Развивающее обучение
статья

Авдеева Оксана Адгуровна

Предварительный просмотр:

Ахмедьянова Алина, Авдеева Оксана 1МА

Развивающее обучение и его составляющие. Связь с нормативными и организационными документами. Особенности деятельности учащихся и педагога в системе развивающего обучения.

1. Понятие о развивающем обучении – ведущее в современной дидактической концепции.

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР возникла новая система начального образования (1–4-й классы), автором которой был последователь Л. С. Выготского известный психолог Л. В. Занков. С группой соратников он разработал систему развивающего обучения младших школьников, в основу которой были заложены следующие принципы:

– ведущая роль теоретического знания;

– обучение на высоком уровне трудности (фактически речь шла о мере трудности, доступной учащимся);

– продвижение в изучении материала быстрыми темпами (протест против многократного однообразного повторения ради заучивания);

– осознание ребенком процесса учения (сейчас мы этот процесс именуем рефлексией);

– включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;

– проблематизация содержания;

– вариативность и индивидуальный подход.

Преимущественно логика обучения оставалась индуктивной как наиболее доступная для младших школьников.

Несколько позже родилась еще одна система развивающего обучения. Ее авторы – видные ученые-психологи Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов. Все обучение было построено на основе идеи о ведущей роли теоретического обобщения и последующей дедукции с выходом на конкретное предметное обучение. Дети, например, сначала овладевали понятиями "расстояние", "больше", "меньше", "прибавить", "отнять" и т.д., а потом учились читать, писать, считать. Упор делался на развитие абстрактного мышления и обобщенных подходов.

В решении коллегии Министерства общего и профессионального образования «О проблемах и перспективах развития началь-ного образования в Российской Федерации» от 11.12.96 № 3/2 системам Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина -- В. В. Давыдова придан статус государственных, наряду с традиционной системой обучения.  

Обе системы проторили дорогу развивающему обучению на всех уровнях нашей образовательной системы, причем выдвинутые их творцами положения, как мы сейчас начинаем понимать, оказались еще более значимыми как раз в средней и высшей школе (особенно это касается системы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова), где поле для теоретических абстракций и обобщений, для построения системы обучения на дедуктивной основе куда более подготовлено, нежели в младших классах общеобразовательной школы.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Особенности основных форм организации учебной деятельности на уроке в системе РО.

Фронтальная работа в РО должна быть для учащихся моделью групповой работы, когда учитель не только исполняет роли координатора, секретаря и докладчика (обобщает версии учащихся), но и анализирует вслух вместе с учениками смысл и способы выполнения каждой функции. Постепенно процесс фронтальной работы организуется так, что частично или поэтапно эти функции делегируются нескольким учащимся (несколько секретарей фиксируют версии, несколько докладчиков делают обобщения).

Парная работа в РО служит способом сокращения времени на поиск версий, переводом умений в навыки, реализацией способов взаимопомощи и простейшей ситуацией для демонстрации способов обучения других. Качество парной работы в РО зависит от того, насколько учитель поможет ученикам осознать и освоить необходимые педагогические действия. Вначале ученики могут имитировать, но далее требуется анализ собственных педагогических действий и привлечение к ним внимания учащихся, выделение основных способов и моделей поведения.

Групповая (коллективно-распределенная) работа - основной вид организации УД. Это не просто способ организации образовательного пространства в РО, ежедневная среда развития школьника, но и место его комплексной личностной самореализации (всех его социальных позиций). Чтобы она была успешной, требуется освоение разных способов ролевого поведения, причем не только основных ролей: координатор, секретарь, докладчик, оформитель, но и более “экзотические” роли: эксперт, оппонент (критик), сопереживающий участник и т.п. Далее необходимо поэтапное освоение способов групповой работы; речевых и риторических способов учебного, поисково-исследовательского сотрудничества в группе и обсуждения итогов ее работы на общем занятии (пленарном заседании). Наконец, нужны вариативные способы организации (создания) творческих исследовательских групп и умения учащихся выбрать по наиболее оптимальному основанию, с кем осуществлять проект (работу).

Индивидуальная форма - высший этап проявления способности к саморазвитию - венчает все предыдущие формы организации УВП. Особенно эффективна для творческих заданий, социально-значимых и социально-признаваемых проблем. Индивидуальная работа - это сугубо добровольная работа.

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее “слабого” ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний. умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Методические подходы развивающего обучения:

  • начало занятий должно быть необычным;
  • на занятии должен главенствовать дух “открытия” (ничего не сообщать детям в готовом виде);
  • очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде;
  • держать паузу, не мешая “включению” мыслительных процессов;
  • при подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей;
  • не принимать ответы детей без обоснования;
  • не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину);
  • приучать себя выслушивать все ответы;
  • исключить из своей лексики выражения, замыкающие детей на воспитателе;
  • помнить о развитии речи в любых формах деятельности;
  • возвращаться к уже выполненным заданиям, учить видеть возможность многовариантности их выполнения; разнообразие существующих в мире связей;
  • поддерживать у детей ощущение успешности.

Развивающее обучение – важнейший инструмент реализации основной цели любого образования и достижения его основного результата – личности человека как носителя культуры, созидателя, профессионала, гражданина, родителя. Это обучение, в котором приобретается комплекс (в идеале – система) знаний о мире и самом человеке, который способствует (в идеале – обеспечивает) развитие мотивации, ценностных ориентаций, разнообразных способностей, нравственных и гражданских качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...

Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...