Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)
материал

Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)

Куратор: Леухина Л.Е., учитель географии

Инициативная группа:

  1. Сартасов А.Е., учитель истории и обществознания
  2. Стригин В.О., учитель истории и обществознания
  3. Соломенникова М.А., учитель истории и обществознания
  4. Зайнуллина Г.Ф., учитель русского языка и литературы
  5. Нагорных Е.М., педагог-организатор

Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы.  

  1. Школьный историко-краеведческий музей – образовательное пространство, где успешно интегрируются урочная, внеурочная, внеучебная деятельность и дополнительное образование.
  2. Школьный историко-краеведческий музей является базой для организации работы по проектной деятельности с учащимися.
  3. Школьный музей состоит из 2-х залов – зал Боевой Славы и зал краеведения. Музей насчитывает 3953 единицы хранения, из них 1742 подлинных, 2211 – вспомогательных.

Цель работы музея: содействие развитию гражданской активности, коммуникативной компетентности, навыков поисково-исследовательской работы учащихся, формированию интереса к истории Родины и уважительного отношения к нравственным ценностям разных поколений.

Задачи:

  1. Создание условий для активного включения учащихся в поисково-исследовательскую и социально-значимую деятельность, основанную на использовании средств музейной педагогики.
  2. Создание условий для реализации индивидуальных и коллективных проектов гражданско-патриотической направленности; для проведения социальных практик и социально-значимых дел.
  3. Организация сбора материала для пополнения фондов школьного историко-краеведческого музея, для создания новых экспозиций.
  4. Разработка и проведение экскурсий.
  5. Развитие детского самоуправления через организацию деятельности совета музея.
  6. Расширение рамок взаимодействия школьного историко-краеведческого музея, школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и патриотических установок учащихся.
  7. Использование возможностей интеграции основного и дополнительного образования, осуществляемого через школьный музей, для воспитания активной гражданской позиции школьников.

Структура школьного историко-краеведческого музея

Совет музея

Планирование работы, распределение заданий, проведение заседаний, проверка выполнения заданий

Леухина Л.Е

Секция экскурсоводов

Подбор материала для тематических экскурсий

Сартасов А.Е. Зайнуллина Г.Ф.

Разработка экскурсий по подобранному материалу

Репетиции с учащимися (основы сценической речи)

Секция архивариусов

Инвентаризация музея: сверка книг учета основного и вспомогательного фонда с имеющимися экспонатами.

Учет и хранение имеющихся экспонатов

Нагорных Е.М. Агзамов Р.С.

Кабанец Н.А.

Опись витрин (фото и описание)

Поисковая секция

Сбор материала по истории школы (по отдельному плану)

Соломенникова М.А.

Сбор материала о старожилах, ветеранах (составить памятку)

Работа с городским архивом

Оформительская секция

Перевод имеющихся материалов в электронный вариант

Ибракова А.И.

Сартасов А.Е.

Фото и видеосъемка мероприятий

Подготовка поздравительных открыток, памятных адресов, писем

Беседина Н.И.

План работы школьного историко-краеведческого музея:

План заседаний совета музея.

Куратор – Леухина Л.Е.

1

Выборы Совета музея, распределение обязанностей. Планирование работы.

Сентябрь

Леухина Л.Е.

Председатели секций. Актив музея

2

Отчет председателей секций музея о проведенной работе (в соответствии с планом работы секций, с планом заданий). Корректировка плана на 2-е полугодие. Составление графика встреч «Диалог поколений»

Декабрь

3

Представление собранного материала к юбилею школы (выполнение поисковых заданий). Определение плана подготовки новой экспозиции и разработки новых экскурсий по залу истории образования.

Март

4

Отчет о работе музея за год. Подготовка к презентации деятельности музея на ученической конференции. Планирование работы (представление плана работы каждой секции)

Май

Организация поисковой работы

Куратор – Стригин В.О.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Учащиеся

1

Сбор материалов для создания экспозиции «История школ города Нефтеюганска»

Сентябрь – октябрь

Леухина Л.Е.

