Аналитические отчеты за 2018-2021 г.
материал

 Самсонова Анастасия Витальевна

Основная цель работы педагога-психолога заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса, а также решении практических задач по формированию позитивной личности обучающихся, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное  образовательное учреждение

 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»

Аналитический отчёт педагога-психолога

за 2018-2019 учебный год.

Подготовил: педагог-психолог

Самсонова А.В.

пгт. Смирных

2019 г.


Основная цель работы педагога-психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образования, «Положением о службе практической психологии в системе  Министерства образования Российской Федерации».

Основные задачи:

  1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
  2.  Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
  3. Формирование у детей и педагогов способностей к самопознанию,  самовоспитанию, саморазвитию;
  4. Развитие   у   воспитанников   навыков   психологической   компетентности: овладение   социальными   нормами   поведения;   ориентация   на «другого», как субъекта общения; формирование ситуативной адекватности (умение ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные модели поведения);
  5. Оказание помощи воспитанникам в выборе будущей профессии на основании их способностей и возможностей.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности  работа велась по основным направлениям:

- психолого-педагогическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа;

- психолого-педагогическое консультирование;

- просветительская деятельность

 Педагог-психолог  Самсонова А.В. проводила работу  с учащимися с 1 класса по 9 класс включительно, в количестве 41 чел.

Таб. 1 Количество проведенных мероприятий за учебный год

 Формы работы

Учащиеся  с 1 по 9 классы

(кол-во мероприятий)

Педагоги

(кол-во мероприятий)

Консультации и беседы

                    45

            20

Коррекционно-развивающая работа

Индивид.

Групповое

       Групповое

    202

    197

               -

Диагностика

Индивид.

Групповое

Групповое

112

       5

1

Занятия и беседы с детьми

« группы риска»

      45

       12

11

Профилактические

 беседы  и занятия

                  10

6

       Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии  со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, классными  руководителями, учителями - предметниками, школьной администрацией, социальным педагогом, воспитателями.

    В 2018-2019 учебном году в разные классы  школы - интернат поступило 11 обучающихся. Адаптационный период прошел за минимально короткий срок, вновь поступившие обучающие стали активно принимать участие  в жизни школы - интернат.

Вся работа психологической службы проводится в соответствии с годовым планом. План работы включает в себя следующие направления: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, коррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическая служба работает со всеми детьми разных возрастов, с1-го по 9-е классы. Работа ведётся совместно с педагогами, администрацией, всеми службами школы-интерната. План работы выполняется полностью.

     По психологическому просвещению работа ведется с педагогическим коллективом, учащимися. Психолог проводит индивидуальные консультации по запросу педагогов. Для  воспитателей проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам в детско - воспитательских отношениях.

Диагностическая работа

     Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.

      В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).  Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.  

  1. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера, тест Тэммл - Дорки - Амен)
  2. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
  3. Диагностика интеллекта
  4. Диагностика уровня развития  мышления (прогрессивные матрицы Дж. Равена, Амтхауэра)
  5. Социометрия
  6. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии» Резапкина)
  7. Изучение интересов, увлечений, учебной  мотивации (по Лускановой)
  8. Изучение школьной тревожности (тест Филлипса)
  9. Проективные методики.

Коррекционно-развивающая работа

     За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 197  групповых коррекционно-развивающих занятий. Проведено 202  индивидуальных занятий.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • совершенствование познавательных, мыслительных и эмоциональных способностей ;
  •  развитие навыков общения и взаимного сотрудничества в малых группах;
  • закрепление школьных учебных навыков в игровой и тренинговой формах;
  • коррекция отдельных отклонений в учебной деятельности и поведении;
  • снятие эмоционального напряжения и явлений психофизического утомления;
  • дополнительная диагностика в моделях игровой и учебной деятельности.

Консультативная работа

     В 2018-2019 учебном году проведено  групповых консультации:

  • с обучающимися- 45;
  • с педагогами- 20.

Индивидуальные консультации:

  • с обучающимися - 10;
  • с педагогами -10.

        В связи с тем, что основной контингент - это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

В целом все запросы можно разделить на:

- трудности в общении со сверстниками;

-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

- проблемы в детско-воспитательских отношениях;

- трудности в профессиональном самоопределении;

- трудности обучения;

- консультации по результатам групповой диагностики.

       Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделялось  вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был направлен, главным образом, на обучающихся 8-х,9-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:

- знание и учёт своих возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.  

      При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой обучающихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах педагог-психолог знакомил обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Обучающиеся в меру своих психофизических возможностей овладевали умением ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.

