Самоанализ педдеятельности
методическая разработка

Гуробазарова Дулсан Дамбаевна

Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_peddeyatelnosti.docx256.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Самоанализ профессиональной деятельности.

Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.

Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и ФГОС второго поколения.  В рамках данной программы учитель осуществляет свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Как педагог-предметник являюсь проектировщиком и исполнителем данной программы. Основными разделами программы является качество образования и сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых — действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления. Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Хотелось бы напомнить слова Дьёрдь Пойа «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей и окружающего пространства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника. Для достижения новых целей образования наша Усть-Эгитуйская школа выбрала программу развития «Открытая школа – школа открытий».  

 

Цель программы:  

- создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе;

- реализация приоритетных направлений развития образования в ОУ;

- расширение возможности выбора обучающихся и жизненного самоопределения.  

Задачи:

- разработка системы обеспечения качества образовательных услуг;

- объединение ресурсов для решения социально-образовательных проблем;

- создание пространства для общения, где возникают новые образовательные проекты и продукты;

- создание условий для профессионального совершенствования педагогов

Для осуществления  выбранной программы в школе созданы комфортные условия для образовательной деятельности. В рамках программы школы определены целевые программы: «Реализация образовательных стандартов нового поколения», «Дорога радости» (поддержка талантливых детей), «Инновационное сообщество «Эгитуйский квадрат», «Территория здоровья», «Комфортная школа». В условиях модернизации образования, где происходят значительные изменения в содержании и структуре образовательного процесса, программа развития становится необходимым условием для достижения нового качества образования.

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями и задачами деятельности нашей школы - воспитание личности эмоционально - нравственной, самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели возможно через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся, также в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. В соответствии с поставленной целью, считаю, что задача моей педагогической деятельности - не только дать знания, но и показать их практическую значимость в дальнейшей жизни.

 Я считаю, что основными функциями школьного образования становятся социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников, обеспечивающих максимально безболезненную адаптацию выпускников школы в социуме и наиболее полную реализацию своих способностей. Поэтому считаю, что изучение математики должно быть направлено на достижение следующей цели: эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовку к поступлению и учебе в различных учебных заведениях.

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности.  

Для достижения своей цели и поставленных мною задач я выбрала проблему:

«Обучение школьников приемам самостоятельной работы и исследовательской деятельности».

Вся система моей работы складывается из нескольких звеньев моего педагогического труда, и все компоненты этой системы направлены на конечный результат – развитие универсальных учебных действий учащихся.        

   Работая над этой проблемой, внедряю в учебно-воспитательный процесс современные информационные технологии, которые все плотнее входят в нашу жизнь. И речь идет в большей степени об использовании информационных технологий для повышения эффективности преподавания. Применение ИКТ способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний, также позволяет более рационально и экономно использовать время и силы.        

 Решением проблемы служит использование мною информационной образовательной среды, информационной и телекоммуникационной технологий.

Информационная и телекоммуникационная технология используется и при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и во внеурочной работе.

Все учителя четко представляют себе – чему я на данном уроке хочу научить, с какими знаниями и умениями с моего урока уйдут школьники. Ученикам должно быть интересно и этот интерес должен достигаться не за счет внешних эффектов или искусственной занимательности. Интересно должно быть математическое содержание урока, интересными для учеников должны быть результаты собственной деятельности на уроке. Успеха в обучении математике можно достичь только тогда, когда учитель и ученик будут четко знать, чего хотят достичь и каким путем должны идти к достижению своей цели. Во всем должна быть четкая определенность, логическая последовательность, большая степень открытости, ответственности, общее взаимопонимание и учет конкретных ситуаций.

В настоящее время, как учитель математики, главные усилия направляю на формирование потребности у ребенка учебной деятельности, неуемного желания учиться. Без вдумчивой, каждодневной, трудоемкой работы овладеть математикой невозможно. Содержание школьного курса математики стало более сложным, оно насытилось многими основополагающими идеями математической науки. В то же время уменьшилось количество часов, отведенное на курс математики, мало времени на отработку необходимых умений, навыков, УУД. Преодоление этих трудностей связано с совершенствованием системы работы, построении педагогической технологии на достижения психолого-педагогических наук.

Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика. Вот почему от учителя требуется создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Казалось бы, всё ясно, но как развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, как сформировать стремление познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью. Если учитель выполнит, т.е. найдёт приёмы или способы на этот классический вопрос – успех обеспечен, но это очень нелегко.

Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Моя задача - воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия.  Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета. В методах обучения и воспитания я перехожу с позиции носителя (дающего знания) в позицию организатора. Организую творческие и самостоятельные работы. Создаю ситуацию успеха, т.е. задания выбираю так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Обстановка на уроке должна вызывать положительные эмоции. Делается самоанализ и самооценка собственной деятельности учеником. Организация уроков, творческих работ достигается сочетанием индивидуальной, парной, групповой работы учащихся. Приведу некоторые пути и формы создания ситуации Успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе:

1) Обязательное доброжелательное требование выполнения домашнего задания. Для этого ведется специальный “Дневник учета выполнения домашнего задания”, где выставляется “+” за верное выполнение домашнего задания. Минусов нет, т.к. даётся возможность исправить, выполнить задание, если по той или иной причине оно не сделано. В конце четверти ставится “ЗАЧЕТ”, если “+” 90% - 100%, это является допуском к четвертной контрольной работе. “Плюсы” очень эффективно действуют на самостоятельную коррекцию выполнения домашнего задания учеником. И каждый ученик радуется своим “плюсовым” Успехам, повышается интерес к окончательному получению “зачета”.

2) Каждый ребенок 5 – 6 класса хочет выглядеть знающим и умеющим, успешным. И этот период нельзя упускать. Нужно искать пути, творчески подходить к каждому уроку, усвоению материала; деятельность строить на основе обучения и воспитания Успехом. Как организующий момент урока использую математические диктанты в начале урока. Оцениваю работу по трех бальной системе: “2” балла – все верно, “1” балл допустил ошибки, “0” балл – нет правильного ответа. Учащиеся сами или взаимопроверкой оценивают свои знания. Баллы заносятся в таблицу и в конце четверти суммируются. Поучается рейтинг за четверть. Такое рейтинговое оценивание в отличие от обычной отметочной системы оценивания является стимулом к осознанному обучению. 

3) Познавательные фрагменты урока для создания ситуации Успеха: В 5 – 6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому провожу викторины, которые выполняют роль устной работы или теоретической разминки обычно на 3 – 5 мин.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Основываясь на психологическую схему усвоения новой информации, предусматриваю следующую структуру: изучение нового материала (основной объем) с обязательным вводным повторением, закрепление (тренинг - минимум), изучение нового материала (дополнительный объем), закрепление, обобщающее повторение, контрольный урок, коррекция.

В своей работе использую формы контроля: классно–обобщающий, фронтальный, обзорный, тематический; виды контроля: самостоятельные работы, контрольные срезы, тесты, контрольные работы, зачеты.

Для планирования и проведения урока использую следующую структуру: самоопределение к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия деятельности.

Наиболее сложной проблемой для меня является разработка и внедрение системы оценки качества образования в контексте требований ФГОС общего образования.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся.

Персональный компьютер и Интернет – мои постоянные спутники. Это прекрасное средство обучения и контроля знаний, умений и навыков учащихся. На уроках математики применяю видео - и аудиоматериалы, а также электронные учебники: «Живая геометрия», «Интерактивная математика 5-9», «Математика 5-11», «Геометрия», «Итоговая аттестация по математике», «Подготовка к ЕГЭ», «Интерактивные учебно-наглядные пособия» по всем сквозным линиям курсов «Алгебра» и «Геометрия». Используя данные программы, учащиеся решают задачи повышенной сложности. Занятия по данным мультимедийным программам позволяют наглядно представить геометрический материал, графические изображения, совершают и корректируют рисунки. Активно внедряю в процесс обучения по математике информационно - коммуникационные технологии с использованием интегрированного программного продукта «КМ – школа». На этапе контроля использую систему тестирования-голосования; разработка системы оценивания предметных, метапредметных результатов с выходом на формирующее оценивание.

