЖИЗНЬЮ КЛАССА

 

 

 

___________________________________________________________

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  «Тест эмоций»

 

Обозначения:

1-    Эмоциональная устойчивость

2-    Эмоциональная неустойчивость

3-    Высокая эмоциональная неустойчивость

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.

      Считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей  степени зависит от того, каким был его учитель. Надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность

  И моя система работы, включающая  цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого,  старательного, отзывчивого, дает свои результаты. Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверен, добьются успехов в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Я думаю, что я смог воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.

 

 

 

 

 

       «Если человек каждый день

 будет делать свое дело,

 невзирая ни на что,

жизнь изменится к лучшему.

 А сухое дерево,

 если его поливать каждый день,

зацветет…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе

1. Описание воспитательной  системы  (из опыта работы)                                     ...

Материал к краевому конкурсу «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Данный материал может быть использован для анализа воспитательной работы в классе, и в качестве перспективного воспитательного плана для начинающих классных руководителей....

«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Введение.Истинный показатель цивилизации –не уровень богатства и образования, не величинагородов, не обилие урожаев, а облик человека,воспитанного страной.Р. Эмерсон   У педагога сегодня раз...

Подходы к организации воспитательного процесса

В презентации представлены подходы к организации воспитательной работы в современном образовании....

«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества воспитания детей»

Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Современная система образования сме...