      В марте была проведена профориентационная диагностика в 9 классе и на основании результатов были проведены профориентационные беседы и консультации с выпускниками.

Профилактическая работа.

     Профилактическая работа с обучающимися проводилась в течение  всего учебного года в виде консультации, бесед и  занятии с презентациями. По итогам диагностики среди обучающихся, а также по запросам педагогов и родителей проведён цикл бесед с обучающимися  среднего и старшего звена:

- « Права и обязанности воспитанников. Поощрение и наказание»;

- « Сопереживание в радости  и в горе»;

- « Общение с взрослыми»;

- «Общение с младшими по возрасту»;

- « Как общаться с собеседником»;

- «Культура общения по телефону»;

- « Скажем нет: курению, алкоголю»;

- «Беседа по профилактике наркомании» и т.д.

         Вся профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных качеств, на адекватное отношения к окружающему социуму, развитию толерантности, расширению знании о ПДД, закреплению знании о своей стране и развитию гражданственности.

Профилактическая работа с детьми «группы риска» осуществлялась  с помощью различных форм, методов и приемов работы.

Профилактические беседы:

- на осознания своего «Я»;

- на развитие самосознания и индивидуальности;

- на планирование своей деятельности;

- на формирование способностей  избегать ошибочных действий;

- на развитие мотивации

- на расширения своего кругозора;

- на выработку правильной позиции по отношению к другим людям.

       С воспитанниками проводилась работа в форме коррекционно-развивающих занятиях направленных:

- на обретение уверенности в себе;

- на анализ возможных последствий неадекватного поведения и убеждения в нецелесообразности такого поведения;

- на установление и понимание положительных чувств, эмоционально окрашенных  жизненных перспектив.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

     В 2019-2020 учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с  тревожными, агрессивными детьми.  В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса и в соответствии с  ФГОС. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.

     



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»

Аналитический отчет педагога-психолога за 2019 -2020 учебный год.

Подготовил: педагог-психолог

Самсонова А.В.

пгт. Смирных

2020 г.

Деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утвержденным годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образования, «Положением о службе практической психологии в системе  Министерства образования Российской Федерации».

Основная цель работы педагога-психолога заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса, а также решении практических задач по формированию позитивной личности обучающихся, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.

Основные задачи:

  1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
  2.  Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
  3. Формирование у детей и педагогов способностей к самопознанию,  самовоспитанию, саморазвитию;
  4. Развитие   у   воспитанников   навыков   психологической   компетентности: овладение   социальными   нормами   поведения;   ориентация   на «другого», как субъекта общения; формирование ситуативной адекватности (умение ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные модели поведения);
  5. Оказание помощи воспитанникам в выборе будущей профессии на основании их способностей и возможностей.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности  работа велась по основным направлениям:

- психолого-педагогическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа;

- психолого-педагогическое консультирование;

- просветительская деятельность

 Педагог-психолог  Самсонова А.В. проводила работу  с учащимися с 2 класса по 9 класс включительно, в количестве 44 чел., воспитанники дошкольного возраста- 4 чел., воспитанник 1 класса, посещающий общеобразовательную школу -1 чел.

Таб. 1 Количество проведенных мероприятий за учебный год

 Формы работы

Учащиеся  с 2 по 9 классы

(кол-во мероприятий)

Педагоги

(кол-во мероприятий)

Консультации и беседы

                    84

            49

Коррекционно-развивающая работа

Индивид.

Групповое

       Групповое

    454

    467

               -

Диагностика

Индивид.

Групповое

Групповое

134

       4

1

Занятия и беседы с детьми

« группы риска»

      56

      15

10

Профилактические

 беседы  и занятия

                  15

8

       Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии  со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, классными  руководителями, учителями - предметниками, школьной администрацией, социальным педагогом, воспитателями.

    В 2019-2020 учебном году в разные классы  школы - интернат поступило 6 обучающихся, 4 воспитанников обучаются по программе дошкольного воспитания и 1 воспитанник по программе обучения в общеобразовательной школе. Адаптационный период прошел за минимально короткий срок, вновь поступившие обучающие стали активно принимать участие  в жизни школы - интернат.

Вся работа психологической службы проводится в соответствии с годовым планом. План работы включает в себя следующие направления: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, коррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическая служба работает со всеми детьми разных возрастов, с2-го по 9-е классы и с детьми дошкольного возраста. Работа ведётся совместно с педагогами, администрацией, всеми службами школы-интерната. План работы выполняется полностью.

     По психологическому просвещению работа ведется с педагогическим коллективом, обучающимися. Психолог проводит индивидуальные консультации по запросу педагогов.  Для  воспитателей проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам в детско - воспитательских отношениях.

