«Онлайн - технологии как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»
статья

Постовит Елена Михайловна

         Пандемия, в условиях которой наша страна живет почти год, затронула все сферы жизни, в том числе и образование.      Онлайн-технологии никогда не заменят общение ученика с педагогом, но в условиях распространения коронавируса дистанционное обучение поможет обеспечить непрерывность образования и сохранить здоровье школьников и педагогов.     Цифровые технологии откроют новые возможности для всех участников процесса образования. У учителя под рукой будут лучшие методики, а школьники получат возможность не выпасть из учебного процесса во время болезни или чрезвычайной ситуации. благодаря дистанционному обучению школьники смогут виртуально посетить уроки лучших учителей страны и стать частью одной научной команды, которая объединит увлеченных одной темой ровесников и их руководителя, проживающих за тысячи километров друг от друга. Самое главное, что онлайн-технологии не изменят существующую образовательную модель, а лишь помогут заинтересовать школьников предметом, подготовиться к ЕГЭ и обеспечат непрерывность обучения во время всплесков инфекционных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx372.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Онлайн - технологии как средство повышения качества и доступности   общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»

         Пандемия, в условиях которой наша страна живет почти год, затронула все сферы жизни, в том числе и образование. В марте 2020 года все школы, колледжи и вузы вынужденно перешли на дистант, а в программу итоговой аттестации внесли изменения. Некоторые из них сохранятся и в 2021 году, сообщил глава Минпросвещения.

    Онлайн-технологии никогда не заменят общение ученика с педагогом, но в условиях распространения коронавируса дистанционное обучение поможет обеспечить непрерывность образования и сохранить здоровье школьников и педагогов.

    В наступившем году дистанционное обучение планируют использовать как вспомогательный инструмент на случай ЧС. Чтобы у школьников были равные цифровые возможности, создадут единый регламент и проведут высокоскоростной Интернет не только в крупные города, но и в поселки. Но как только позволит эпидемиологическая обстановка, школы вновь вернутся к традиционному формату уроков.  

    По данным министра, сейчас подавляющее большинство школ страны работает в очном режиме, в некоторых используются элементы дистанционного обучения, которое в Минпросвещения рассматривают как вынужденную меру, направленную на защиту здоровья учеников, учителей, родителей. Если эпидемиологическая ситуация не будет ухудшаться, то школы и для старшеклассников после зимних каникул откроются в очном режиме во всех других регионах страны. Если по объективным причинам субъект Федерации принимает решение о временном переводе школ на удаленку (из-за гриппа, коронавируса или другой угрозы), то для этого понадобится современная нормативная база: как организовать формат, как выставлять оценки, как подавать материал, поясняют в ведомстве.

https://www.pnp.ru/upload/entities/2021/01/21/19/articleImage/image/62/f7/eb/a1/843ba8148060a094a3b4902774156ae4.jpg

 

  Актуальную для каждой семьи тему дистанционного обучения не обошел своим вниманием президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции. «Конечно, онлайн-система, такой формат, не заменит никогда прямого, личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем. Во всяком случае, этого еще очень долго не произойдет», — сказал глава государства.

Он подчеркнул, что в 2021 году все школы должны получить доступ к высокоскоростному Интернету.

    Цифровые технологии откроют новые возможности для всех участников процесса образования. У учителя под рукой будут лучшие методики, а школьники получат возможность не выпасть из учебного процесса во время болезни или чрезвычайной ситуации.

      В период вынужденного перехода на дистанционное обучение мне, как учителю начальных классов  поступило большое количество обращений от родителей: сколько должен длиться урок? Сколько ребенок должен проводить за компьютером времени в течение дня?

Передо мной, встал вопрос: «Как организовать процесс обучения, чтобы изучаемый материал был понятным и доступным для моих учеников?». Чтобы ответить для себя на этот вопрос, мне пришлось «перелопатить» множество сервисов. И для себя я выделила 5 сервисов, которые помогли мне сделать обучение интересным, необычным и познавательным.

Преимущество этих сервисов:

- бесплатность;

- простота регистрации и использования (можно с мобильного телефона);

- интерактивность;

- обратная связь с учащимися.

Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Они здесь найдут много интересных заданий по математике и окружающему миру, русскому и английскому языкам. А математикой на Учи.ру можно заниматься и дальше — вплоть до 9 класса. Все задания соответствуют школьной программе. Удобный интерфейс, увлекательные задания, игры, мультфильмы.

С 23 марта 2020 года появился на сервисе «Виртуальный класс» где можно проводить онлайн-урок, с использованием заданий сервиса или материала, который подобрал учитель.

Учитель получает детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент можно узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность. Учи.ру представляет бесплатный доступ ко всем образовательным ресурсам и статистике для учителя.  Каждый день после 16 часов вводятся ограничения на количество предлагаемых заданий, детям доступно до 20 заданий. Ограничение заданий считаю положительным моментом, так как дети уже не проведут много времени за компьютером.

Кроме заданий, которые помогают освоить школьную программу, на платформе Учи.ру проходят и олимпиады. Олимпиады и подготовка к ним бесплатны для участников.

Яндекс.Учебник - российская образовательная платформа для учителей и учеников. Начал свою работу 1 ноября 2018 года и успел себя зарекомендовать.

Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками. Первоначально сервис предлагал задания по математике и русскому языку, но в марте 2020 года был добавлен Окружающий мир и появились видеоуроки.

Платформа доступна, легка в использовании и совершенно бесплатна. Учитель имеет возможность выбирать задания по своему усмотрению, а ученики могут их выполнять как в классе, так и дома. Задания из Яндекс.Учебника можно использовать при работе на компьютерах в классе, в групповой и фронтальной работе, для домашних упражнений.

LearningApps.org - сервис для создания различных игровых интерактивных упражнений.

Сервис LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов, которое позволяет создавать интерактивные учебно-методические приложения по разным учебным предметам.

Особенностью сервиса является то, что все задания, созданные пользователями, собраны в галерее и являются общедоступными. Для удобства поиска все интерактивные задания скомпонованы по категориям (учебным предметам). Помимо выбора категории, существует возможность выбора по уровню сложности заданий (задания для начальных классов, средней школы, старшей школы, профессионального образования).

Использовать готовые задания имеет возможность каждый, даже не зарегистрированный, пользователь. Создавать же и сохранять собственные материалы возможно только пройдя несложную регистрацию. Кроме того, создавая собственные материалы, пользователь может сохранить их как личное приложение так и для общего пользования.

Инструменты LearningApps позволяют создавать интерактивные задания разных видов: викторина, сортировка, группировка, классификация, ввод текста, кроссворд, лента времени и мн. др. Выбор инструментов обусловлен программным материалом и целью создания приложения.

Учитель также имеет возможность получения обратной связи с помощью сервиса LearningApps. Для этого необходимо быть зарегистрированным пользователем и создать свой виртуальный кабинет, в котором так же необходимо создать классы со списком класса. При создании списка класса сервис автоматически генерирует логины и пароли для учащихся. Авторизованные учащиеся входят в свою классную комнату и выполняют задания, предложенные ему учителем. С помощью инструмента «Статистика» преподаватель имеет возможность отследить, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто столкнулся с трудностями при их выполнении. В зависимости от результатов выполнения интерактивных заданий я принимаю решение каким ученикам я должна помочь и как, какую тему я дала недостаточно корректно, что я должна исправить в собственной стратегии проведения учебных и внеурочных занятий и т.п.

Quizizz.com.

Quizizz.com– это бесплатная платформа для создания тестов и викторин. Учитель может, как выбирать уже созданные тесты, так и создавать свои. Этот сайт был разработан в 2015 году и в первое время был нацелен на студентов, но постепенно он начал обретать популярность среди работников школы и учащихся.

Для того чтобы пройти тест или викторину необходим адрес сайта и номер так называемой «игры», а также смартфон или компьютер с выходом в интернет. После того, как ребенок в поисковой строке ввел адрес сайта, ему предлагается ввести номер «игры», то есть теста или викторины и после этого начинается работа.

Как правило, если тест проходит на уроке, то работа не начинается до тех пор, пока все учащиеся не присоединятся к игре, но в данной платформе также предусмотрена выдача домашних заданий.