Система голосования - это интерактивная система обучения, предназначенная для организации тестирования и голосования. Это мобильный комплект, включающий в себя набор пультов для опроса учеников, пульт преподавателя, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере.

 Опросная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание.

 Система опроса и голосования на уроке выполняет ряд функций, присущих средствам проверки и оценки результатов обучения:

информационная (учетно-контрольная): опросная система позволяет учителю постоянно фиксировать результаты обучения, оценивать успеваемость каждого ученика, а также прослеживать динамику его достижений;

диагностическая (контрольно-корректирующая): опросная система обеспечивает связь «ученик-учитель» и помогает педагогу корректировать методику обучения в соответствии с потребностями класса;

мотивационная (воспитательная): опросная система стимулирует активность учащихся, так как, во-первых, она позволяет в течение урока несколько раз опрашивать каждого ученика, а во-вторых, является оригинальным, привлекательным и современным устройством, которым представителям цифрового поколения пользоваться легко и интересно.

аттестационная: опросная система позволяет охарактеризовать уровень обученности каждого школьника и является удобным инструментом для аттестации учителя;

обучающая: опросная система помогает акцентировать внимание учащихся на главных идеях курса, указать на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся.

Система опроса эффективно используется во время проведения занятий, семинаров. Работая в классе, я использую систему чаще как инструмент для проведения тестирования с целью проверки уровня знаний на любом этапе урока. Процесс ее использования прост: учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа или вводя его в виде текста), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их учителю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов.

 Что касается подготовки вопросов для теста я пользуюсь программным обеспечением опросной системы. Рассмотрим подробнее основные возможности системы опроса.

Система поддерживает 5 режимов тестирования. Каждый режим имеет свои особенности

Оценка - используется для оценивания понимания учащимися материала курса или для контроля работы в ходе занятий.

Режим «Оценка» предусматривает возможность выставления количественного результата за тестирование в виде оценки или количества баллов. Учитель сам может поставить оценку или может использовать автоматическое выставление оценки.

Отчет по тестированию в режиме «Оценка»

 Общая сводка содержит информацию об участниках, количество правильных, неправильных ответов, количество набранных баллов, оценку.

Опрос - используется при проведении работы по заранее подготовленному вопроснику, позволяет узнать соотношение мнений и голосов по какой-либо теме, используется как для сбора информации, так и для проведения обучения в интерактивном режиме.

Голосование - этот режим используется для проведения анкетирования, опроса, голосования учащихся. На голосовании учитель задает вопросы устно, пишет на доске или раздает листочки с вопросами, учащиеся отвечают с помощью пультов. По окончании голосования система генерирует подробные отчеты с выводом результатов в числовом и процентном соотношении, а так же ответы всех учеников на все вопросы голосования. Для режима "Голосование" требуется регистрация учащихся в системе.

Индивидуальный тест ЕГЭ –это особый вид теста, при котором:

  • Участникам раздаются печатные варианты теста (у каждого может быть свой вариант)
  • Участники отвечают с пультов
  • Руководитель в реальном времени может просматривать ответы, корректировать участников

Этот режим дает возможность дать каждому ученику индивидуальные задания, в зависимости от успеваемости учащихся, а также избежать «списывания» в процессе тестирования. Система записывает все ответы учащихся и формирует отчеты.

 Система  позволяет учителю быстро и удобно проверить знания учащихся и разнообразить учебный процесс игровыми элементами, повышая тем самым активность школьников на уроке, их мотивированность, а следовательно, и качество их знаний.

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.

Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования,
  • в центре внимания то, как ученики приобретают знания,
  • является ключевым профессиональным навыком

 система критериальной оценки:

  • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
  • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
  • критерии известны учащимся заранее;
  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.

