Профессиональный рост учителя - наставничество.Из опыта работы.
статья
Направление наставничества: «Реализация экспертизы уровня профессионального роста педагога - подготовка к педагогической аттестации, профессиональным конкурсам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 688.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка опыта наставнической деятельности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
1. «Об организации в МБОУ «Каратунская СОШ» наставнической деятельности»
1.1.
1.2. Резюме наставника
ФИО наставника:_Сиразова Миляуша Фагимовна
Должность:_учитель
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
стаж наставнической деятельности_5 лет
Направление наставничества: «Реализация экспертизы уровня профессионального роста педагога - подготовка к педагогической аттестации, профессиональным конкурсам»
1.3.
Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду. Следовательно, возникает необходимость приоритета субъективной позиции учителя по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма, профессионального роста.
Первое, что очень важно для повышения профессионального роста педагога, - это психологическая подготовка учителей к осознанному, обязательно добровольному прохождению аттестации, участию в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, в других мероприятиях, организованных школой, методическим центром РОО, МО и Н РТ. Учитель не должен испытывать страх перед этими серьезными мероприятиями. Этого не случится , если он почувствует понимание, поддержку своих коллег, методическую и психологическую помощь наставника.
Аттестация создает определенную напряженность и у аттестуемого педагога , и в образовательном учреждении, так как сопряжена с оценочными процессами. Ее результаты являются очень важными для личности, во многом определяют дальнейшую профессиональную реальность. Анализируя готовность педагогических кадров к аттестации, мы решили организовать психологический тренинг с аттестуемыми педагогами, учителями русского языка и литературы, а также с учителями, кто собирается участвовать в профессиональных конкурсах. С этой целью сначала я провела диагностику психологической подготовленности аттестующихся учителей ( 7 человек), участников профессиональных конкурсов (5 человек) и остальных коллег в школе. Из 30 опрошенных педагогов изъявили желание побывать в Центре психологической службы – 20 человек. Тренинг прошёл по заранее подготовленной программе педагога –психолога Печковой Р.Х. (Приложение 1)
Рефлексия учителей после тренинга показала 100% удовлетворенность тренингом, исчез страх перед аттестацией и профконкурсом.
Подготовка учителей к педагогической аттестации осуществлялась по плану районной методической службы. Эту деятельность я показала в такой инфографике.
Аттестация учителей
Районная МС учитель-эксперт-наставник
-изучение заполнения заявлений;
- консультация по заполнению карты результативности;
- методическая помощь в изучении предметных вопросов.
В текущем учебном году в школе 7 учителей успешно прошли аттестацию на заявленную категорию. Из них 2 - на высшую квалификационную категорию, 5 – на первую квалификационную категорию.
Выбирая форму понимающей экспертизы, я провела анкетирование среди аттестуемых педагогов, чтобы лучше узнать своих коллег для дальнейшей с ними работы.
Анкета для коллег аттестуемого педагога.
Источник: Готовимся к аттестации! – С.Пб., – 2002г.
Экспресс – методика предназначена для оперативной оценки эффективности общения педагога с коллегами.
Инструкция респондентам:
Из 4-х предложенных суждений выберите, пожалуйста , то, которое в наибольшей степени характеризует Ваше личное общение с………….(Ф.И.О.коллеги).
1.Моё общение легко и продуктивно.
2.Моё общение трудно, но продуктивно.
3.Моё общение легко , но не продуктивно.
4.Моё общение трудно и не продуктивно.
Обработка результатов и выводы:
1.
№ суждения п/п | Балл |
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 2 |
4 | 1 |
2.Баллы всех опросных листов коллег суммируются, и полученная сумма делится на количество опрошенных.
3. Критерии:
Меньше 2,5 баллов – низкая оценка .
От 2,6 до 3,25баллов - преимущественно положительная высокая оценка .
От 3, 26 до 4 балла – безусловно положительная высокая оценка .
Ф.И.О. опрошенных коллег | Ф.И.О. аттестуемого педагога | |||||||||||||||||||
А. | Б. | В. | Г. | Д. | ||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. Ф. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
2 . Ш. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
3 Д. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
4 И. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
5 Ф. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
6 Х. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
7 В. | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
3,5 б. безусловно положительная высокая оценка | 3,2б. преимущественно положительная высокая оценка | 3,1 б. преимущественно положительная высокая оценка | 2,9 б. преимущественно положительная высокая оценка | 2,9 б. преимущественно положительная высокая оценка |
В целях реализации плана наставнической работы мною была проведена работа по выявлению затруднений молодых учителей в организации современного качественного образовательного процесса на уроке. За круглым столом молодым педагогам и учителям с профессиональным дефицитом были предложены формы работы: анкетирование, заполнение интеллект-карт.
