Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.
статья по русскому языку

Спайкова Ирина Натановна

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта рвботы70 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические  основы  дидактической  системы  развивающего  обучения.

Различные  виды  диагностики  обучения  русскому  языку  и  литературе.

« Учитель  готовится  к  хорошему  уроку   всю  жизнь. Такова  духовная  и  философская  основа  нашей  профессии  и  технологии  нашего  труда, чтобы  открыть  перед  учениками  искорку  знаний, учителю  надо  впитать  море  света ».  Это  слова  известного  педагога  Сухомлинского.

Педагогика  как  наука  существует  уже  так  давно, что  кажется: всё  уже  сказано  о  вопросах  обучения  и  воспитания  молодого  поколения. Но  каждый  учитель  открывает  для  себя  законы  педагогики  заново.

Я  считаю, что  прежде  всего  важна  личность. Личность  проявляется  в  раннем  детстве. Каждый  ребёнок  талантлив, то  есть  обладает  способностями, и  задача  школы  раскрыть  и  развить  эти  способности, создать  условия  для  развития  каждого  ученика.

Технологии  развивающего  обучения  основываются  на  положениях  Л.В. Занкова  о  развитии  ребёнка.  Он  утверждал, что  в  процессе  обучения  возникают  не  знания, умения  и  навыки, а  познавательные  структуры – схемы, сквозь  которые  человек  смотрит  на  мир, видит  и  понимает  его.  Это  основа  умственного  развития – относительно  стабильные, обобщённо – смысловые  системные  представления  знаний, способов  их  получения  и  использования, хранящиеся  в  долговременной  памяти.  Познавательные  структуры  и  есть  та  сущность, которая  развивается  с  возрастом  и  в  процессе  обучения. Результаты  этого  выражаются  в  особенностях  психической  деятельности: мышлении, речи, уровне  произвольности  поведения, памяти, в  количестве  и  чёткости  знаний  и  умений. В  этом  суть  развития.

Для  наибольшей  эффективности  процесса  общего  развития  школьников  Л.В. Занков  разработал  дидактические  принципы:

  • целенаправленное  развитие  на  основе  комплексной  развивающей  системы;
  • системность  и  высокая  сложность  содержания, адекватные  зоне  ближайшего  развития  ребёнка;
  • ведущая  роль  теоретических  знаний  ( без  принижения  значения  практических  умений  и  навыков);
  • обучение  на  высоком  уровне  трудности;
  • продвижение  в  изучении  материала  в  быстром  темпе;
  • осознание  ребёнком  процесса  обучения  ( принцип  сознательности, обращённой  на  свою  деятельность);
  • включение  в  процесс  обучения  не  только  рациональной, но  и  эмоциональной  сферы  ( роль  наблюдения  и  практических  работ );
  • проблематизация  содержания;
  • вариативность  процесса  обучения, индивидуальный  подход;
  • работа  над  развитием  всех ( сильных  и  слабых ) детей.

Методика  развивающего  обучения  предполагает  привлечение  ученика  к  различным  видам  деятельности; в  преподавании  используются  дидактические  игры, дискуссии, а  также  методы  обучения, направленные  на  обогащение  воображения, мышления, памяти, речи.

Урок  остаётся  основным  элементом  образовательного  процесса, но  его  функции, формы  организации  существенно варьируются. Основное  его  отличие  от  традиционного  урока  заключается  в  том, что  цели  подчиняются  не  только  сообщению  знаний, но  и  другим  группам  свойств  личности: полилог , основанный  на  самостоятельной  и  коллективной  деятельности  обучающихся; сотрудничество  учителя  и  ученика. Главная  методическая  цель  урока – создание  условий  для  проявления  познавательной  активности  учеников.

Обучение  русскому  языку  и  литературе  даёт  хорошую  результативность  лишь  при  условии  дифференцированного  подхода. Учёт  личностных  особенностей  различного  уровня  знаний  учащихся  лежит  в  основе  многих  видов  работ. Так  на  уроках  широко  использую  работу  по  карточкам  с  разноуровневыми  заданиями. Развивающее  обучение  предполагает  проблемность  на  уроках, поэтому  такие  виды, как   практические, лабораторные, исследовательские  работы  способствуют  решению  этой  задачи.  Часто  на  уроках  применяю  групповые  задания. Это  могут  быть  группы  с  разным  уровнем  подготовленности  или  различными  заданиями  и  функциями, а  также  смешанные  группы, в  которых  каждый  ученик   последовательно  выполняет   задания  различной  степени  сложности.

