Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику сложно учиться, тем более с интересом; возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей ученика.Преимущества проблемного обучения очевидны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosova_lyubov_nikolaevna_o_problemnom_obuchenii.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Досова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Черногорска Республики Хакасия

Проблемное обучение—ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Часть 1.

Обоснование выбранной педагогической технологии

Проблемное обучение—ведущий элемент современной системы развивающего обучения.

Проблемное обучение ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать). В психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и интеллектуальные возможности человека.            

Каждая программа по русскому языку обеспечивает освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения нормами современного русского литературного языка и т.д. УМК С.И. Львовой отличается современным содержанием, в основе которого лежит проблемное обучение. Программа помогает овладеть такими компетентностями, которые необходимы каждому современному человеку. Специфика программы по русскому языку под ред. С.И.Львовой заключается в том, что она на предлагаемом материале позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать. Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку,  что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. В Пояснительной записке к УМК под редакцией С.И. Львовой говорится, что “Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы в процессе усвоения учащимися системы лингвистических знаний, умений и навыков обеспечить интенсивное р а з в и т и е речемыслительных и интеллектуальных способностей школьников, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности”.

             Учебники очень интересные, красочные, четко структурированные, хорошо иллюстрированные, содержат богатый материал по межпредметным связям, речевому этикету, помогают в проведении уроков, в том числе наиболее трудных - уроков речевого развития, написания творческих работ, редактированию написанного.

Постепенное усложнение материала проходит очень системно и гармонично. Ученик привыкает воспринимать правила как неотъемлемую часть познания, и они не вызывают у него отторжения как что-то непонятное, а значит, чуждое.

Особенностью учебников для 5—9-х классов является ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими предметами. Это выражается, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности (умения читать, слушать, говорить и писать), а также в развитии врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей учащихся.

Прекрасно подобранные тексты из лучших образцов русской классической и современной литературы служат не только учебным материалом, но и открывают все богатство и совершенство русского языка, а заодно пробуждают интерес к художественной литературе. Разнообразные по стилю и жанрам они заставляют школьника невольно задуматься над такими понятиями, как любовь к Родине, семье, нравственность, доброта, стремление к познанию и самореализации. И самое главное – пройдя весь курс, разработанный авторами, ученик становится культурным и образованным человеком, что особенно важно в современном мире.

При таком подходе к обучению уроки родного языка становятся не столько уроками грамматики и правописания, сколько уроками, на которых ребенка учат думать. У школьника формируется уважительное отношение к речи, он осознает ее как мысль, как способ выражения своих суждений, своего отношения к действительности, своих чувств и эмоций.

        Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе: от человека знающего к человеку умеющему. К сожалению, обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя.

        Уровень речевых навыков у современного ученика в общей массе низкий. Учащиеся не всегда могут самостоятельно совершить мыслительные действия и операции, направленные на поиск решения проблемы.

        

Часть 2.

Проблемное обучение –

ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Плохой учитель преподносит истину,

                                               хороший учит ее находить.

Дистервег

           При изучении программы под редакцией С.И. Львовой использование проблемного подхода в обучении позволяет достигать определённых результатов:

1. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.

2. Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Поэтому требуется человек, который:

  1. ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  2. более полно принимает себя и свои чувства;
  3. становится более уверенным в себе и автономным;
  4. начинает принимать и понимать других людей.

           Отсюда очевидна  главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе необходимо создавать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. «Легко ли мне учиться?»   /                    «Легко ли мне учить?»

К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду?

1-познавательная потребность; 2-интерес к способу действия; 3-потребность в самовыражении и самореализации; 4-потребность в самопознании и самовоспитании; 5 - потребность в социальном признании.

           Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный  подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны.  

Л.Н. Толстой

           Ведущей идеей является развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой  деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения. Создание  проблемных  ситуаций, постановка  учебных проблем, проблемных вопросов-задач  помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

           Применение  проблемного подхода на уроках  имеет свои трудности:

  1. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  2. Ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
  3.  Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

 Однако преимущества проблемного подхода очевидны:

  1. У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  2. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  3. При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.

           Обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся имеют общую основную структуру: цель — мотив — содержание — средства — результаты — контроль. Практика показывает, что когда содержание каждого звена деятельности учителя  и деятельности учащихся совпадают, результат обучения высокий.

Все дело в мыслях. И потому главное дело  совершенствования: работать над мыслями.

Л.Н. Толстой

  В реальности довольно часто приходится сталкиваться с невысокой мыслительной активностью учащихся на уроках. Если звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним лишь те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью говорения учителя. Поэтому важно искать пути развития мыслительной деятельности. Вот один из них: «Мыслительный лист». Это обычный лист бумаги, на котором  по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно выскажет любую версию, пусть даже неправильную и невероятную. Количество заданий для работы на мыслительном листе может быть разным. Иногда это один-единственный вопрос: мыслительная разминка в начале урока.

По ходу урока можно несколько раз обращаться к «Мыслительному листу». Чаще всего учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в таинственной шкатулке; придумать вопрос; пояснить эпиграф; определить тему урока, исходя из интригующего вступления; закончить стихотворные строки.

           Правильный ответ на мыслительный вопрос  учащиеся находят в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда  целесообразно вернуться к мыслительному вопросу после изучения нового материала или  завершить урок. Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

           Способствует этому и проведение особых уроков, на которых учащимся предлагаю систему упражнений, направленных на развитие мышления. Это уроки решения проблемных или изобретательских задач, а также особые обобщающие уроки, которые называют уроками развития мышления. Такие уроки позволяют повторить основные понятия темы, развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствуют  формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся. В идеальном варианте каждый ученик по ходу урока делает записи на своём рабочем листе, где заранее напечатаны задания и оставлено место для их выполнения. При отсутствии технических возможностей для этого учащиеся работают на обычных тетрадных листах. После проверки записей учащихся, лучшие работы  оцениваются. Понятно, что за работу на этом уроке в журнал выставляю только хорошие отметки, так как уровень развития тактических приемов обучения учащихся разный.

           Интересным для учащихся 5-6 классов является урок-диагностика. На этих уроках ребята самостоятельно выполняют задания, но не обсуждают и не комментируют их. При проведении урока  разрабатывают систему оценки каждого задания в зависимости от его сложности. В этом случае общий итог работы каждого ученика  выражается в баллах или определяется % выполнения работы. Сравнительный анализ итогов выполнения учащимися разных заданий позволяет оценить степень сформированности отдельных логических операций и помогает определить основные направления последующей коррекционной работы как с целым классом, так и с отдельными учениками.  

           После проведения урока-диагностики знакомят учащихся с вариантами правильных ответов. Диагностическая деятельность является одним из условий эффективности учебного процесса. Она не только позволяет  видеть результаты своей работы, но и помогает каждому ученику реально оценить себя, определить свои проблемы и затруднения.

           Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н.А. Умов

           Формировать  устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности  помогает система проблемных ситуаций. 

Каждый  ли урок  должен быть проблемным?  Наверное,  нет,  но каждый урок должен учить, развивать и воспитывать.

           Основными приёмами, стимулирующими учащихся, являются поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому для успевающих учеников можно создать ролевые ситуации, когда можно  брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока, "мудреца", который подводит итог урока.

Для подготовки и проведения таких занятий используется алгоритм:

1) Подготовительный.  В нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого  дидактического материала и т. д.

2)Собственно урок, в котором  выделяются три основных этапа:

           Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволяет  решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитываются отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщается  новый материал, формируются знания учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Его посвящают формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3) Анализ. При анализе уроков оцениваются как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картина общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении«учитель – ученик»,  

нии «учитель– ученик»,  «ученик – учитель», но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

        Самообучение, проектное обучение, создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность учащихся, поддерживает глубокий познавательный интерес.

        При организации и планировании занятий нужно учитывать возрастные  особенности учащихся. В 6-8 классах - любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. В 9-11 классах - стремление понять, обобщить, желание самостоятельно работать, определить своё место в жизни.

