Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)
материал
Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)
Куратор: Леухина Л.Е., учитель географии
Инициативная группа:
- Сартасов А.Е., учитель истории и обществознания
- Стригин В.О., учитель истории и обществознания
- Соломенникова М.А., учитель истории и обществознания
- Зайнуллина Г.Ф., учитель русского языка и литературы
- Нагорных Е.М., педагог-организатор
Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы.
- Школьный историко-краеведческий музей – образовательное пространство, где успешно интегрируются урочная, внеурочная, внеучебная деятельность и дополнительное образование.
- Школьный историко-краеведческий музей является базой для организации работы по проектной деятельности с учащимися.
- Школьный музей состоит из 2-х залов – зал Боевой Славы и зал краеведения. Музей насчитывает 3953 единицы хранения, из них 1742 подлинных, 2211 – вспомогательных.
Цель работы музея: содействие развитию гражданской активности, коммуникативной компетентности, навыков поисково-исследовательской работы учащихся, формированию интереса к истории Родины и уважительного отношения к нравственным ценностям разных поколений.
Задачи:
- Создание условий для активного включения учащихся в поисково-исследовательскую и социально-значимую деятельность, основанную на использовании средств музейной педагогики.
- Создание условий для реализации индивидуальных и коллективных проектов гражданско-патриотической направленности; для проведения социальных практик и социально-значимых дел.
- Организация сбора материала для пополнения фондов школьного историко-краеведческого музея, для создания новых экспозиций.
- Разработка и проведение экскурсий.
- Развитие детского самоуправления через организацию деятельности совета музея.
- Расширение рамок взаимодействия школьного историко-краеведческого музея, школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и патриотических установок учащихся.
- Использование возможностей интеграции основного и дополнительного образования, осуществляемого через школьный музей, для воспитания активной гражданской позиции школьников.
Структура школьного историко-краеведческого музея
Совет музея | Планирование работы, распределение заданий, проведение заседаний, проверка выполнения заданий | Леухина Л.Е |
Секция экскурсоводов | Подбор материала для тематических экскурсий | Сартасов А.Е. Зайнуллина Г.Ф. |
Разработка экскурсий по подобранному материалу | ||
Репетиции с учащимися (основы сценической речи) | ||
Секция архивариусов | Инвентаризация музея: сверка книг учета основного и вспомогательного фонда с имеющимися экспонатами. Учет и хранение имеющихся экспонатов | Нагорных Е.М. Агзамов Р.С. Кабанец Н.А. |
Опись витрин (фото и описание) | ||
Поисковая секция | Сбор материала по истории школы (по отдельному плану) | Соломенникова М.А. |
Сбор материала о старожилах, ветеранах (составить памятку) | ||
Работа с городским архивом | ||
Оформительская секция | Перевод имеющихся материалов в электронный вариант | Ибракова А.И. Сартасов А.Е. |
Фото и видеосъемка мероприятий | ||
Подготовка поздравительных открыток, памятных адресов, писем | Беседина Н.И. |
План работы школьного историко-краеведческого музея:
План заседаний совета музея. Куратор – Леухина Л.Е. | |||||
1 | Выборы Совета музея, распределение обязанностей. Планирование работы. | Сентябрь | Леухина Л.Е. | Председатели секций. Актив музея | |
2 | Отчет председателей секций музея о проведенной работе (в соответствии с планом работы секций, с планом заданий). Корректировка плана на 2-е полугодие. Составление графика встреч «Диалог поколений» | Декабрь | |||
3 | Представление собранного материала к юбилею школы (выполнение поисковых заданий). Определение плана подготовки новой экспозиции и разработки новых экскурсий по залу истории образования. | Март | |||
4 | Отчет о работе музея за год. Подготовка к презентации деятельности музея на ученической конференции. Планирование работы (представление плана работы каждой секции) | Май | |||
Организация поисковой работы Куратор – Стригин В.О. | |||||
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Учащиеся | |
1 | Сбор материалов для создания экспозиции «История школ города Нефтеюганска» | Сентябрь – октябрь | Леухина Л.Е. Классные руководители | Актив | |