При  обучении  русскому  языку  перешла  на  учебник  

М.М. Разумовской, который  позволяет  направить  процесс  обучения  на  речевое  развитие  школьников. Способность  учеников  говорить  на  лингвистические  темы  является  показателем  хороших  знаний  по  предмету, свидетельством  владения  ими  понятийным  аппаратом  науки  о  языке.  Основой  любого  урока  становятся  глубокое  изучение  теории, использование  богатого  речевого  материала, сравнение, сопоставление  языковых  явлений  и  грамматических  понятий, поиск  связей  с  пройденным  и  перспективным  материалом, открытие  новых  граней  в  уже  известном. Применяется  система  упражнений  творческого  характера, основа  данной  работы – развитие  монологической  речи  учащихся.

Ученик  должен  превращаться  всё  в  большей  степени  в  активного  деятеля, способного  сознательно  приобретать  необходимые  знания. Так  встаёт  проблема  мотивации  обучения. Мы  легко  достигаем  самых  высоких  целей, если  осознаём  их  необходимость. И, наоборот, самые  простые  вещи  кажутся  немыслимо  сложными, если  мы  считаем, что  они  нам  не  нужны.  Ученик  должен  ощутить  себя  « творцом  обстоятельств », чтобы  ему  захотелось  преодолевать  трудности, так  формируется  мотив  достижения   результата, создаётся  ситуация  успеха.

Но  в  образовательном   процессе  большую  роль  играет  и  личность  учителя. Успех  начинается  с  признания  права  учителя  учить. Если  дети  любят  педагога, они  и  предмет  любят, который  он  преподаёт.

Важное  значение  имеет и  психологический  климат  на  уроке.  Между  учениками  и  учителем  должна  царить  атмосфера  доверия,  сотрудничества.  Педагог  должен  замечать  малейшие   успехи  детей,  вдохновлять  их,  поддерживать  интерес  к  предмету,  учить  верить  в  себя,  в  свои  силы. Учитель  превращается  в  организатора,  консультанта,  не  навязывающего  свои  знания,  убеждения,  а  позволяющего  школьнику  проявить  свою  инициативу,  высказать  и  доказать  свою  точку  зрения.

Говоря  о  развитии  познавательных  способностей  учащихся , следует  иметь  ввиду  и  те  критерии, которые  позволили  бы  учесть  продвижение  в  развитии, те  приёмы  и  способы, которые  дают  возможность  выявить  уровень  познавательной  деятельности  каждого  из  обучающихся.  

Действующая   в  школе  система  оценок  не  отражает  сдвигов  в  развитии  познавательных  процессов ( внимания, памяти, логического  мышления, воображения, интересов ), в  формировании  качеств  личности, но  учитель  в  своей  повседневной  работе  должен  отслеживать  не  только  объём  и уровень  знаний, но  и  сдвиги  в  развитии  ученика. Поэтому  особенную  важность  приобретает  разнообразная  диагностика  успешности  обучения  как  класса  в  целом, так  и  каждого  ученика  в  отдельности.

Поставив  перед  собой  вопрос  не  только  чему  учить, но  и  как  учить  результативно, пришла  к  выводу, что  необходимо  выявлять  тип  восприятия  учащихся, используя  психологические  тесты; строить  диаграммы  выявления  приоритетных  личностных  качеств  школьников; проводить  диагностику  мотивации  учебной  деятельности  и  отношения  обучающихся  к  предмету.

Л.В. Занков  вслед  за  своим  учителем  Л.С. Выготским  говорил, что  обучение  должно  забегать  вперёд  развития. То  есть  осуществляться  в  зоне  ближайшего  развития.  Это  базовое  положение  для  любого  развивающего  обучения  требует  ответа  на  вопрос: как  далеко  забегать  по  отношению  к  каждому  ученику  на  каждом  новом  этапе  обучения. Получить  этот  ответ  можно  при  постоянном  изучении  успешности  развития  и  обучения  школьников, поэтому  актуальными  становятся  понятия, введённые  Л.С. Выготским : абсолютная  успешность  обучения

 ( соответствие  достижений  учащегося  программным  требованиям ) и относительная  успешность  обучения ( соотнесение  с  его  собственными  предыдущими  достижениями ).