Диагностическая работа

     Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, уровней школьной тревожности, отклонений в психическом развитии и др.

      В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).  Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.  

  1. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера, тест Тэммл - Дорки - Амен);
  2. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
  3. Диагностика интеллекта (тест Векслера);
  4. Диагностика уровня развития  мышления (прогрессивные матрицы Дж. Равена, Амтхауэра);
  5. Социометрия;
  6. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии» Резапкина);
  7. Изучение интересов, увлечений, учебной  мотивации (по Лускановой);
  8. Изучение школьной тревожности (тест Филлипса);
  9. Проективные методики;
  10. Диагностика состояния агрессии;
  11. Выявление типа темперамента;
  12. Выявление акцентуаций у подростка (тест-опросник Шмишека);
  13. Диагностика образовательных потребностей;
  14. Диагностика уровня выполнения теоретической и практической части программ по трудовому обучению.

Коррекционно-развивающая работа

     За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено  467 групповых коррекционно-развивающих занятий. Проведено 454 индивидуальных занятий.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • совершенствование познавательных, мыслительных и эмоциональных способностей;
  •  развитие навыков общения и взаимного сотрудничества в малых группах;
  • закрепление школьных учебных навыков в игровой и тренинговой формах;
  • коррекция отдельных отклонений в учебной деятельности и поведении;
  • снятие эмоционального напряжения и явлений психофизического утомления;
  • дополнительная диагностика в моделях игровой и учебной деятельности.
  • Повышение уровня мотивации к обучению,
  • Психологическая коррекция агрессивного поведения,
  • Развитие мелкой моторики,
  • Психологическая коррекция тревожного поведения.

Консультативная работа

     В 2019-2020 учебном году проведено групповых консультации:

  • с обучающимися- 56;
  • с педагогами-23.

Индивидуальные консультации:

  • с обучающимися -84;
  • с педагогами -49.

        В связи с тем, что основной контингент - это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

В целом все запросы можно разделить на:

- трудности в общении со сверстниками;

- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

- проблемы в детско-воспитательских отношениях;

- трудности в профессиональном самоопределении;

- трудности обучения;

- консультации по результатам групповой диагностики

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделенные чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения;

- излишнее волнение.

Так же психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.

       Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделялось  вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был направлен, главным образом, на обучающихся 8-х,9-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:

- знание и учёт своих возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.  

      При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой обучающихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах педагог-психолог знакомил обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Обучающиеся в меру своих психофизических возможностей овладевали умением ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.

      В марте была проведена профориентационная диагностика в 8 - 9 классов и на основании результатов были проведены профориентационные беседы и консультации с выпускниками.

Профилактическая работа.

     Профилактическая работа с обучающимися проводилась в течение  всего учебного года в виде консультации, бесед и  занятии с презентациями. По итогам диагностики среди обучающихся, а также по запросам педагогов и воспитателей проведён цикл бесед с обучающимися  среднего и старшего звена:

- «Права и обязанности воспитанников. Поощрение и наказание»;

- «Сопереживание в радости  и в горе»;

- «Общение с взрослыми»;

- «Общение с младшими по возрасту»;

- « Как общаться с собеседником»;

- «Культура общения по телефону»;

- «Скажем нет: курению, алкоголю»;

- «Беседа по профилактике наркомании»;

- «Мои лучшие стороны и чтобы я хотел в себе изменить»;

- «Мы выбираем, нас выбирают»;

-«Дом , который бы я построил»;

- «Каким я вижу мир»;

- «Привычка быть здоровым»;

- «Азбука здоровья»;

- «Здоровье и выбор образа жизни»;

-«Ущелье страхов. Чего я боюсь в новой жизни»;

-«Океан человеческих чувств»;

- «Семья - счастливая страна взаимоотношений, семейные роли»;

- «Как заводить друзей»;

- «Мы в ответе за свои поступки»;

- «Как противостоять влиянию других?»;

- «Мамин и папин портрет»;

-«Чудо материнской любви»;

- «Сердце матери»;

- «Образ бабушки и дедушки»;

- «Члены семьи и как общаться с членами семьи» и т.д.

         Вся профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных качеств, на адекватное отношения к окружающему социуму, развитию толерантности, расширению знании о ПДД, закреплению знании о своей стране и развитию гражданственности.

Профилактическая работа с детьми «группы риска» осуществлялась  с помощью различных форм, методов и приемов работы.

