«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»
материал

Чулкова Ольга Александровна

«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskie_sposobnosti_7-9_klass.doc694 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка.

Программа выявления и развития творческих способностей обучающихся разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», муниципальной программы «Развитие образования и молодежной политики в МО «Починковский район» Смоленской области.

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Актуальность программы определяется реалиями времени, тем, что сегодня  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Предполагается, что развитие творческого потенциала подростков определяется совокупностью внешних и внутренних условий, где под внешними условиями мы понимаем обогащенную творческую среду, разнообразие и нерегламентированность творческой активности, психологическое сопровождение творческой активности.

Под внутренними условиями понимается открытость подростка новому опыту, осознание ценности и позитивная самооценка личности и творчества, оптимизация личностных характеристик.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития творческого потенциала школьников.

Задачи:

-формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам;

-применение системы целенаправленного выявления обучающихся с высоким уровнем  творческого потенциала;

-использование и разрвботка способов стимулирования творческой деятельности;

-вовлечение обучающихся-- в систему дополнительного образования;

-развитие индивидуальныех творческих способностей школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности;

-создание условий для результативного участия школьников в творческих конкурсах различного уровня;

-содействие самоопределению и профессиональной ориентации старших школьников.

Методологический аппарат. Основные понятия

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.

Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.Рассматривая особенности подросткового возраста, можно отметить, что  в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков.

Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.

Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями :

  • умением увидеть и распознать творческую проблему (внимательностью);
  • умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонностью мышления);
  • умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкостью мышления);
  • стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальностью мышления);
  • способностью к множественной перегруппировке идей и связей (вариативностью мышления);
  • способностью к анализу творческой проблемы как системы (конкретностью мышления);
  • способностью к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактностью мышления);
  • чувством организационной стройности и идейной целостности (чувством гармонии);
  • неконформностью оценок и суждений даже под давлением (независимостью мышления);

восприимчивостью ко всему новому и необычному (открытостью восприятия);

  • конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (толерантностью мышления).

Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности.

 При этом деятельность - целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности.

Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным.[1]

Творческие способности отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности школьника – подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей.

Исходя из этого, определим основные направления в развитии творческих способностей детей: развитие воображения;

развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Этапы развития творческих способностей

Вид деятельности

Результаты деятельности

Подготовительный

Подражание, имитация

Применение сенсорного, эмоционального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов

Основной

Преобразования

Применение освоенных эталонов и их преобразование в овых личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями

Завершающий

Альтернатива

Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками :

  • оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
  • непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

Эта креативная среда является сложноорганизованной (нелинейной) образовательной средой. Нелинейная образовательная среда обеспечит позитивную динамику процессов познания, творчества, самопознания, самоактуализации, самореализации обучающихся.

Структуру саморазвития личности можно представить следующими компонентами:

Саморазвитие личности

Само-познание

Само-

определение

Само-

управление

Само-

реализация

Само-совершенствование

методы

цель

деятельность

средства

условия

        

Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

В таблице приведены  характеристики линий анализа при сравнении традиционного и креативного типов  личностей учащихся:

Линии анализа

Традиционный тип

Креативный тип

Ориентации

На стандарты

На вариативность

Вектор времени

Реконструкци прошлого

Созидание будущего

Мотивация

Приобретение знаний

Самореализация

Характер информации

Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляция чужими идеями

Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей

Процесс познания

Усвоение стандартов, чужого опыта

Преобразование, открытие

Тип мышления

Конвергентное (логическое)

Конвергентное и дивергентное[2] (творческое)

Результаты

Запланированы (известны)

Вероятностны, неизвестны

Субъект-объектные отношения

Человек – объект обучения

Человек – субъект познания и творчества

Технологии

Имитационные репродуктивные

Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии

Функции педагога

Воздействие

Взаимодействие, сопровождение

Последействие

Тезаурус академических знаний, алгоритмы

Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы

Таким образом, творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.

Характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности (по Л.Н. Дроздиковой):

Компоненты творческой самореализации

Критерии

Положительная мотивация к творческой деятельности

Осознанность целей деятельности

Интерес к процессу творческой деятельности

Стремление к успеху при решении творческих задач

Стремление к лидерству в творческой деятельности

Познавательные потребности

Стремление к самосовершенствованию

Самоорганизация в творческой деятельности

Умение выделять основные цели и приоритеты

Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции

Умение преодолевать трудности в учении

Творческие способности, их использование в творческой деятельности

Гибкость мышления

Оригинальность мышления

Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность

Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию

Умение видеть альтернативу решения творческих задач

Видение новой функции знакомого объекта

Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы

Создание оригинальных способов решения при известности других

Этапы реализации программы

Этапы программы

Формы деятельности

Сроки исполнения

Подготовительный

Анализ результатов мониторинга личностного развития обучающихся 7 классов. (Беседа с учителями-предметниками, классным руководителем, изучение личных дел, Портфолио достижений обучающихся)

Сентябрь-октябрь

Разработка рабочих программ по предмету, выбор тем для проектной деятельности учащихся, направлений ученических исследований, разработка программы учебных экскурссий.