        Абсолютная  успешность  обучения  орфографии  и  пунктуации  отслеживается  на  протяжении  всего  учебного  года, что  даёт  возможность  учителю  в  ходе  учебного  процесса  обращать  внимание  на  пробелы  в  знаниях  учащихся, несколько  перестраивать  свою  работу  в  зависимости  от  результатов  диагностики.  Оформляется  в  графики  успешности  обучения  орфографии  и  пунктуации. ( Приложение № 1 ).

        Насколько  педагогические  условия  способствуют  развитию  каждого  школьника, показывает  динамика  роста  относительной  успешности  обучения. Имея  в  виду, что  в  классах  учатся  дети  с  разными  возможностями, это  положение    является  базовым  для  оценки  труда  и  ученика  и  учителя.  Работа  начинается  с  составления   каждым  учеником   « Таблицы  успеха », которая  располагается  на  обложке  тетради  ученика  и  заполняется  им  по  мере  выполнения  различных  работ.( Приложение № 2)  Эта  работа  позволяет  увидеть  продвижение  каждого  школьника, проанализировать  причины  успеха  и  неудач.  Эта  форма  работы  помогает  каждому  ученику  найти  своё  « слабое  место », устранить  пробелы  в  знаниях, сделать  процесс  обучения  осознанным.  Сравнивать  ученика  можно  только  с  ним  самим  вчерашним, а  не  с  другими  школьниками  в  классе.  Успех  всегда  заметен, даже  если  в  прошлом  диктанте  было  15  ошибок, а в  нынешнем  только  10.  Пусть  ученик  « растёт » от  удачи  к  удаче, двигаясь  вперёд  и  вверх  маленькими, но  верными  шажками.

Таким  образом, контроль  за  учебно – воспитательным  процессом  распространяется  на  всех  его  участников ( школьников  и  учителя )  и  ведётся  по  нескольким  направлениям:

1. контроль  за  ходом  учебно – воспитательного  процесса   на  уровне  анализа  % обученности, качества  обучения, степени  обученности  учащихся  ( итоги  мониторинга  обучения  русскому  языку  и  литературе )

2. диагностика  абсолютной  и  относительной  успешности  обучения  учащихся;

3.  диагностика  мотивации  обучения, отношения  к  предмету, читательских  интересов  школьников;

4. диагностика  личностных  и  психологических  качеств  детей: памяти,     мышления, способов  усвоения  учебного  материала.

Приложение № 1.

График  диагностики  обучения  орфографии  в  5  классе  

Орфограммы.

  1. Безударные  гласные  в  корне.
  2. Словарные  слова.
  3. Согласные  в  корне  слова.
  4. Непроизносимые  согласные.
  5. Буквосочетания жи, ши, ча, ща.
  6. Окончание  глаголов.
  7. Окончание  существительных.
  8. Окончание  прилагательных.
  9. Правописание  приставок.
  10. Правописание  приставок  на – з, - с.
  11. Чередование  гласных  в  корне.
  12. Не  с  глаголами.
  13. –ТСЯ, - ТЬСЯ  в  глаголах.
  14. Раздельное  написание  предлогов  со  словами.
  15. Суффиксы  различных  частей  речи.
  16. Правописание  наречий.

График  диагностики  обучения  пунктуации  в  5  классе

Пунктограммы.

  1. Знаки  при  однородных  членах  предложениях.
  2. Запятая  в  сложном  предложении.
  3. Знаки  препинания  в  предложениях  с  прямой  речью.
  4. Лишние  знаки.

Приложение №  2.

« Таблица  успеха »

число

11. 09

19. 09

25. 09

1. 10

6. 10

13. 10

15. 10

20. 10

11. 11

Орф.

3

3

1

2

0

2

3

2

1

Пункт.

2

2

1

2

2

0

0

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...