Преимуществом quizizz.com, по сравнению с обычным тестом на бумаге, является то, что онлайн-тесты больше похожи на игру или соревнование между детьми. Во время прохождения заданий на компьютере учителя высвечиваются результаты прохождения теста, то есть показывается, на сколько вопросов ребенок уже ответил и, правильными ли оказались его ответы. Данную информацию можно вывести на экран, чтобы дети видели свой текущий результат. Тот ученик, который быстрее и правильнее всех ответит на вопросы, становится первым в рейтинге.

Кроме того, сайт имеет яркое цветное оформление, анимацию и звуковое сопровождение. Каждый ребенок при регистрации в тесте получает своё изображение – «аватарку».

Таким образом, рутинное выполнение заданий превращается в игру, а психологическое напряжение детей спадает и переходит в увлекательное соревнование.

После прохождения теста учащимися, автоматически формируется рейтинг с результатами. Помимо этого можно открыть подробный отчет, где отмечаются верные и неверные ответы, а также те задания, которые учащийся не успел сделать. Имена детей располагаются от самого лучшего результата к худшему. На первом месте стоит имя ребенка, чей результат оказался самым успешным.

Исходя из этих данных, мы получаем отчет о выполнении теста и видим результат каждого ребенка в процентах, которые мы потом сможем перевести в отметку.

Мой опыт использования quizizz.com показывает, что организация текущего контроля с помощью данной платформы вызывает у детей положительный эмоциональный отклик.

Сервисы Гугл-Диска (Google Drive).

Это виртуальный офисный пакет, в котором основной акцент делается на совместное создание или редактирование документов. Среди инструментов доступны все наиболее популярные варианты форматирования текста.

GoogleDocs позволяет работать как с текстовыми документами, так с таблицами и презентациями. Файлы можно создавать как в виртуальном пространстве, так и загружать уже готовые с жесткого дика (поддерживаются основные форматы Open Office, Microsoft Office и Apple iWorks). Получить доступ к данному сервису можно с помощью большинства популярных веб-браузеров.

Выделим три основные возможности данного сервиса:

 Ознакомление. С помощью GoogleDocs возможно представлять статьи, документы, проекты для публичного ознакомления. При этом доступ к файлам может быть возможен без установки дополнительного программного обеспечения. Все, что надо сделать пользователю – это создать свой Google аккаунт.

Совместное редактирование. Пользователи могут создавать работы совместно. GoogleDocs может быть заменой «работы в группах» в тот момент, когда участники территориально отдалены друг от друга. GoogleDocs позволяет работать с ними в виртуальном интерперсональном пространстве.

Комментарии. Помимо редактирования, пользователь также может оставлять комментарии, касающиеся содержания документа. При этом учитель может делать заметки, указывая на важные фрагменты текста, проясняя сложные или давая ссылки на дополнительную литературу.

Очевидным плюсом данного онлайн приложения является простота интерфейса и наличие Google аккаунтов у учащихся.

Главный недостаток – для доступа и постоянного использование данного сервиса необходимо постоянное интернет-соединение, с чем у некоторых учащихся могут возникнуть проблемы.

Первым вашим действием должна быть регистрация аккаунта (почтового ящика) на Google. Процедура регистрации довольно-таки простая, но предоставляет пользователю возможность пользоваться всем, что предлагает Google. Что можно создать?

Папка (Мы можем создать обычную папку, как у нас у всех на рабочих столах. В этой папке можно будет создать любые файлы с документами).

Загрузить файл (Мы можем с рабочего стола загружать любые файлы).

Google Документы (Google Документы – это создание файла с типом блокнот, но с более расширенными функциями).

Google Таблицы

Google Презентации

Google Формы

Google Рисунки

   Считаю, что благодаря дистанционному обучению школьники смогут виртуально посетить уроки лучших учителей страны и стать частью одной научной команды, которая объединит увлеченных одной темой ровесников и их руководителя, проживающих за тысячи километров друг от друга. Самое главное, что онлайн-технологии не изменят существующую образовательную модель, а лишь помогут заинтересовать школьников предметом, подготовиться к ЕГЭ и обеспечат непрерывность обучения во время всплесков инфекционных заболеваний.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Облачные технологии как средство повышения качества обучения химии.

ИКТ стали неотъемлимой частью нашей жизни. В статье отражена сущность облачных технологий, обосновано их использование на уроках, спроектировано учебное занятие на основе их применения. ...

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования»

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая до...