Классные руководители

Актив

2

Сбор материала к 50-летнему юбилею школы для обновления экспозиций (в соответствии с планом подготовки к юбилею школы)

  • Составление списков для сбора материала; распределение заданий; составление текстов анкет; распределение по классам

Сентябрь – декабрь

Шевчук С.Б.

Кузнецова Л.С.

Стригин В.О.

Актив

  • Сбор материала о выпускниках школы

Январь – март

Классные руководители

Активы классных коллективов

  • Сбор материала об учителях – ветеранах педагогического труда

Январь – март

Классные руководители

Активы классных коллективов

  • Систематизация собранного материала

Апрель-май  

Леухина Л.Е.

Стригин В.О.

Соломенникова

Активы классных коллективов

3

Сбор материала для пополнения фондов зала боевой славы: о ветеранах, тружениках тыла, о «поколении детей войны», проживающих в городе Нефтеюганске

  • Корректировка и уточнение списков (с советом ветеранов)

1-е полугодие

Томина Ю.В.

Сартасов А.Е.

Актив музея

  • Составление текстов анкет для сбора информации

1-е полугодие

Шевчук С.Б.

Стригин В.О.

Актив музея

  • Распределение заданий по классам

1-е полугодие

Томина Ю.В. Стригин В.О.

Актив музея

  • Осуществление сбора материала

1-е полугодие

Классные руководители

Активы классных коллективов

  • Систематизация собранного материала

1-е полугодие

Стригин В.О.

Актив секции

4

Сбор материала для создания тематической экспозиции «Культура и быт российского казачества»

  • Распределение заданий по классам,
  • Определение сроков сдачи:

5к1 – «Казачье подворье»

6к – «Казачьи праздники»

7к – «Казачий костюм»

8к – «Казачий фольклор»

2-е полугодие

Соломенникова М.А.

Вишнякова Е.Г.

Активы классных коллективов

  • Систематизация собранного материала

Февраль март

Соломенникова М.А.

Актив секции

5

Заседания секции поисковой работы

  • Распределение заданий по классам для организации поисковой работы. Составление плана сбора информации, определение ответственных за сбор материала с классов

Декабрь

Стригин В.О.

Соломенникова М.А.

Члены секции поисковой работы

  • Отчет инициативных групп казачьих классов о собранном материале по истории казачества

Февраль

  • Промежуточный отчет членов секции по выполнению поисковых заданий.

Март

  • Обсуждение и систематизация собранного материала к 50-летию школы. Подготовка материалов для секции оформителей, для секции экскурсоводов.

Апрель

  • Анализ работы за год. Планирование работы на следующий учебный год

Май

Организация экскурсионной работы

Кураторы: Сартасов А.Е., Зайнуллина Г.Ф.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Учащиеся

1

Разработка экскурсий для зала Боевой славы:

Обзорная экскурсия по залу Боевой славы

Сентябрь

Сартасов А.Е.

Члены секции экскурсоводов

«Боевой путь 308/120 мотострелковой гвардейской дивизии»

Ноябрь

Сартасов А.Е.

Члены секции экскурсоводов

«История Сталинградского сражения»

1-5 декабря

Сартасов А.Е.

Соломенникова М.А

Члены секции экскурсоводов

«Битва за Москву»

15-20 декабря

Сартасов А.Е.

Соломенникова М.А

Члены секции экскурсоводов

«Блокада Ленинграда»

10-20 января

Сартасов А.Е.

Соломенникова М.А

Члены секции экскурсоводов

«История Курской битвы»

1-10 февраля

Сартасов А.Е.

Соломенникова М.А

Члены секции экскурсоводов

«Ветераны Нефтеюганска – герои Великой Отечественной войны»

20-28 февраля

Сартасов А.Е.

Зайнуллина Г.Ф.

Члены секции экскурсоводов

«Тыл – фронту» (с использованием воспоминаний тружеников тыла, проживающих в г.Нефтеюганске)

Март

Сартасов А.Е.

Белогурова Е.Ф.  

Члены секции экскурсоводов

«Война глазами детей» (с использованием воспоминаний жителей Нефтеюганска, относящихся к поколению «детей войны»)

Март

Сартасов А.Е.

Белогурова Е.Ф.  