Для оптимизации учебного процесса, экономии времени я использую мультимедиа проектор, с помощью которого демонстрирую слайды с заранее подготовленным материалом. Интерактивная доска с её инструментами даёт возможность учащимся активно участвовать в этой работе: заполнение пропусков, исправление ошибок, коррекция решений и формул, повторение основных способов деятельности.

Применение информационных технологий предусматривает возможность доступа учащихся к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением информационных технологий.

 Основу учебно-методического комплекта по математике составляют линии учебников Федерального перечня. Их дополняют методические пособия к учебникам, в которых представлено поурочное планирование и методические рекомендации по работе с учебниками, рабочие тетради для учащихся, рекомендации к планированию уроков по учебникам. Выпускаются своевременно обновляемые программы, программно-методические материалы, экзаменационные сборники, а также сборники тестов, контрольных и проверочных работ.

Электронное приложение к учебнику (ЭП), содержащее огромный объем информации, обеспечивает возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе повышения уровня самостоятельности учебной деятельности школьников. ЭП создает познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самому выбирать траекторию учебной деятельности – как в рамках освоения материала в соответствии с программой, так и в исследовательской и проектной работе.

Как учитель математики, знаю, насколько велика роль нашего предмета в развитии логического мышления, пространственного воображения, речи и интуиции, в воспитании усидчивости, внутренней собранности, аккуратности, прилежности. Но настолько же обеспокоена непосильностью существующих программных требований для некоторых учеников и связанных с этим отсутствием интереса к учёбе, необходимостью одновременно постигать основы различных наук, испытывая при этом нехватку времени не только для отдыха и увлечений, но даже и для подготовки к урокам.

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках математики. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности.

Поэтому в своей работе использую технологию уровневой дифференциации:

В последние годы я чаще стала обращаться к методу проектов, который называем технологией проектной деятельности школьников. Эта технология способствует повышению уверенности школьников в своих силах, личностному росту, развивает исследовательские умения. Мною был разработан и реализован проект «Занимательная математика» сети школ «Эгитуйский квадрат». В рамках данного проекта был проведен турнир юных математиков, посвященный памяти учителя математики, первого серебряного медалиста-выпускника Ульдургинской СОШ, отличника народного просвещения, ветерана педагогического труда Митыповой Чимит-Ханды Шагдаровны.

         Оглядываясь на мою педагогическую деятельность, могу с уверенностью сказать, что человек с творческим духом живет полной жизнью, связанной с природой, заряжается ее энергией, тянется ко всему светлому, ученик воспитанный творчеством, растет духовно богатым, согласно народному обычаю и находит свое место в жизни.

Интеллектуальный потенциал, багаж знаний – это то, что, в конечном счете, определяет и престиж, и место, которое займет ребенок во взрослой жизни. Мой опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету «Математика» нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Нужно развивать навыки научно-исследовательской работы и самостоятельной работы с научной литературой, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, обучение методике обработки полученных данных.

Цель внеурочной работы по предмету: создание условий для повышения качества образования посредством углубления и расширения знаний и умений обучающихся по математике.

Задачи:

  • Стимулирование математических компетенций    обучающихся;
  • Развитие профессиональных намерений обучающихся; способствование обоснованному выбору профессии;
  • Способствование проявлению и развитию способностей по предмету и учебно-познавательных компетенций.

Механизмы реализации цели: программа элективного курса «Практикум по решению задач»

Основные педагогические технологии, методы, используемые во внеурочной работе:

  • организация проектной деятельности;
  • организация исследовательской деятельности;
  • практические методы: самостоятельное моделирование понятий, оценка результатов собственной деятельности;

Особое внимание обращаю на организацию научно – исследовательской работы учащихся. У школьников диапазон исследуемых вопросов весьма разнообразен. Это вопросы, связанные с математикой, краеведением, социологией, психологией и анализом научных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....