Материал наблюдений обнаруживает следующие проблемы и трудности педагогических работников: молодые учителя затрудняются в указании конкретного УУД, актуализирующегося в учебной ситуации, испытывают трудности в проектировании формы учебной работы, в организации этапа мотивации урока .
Как опытный педагог, наставник делаю акцент на формирование у своих коллег таких профессиональных навыков, которые будут способствовать достижению требований к уровню подготовки выпускников, ставлю задачу научить молодых учителей методически правильно построить современный урок, способствующий развитию универсальных учебных действий (УУД) .
В целях распространения педагогического опыта и реализации «дорожной карты» наставничества мною был проведен открытый урок по ФГОС в 5 классе по теме «Времена глагола», было показано внеурочное занятие на тему «Разговор о правильном питании» на семинаре молодых учителей на базе Каратунской СОШ.
Следующий важный фактор повышения профессионального роста педагога – это профессиональные конкурсы. В минувшем учебном году в Каратунской СОШ Нургалиева Л.Ф. и Шамсутдинов А.А. участвовали в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года -2019». Участникам было предложено ранжирование значимости участия в профессиональных конкурсах.
Профессиональные конкурсы, предполагающие личное участие педагогов
Необходимость участия в профессиональных конкурсах
для образовательного
учреждения : для педагога:
- рейтинг ОУ в системе образования - повышение профессионального
разного уровня; (1) роста; (1)
- конкурентоспособность ОУ; (2) - повышение самооценка; (2)
- маркетинг ОУ; (3) - повышение уровня
- формирование коллектива квалификации; (3)
единомышленников (4) - самоутверждение педагога; (4)
- портфолио достижений педагога;(5)
- признание общественности и
участников образовательного
процесса (6)
Готовность педагогов к участию в профессиональных конкурсах
Пг | + | Психологическая готовность, но недостаточно сформирована профессиональная компетентность (3 человека) | Психологическая и профессиональная готовность к участию в профессиональных конкурсах (8 человек) |
_ | Психологическая и профессиональная неготовность (2 человека) | Профессионально компетентны, но психологически не готовы (12 человек) | |
_ | + | ||
Профессиональная готовность |
Наставничество – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.
Оказание помощи учителям школы в профессиональном становлении, а также в формировании в школе кадрового ядра – это неотъемлемая часть наставнической деятельности в Каратунской СОШ. Школа наставничества помогла практическими приёмами Тимергазиевой А.В. при подготовке к профессиональному конкурсу «Учитель года», где Альмира Вакиловна одержала победу в номинации «Лучший урок по применению ИКТ».
Учитель начальных классов, участник конкурса «Учитель года -2019» Нургалиева Л.Ф., показала совместно разработанный мастер-класс на тему : «Информационная обработка текста» и победила в номинации «Лучший мастер-класс».
Особо хочется отметить высокую результативность своей наставнической деятельности в работе с молодым педагогом нашего коллектива – Шамсутдиновым А.А., учителем истории и обществознания. С Алмазом Азатовичем рассмотрели каждый этап урока по ФГОС, разработали модель внеурочного занятия по истории. Мною, наставником, были предложены интересные приемы для этапа мотивации и рефлексии. Шамсутдинов Алмаз Азатович стал победителем муниципального и зонального туров конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2019» в номинации «Дебют в науке» и стал участником республиканского этапа конкурса.
Чтобы стать наставником, педагог должен обладать следующими качествами:
- высокий профессионализм;
- широкий общий профессиональный кругозор;
- объективность;
- коммуникабельность;
- высокая культура общения;
- умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- умение разрешать конфликтные ситуации.
Главная задача наставника - оказать позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего или нуждающегося в помощи наставника педагога.
Я люблю цитировать Л.Н.Толстого: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/24/picture-8974.jpg)
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя
Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-626412-1431366084.jpg)
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1081976-1542192639.jpg)
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1081976-1542192639.jpg)
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/03/picture-1218541-1583267015.jpg)
Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)
Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в т...