Члены секции экскурсоводов

«История одного экспоната»

Апрель

Сартасов А.Е.

Зайнуллина Г.Ф.

Члены секции экскурсоводов

2

Разработка экскурсий для зала истории образования

«Как все начиналось: первые школы города»

Ноябрь

Леухина Л.Е.

Члены секции экскурсоводов

«История системы образования города Нефтеюганска»

Декабрь

Члены секции экскурсоводов

«Это школьной истории строки…» (история МБОУ «СОКШ №4»)

Апрель

Члены секции экскурсоводов

3

Разработка   виртуальных экскурсий по истории и культуре казачества

«Казачество Сибири: от Ермака до наших дней»

Январь

Учителя-предметники Соломенникова  

Яковлев И.

«Эволюция казачьего костюма»

Январь

Вишнякова Е.Г.

Зинова А.

Васильева В.

«Казачье подворье»

Март

Вишнякова Е.Г.

Омарова Кира

Сычев Егор

«Становление православия на обском севере»

Апрель

Максимова Л.А.

Шафигуллина Л.

Андреев Д.

 «Культура и быт российского казачества»

Декабрь

Кукленкова К.А.

Бусыгин И.

Соколов Н.

4

Организация репетиций с экскурсоводами

1 раз в неделю

Сартасов А.Е.

Белогурова Е.Ф.  

5

Проведение экскурсий (в соответствии с графиком, составленным по заявкам)

Леухина Л.Е.

Сартасов А.Е.

6

Заседание секции экскурсоводов.

1 раз в месяц

Сартасов А.Е.

Немальцева А.Н.

Члены секции экскурсоводов

  • Составление графика экскурсий для учащихся школы на 2-е полугодие. Обсуждение материалов, собранных для экскурсии

декабрь

  • Отчет о проделанной работе. Распределение заданий. Мастер-класс по сценической речи

Февраль

  • Подготовка к конкурсу экскурсоводов. Выбор экскурсии для конкурса, представление конкурсантов (внутренний конкурс)

Март

  • Составление графика экскурсий (школа, социальные партнеры) к Дню победы. Мастер-класс «Как подготовить и провести виртуальную экскурсию»

Апрель

  • Анализ работы за год. Планирование работы на 2019-2020 учебный год

Май

Организация работы с фондами музея

Куратор – Нагорных Е.М.

1

Инвентаризация музея: сверка книг учета основного и вспомогательного фонда с имеющимися экспонатами. Опись витрин. Ведение электронной книги учета экспонатов (основной и вспомогательный фонд)

1-е полугодие

Нагорных Е.М.

Агзамов Р.С.

Члены секции архивариусов

2

Систематизация имеющихся фондов:

  • Обучающее занятие для учащихся «Работа с фондами музея. Основной и вспомогательный фонды»
  • Оформление инвентарных номеров, корректировка описи экспонатов зала Боевой Славы
  • Оформление инвентарных номеров, корректировка описи экспонатов зала истории образования.
  • Промежуточные отчеты о проделанной работе. Корректировка планов.
  • Анализ работы за год. Составление плана на 2019-2020 уч.г.

Декабрь

Январь-февраль

Март-апрель

Май

Нагорных Е.М.

Кабанец Н.А.

Члены секции архивариусов

3

Учет и хранение вновь поступающих экспонатов (внесение в книгу учета, описание).

По мере поступления

Нагорных Е.М.

Агзамов Р.С.

Члены секции архивариусов

Организация деятельности секций оформителей и переписки

Кураторы  –Ибракова А.И., Беседина Н.И.

1

Подготовка поздравительных открыток, памятных адресов, писем к праздникам и памятным датам:

  • 7 декабря – День героев России
  • 3 декабря – окончание строительства саркофага на Чернобыльской АЭС
  • 23 февраля – День Защитника Отечества
  • День вывода войск из Афганистана
  • 9 мая – День Победы
  • День рождения нефтеюганского казачьего общества
  • Дни рождения, памятные даты
  • Ответы на письма

Декабрь

Февраль

Апрель

Беседина Н.И.

