Адаптированная двигательная рекреация для детей с ОВЗ
статья

Статья. Адаптированная двигательная рекреация для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная двигательная рекреация для детей с ОВЗ

Большой популярностью в настоящее время пользуется направление «Адаптивный спорт», т.к. с его помощью можно влиять на развитие качеств любого ребенка, а так же использовать как рекреационную деятельность.

Одной из важных особенностей Адаптивного спорта является участие абсолютно всех детей с ОВЗ.

 В двигательной сфере у таких детей наблюдается отставание в физическом развитии. Самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений:

- грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий;

-излишняя напряженность;

-скованность и неточность движений;

-ограниченная амплитуда;

-нарушения в пространственной ориентировке, равновесии

Основная цель - расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности.

Рекреация – это деятельность, направленная на расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных). Рекреация означает смену деятельности, отклонение от привычных норм для переключения от обыденности и вливания себя в неизвестную среду, необходимый процесс для отдыха и переключение психологического и эмоционального состояния. Существует множество нормативно-правовых актов по развитию данного направления, например «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) ЛК РФ Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности (леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).

В адаптивном спорте значение имеет конечный результат, но процесс подготовки самих спортсменов не менее важен. Именно он является ключом к двигательной рекреации.

Согласно данным «Статистика и показатели. Региональные и федеральные» (https://rosinfostat.ru/invalidy/#i-7) в настоящее время возросла детская инвалидность. Важно отметить, что доля инвалидов с детства меньше, чем доля лиц с приобретённой степенью. Наибольшее количество детей-инвалидов находится в возрасте 8-14 лет. Среди основных причин детской инвалидности:

-Психические заболевания и умственная отсталость – 30%.

Поскольку у детей с интеллектуальными нарушениями имеются нарушения в образах мышления (в вербальном и образном видах) для них характерны стереотипность, тугоподвижность и недостаточная гибкость мыслительных процессов. Это вызывает трудности при выполнении  новых заданий. Таким образом, данной категории детей характерна бессистемность анализа.

К особенностям развития детей с ОВЗ относятся:

- трудности в формировании учебной и игровой деятельности;

-зависимость от эмоционального напряжения, уровня скорости и сложности заданий,

Зависимость от эмоциональной адекватности психического реагирования, утомляемости.

Двигательные функции организма играют большую роль в жизни каждого ребёнка, в особенности детей с интеллектуальными нарушениями.

Можно сделать вывод, что недоразвитие ЦНС влияет на интегративное восприятие мозга.

У детей с нарушением интеллекта выделяют следующие нарушения:

-общее недоразвитие мелкой и крупной моторики;

-моторный инфантилизм;

-позднее развитие мелкой и крупной моторики;

-стереотипные движения;

-недоразвитие или отсутствие необходимых, автоматических движений, мимических выражений, речевого воспроизведения;

-отсутствие понимания формы движений и способности их воспроизводить;

-нарушение в речевом воспроизведении;

-быстрая возбудимость нервной системы и медленное торможение;

-недостаточность внимания;

-безосновательная эйфория;

-стереотипные движения.

Особенности проведения рекреационных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями:

-формирование мотивации ребенка взрослым;

-выработка терпения;

-выбор различных способов общения и выражения мыслей (например, скачивание специальных программ на планшет, озвучивающие картинки, система карточек PECS);

-сохранение спокойного голоса одинаковой тональности.

Задача рекреационных занятий для детей с ОВЗ:

  • создать представления об алгоритме двигательного действия, нормализуя двигательные навыки, развитие двигательных умений, которыми обладает ребенок;
  • оптимизировать психофизическое состояние за счёт переключения на занятие развлекательного характера и получения от них удовольствия.

Основными задачами учебного процесса является:

-формирование положительной мотивации и подкреплений в процессе всего занятия, положительного восприятия;

-формирование способности концентрировать внимание длительное время;

-сбалансировать процессы возбуждения и торможения нервных процессов;

-развивать осознание цели и пути решения проблем;

-анализ полученных результатов;

-план действий для достижения результата;

-расширение запаса практических умений и навыков для применения их в повседневной жизни;

-развитие речевых практик.

Возможные средства для решения основных задач учебного процесса:

  • создаем представления о необходимых двигательных действиях и реализуем их, по возможности;
  • составляем упражнения под музыку или счет, сохраняя ритм;
  • составляем упражнения связанные с пластичностью движение, увеличением амплитуды движений;
  • выполняем двигательные действия с предметами;
  • используем игры с последовательным сюжетом;
  • используем подвижные игры;
  • занятия в сухом, обычном бассейне.

Методы, применяемые в процессе занятий:

-формирования знаний (слова, наглядный материал, тактильные предметы). Воздействие на   всю систему восприятия ребенка;

-методы целостного и расчлененного обучения двигательному действию;

-методы развития физических качеств и способностей;

-методы воспитания личности

-методы педагогического воздействия;

-методы индивидуального и группового занятия.

Для развития и коррекции, как мелкой моторики, так и физического развития, а также интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, используются подвижные игры. Подвижные игры способствуют расширению функциональных возможностей и повышению физической работоспособности.

Ритмика, бальные танцы, гимнастика являются одними из видов двигательной рекреации. Одним из популярных средств, используемых в двигательной рекреации являются игровые квесты.

Также для успешных результатов в развитии ребенка с ОВЗ следует обращать внимание на его эмоциональное состояние.

Следовательно, средства и методы адаптивной двигательной рекреации при рациональном использовании могут служить:

  • -стимулятором повышения двигательной активности ребенка, здоровья и работоспособности;
  • -способом удовлетворения потребности в эмоциях, общении, движении, игре, развития познавательных способностей.
  • фактором гармоничного развития личности ребенка.

Таким образом, можно сказать, что адаптивная двигательная рекреация открывает широкие возможности для социализации детей с ограничениями здоровья. Способствует усвоению детьми социального опыта, культурных ценностей. Повышает качество жизни ребенка.

Никогда не лежите, если можете сидеть,
Никогда не сидите, если можете стоять.
Никогда не стойте неподвижно,
если можете двигаться.
Лоуренс Морхауз

Использованная литература:

  1.  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21408841
  2. У.В. Ульенкова.,  О.В. Лебедева «Организация и содержание специальной

психологической помощи детям с проблемами в развитии». - М.:

Издательский центр «Академия», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста

Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки» « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Паспорт программыНаименование программы « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ   СЕМЬЯ»Основаниядля разработки программыКонвенция о правах ребёнкаЗакон РФ об образованииЗакон РФ об основных гарантиях прав ре...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Совместное участие в традиционных народных праздниках детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и детей из фольклорного ансамбля.

Анализ проведения двух традиционных народных  праздников.    Талантливые  дети  из успешного фольклорного ансамбля и дети с нарушением интеллекта, речи, опорно-двигательного а...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Английский язык (Spotlight 6)

Данная рабочая программа адаптирована для обучающегося на дому с нарушениями опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом; поражения опорно-двигательного аппарата не затрагивают речевую и инт...

Организация адаптивной двигательной рекреации для детей с интеллектуальными нарушениями.

В двигательной сфере  ребят с нарушениями в развитии наблюдается отставание в уровне физического развития и физической подготовленности. Самые выраженные нарушения отмечаются в координации ...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

АОП разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом федеральной адаптированной программы дошкольного образования. Направлена на удовлетворение особых образовательных потребностей ...