Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность его выбора. Гуманистическая педагогика говорит о необходимости признать субъективную роль ребенка в его отношениях с миром и людьми. Развивающее взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_vzaimodeystvie_uchitelya_i_uchenika.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок:

развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения

На длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, то есть формируется социальный опыт; опыт познания, отношений к деятельности. Но если приобретенный опыт не способствует жизненному и профессиональному самоопределению  личности, знания остаются мертвым капиталом. Поэтому не случайно мы ратуем за такое образование, которое способствует развитию и самоопределению личности. Выдвинутая цель образования – развитие личности – вовсе не означает, что воспитание оказывается более значимым, по сравнению с обучением. Мы знаем, что воспитание и учение – это единый образовательный процесс. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний учащимися мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство, развития личности.

Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций. И от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависти и результат воспитания.

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и  готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности  ребёнка предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность его выбора. Гуманистическая педагогика говорит о необходимости признать субъективную роль ребенка в его отношениях с миром и людьми.

Таким образом, главной единицей учебно-воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

Развивающее взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками  значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития  ребенка.

Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно-приемлемых  самоутверждения, самоопределения, самореализации.  Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были основаны Л.С Выготским в определении зоны ближайшего развития ребенка:  «То, что ребенок  сегодня умеет делать  в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок способен  выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Обратим внимание, что сотрудничество воспитателя и воспитанника – вовсе не формальное достижение равенства и не механическое сложение вкладов участников  совместной деятельности или «работа рядом». В самом деле, учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном её объеме без участия педагога. Но равно и он не может обойтись без детей. Партнерство предполагает  не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии из осознания всеми её участниками.

Сутью сотрудничества взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе является диалогичность отношений, общения. Благодаря этому развиваются:

       - способность строить свое действие с учетом действий партнера понимать относительность мнений, обнаружить разницу эмоциональных состояний участников  совместной деятельности;

       - инициативность, способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, диалогов, готовность предложить партнеру план общего действия;

       - адекватная самооценка, самокритичность, дружелюбие в оценке партнера, способность без агрессии, рационально разрешать конфликты.

Развивающее взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Педагог должен следовать определенным принципам педагогического развивающего взаимодействия, среди которых:

   - гуманистическая  направленность;

   -  творчество(умение создавать и реализовать новые подходы;

   - опережающий характер педагогической деятельности;

   - равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

   - психотерапевтический характер взаимодействия;

   - эмоциональная вовлеченность (переживание опыта).

Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии развивающего взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – отбор способов, с помощью которых можно их достичь. От педагога требуется профессиональное владение всем арсеналом методов, приемов, средств, необходимых для решения педагогических задач.

         А теперь подробнее о методах педагогического развивающего взаимодействия:

   -  методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируется их взгляды  (представления,  понятия), осуществляется  оперативный обмен информацией в педагогической системе между её членами;

   - методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников. Организуется их деятельность, стимулируется её позитивные мотивы;

   - методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Профессиональное владение методикой развивающего взаимодействия складывается из таких основных элементов, как:

    - умение вдумчиво проводить анализ жизни и поступков детей, их воспитательных результатов; анализ педагогических ситуаций;

    - знание основных методов педагогического взаимодействия, их видов и форм, а также условий их эффективного применения;

   - владение набором специальных знаний и навыков по практическому использованию приемов взаимодействия, то есть  педагогической техникой.

Большое  значение  в данной системе имеет саморазвитие педагога, его потребность в поиске нового, нестандартного, нетрадиционного. От этого во многом зависит успех урока и всего развивающего обучения.

Характер и содержание общения учащихся и учителя на уроке является важной стороной учебного процесса. Его роль в повседневной школьной жизни исключительна. Во-первых, учитель, организуя различные формы учебного взаимодействия с учащимися на уроке, создает необходимые условия, предпосылки их психического развития. Во- вторых, успешная организация совместных форм деятельности учащихся на уроке выступает оптимальным условием усвоения знаний, формирования психологических новообразований.

Помимо тех ситуаций, где предметом общения выступает содержание учебного процесса (усвоение учебного материала, новых способов, приемов и др.) особого внимания требует к себе складывающиеся и развивающиеся на уроке межличностные отношения (симпатия - антипатия, дружелюбие и т.д.).  Переживание, рефлексия этих отношений создают общий эмоциональный тонус  работы на уроке; от этого зависит принятия учащимися всей ситуации урока, их открытость, готовность реализовать себя, увидеть перспективу развития своих способностей.

Установление контакта  с учащимися должно идти легко, и связано с открытой позицией учителя (улыбка, приветливость, проявление внимания к настроению учащихся и т.д.); связано это и с диалогичным стилем общения (установление обратной связи через обращение к слушателям, вопросы и т.д.).

Новый учебный материал педагог,  работающий  по системе развивающего обучения, связывает с определением особенностей своей ориентации – на учащихся,  на себя и на материал:

         - ориентация на учащихся проявляется в адресности изложения материала, в умении выразить  понимание и принятие учителем своих слушателей.

        - ориентация на себя позволяет учителю показать личное  отношение к материалу, к ситуации урока в целом, делает изложение пристрастным, искренним; присутствие такой ориентации при объяснении повышает доверие учащихся к учителю;

        - ориентация на материал выражается в сосредоточении учителя на предметном содержании изложения; владение материалом показывает компетентность  и эрудированность учителя.

При этом учитель должен видеть соотношение этих ориентаций, их пропорциональность и уметь соизмерять их между собой.

При работе по системе развивающего обучения педагог должен помнить, что обучение идет на довольно сложном уровне и эффективность учебного взаимодействия во многом определяется учением учителя оказать своевременную и необходимую помощь учащимся в усвоении материала. Виды и содержание помощи учащимся могут  быть следующие:

  1. Стимулирующая – направлена на активизацию возможностей ребенка через императивные  воздействия;
  2. Эмоционально-регулирующая  - выражается в вербальном и невербальном одобрении или порицании;
  3. Организующая – представлена планированием последовательности необходимых действий;
  4. Направляющая – связана с организацией начальных этапов деятельности (помощь в осознании цели и организации необходимой ориентировки в материале).

Очень важна эффективность оценочных высказываний учителя и наиболее эффективен  положительный вид оценок: согласие – ориентирует учащегося в правильности его рассуждений; ободрение – служит для эмоциональной поддержки; одобрение – показывает достижения учащегося.

Таким образом, развивающее взаимодействие учащихся и учителя на уроке является одной из главных составляющих в учебно-воспитательном процессе.

                                                                                     

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции....

Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"...

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...

Интерактивное обучение как современная модель взаимодействия учителя и ученика

Интерактивное обучение – это один из методов обучения, который подразумевает под собой взаимодействие педагога и ученика, а  также работу в группах, сотрудничество, диалог, игра между учащи...

Проект команды педагогов в рамках развития личностно-развивающей образовательной среды

Проект команды педагогов МКОУ "Садовская СОШ", созданный в рамках обучения развитию личностно-развивающей образовательной среды....