Члены секции переписки

2

Перевод материалов музея в электронный вариант:

Зал Боевой славы: фотографии экспонатов музея, размещенных в витринах, составление описи экспоната (виртуальные витрины)

Зал истории образования: фотографии экспонатов, витрин

В течение года

Ибракова А.И.

Члены секции оформителей

3

Оформление сменных стендов и экспозиций

По мере подготовки материалов поисковой секцией

Вишнякова Е.Г.

Члены секции оформителей

4

Систематическое обновление сайта «Ветераны Нефтеюганска.РФ»

Один раз в месяц

Ибракова А.И.

Члены секции оформителей

5

Заседания секции оформителей и переписки

Беседина Н.И.

Члены секции оформителей и переписки

  • Составление списка адресатов (для поздравлений и переписки). Разработка и утверждение макетов открыток к памятным датам декабря

Декабрь

  • Отчет по обновлению сайта. Обсуждение  проекта «Электронный музей» (систематизация экспонатов в электронном виде)

Февраль

  • Презентация эскизов сменных экспозиций по истории казачества (по итогам поисковой работы). Распределение заданий по оформлению.

Март

  • Отчет о проделанной работе. Презентация эскизов плакатов и открыток к Дню Победы.

Апрель

  • Анализ работы за год. Планирование работы на следующий год

Май

Реализация  проектов гражданско-патриотической направленности, социально-значимых дел

1

Проект «Совет ветеранов он-лайн» (ведение сайта «Ветераны Нефтеюганска.РФ»).

В течение года

9к класс

2

Проект «Виртуальный музей» (панорамная экскурсия по залам и архивам музея, презентация экспонатов (как отдельный ресурс сети интернет) – для расширения границ посетителей музея без ограничения территориальным принципом).

В течение года

Инициативная группа

3

Социальный проект «Я поведу тебя в музей» (организация игр по станциям, квестов в рамках шефской деятельности)

Игры – 1 раз в четверть

8к класс

Белогурова Е.Ф.

4

«Уроки живых свидетелей истории» (встречи в представителями ветеранских организаций города: «Совет ветеранов», «Общество старожилов», «Ветераны Чернобыля», «Союз ветеранов Афганистана»

В течение года (по составленному графику)

2-11 классы

5

Разработка учебно-исследовательских проектов гражданско-патриотической направленности.

В течение года

3-11 классы

Разработка новых виртуальных проектов гражданско-патриотической направленности

1

«Виртуальный музей истории и культуры российского казачества»

Оцифровка имеющихся экспонатов, использование возможностей виртуальных музеев России по истории казачества, освоение и использование в деятельности технологии подготовки и проведения виртуальных экскурсий и пр.

Участие в дистанционном конкурсе «Музеи в интернет-пространстве».

http://museum.mgutm.ru

2

«Виртуальная библиотека «Казачья слава»

Использование  возможностей Всероссийской виртуальной библиотеки по истории казачества;  создание собственной виртуальной библиотеки семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» (перевод имеющихся ресурсов в электронный вид, размещение в общем доступе школьной сети)

3

Всероссийский сетевой интерактивный проект  «Энциклопедия казачества»

Создание проектов, статей учащихся, учителей и родителей по истории казачества, перевод в электронный вариант, размещение на страницах всероссийской открытой виртуальной энциклопедии; создание раздела «История сибирского казачества»

4

«Мультимедийный парк истории города Нефтеюганска»

Интерактивные экскурсии по городу Нефтеюганску  (памятные места города, история зданий, история улиц, история предприятий)

5

Виртуальная выставка «Творческие увлечения ветеранов и старожилов»

Панорамные съемки домашних коллекций, запись и оцифровка интервью с авторами коллекций, изделий, создание портала в сети.

  1. За 49-летнюю историю музея создано множество экспозиций военно-патриотической и культурно-исторической направленности. Эти экспозиции – результат проектов учащихся школы.
  2. Проекты по выбранным темам в рамках одного или нескольких учебных курсов, связанных с героическими страницами истории Великой Отечественной войны, с традиционной культурой казачества, историей России, историей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с культурно-историческим наследием Родины выполняются учащимся самостоятельно или под руководством учителя (тьютора).
  3. В музее есть постоянные экспозиции, экспозиции сменного характера, разработаны материалы для проведения виртуальных экскурсий.