2 | Сбор материала к 50-летнему юбилею школы для обновления экспозиций (в соответствии с планом подготовки к юбилею школы) | ||||
| Сентябрь – декабрь | Шевчук С.Б. Кузнецова Л.С. Стригин В.О. | Актив | ||
| Январь – март | Классные руководители | Активы классных коллективов | ||
| Январь – март | Классные руководители | Активы классных коллективов | ||
| Апрель-май | Леухина Л.Е. Стригин В.О. Соломенникова | Активы классных коллективов | ||
3 | Сбор материала для пополнения фондов зала боевой славы: о ветеранах, тружениках тыла, о «поколении детей войны», проживающих в городе Нефтеюганске | ||||
| 1-е полугодие | Томина Ю.В. Сартасов А.Е. | Актив музея | ||
| 1-е полугодие | Шевчук С.Б. Стригин В.О. | Актив музея | ||
| 1-е полугодие | Томина Ю.В. Стригин В.О. | Актив музея | ||
| 1-е полугодие | Классные руководители | Активы классных коллективов | ||
| 1-е полугодие | Стригин В.О. | Актив секции | ||
4 | Сбор материала для создания тематической экспозиции «Культура и быт российского казачества» | ||||
5к1 – «Казачье подворье» 6к – «Казачьи праздники» 7к – «Казачий костюм» 8к – «Казачий фольклор» | 2-е полугодие | Соломенникова М.А. Вишнякова Е.Г. | Активы классных коллективов | ||
| Февраль март | Соломенникова М.А. | Актив секции | ||
5 | Заседания секции поисковой работы | ||||
| Декабрь | Стригин В.О. Соломенникова М.А. | Члены секции поисковой работы | ||
| Февраль | ||||
| Март | ||||
| Апрель | ||||
| Май | ||||
Организация экскурсионной работы Кураторы: Сартасов А.Е., Зайнуллина Г.Ф. | |||||
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Учащиеся | |
1 | Разработка экскурсий для зала Боевой славы: | ||||
Обзорная экскурсия по залу Боевой славы | Сентябрь | Сартасов А.Е. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Боевой путь 308/120 мотострелковой гвардейской дивизии» | Ноябрь | Сартасов А.Е. | Члены секции экскурсоводов | ||
«История Сталинградского сражения» | 1-5 декабря | Сартасов А.Е. Соломенникова М.А | Члены секции экскурсоводов | ||
«Битва за Москву» | 15-20 декабря | Сартасов А.Е. Соломенникова М.А | Члены секции экскурсоводов | ||
«Блокада Ленинграда» | 10-20 января | Сартасов А.Е. Соломенникова М.А | Члены секции экскурсоводов | ||
«История Курской битвы» | 1-10 февраля | Сартасов А.Е. Соломенникова М.А | Члены секции экскурсоводов | ||
«Ветераны Нефтеюганска – герои Великой Отечественной войны» | 20-28 февраля | Сартасов А.Е. Зайнуллина Г.Ф. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Тыл – фронту» (с использованием воспоминаний тружеников тыла, проживающих в г.Нефтеюганске) | Март | Сартасов А.Е. Белогурова Е.Ф. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Война глазами детей» (с использованием воспоминаний жителей Нефтеюганска, относящихся к поколению «детей войны») | Март | Сартасов А.Е. Белогурова Е.Ф. | Члены секции экскурсоводов | ||
«История одного экспоната» | Апрель | Сартасов А.Е. Зайнуллина Г.Ф. | Члены секции экскурсоводов | ||
2 | Разработка экскурсий для зала истории образования | ||||
«Как все начиналось: первые школы города» | Ноябрь | Леухина Л.Е. | Члены секции экскурсоводов | ||
«История системы образования города Нефтеюганска» | Декабрь | Члены секции экскурсоводов | |||
«Это школьной истории строки…» (история МБОУ «СОКШ №4») | Апрель | Члены секции экскурсоводов | |||
3 | Разработка виртуальных экскурсий по истории и культуре казачества | ||||
«Казачество Сибири: от Ермака до наших дней» | Январь | Учителя-предметники Соломенникова | Яковлев И. | ||
«Эволюция казачьего костюма» | Январь | Вишнякова Е.Г. | Зинова А. Васильева В. | ||
«Казачье подворье» | Март | Вишнякова Е.Г. | Омарова Кира Сычев Егор | ||
«Становление православия на обском севере» | Апрель | Максимова Л.А. | Шафигуллина Л. Андреев Д. | ||
«Культура и быт российского казачества» | Декабрь | Кукленкова К.А. | Бусыгин И. Соколов Н. | ||
4 | Организация репетиций с экскурсоводами | 1 раз в неделю | Сартасов А.Е. Белогурова Е.Ф. | ||
5 | Проведение экскурсий (в соответствии с графиком, составленным по заявкам) | Леухина Л.Е. Сартасов А.Е. | |||
6 | Заседание секции экскурсоводов. | 1 раз в месяц | Сартасов А.Е. Немальцева А.Н. | Члены секции экскурсоводов | |
| декабрь | ||||
| Февраль | ||||
| Март | ||||
| Апрель | ||||
| Май | ||||