Профилактические беседы:

- на осознания своего «Я»;

- на развитие самосознания и индивидуальности;

- на планирование своей деятельности;

- на формирование способностей  избегать ошибочных действий;

- на развитие мотивации

- на расширения своего кругозора;

- на выработку правильной позиции по отношению к другим людям. Индивидуальные развивающие занятия:

- Коррекция агрессивного поведения,

- Коррекция тревожного поведения.

       С воспитанниками проводилась работа в форме коррекционно-развивающих занятиях направленных:

- на обретение уверенности в себе;

- на анализ возможных последствий неадекватного поведения и убеждения в нецелесообразности такого поведения;

- на установление и понимание положительных чувств, эмоционально окрашенных  жизненных перспектив.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

     В 2020-2021 учебном году необходимо усилить внимание по работе с  тревожными, агрессивными детьми.  В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса и в соответствии с  ФГОС. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»

Аналитический отчет педагога-психолога за 2020 -2021 учебный год.

Подготовил: педагог-психолог

Самсонова А.В.

пгт. Смирных

2021 г.

Деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утвержденным годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образования, «Положением о службе практической психологии в системе  Министерства образования Российской Федерации».

Основная цель работы педагога-психолога заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса, а также решении практических задач по формированию позитивной личности обучающихся, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.

Основные задачи:

  1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
  2.  Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
  3. Формирование у детей и педагогов способностей к самопознанию,  самовоспитанию, саморазвитию;
  4. Развитие   у   воспитанников   навыков   психологической   компетентности: овладение   социальными   нормами   поведения;   ориентация   на «другого», как субъекта общения; формирование ситуативной адекватности (умение ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные модели поведения);
  5. Оказание помощи воспитанникам в выборе будущей профессии на основании их способностей и возможностей.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности  работа велась по основным направлениям:

- психолого-педагогическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа;

- психолого-педагогическое консультирование;

- просветительская деятельность

 Педагог-психолог  Самсонова А.В. проводила работу  с учащимися с 3 класса по 9 класс включительно, в количестве 33 чел.

Таб. 1 Количество проведенных мероприятий за учебный год

 Формы работы

Учащиеся  с 3 по 9 классы

(кол-во мероприятий)

Педагоги

(кол-во мероприятий)

Консультации и беседы

                    65

           34

Коррекционно-развивающая работа

Индивид.

Групповое

       Групповое

    174

   338

               -

Диагностика

Индивид.

Групповое

Групповое

145

       8

2

Занятия и беседы с детьми

« группы риска»

     67

      23

              26

Профилактические

 беседы  и занятия

            47      

8

       Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии  со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, классными  руководителями, учителями - предметниками, школьной администрацией, социальным педагогом, воспитателями.

    В 2020-2021 учебном году в разные классы  школы - интернат поступило 3 обучающихся (6,9 классы). Адаптационный период прошел за минимально короткий срок, вновь поступившие обучающие стали активно принимать участие  в жизни школы - интернат. Выбыло 4 обучающихся (1 чел.- Кировский дом инвалидов,2 чел.- в семью, 1 чел.- в  ГРЦ «Чайка»).

Вся работа психологической службы проводится в соответствии с годовым планом. План работы включает в себя следующие направления: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, коррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическая служба работает со всеми детьми разных возрастов, с3-го по 9-е классы. Работа ведётся совместно с педагогами, администрацией, всеми службами школы-интерната. План работы выполняется полностью.

     По психологическому просвещению работа ведется с педагогическим коллективом, обучающимися. Психолог проводит индивидуальные консультации по запросу педагогов.  Для  воспитателей проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам в детско - воспитательских отношениях.

Диагностическая работа

     Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, уровней школьной тревожности, отклонений в психическом развитии и др.

      В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).  Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.  

  1. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера, тест Тэммл - Дорки - Амен);
  2. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
  3. Диагностика интеллекта (тест Векслера);
  4. Диагностика уровня развития  мышления (прогрессивные матрицы Дж. Равена, Амтхауэра);
  5. Социометрия;
  6. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии» Резапкина);
  7. Изучение интересов, увлечений, учебной  мотивации (по Лускановой);
  8. Изучение школьной тревожности (тест Филлипса);
  9. Проективные методики;
  10. Диагностика состояния агрессии;
  11. Выявление типа темперамента;
  12. Выявление акцентуаций у подростка (тест-опросник Шмишека);
  13. Диагностика образовательных потребностей;

Коррекционно-развивающая работа

     За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 338  групповых коррекционно-развивающих занятий. Проведено  174 индивидуальных занятий.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • совершенствование познавательных, мыслительных и эмоциональных способностей;
  •  развитие навыков общения и взаимного сотрудничества в малых группах;
  • снятие эмоционального напряжения и явлений психофизического утомления;
  • обучение приемам психической саморегуляции,
  • развитие умений выражать свои эмоции и чувства,
  • обучение приемам релаксации,
  • повышение уровня мотивации к обучению,
  • психологическая коррекция агрессивного поведения,
  • развитие мелкой моторики,
  • психологическая коррекция тревожного поведения.