Основными приёмами, стимулирующими учащихся, являются поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому для успевающих учеников можно создать ролевые ситуации, когда можно  брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока, "мудреца", который подводит итог урока.

Использование проблемного подхода в обучении позволяет достигать определённых результатов:

- проблемное  обучение  активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей  учащихся.

Методическую работу по реализации проблемного подхода в обучении необходимо строить по следующим направлениям:

выбор видов учебных проблем;

планирование частных проблемных вопросов в различных звеньях уроков;

составление познавательных задач для самостоятельного решения учащимися;

помощь в самообразовании ученика в познавательной деятельности;

построение структуры учебного материала и урока с учетом приемов создания и разрешения проблемных ситуаций и их усложнения от урока к уроку.

Алгоритм  осуществления решения проблемных  ситуаций  на уроке  (по Махмутову):

1.Формулирование  проблемы и вопросов к учащимся.

2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.

3. Поиск необходимой дополнительной литературы.

4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.

5.Самостоятельное или совместное  с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование  выбора лучшего решения; проверка его правильности.

Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой):

1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

3. Применение знаний для решения конкретных  задач и выражение «новых» знаний научным языком.

4. Творческое применение «открытых» знаний.

На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих применяются отдельные элементы алгоритма. Данная структура урока обеспечивает:

а)повышение познавательной и социальной мотивации учащихся,

б)формирование умений применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески преобразуя их,

в)развитие интеллектуальных способностей.

Формы учебных занятий:

По количеству учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные.

По месту проведения: урочные, внеурочные.

         На групповых и  индивидуальных занятиях даются консультации по интересующему материалу, при подготовке к олимпиаде.

         Практика преподавания  показывает, что проведение нестандартных уроков при коллективной форме требует особого подхода и времени: урок-исследование,  урок-беседа, дифференцированный семинар, урок-игра, «круглый стол», урок-зачёт, урок-конференция, урок-посвящение, урок развития мышления,  урок-интервью, урок - медицинский консилиум, урок интеллектуального развития, урок  творчества.

        Представленный опыт внедрения УМК С.И. Львовой в практику преподавания русского языка в современной школе даёт возможность формировать коммуникативную направленность, реализуемую через текстоориентированное обучение, развивать четыре вида речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо) во взаимодействии, осуществлять функционально-семантический подход в изучении языка, реализовывать внутри- и межпредметные связи, усилить культуроведческие аспекты в преподавании.

        Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности.

        Элементы системы обучения С.И. Львовой используют педагоги в своей практике давно. Например, проводили уроки словесности по учебному пособию С.И. Львовой, где создавались условия для воспитания у обучающихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и адекватно воспринимать язык текста, учиться самостоятельно входить в художественный мир литературного создания.         

Идеи межпредметных связей и интеграции при обучении как русскому языку, так и литературе нашли воплощение на уроках изучения древнерусского памятника письменности «Слово о полку Игореве», рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», творчества поэтов-блокадников. Чрезвычайный интерес к интеграции продиктован задачей выработки у учащихся коммуникативной, языковой, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции.

Работа со словом учит ребёнка думать над ним, чувствовать его, искать истинный смысл, восхищаться, усваивать душою самобытность, русского слова, выражать себя в слове. Поэтому на уроках, обращаясь к художественному тексту, педагог учит ребёнка чувствовать «второе дыхание» слова, его эстетическую ценность. Это уроки, посвящённые теме природы в творчестве поэтов 19-20 вв., творчеству М. Пришвина, В. Белова.

Познакомившись с опытом внедрения УМК С.И. Львовой в практику преподавания русского языка в школе, в основе которого лежит проблемное обучение, учителя-словесники определили пути реализации представленной технологии в собственной педагогической практике. Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает система приёмов технологии (интрига, вопрос-задача, музыкальная заставка, проблемная ситуация, проблемный вопрос), а также видов работы:

  1. сравнение колористической гаммы;
  2. составление понятийного словаря и работа с литературоведческим словарём;
  3. звуко-цветовой эксперимент;
  4. творческие и исследовательские работы;
  5. дневник наблюдений;
  6. конструирование ономастических моделей;
  7. использование музыки, живописи, инсценирования.

