Профессиональный рост учителя - наставничество.Из опыта работы.
статья

Сиразова Миляуша Фагимовна

Направление наставничества:  «Реализация экспертизы уровня профессионального роста педагога -  подготовка к педагогической аттестации, профессиональным конкурсам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx688.2 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка опыта наставнической деятельности

 Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

1. «Об организации в МБОУ «Каратунская  СОШ» наставнической деятельности»

 1.1.

C:\Users\Комп\Desktop\Альбом\DSC_0304.JPG

1.2. Резюме наставника

ФИО наставника:_Сиразова Миляуша Фагимовна

Должность:_учитель

Наименование образовательной организации: Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»  Апастовского муниципального района Республики Татарстан

стаж наставнической деятельности_5 лет 

Направление наставничества:  «Реализация экспертизы уровня профессионального роста педагога -  подготовка к педагогической аттестации, профессиональным конкурсам» 

1.3. 

   Современная система образования характеризуется  существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса,  принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную  среду. Следовательно, возникает необходимость приоритета субъективной позиции учителя по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма, профессионального роста.

   Первое, что  очень важно для  повышения профессионального роста педагога, - это психологическая подготовка учителей к осознанному, обязательно добровольному прохождению аттестации, участию в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, в других мероприятиях, организованных школой, методическим центром РОО, МО и Н РТ. Учитель не должен испытывать страх перед этими серьезными мероприятиями.  Этого не случится , если он почувствует понимание, поддержку своих коллег, методическую и психологическую помощь наставника.

     Аттестация создает определенную напряженность и у аттестуемого педагога ,  и в образовательном учреждении, так как сопряжена с оценочными процессами.  Ее результаты являются очень важными для личности, во многом  определяют дальнейшую профессиональную реальность. Анализируя  готовность педагогических кадров к аттестации, мы решили организовать психологический тренинг с аттестуемыми педагогами, учителями русского языка и литературы, а также с учителями, кто собирается участвовать в профессиональных конкурсах. С этой целью сначала я  провела диагностику психологической подготовленности  аттестующихся  учителей ( 7 человек),  участников профессиональных конкурсов (5 человек)  и остальных коллег в школе. Из 30 опрошенных педагогов изъявили желание побывать в Центре психологической службы – 20  человек. Тренинг прошёл по заранее подготовленной программе педагога –психолога  Печковой Р.Х. (Приложение 1) 

   

Рефлексия учителей после тренинга показала 100% удовлетворенность тренингом, исчез страх перед аттестацией и профконкурсом.

    Подготовка учителей к педагогической аттестации осуществлялась по плану районной методической службы. Эту деятельность я показала в такой инфографике.

                               Аттестация учителей 

                                         

   Районная МС         учитель-эксперт-наставник

      -изучение заполнения заявлений;

     - консультация по заполнению карты  результативности;

     - методическая помощь в изучении предметных вопросов.

     C:\Users\Комп\Desktop\ajnj\DSC_0451.JPG                   C:\Users\Комп\Desktop\ajnj\DSC_0450.JPG

    В текущем учебном году в школе 7 учителей успешно прошли аттестацию на заявленную категорию. Из них 2 - на высшую квалификационную категорию, 5 – на первую  квалификационную категорию.

                                                               

    Выбирая форму понимающей экспертизы, я провела анкетирование среди аттестуемых педагогов, чтобы лучше узнать своих коллег для дальнейшей с ними работы.

Анкета для коллег аттестуемого  педагога.

Источник: Готовимся к аттестации! – С.Пб., – 2002г.

Экспресс – методика предназначена для оперативной оценки эффективности общения  педагога с коллегами.

Инструкция респондентам:

Из 4-х предложенных суждений выберите, пожалуйста , то, которое в наибольшей степени характеризует Ваше личное общение с………….(Ф.И.О.коллеги).

1.Моё общение легко и продуктивно.

2.Моё общение трудно, но продуктивно.

3.Моё общение легко , но не продуктивно.

4.Моё общение трудно и не продуктивно.

Обработка результатов и выводы:

1.

№ суждения   п/п

Балл

1

4

2

3

3

2

4

1

2.Баллы всех опросных  листов коллег суммируются, и полученная сумма делится на количество опрошенных.

3.  Критерии:

Меньше 2,5 баллов – низкая оценка .

От 2,6 до 3,25баллов  - преимущественно положительная высокая  оценка .

От 3, 26  до 4 балла – безусловно положительная высокая  оценка .

Ф.И.О. опрошенных

коллег

                                       Ф.И.О. аттестуемого  педагога

А.

Б.

В.

Г.

Д.

                                    Баллы

4

3

2

1

4

3

2

1

4

3

2

1

4

3

2

1

4

3

2

1

1. Ф.

+

+

+

+

+

2 . Ш.

+

+

+

+

+

3   Д.

+

+

+

+

+

4   И.

+

+

+

+

+

 5  Ф.

+

+

+

+

+

6   Х.

+

+

+

+

+

7  В.

+

+

+

+

+

3,5 б.

безусловно положительная высокая  оценка

3,2б.

преимущественно положительная высокая  оценка

3,1 б.

преимущественно положительная высокая  оценка

2,9 б.