Август

Разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль). Выбор педагогом-психологом диагностического инструментария для мониторинга

Август

Диагностический

Проведение диагностик учителем (стартовый контроль), педагогом-психологом. Наблюдение взаимодействия учащихся в группах. Выявление высоких стартовых возможностей. Индивидуальное взаимодействие учителя с  обучающимися, имеющими высокий уровень творческого потенциала

Октябрь-декабрь

Развивающий

Проектирование уроков с учетом возможности

создания среды, способствующей вовлечению обучающихся в творческую деятельность посредством использования современных педагогических технологий

В течение учебного года

Организация коллективной проектной работы учащихся на уроке

Своевременное информирование о творческих конкурсах различного уровня, создание условий для активного и результативного участия в них

Организация и проведение коллективных творческих мероприятий (выставок, маршрутов, конкурсов, участие в предметной неделе, неделе открытых уроков) в соответствии с планом воспитательной работы школы  и классного руководителя

Оказание индивидуальных консультаций

Стимулирование творческой деятельности через публичную презентацию достижений

Организация и проведение профориентационных встреч и встреч с выпускниками школы

Аналитический

Проведение диагностических мероприятий и анализ их результатов (промежуточная аттестация по предмету, диагностика педагога-психолога)

Апрель-май

Подведение итогов участия в конкурсах и анализ

результативности, обсуждение в коллективе учителей-предметников, сравнение достижений

Оценка достигнутых результатов

Определение стратегии на следующий учебный год

Программа повторяется в последующие учебные годы с учетом смены видов деятельности учащихся, характеристик творческой самореализации и достигнутых результатов деятельности

На каждом этапе предусматривается взаимодействие с родителями (законными представителями), семьей обучающегося (информирование о результатах диагностик, начальных условиях развития способностей ребенка). Родители (законные представители) вовлекаются в процесс развития творческих способностей ребенка, создают условия и активно интересуются процессом. При необходимости родители (законные представители) могут воспользоваться помощью, консультацией специалистов, администрации.

Предполагаемые результаты

  1. Повышения уровня мотивации к творческой деятельности.
  2. Развитие творческого потенциала школьников.
  3. Развитие творческих способностей в интересах личностного развития
  4. Творческая самореализация выпускников.

Критерии оценки результатов

Уровень освоения образовательной программы по предмету по результатом мониторинга.

Популярность учебного предмета среди обучающихся 7-9классов по результатам мониторинга.

Количество школьников, посещающих объединения дополнительного образования и  курсы внеурочной деятельности химической и экологической направленности.

Количество участников и результативность творческих конкурсов и олимпиад по предмету

Результаты диагностики творческого потенциала.

Наличие выпускников, ориентированных на выбор профессии, связанной с  техническим творчеством, медициной, экологической направленностью, химическим производством или близким к химии наукам.

Инструментарий

Методики

Цель диагностирования

Методика «ШТУР», определения творческих способностей учащихся (Г. Дэвис), диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков и др.)

Определения творческих способностей учащихся

Опросник «Учебная мотивация» Карповой Г.А.

Методика изучения учебной мотивации Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова

Определение уровня мотивации

Диагностика креативности. Тесты Гилфорда, Торренса, опросник Дэвиса

Определение уровня творческого

потенциала личности

Диагностика творческого воображения

«Несуществующее животное»(предложена М.3.Друкаревич.) (применительно к технике – несуществующий механизм)

Определение уровня творческого

воображения

Методика «Круги» (Вартегги)

Беглость и гибкость мышления

Литература

1. Бабаева Ю.Д. Войскунский А.Е. Одарённый ребенок за компьютером.-М.: Сканрус, 2003.-336с.

2. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.

3.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Издательский центр «Акдемия», 2006.-336с.

4.Дворжецка Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся //Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.

5.Коваленко Н. В. Программа деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.119-123.

6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей ред. Битянова М.Р. – СПб.: Питер, 2008.-304с.

 


[1]Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием.

[2]Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных

направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы,

приводит к неожиданным выводам и результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"

Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является  воспитательная работа, в первую очередь,  кружки и грамотно подобранная система внекласс...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Программа "Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология»....

Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов

quot;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов"...