Несмотря на то, что УМК С.И. Львовой посвящён русскому языку, виды работы с текстом, предлагаемые автором, делают и уроки литературы живыми, яркими, эмоциональными.

Остановимся на отдельных примерах.

Треск сломанной ветки. Свист ветра. Журчание ручья. Шум дождя… Всё это мир звуков. Человек живёт в мире звуков, которые оказывают на него эмоциональное воздействие: успокаивают, настораживают, вызывают тревогу… Более того, как показали современные исследования, некоторые звуки не только вызывают у людей определённые эмоции, но и подсознательно воспринимаются как некие образы.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную. (А. Прокофьев)

Настойчивое повторение звука У усиливает настроение лёгкой грусти, нежности.

Пирует Пётр. И горд, и ясен

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)

Звонкий дрожащий упругий звук Р связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, раската, торжественного звона.

Наука о теории содержательности звуковой формы в языке называется фоносемантика.

Звукобуквы

Цветовые соответствия

А

Я

О

Е

Э

И

Й

У

Ю

Ы

густо-красный

ярко-красный

светло-жёлтый

зелёный, жёлто-зелёный

зеленоватый

синий

синеватый

тёмно-синий

голубоватый, сиреневый

мрачный тёмно-коричневый или чёрный

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд? (С. Есенин)

Стихотворение инструментировано в основном на звукобукве  Е, зелёный Е доминирует. Подобный эксперимент можно провести на примере стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», где присутствует обилие «цветовых» слов.

Чередование света и тени позволяет вспомнить картины русских художников: А.К. Саврасова, И.И. Левитана и др.

Символика цвета имеет определённые психологические основы. Первым, кто серьёзно занялся исследованиями воздействия цвета на человека, был Гёте, который в зависимости от характера создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стёкол.

Проведём эксперимент с цветной бумагой: «Представьте себя в комнате, где и стены, и потолок окрашены в красный цвет. Что вы ощущаете?»

Интересны исследования Р. Кликса, который предложил таблицу воздействия цвета на человека на основе эмоциональных ассоциаций.

Цвет

Зрительно

Физиологически

Ассоциативно

Психологически

красный

резкий, яркий

возбуждение

революция, пожар

горячие чувства, гнев, активность

оранжевый

яркий, выделяющийся

напряжённость

закат, осень, апельсин

беспокойство, динамичность

жёлтый

блестящий

спокойствие

восход, солнце, золото

счастье, жизнь, надежда

зелёный

неустойчивость

покой, свежесть

растение

мир, уравновешенность

синий

прозрачный

прохлада

далёкие горы

равновесие, успокоение

фиолетовый

плотный, сумеречный

тёплый воздух

фиалка

торжественность, траур

пурпурный

сочный

страсть

власть

пышность

Мы привыкли понимать под текстом единицу языка. Однако текст – это и танец, и дорожные знаки, и чек из магазина, и реклама.

Рассмотрите примеры социальной рекламы. Как вы думаете, почему на плакатах использованы односоставные определённо-личные предложения? Какими выразительными средствами языка и живописи пользуются авторы?

………………………

Формированию навыка речетворчества, который так необходим в реальной жизни, способствует следующее упражнение: составьте текст, используя информацию чека из магазина.

……………………….

Такие задания помогают ученику увидеть и представить язык как взаимосвязанную систему, как живой организм, а не как набор правил и терминов.

При изучении стихотворения И. Бунина «Детство» предлагаем учащимся составить «Дневник наблюдений».

Тон стихотворения

Паузы

Ключевые слова

Синтаксические конструкции

Языковые средства

Цветопись

Звукопись

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору   
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

                                                  И. Бунин

Глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с шорохами, шумом ветра, лёгкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и хрустом хвои под ногами.

Благодаря таким видам работы, ученик вступает в диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием.

                                 Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

( Константин Дмитриевич Бальмонт о Русском языке)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...

Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка.

Доклад на тему "Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка" подготовлен для обобщения педагогического опыта на методическом объединении уителей гуманитарн...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....