преимущественно положительная высокая  оценка

2,9 б.

преимущественно положительная высокая  оценка

   В целях реализации плана наставнической работы мною  была проведена работа  по выявлению затруднений  молодых учителей  в организации современного           качественного образовательного процесса на уроке. За круглым столом молодым педагогам и учителям с профессиональным дефицитом были предложены формы работы: анкетирование, заполнение интеллект-карт.

C:\Users\Комп\Desktop\ajnj\IMG-20190514-WA0061.jpg

 

   Материал наблюдений обнаруживает следующие проблемы и трудности педагогических работников: молодые учителя затрудняются в указании конкретного УУД, актуализирующегося в учебной ситуации, испытывают трудности в проектировании формы учебной работы, в организации этапа мотивации урока .

       Как опытный педагог, наставник делаю акцент на формирование у своих коллег таких профессиональных навыков, которые будут способствовать достижению  требований к уровню подготовки выпускников,  ставлю  задачу научить молодых учителей методически правильно построить современный урок, способствующий развитию  универсальных учебных действий (УУД) .

   В целях распространения педагогического опыта и реализации «дорожной карты» наставничества  мною был проведен открытый  урок  по ФГОС в 5 классе по теме «Времена глагола»,  было показано внеурочное занятие  на тему «Разговор о правильном питании»  на семинаре молодых учителей на базе  Каратунской  СОШ.

C:\Users\Комп\Desktop\ajnj\IMG-20190514-WA0064.jpg

   Следующий важный фактор повышения профессионального роста педагога – это профессиональные конкурсы. В минувшем учебном году в Каратунской СОШ  Нургалиева Л.Ф. и  Шамсутдинов А.А. участвовали в конкурсе профессионального мастерства  «Учитель года -2019». Участникам было предложено ранжирование значимости участия в профессиональных конкурсах.

Профессиональные конкурсы, предполагающие личное участие педагогов

                    Необходимость участия в профессиональных конкурсах

         для образовательного

                учреждения :                                                                    для педагога:

- рейтинг ОУ в системе образования                         - повышение профессионального

  разного уровня;     (1)                                                      роста; (1)

- конкурентоспособность ОУ;        (2)                           - повышение самооценка; (2)

- маркетинг ОУ;          (3)                                                - повышение уровня            

- формирование коллектива                                         квалификации; (3)

  единомышленников     (4)                                            - самоутверждение педагога; (4)

                                                                                 - портфолио достижений педагога;(5)

                                                                                     - признание общественности и

                                                                                       участников образовательного          

                                                                                       процесса (6)

   Готовность педагогов к участию в профессиональных конкурсах  

             

Пг
Со
Ит
Хо
Ов
Лн
Оо
Гс
Ит
Чь
Е
С
К
А
Я

+

Психологическая готовность, но недостаточно

сформирована

профессиональная

компетентность

(3 человека)

Психологическая и профессиональная готовность  к участию

в профессиональных конкурсах

(8 человек)

_

Психологическая и профессиональная неготовность

(2 человека)

Профессионально компетентны, но психологически не готовы

(12 человек)

            _

          +

               Профессиональная готовность

 

      Наставничество – отличная школа   для педагога.  Это не только показатель его профессионального роста,  но и показатель  уровня  его  профессионального развития и мышления 

    Оказание  помощи учителям школы в профессиональном становлении, а также в формировании в школе кадрового ядра – это неотъемлемая часть наставнической деятельности в Каратунской СОШ. Школа наставничества помогла практическими приёмами  Тимергазиевой А.В. при подготовке к профессиональному конкурсу «Учитель года», где Альмира Вакиловна одержала победу в номинации «Лучший урок по применению ИКТ».

C:\Users\Комп\Desktop\ajnj\DSC_0549.JPG

   

  Учитель начальных классов, участник  конкурса «Учитель года -2019» Нургалиева Л.Ф., показала  совместно разработанный мастер-класс на тему : «Информационная обработка текста» и победила в номинации «Лучший мастер-класс».

C:\Users\Комп\Desktop\ajnj\DSC_0580.JPG

  Особо хочется отметить высокую результативность  своей наставнической деятельности  в работе с молодым педагогом нашего коллектива – Шамсутдиновым А.А., учителем истории и обществознания. С Алмазом Азатовичем рассмотрели каждый этап урока по ФГОС, разработали модель внеурочного занятия по истории. Мною, наставником, были предложены интересные приемы для этапа мотивации и рефлексии. Шамсутдинов Алмаз Азатович  стал победителем муниципального и зонального туров конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2019»  в номинации «Дебют в науке»  и стал участником республиканского этапа конкурса.

       

      Чтобы стать наставником, педагог должен обладать следующими качествами:

 - высокий профессионализм;

 - широкий общий профессиональный кругозор;

 - объективность; 

-  коммуникабельность;

 - высокая культура общения;

 - умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

 - умение разрешать конфликтные ситуации.

Главная задача наставника - оказать позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего или нуждающегося в помощи наставника педагога.

    Я люблю  цитировать Л.Н.Толстого:  «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Управление профессиональным ростом учителя

Описание опыта управленческой деятельности...

Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя

      Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)

Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в т...