Организация работы с фондами музея Куратор – Нагорных Е.М. | |||||
1 | Инвентаризация музея: сверка книг учета основного и вспомогательного фонда с имеющимися экспонатами. Опись витрин. Ведение электронной книги учета экспонатов (основной и вспомогательный фонд) | 1-е полугодие | Нагорных Е.М. Агзамов Р.С. | Члены секции архивариусов | |
2 | Систематизация имеющихся фондов:
| Декабрь Январь-февраль Март-апрель Май | Нагорных Е.М. Кабанец Н.А. | Члены секции архивариусов | |
3 | Учет и хранение вновь поступающих экспонатов (внесение в книгу учета, описание). | По мере поступления | Нагорных Е.М. Агзамов Р.С. | Члены секции архивариусов | |
Организация деятельности секций оформителей и переписки Кураторы –Ибракова А.И., Беседина Н.И. | |||||
1 | Подготовка поздравительных открыток, памятных адресов, писем к праздникам и памятным датам:
| Декабрь Февраль Апрель | Беседина Н.И. | Члены секции переписки | |
2 | Перевод материалов музея в электронный вариант: Зал Боевой славы: фотографии экспонатов музея, размещенных в витринах, составление описи экспоната (виртуальные витрины) Зал истории образования: фотографии экспонатов, витрин | В течение года | Ибракова А.И. | Члены секции оформителей | |
3 | Оформление сменных стендов и экспозиций | По мере подготовки материалов поисковой секцией | Вишнякова Е.Г. | Члены секции оформителей | |
4 | Систематическое обновление сайта «Ветераны Нефтеюганска.РФ» | Один раз в месяц | Ибракова А.И. | Члены секции оформителей | |
5 | Заседания секции оформителей и переписки | Беседина Н.И. | Члены секции оформителей и переписки | ||
| Декабрь | ||||
| Февраль | ||||
| Март | ||||
| Апрель | ||||
| Май |
Реализация проектов гражданско-патриотической направленности, социально-значимых дел | ||||
1 | Проект «Совет ветеранов он-лайн» (ведение сайта «Ветераны Нефтеюганска.РФ»). | В течение года | 9к класс | |
2 | Проект «Виртуальный музей» (панорамная экскурсия по залам и архивам музея, презентация экспонатов (как отдельный ресурс сети интернет) – для расширения границ посетителей музея без ограничения территориальным принципом). | В течение года | Инициативная группа | |
3 | Социальный проект «Я поведу тебя в музей» (организация игр по станциям, квестов в рамках шефской деятельности) | Игры – 1 раз в четверть | 8к класс Белогурова Е.Ф. | |
4 | «Уроки живых свидетелей истории» (встречи в представителями ветеранских организаций города: «Совет ветеранов», «Общество старожилов», «Ветераны Чернобыля», «Союз ветеранов Афганистана» | В течение года (по составленному графику) | 2-11 классы | |
5 | Разработка учебно-исследовательских проектов гражданско-патриотической направленности. | В течение года | 3-11 классы | |
Разработка новых виртуальных проектов гражданско-патриотической направленности | ||||
1 | «Виртуальный музей истории и культуры российского казачества» | Оцифровка имеющихся экспонатов, использование возможностей виртуальных музеев России по истории казачества, освоение и использование в деятельности технологии подготовки и проведения виртуальных экскурсий и пр. Участие в дистанционном конкурсе «Музеи в интернет-пространстве». | ||
2 | «Виртуальная библиотека «Казачья слава» | Использование возможностей Всероссийской виртуальной библиотеки по истории казачества; создание собственной виртуальной библиотеки семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» (перевод имеющихся ресурсов в электронный вид, размещение в общем доступе школьной сети) | ||
3 | Всероссийский сетевой интерактивный проект «Энциклопедия казачества» | Создание проектов, статей учащихся, учителей и родителей по истории казачества, перевод в электронный вариант, размещение на страницах всероссийской открытой виртуальной энциклопедии; создание раздела «История сибирского казачества» | ||
4 | «Мультимедийный парк истории города Нефтеюганска» | Интерактивные экскурсии по городу Нефтеюганску (памятные места города, история зданий, история улиц, история предприятий) | ||
5 | Виртуальная выставка «Творческие увлечения ветеранов и старожилов» | Панорамные съемки домашних коллекций, запись и оцифровка интервью с авторами коллекций, изделий, создание портала в сети. |
- За 49-летнюю историю музея создано множество экспозиций военно-патриотической и культурно-исторической направленности. Эти экспозиции – результат проектов учащихся школы.
