Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
методическая разработка

Валеева Лейсан Рафинатовна

Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.

В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка в декоративно-прикладной деятельности и даны рекомендации по его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_navrotskaya_viktoriya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»  п.Пурпе  

Пуровского района

ПРОГРАММА

для работы с одаренным учащимся

Навроцкой Виктории

Педагог-дополнительного образования:

Валеева Л.Р.

                                           2020 - 2021 учебный год

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительную образовательную программу технической  направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа по работе с одаренными детьми разработана на основе:

•Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301;

•Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;

•Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

•Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

•Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);

•Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578);

Программа дополнительного образования студии изобразительного творчества МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:

•        авторской программы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2013 год;

•        примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Изобразительное искусство», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.-Устава МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.

В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка в декоративно-прикладной деятельности и даны рекомендации по его реализации.

Пояснительная записка

Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

Галилео Галилей

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная общеразвивающая программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости  индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;

- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка в декоративно-прикладном творчестве.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области декоративно-прикладного творчества;

- развитие интереса обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного творчества;

- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;  

- способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:

- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области декоративно-прикладного творчества, композиции;

- привит интерес ребенка  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного искусства;

- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;  

- развито образное мышление посредством создания художественных образов.

Индивидуальный образовательный маршрут

Навроцкая Виктория Витальевна

Обучающейся объединения «Дизайн и проектирование».

Сроки реализации - сентябрь 2020– май 2021 гг.

Возраст обучающейся  - 12 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся объединения технической направленности. И в качестве «поля» для художественной деятельности нами было выбрано направление работы - традиционная тряпичная кукла.

Цель:  прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.

Задачи:

  • содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
  • знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
  • формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
  • развивать творческие способности;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
  • прививать любовь к обычаям предков.

Календарно-тематический план

п/п

Разделы. Темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

контроль

1

Вводное занятие. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол

1

1

-

-

2

Обрядовые куклы

1

1

-

-

3

Куватка

1

-

1

-

4-5

Свадебная (Неразлучнички)

2

-

2

-

6

Пеленашка

1

-

1

-

7-8

Пасхальная голубка

2

-

2

-

9

Обереговые куклы

1

1

-

-

10-11

Баба

2

-

2

-

12

Рождественский ангел

1

-

1

-

13-14

Лихоманки

2

-

2

-

15-16

День и Ночь

2

-

2

-

17-18

Колокольчик

2

-

2

-

19-20

Десятиручка

2

-

2

-

21-22

Кубышка-Травница

2

-

2

-

23-24

Зернушка

2

-

2

-

25-26

Столбушка

2

-

2

-

27

Создание творческого проекта

10

2

6

2

28

Организация выставки работ

1

1

-

-

Итого

36

5

29

2

Ожидаемые результаты

Должны знать:

  • исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки;
  • сведения о материалах и приспособлениях для изготовления куклы;
  • куклы в традициях и культуре народов России;
  • история кукол;
  • календарные праздники. Типы и виды кукол;

Должны уметь:

  • изготавливать куклы из лоскута;
  • разбираться в схемах и чертежах;
  • работать по шаблону;
  • ориентироваться на качество изделий;
  • правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки;
  • соблюдать технику безопасности;

Организационно-педагогические условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса являются:

1. Индивидуальные занятия  проводятся для удовлетворения познавательного интереса, с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.

4. Выставки  активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.

Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, инвентарь для декоративно-прикладного творчества: тканевые лоскуты, кружево, тесьма, пряжа, нитки х/б, шпагат, синтепон, бусины(бисер), ножницы, иглы, сантиметровая лента, акриловые краски, кисти, бумага формата А4, простой карандаш, акварель.

Заключение

Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.

Индивидуально-личностная основа деятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.

Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.

Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации индивидуального образовательного маршрута:

- педагог организует аудиторную и самостоятельную работу обучающегося в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации;

- обучающийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист, создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;

- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения.

Используемая литература

1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. -  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009

2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013

3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012

4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012

5.Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Дополнительное образование. Издательство «Учитель»; Волгоград 2016

6.Маркелова О.Н. Организация кружковой работы в школе. Дополнительное образование. Издательство «Учитель»; Волгоград 2016 г.

7.Дайн Галина и Марина «Русская тряпичная кукла» [Текст] / Галина и Марина Дайн - Москва, «Культура и традиции», 2007.

Электронные образовательные ресурсы

CD – диск. Одаренные дети. Система работы в школе. Изд. «УЧИТЕЛЬ»

http: //www.uchitel-izd.ru

http: // www. RUKUKLA.RU

http://www.screen.ru/gallery/Russian/5a.htm

http://webdesign.perm.ru/014/08/doll.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

Индивидуальный образовательный марщрут одарённого ребёнка

В статье представлен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута и результативность его применени в практике учителя...

Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка

В статье рассматривается система тьюторского сопрождения одарённых детей. Тьюторское сопровождение – это деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образо...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ученика 9 класса

Индивидуальный образовательный маршрут  одарённого ученика 9 класса...

Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка

Для достижения максимального успеха в достижении детей, все учителя стремятся к созданию благоприятной среды. Эта задача, по отношению к талантливым и одарённым детям требует обдумывания и тщательного...