Консультативная работа

     В 2020-2021 учебном году проведено групповых консультации:

  • с обучающимися-23;
  • с педагогами-10.

Индивидуальные консультации:

  • с обучающимися - 42;
  • с педагогами -24.

        В связи с тем, что основной контингент - это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

В целом все запросы можно разделить на:

- трудности в общении со сверстниками;

-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

- проблемы в детско-воспитательских отношениях;

- трудности в профессиональном самоопределении;

- трудности обучения;

- консультации по результатам групповой диагностики

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделенные чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения;

- излишнее волнение.

Так же психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.

       Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделялось  вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был направлен, главным образом, на обучающихся 8-х,9-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:

- знание и учёт своих возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.  

      При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой обучающихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах педагог-психолог знакомил обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Обучающиеся в меру своих психофизических возможностей овладевали умением ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.

      В марте была проведена профориентационная диагностика в 8 - 9 классов и на основании результатов были проведены профориентационные беседы и консультации с выпускниками.

Профилактическая работа.

     Профилактическая работа с обучающимися проводилась в течение  всего учебного года в виде консультации, бесед и  занятии с презентациями. По итогам диагностики среди обучающихся, а также по запросам педагогов и воспитателей проведён цикл бесед с обучающимися  среднего и старшего звена:

- «Права и обязанности воспитанников. Поощрение и наказание»;

- «Сопереживание в радости  и в горе»;

- «Общение с взрослыми»;

- «Общение с младшими по возрасту»;

- « Как общаться с собеседником»;

- «Культура общения по телефону»;

- «Скажем нет: курению, алкоголю»;

- «Беседа по профилактике наркомании»;

- «Мои лучшие стороны и чтобы я хотел в себе изменить»;

- «Мы выбираем, нас выбирают»;

-«Дом, который бы я построил»;

- «Каким я вижу мир»;

- «Привычка быть здоровым»;

- «Азбука здоровья»;

- «Здоровье и выбор образа жизни»;

-«Ущелье страхов. Чего я боюсь в новой жизни»;

-«Океан человеческих чувств»;

- «Семья - счастливая страна взаимоотношений, семейные роли»;

- «Как заводить друзей»;

- «Мы в ответе за свои поступки»;

- «Как противостоять влиянию других?»;

- «Мамин и папин портрет»;

-«Чудо материнской любви»;

- «Сердце матери»;

- «Образ бабушки и дедушки»;

- «Члены семьи и как общаться с членами семьи» и т.д.

         Вся профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных качеств, на адекватное отношения к окружающему социуму, развитию толерантности, расширению знании о ПДД, закреплению знании о своей стране и развитию гражданственности.

Профилактическая работа с детьми «группы риска» осуществлялась  с помощью различных форм, методов и приемов работы.

Профилактические беседы:

- на осознания своего «Я»;

- на развитие самосознания и индивидуальности;

- на планирование своей деятельности;

- на формирование способностей  избегать ошибочных действий;

- на развитие мотивации

- на расширения своего кругозора;

- на выработку правильной позиции по отношению к другим людям. Индивидуальные развивающие занятия:

- Коррекция агрессивного поведения,

- Коррекция тревожного поведения.

       С воспитанниками проводилась работа в форме коррекционно-развивающих занятиях направленных:

- на обретение уверенности в себе;

- на анализ возможных последствий неадекватного поведения и убеждения в нецелесообразности такого поведения;

- на установление и понимание положительных чувств, эмоционально окрашенных  жизненных перспектив.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

     В 2021-2022 учебном году необходимо усилить внимание по работе с  тревожными, агрессивными детьми.  В дальнейшем необходимо создать новые программы по коррекции эмоционально-волевой сферы с учетом потребностей участников образовательного процесса и в соответствии с  ФГОС. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитическая записка 2018-2021

Профессиональная деятельность за период 2018-2021 гг....

Аналитические справки об итогах проведения профилактических мероприятий 2018-2021 год

Анализ проведения общешкольных и профилактических мероприятий за 2018-2021 год...

Аналитический отчет "Результаты профессиональной деятельности" 2018-2021

quot;Результаты профессиональной деятельности" (2018-20ё21)...