- Проекты по выбранным темам в рамках одного или нескольких учебных курсов, связанных с героическими страницами истории Великой Отечественной войны, с традиционной культурой казачества, историей России, историей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с культурно-историческим наследием Родины выполняются учащимся самостоятельно или под руководством учителя (тьютора).
- В музее есть постоянные экспозиции, экспозиции сменного характера, разработаны материалы для проведения виртуальных экскурсий.
№ | Тип экспозиции | Название |
1 | Постоянные экспозиции зала Боевой Славы | «Герои-сибиряки» «Уходил на войну сибиряк» «Казаки на службе России» «Героические страницы Великой Отечественной» «Боевой путь 120/308 308/120 стрелковой гвардейской дивизии» «Нефтеюганцы – герои Великой Отечественной» «Они всегда на той войне» «Морская пехота на службе Отечеству» |
2 | Постоянные экспозиции краеведческого зала | «История родного края» «Традиционные народные промыслы сибирского казачества» «Традиционные народные промыслы народов Югры» «История Нефтеюганска» «История промышленных предприятий города Нефтеюганска» «История школы в лицах» |
3 | Сменные экспозиции по истории казачества | «История Сибирского казачьего войска в фотографиях» «Основные вехи истории Сибирского казачества» «Роль казаков в становлении российской государственности» «Культура и быт российского казачества» «Традиционные казачьи ремесла» «Казаки в истории Великой Отечественной» «У истоков сибирского казачества» «Казачьи байки и сказки как кладезь народной мудрости» |
4 | Сменные экспозиции о героических страницах истории России | «Боевое оружие Победы» «История одного экспоната» «Югра – фронту» «Мужество Ивана Раскова» «Огненная дуга» «Бои за Самофаловку» «У войны не женское лицо» «Сердцами заслонили Сталинград» «Мы – юная смена твоя, герой 308-й» «Колокол Чернобыля звучит в наших сердцах» |
5 | Сменные экспозиции на основе семейных проектов | «Калейдоскоп профессий нашей семьи» «Трудовые и офицерские династии» «Прадеды, деды – солдаты Победы» «Древо мудрости, древо жизни, мы его ветви, мы его мысли»
«История моей семьи в истории моей страны» |
6 | Виртуальные экскурсии по истории и культуре казачества | «1917. Уроки истории. Роль казачества на переломном этапе» «История казачьего зарубежья: казаки в эмиграции» «Казачество Сибири: от Ермака до наших дней» «Казачество и православие» «Становление православия на обском севере» «Эволюция казачьего костюма» «Казачье подворье» «Казачьи обрядовые праздники» «Календарь казачьих праздников» |
- Темы индивидуальных исследовательских проектов учащихся кадетских казачьих классов (как основа будущих экспозиций):
- «Казачество как культурно-исторический феномен»
- «Культура сибирского казачества как субкультура национальной русской культуры»
- «Правила нравственного поведения, отраженные в казачьих сказках».
- «Чему учат казачьи пословицы и поговорки».
- «Кодекс чести кадета».
- «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».
- «Слава русского штыка не померкнет никогда!»
- «Образ сибирского казака на основе произведений фольклора».
- «Наш округ в истории Великой Отечественной войны».
- «Казаки – исследователи Сибири» (на основе литературных произведений и исторических источников).
- «Словарь казачьих терминов»
- «Культурное наследие казаков Западной Сибири»
- «Казачество как целостное явление национальной истории России»
- «Казачьи заповеди. Неписаные правила казачьего братства»
- «Кодекс чести казака»
- «Сказки сибирских казаков»
- «Казаки Сибири: история и современность»
- «Казаки в войнах Российской империи»
- «Казачество в Отечественной войне 1812 года»
- «Роль казаков в Великой Отечественной войне»
- «Оружие казаков»
- «Особенности быта и подворья казаков»
- «Песенный фольклор казаков Сибири»
- «Эволюция военной формы»
- «Сборник военно-тактических задач для уроков математики»
- «Комплекс физических упражнений на основе казачьих шермиций для подготовки будущих защитников Родины»
- «Резервы организма или как самостоятельно подготовиться к сдаче норм ФСК ГТО»
- «Разработка экологической тропы для проведения казачьих походов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Программа развития школьного историко-краеведческого музея
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...
Школьный историко-краеведческий музей
Паспорт музея...
Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .
Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...
Информация о школьном историко-краеведческом музее
Информация о школьном историко-краеведческом музее...