УРОК "ПРИТЧИ"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Леошко Марина Дмитриевна

урок-занятие для учеников 5-7 классов.Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 30.29 КБ
Файл газета для информации235.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИТЧИ»

                                                                         учитель МБОУ СОШ с. Восток

                                                                      Леошко Марина Дмитриевна

тип  занятия:  общеметодологической направленности. 

Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.

Задачи  занятия:

1. Познавательные: Закрепление знаний о видах чтения; уметь использовать  приёмы смыслового чтения; работать  с текстом.

2. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса; развитие умения мыслить;    формирование коммуникативной компетенции.

3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к людям; осмысление своего нравственного выбора.

Оборудование: проектор, компьютер, газета, лист бумаги для работы,жетоны.

Планируемые результаты: выражать положительное отношение к процессу

познания; воспроизводить  информацию, необходимую для решения  любой учебной задачи; перерабатывать информацию и  систематизировать  учебный материал.

Ход занятия

1.Мотивация к учебной деятельности. (Вступительное слово учителя)

-   Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

- друзья, мы будем  говорить о  чтении.

СЛАЙД

2. Актуализация опорных знаний.

- Чтение нас окружает всегда.

-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.

- Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? ( ответы учащихся)

- Что такое притчи? (ответ)

СЛАЙД

2.1.   Предвосхищаем содержание  1  притчи. 

- Прочитайте название.  Как вы думаете, о чём притча?(ответы детей)

-Свои предположения мы будем записывать следующим образом:

-Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом. А запишем  свои ответы , используя, АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ, это один из приемов смыслового чтения. (Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант, писатель. стихи)

-А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций. ( читает 1 команда,  чтение по ролям).

- Назовите ассоциацию из притчи, которую вы нашли  (духовная пища)

-А  можно составить  кластер, это тоже прием смыслового чтения, его тоже можно использовать на различных  уроках .

-Посмотрите , как составляется кластер, он похож на ассоциативный куст. (рассм. запись на слайде)

СЛАЙД

2.2. Следующий тип чтения -  ознакомительное чтение. 

-  Есть еще один из видов чтения, это- Ознакомительный.

СЛАЙД

        - Предлагаю вам прочитать следующую притчу-  «Ведро с яблоками»

по цепочке.(2команда), а потом ответить на мои утверждения, ВЕРНЫ ЛИ ОНИ?!

СЛАЙД

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с

 фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике

 жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить

 ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую

гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо,

а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро

 вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками

 и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

- Ответьте на мои утверждения, ответами «ДА». «НЕТ»  (учитель читает утверждения, а ребята  записывают ответы на листах).

- А теперь проверьте свои ответы. Кто справился? (устное самооценивание учащихся)

СЛАЙД

1.- Купил себе человек новый дом. (Да)

2.- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

3.- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

4.- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

5.- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

ФИЗМИНУТКА

        2.3. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и

точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое

ее осмысление.

 - Очень часто на уроках мы используем  один из видов чтения , ИЗУЧАЮЩИЙ.

   СЛАЙД

        -А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка». (3 команда). Выделите ключевые слова, которые помогают нам….  (работа  с текстом во время чтения)

КЛЮЧЕВЫЕ слова- это слова, которые помогают передать  в тексте самое основное. По ключевым словам можно вспомнить содержание текста. Они вязаны с основными образами, объектами и понятиями текста, сжато представляют текст. Определяют тему текста.

СЛАЙД  

- Найдите их в тексте…..

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде вполголоса).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

        При знакомстве с данной притчей был использован приём

«Ключевые слова». 

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка».(ответы учащихся)                   (добро и зло)

 СЛАЙД

3. Рефлексия.

- Сегодня мы с ВАМИ  повторили виды чтения, какие? На каких уроках мы можем встретить эти виды чтения?

- познакомились с притчами. Что такое притча? Назовите их…

 - Что научились делать, используя свои знания по смысловому чтению?  (кластер, ассоциативный  куст, выделять ключевые слова в тексте).

- На каких уроках нам это пригодится?

СЛАЙД

  • - Чему научила тебя сегодня притча….?
  • - Что с собой возьмешь  в жизнь, какие слова?

( ответы детей)

4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- А вам я хочу пожелание послать в форме ПРИТЧИ  (чтение притчи «Мудрец»)

(учитель читает притчу).

- ВСЁ в ВАШИХ руках, ребята! Я верю, что каждый из вас возьмет с собой в жизнь что-то нужное для себя из   занятия.

- И по традиции, ребята, оцените свою работу на уроке!

Оценка детей  по жетонам:

 Зеленый –я все понял

 оранжевый- остались вопросы

 желтый- мне очень понравилось.



Предварительный просмотр:

Выпуск №1 от 22.10.2020 г

МУДРОСТЬ КНИГИ И   ЧТЕНИЯ

ГАЗЕТА           УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

                                       Газета для тех, кто любит читать

"Никакие провалы истории и глухие пространства времени не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах        и миллионах рукописей и книг"

К. Паустовский

 "Чтение поможет вам лучше познать окружающий мир и себя"                                     .                                          П.Коэльо

           

      "Любить чтение-

это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого      наслаждения"  

                                Монтескье

               

 "Как из копеек составляются рубли, так и из пружинок прочитанного составляется знание"                         

                                              В.И. Даль

Смысловое чтение – это фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.

ЦЕЛЬ  смыслового чтения: максимально точно передать содержание текста, уловить все детали и практически  осмыслить извлеченную информацию.

Читайте в этом номере:

-стратегии смыслового чтение                 стр1

- Все притчи в гости к нам….                      стр2

-Мудрость тысячелетий…                           стр3

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0301252.wmf

"Лучший в мире кинозал-это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу"

                                  Р. Скотт

«КНИГИ- ДЕТИ РАЗУМА»

       

                                    Д.Свифт

C:\Users\Марина\Pictures\фото 1.jpg

"Хорошая книга- это дверь, которая раскрывается перед тобой"

Читайте и будьте счастливы!

                             Л. Кассиль

"Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать"

Д.Дидро

Главный редактор Леошко М Д                                                                                                                               Издательство  МБОУ СОШ с. Восток     Сахалинская область

Выпуск №1 от 22.10.2020 г

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу?

Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, -

 пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю,

чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0217698.wmf

Притча «Ведро с яблоками»

     

 Купил человек себе новый дом –большой,

Красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед,

который постоянно пытался испортить ему настроение:

то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором.

        Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:

«Наконец-то я разозлил его!»

        Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками  и сказал:

 «Кто чем богат, тот тем и делится!»

C:\Users\Марина\Desktop\волки.jpg

ПРИТЧА « ДВА ВОЛКА»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

ПРИТЧА «МУДРЕЦ»

Это произошло давным-давно.

В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он

Давал свой мудрый ответ.

   Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, зажал её в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: « Спрошу  я: какая у меня  в руке бабочка- живая или мертвая ? Если мудрец скажет, что живая, то я зажму кулак сильнее, придавлю её и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу её, пусть летит.»

      Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу.

       Пришел и говорит: «  Мудрец, ты у нас всё знаешь, скажи, живая у меня бабочка в руке или нет?»  

Мудрец подумал и сказал : «Все в твоих руках!»