Тип экспозиции

Название

1

Постоянные экспозиции зала Боевой Славы

«Герои-сибиряки»

«Уходил на войну сибиряк»

«Казаки на службе России»

«Героические страницы Великой Отечественной»

«Боевой путь 120/308 308/120 стрелковой гвардейской дивизии»

«Нефтеюганцы – герои Великой Отечественной»

«Они всегда на той войне»

«Морская пехота на службе Отечеству»

2

Постоянные экспозиции краеведческого зала

«История родного края»

«Традиционные народные промыслы сибирского казачества»

«Традиционные народные промыслы народов Югры»

«История Нефтеюганска»

«История промышленных предприятий города Нефтеюганска»

«История школы в лицах»

3

Сменные экспозиции по истории казачества

«История Сибирского казачьего войска в фотографиях»

«Основные вехи истории Сибирского казачества»

«Роль казаков в становлении российской государственности»

«Культура и быт российского казачества»

«Традиционные казачьи ремесла»

«Казаки в истории Великой Отечественной»

«У истоков сибирского казачества» 

«Казачьи байки и сказки как кладезь народной мудрости»

4

Сменные экспозиции о героических страницах истории России

«Боевое оружие Победы»

«История одного экспоната»

«Югра – фронту»

«Мужество Ивана Раскова»

«Огненная дуга»

«Бои за Самофаловку»

«У войны не женское лицо»

«Сердцами заслонили Сталинград»

«Мы – юная смена твоя, герой 308-й»

«Колокол Чернобыля звучит в наших сердцах»

5

Сменные экспозиции на основе семейных проектов

«Калейдоскоп профессий нашей семьи»

«Трудовые и офицерские династии»

«Прадеды, деды – солдаты Победы»

«Древо мудрости, древо жизни, мы его ветви, мы его мысли»

  1. «Характеристика традиционной казачьей семьи»

«История моей семьи в истории моей страны»

6

Виртуальные экскурсии по истории и культуре казачества

«1917. Уроки истории. Роль казачества на переломном этапе»

«История казачьего зарубежья: казаки в эмиграции»

«Казачество Сибири: от Ермака до наших дней»

«Казачество и православие»

«Становление православия на обском севере»

«Эволюция казачьего костюма»

«Казачье подворье»

«Казачьи обрядовые праздники»

«Календарь казачьих праздников»

  1. Темы индивидуальных исследовательских проектов учащихся кадетских казачьих классов (как основа будущих экспозиций):
  • «Казачество как культурно-исторический феномен»
  • «Культура сибирского казачества как субкультура национальной русской культуры»
  • «Правила нравственного поведения, отраженные в казачьих сказках».
  •  «Чему учат казачьи пословицы и поговорки».
  • «Кодекс чести кадета».
  • «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».
  •  «Слава русского штыка не померкнет никогда!»
  • «Образ сибирского казака на основе произведений фольклора».
  • «Наш округ в истории Великой Отечественной войны».
  • «Казаки – исследователи Сибири» (на основе литературных произведений и исторических источников).
  • «Словарь казачьих терминов»
  • «Культурное наследие казаков Западной Сибири»
  • «Казачество как целостное явление национальной истории России»
  • «Казачьи заповеди. Неписаные правила казачьего братства»
  • «Кодекс чести казака»
  • «Сказки сибирских казаков»
  • «Казаки Сибири: история и современность»
  • «Казаки в войнах Российской империи»
  • «Казачество в Отечественной войне 1812 года»
  • «Роль казаков в Великой Отечественной войне»
  • «Оружие казаков»
  •  «Особенности быта и подворья казаков»
  • «Песенный фольклор казаков Сибири»
  • «Эволюция военной формы»
  • «Сборник военно-тактических задач для уроков математики»
  • «Комплекс физических упражнений на основе казачьих шермиций для подготовки будущих защитников Родины»
  • «Резервы организма или как самостоятельно подготовиться к сдаче норм ФСК ГТО»
  • «Разработка экологической тропы для проведения казачьих походов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .

Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...

Информация о школьном историко-краеведческом музее

Информация о школьном историко-краеведческом музее...