«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
статья

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  Тема инновационного педагогического опыта :«Развитие творческих способностей учащихся на  уроках русского языка  и литературы» учителя  русского языка  и литературы   Масленниковой Юлии Николаевны 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped.opyta_maslennikova_yu.n.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

МБОУ  «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского  муниципального района Республики  Мордовия

        

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя  русского языка  и литературы

Масленниковой Юлии Николаевны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Развитие творческих способностей учащихся

на  уроках русского языка  и литературы»

 

2020 год

 

  I.Введение.

1.1   Сведения о себе.      

       Масленникова Юлия Николаевна,     22.06. 1973 года рождения.  В     1995  году  окончила  МГПИ  им. М.Е.Евсевьева  по специальности «Филология. Русский язык и литература». Общий педагогический  стаж - 24 года. Имею первую квалификационную категорию. Дата последней аттестации: 22. 12. 2015 года.

1.2   Тема инновационного педагогического опыта.

«Развитие творческих способностей учащихся на  уроках русского языка  и литературы»

         Что такое творчество? Творчество – это процесс создания чего-то нового, неповторимого, оригинального, нестандартного, уникального.

Каждый ребенок талантлив от природы. Он рожден творить, созидать. Но это качество нужно суметь не только раскрыть, но и развить. А это, чаще всего подвластно только учителю. Именно учитель способен создать максимально комфортные условия для развития творческих способностей учащихся. Уроки русского языка и литературы, пожалуй наиболее всего способствуют развитию творческого потенциала учащихся.

1.3 Условия возникновения опыта

В современном обществе просто необходима личность, обладающая конкурентоспособностью. Это значит, что человек должен стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию. Только обладая такими качествами, обучающийся способен реализоваться профессионально, социально, нравственно. Кроме этого он должен обладать новым стилем мышления, быть  мобильным, смело шагать в ногу со временем.

1.4  Актуальность

Моя задача  состоит в том, чтобы не только дать ученикам знания по предмету, но и развить творческие способности не только на уроках, но и во внеурочное время, через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения.

Исходя из имеющегося педагогического опыта, цель моей деятельности:

- исследовать данную проблему;

- наметить пути ее решения на основе практической направленности образования.

1.5 Теоретическая база

Проблема развития творческих способностей у учащихся является вечной педагогической проблемой и требует постоянного,  пристального внимания и развития. Об этом можно прочитать в трудах В.А. Сухомлинского, А.Н. Окунева, Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленского, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, Е.С. Антонова.

       В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации  отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Без  применения современных образовательный технологий сегодня мы не сможем добиться высоких результатов. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности в учебной деятельности,  а так же позволяют построить образовательную систему так, чтобы  ученик был  активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является технология проблемного обучения. Основополагающим принципом является принцип проблемности. Его суть состоит в том, что учитель, усложняя задачу на уроке, заставляет ученика найти и сформировать новые знания с помощью преподавателя и других учеников, основываясь на своем и чужом опыте, логике.

2 Технология  опыта

      Требования Федерального государственного образовательного стандарта рекомендуют строить урок так, чтобы учитель не преподносил знания, а формировал у обучающихся  готовность к саморазвитию, научил  учиться, другими словами формировал универсальные учебные действия (УУД).

      Одним из приемов раскрытия творческого потенциала учащихся является исследовательская деятельность на уроке. Начиная с 5 класса, ставлю перед учащимися небольшие исследовательские задачи, соединяющие в себе учебный и научный смысл. Из урока в урок стараюсь  сформировать научное мышление, заинтересованность в самостоятельном познании, т. е. навыкам полноценной исследовательской деятельности.

           Метод проекта – еще одна возможности самостоятельно приобрести знания учащимися в ходе решения практических задач. Благодаря этой технологии учащиеся приобретают навык самостоятельного исследования.

Технология развития критического мышления позволяет создать на уроке атмосферу творчества, раскрепощенности. Она помогает развить фантазию,  воображение, интуицию, ассоциативное мышление. В рамках данной технологии я применяю различные методы и приемы:

- составления кластера, синквейна, прием письма и т.д.

Игровые технологии, приемлемые как на уроках русского языка, так и литературы,  помогают учащимся максимально проявить свои творческие способности, проявить самостоятельность, эрудицию. В данном случае все учащиеся вовлечены в творческий полет, а это дает возможность учителю шире использовать межпредметные связи. 

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые не только влияют на организацию учебного процесса,  но и увеличивают его возможности.

Особую роль играют информационно-коммуникативные технологии. На уроках русского языка и литературы использую компьютерные презентации.

Провожу уроки – представления поэта, уроки размышления, уроки-дискуссии, уроки-концерты, уроки-мастерские, уроки-конкурсы, уроки-семинары ( в старших классах).

4. Результативность педагогической деятельности

Для того, чтобы получить положительный результат в работе по развитию творческих способностей учащихся , в школе проводятся различные конкурсы, выставки творческих работ учащихся. Ежегодно проводятся Недели русского языка и литературы, Месячники родного (русского, эрзянского) языка. А это, в свою очередь, ведет к положительной мотивации учащихся и  формированию познавательного интереса к предмету.

И как результат – у детей возрастает желание расширять свой читательский кругозор, повышается техника чтения, орфографическая зоркости, пополняется словарный запас, речь учащихся становится развитой, отличается образностью, в речи используются сложные синтаксические конструкции.

Система работы по данной теме позволила достичь определенных результатов.

Год обучения

Класс

Ф.И. обучающегося

Предмет

Результат

На муниципальном уровне

2017-2018

7

Козина Анастасия

Литература

Победитель

2018-2019

9

Ларина Виктория

Русский язык

Призер

8

Козина Анастасия

Литература

Победитель

9

Баранова Марина

Литература

Победитель

2019-2020

9

Ларина Виктория

Литература

Призер

10

Ларина Виктория

Русский язык

Победитель

9

Иркина Валерия

Литература

Призер

9

Козина Анастасия

Литература

Победитель

10

Ларина Виктория

Литература

Призер

10

Наумова Виолетта

Русский язык

Призер

На региональном уровне

2019-2020

10

Ларина Виктория

Литература

Призер

Победителями конкурса юных чтецов ежегодно являются Козина Анастасия и Наумова Виолетта. Принимают участие в исследовательской деятельности Суина Дарья, Громилин Дмитрий, Козина Анастасия, Елизаров Вадим. Проявляют свой литературный талант в конкурсе сочинений Ларина Виктория, Круглов Иван, Леонова Виктория, Козина Анастасия.

Динамика качества знаний учащихся наглядно показывает, что те формы и методы обучения, которые выбраны мною, дают достаточно высокие и стабильные результаты в обучении детей.

 Успеваемость во всех классах довольно высокая. Все обучающиеся достойно сдали экзамен, набрав необходимое количество баллов. А результаты ЕГЭ и ГИА – показатель эффективности моей педагогической деятельности.

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно»,- говорил Б.Желтков. Нужно, чтобы на каждый урок ребенок шел с радостью, чтобы горели глаза от маленьких открытий.

4.  Список литературы

1. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М.,1991

2.Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащахся//Русский язык в школе. – 200/1.-№6.-С.21-25.

3.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавателя русского языка//Русский язык в школе.-2002.-№3.-с 105.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М.: Народное  образование, 1998

5.Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПБ.: Издательство «Михаил Сизов», 2002.-320с.

6. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Данный материал содержит обобщение опыта работы  по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...