Использование образовательных платформ в повышении познавательной мотивации у учащихся
методическая разработка

Волохова Ирина Валерьевна

Аннотация работы:

Современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся ценностно-смысловых компетенции — это компетенции связанные с способностью четко представлять, что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом как он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Безусловно, огромную роль в развития ребенка играет учитель, который постоянно осуществляет передачу опыта применения отдельные методические приемов и способов деятельности, направленных на развитие компетенций, повышающих качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кутарбитская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Тема: Использование образовательных платформ в повышении познавательной мотивации у учащихся  

Составил: Волохова Ирина Валерьевна

учитель биологии

высшей квалификационной

категории

2022 год

Аннотация работы:

Современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся ценностно-смысловых компетенции — это компетенции связанные с способностью четко представлять, что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом как он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Безусловно, огромную роль в развития ребенка играет учитель, который постоянно осуществляет передачу опыта применения отдельные методические приемов и способов деятельности, направленных на развитие компетенций, повышающих качество образования.

Введение

С каждым годом все труднее привлечь детей к изучению учебного материала по предметам, будь это биология или любой другой предмет. Исходя из этого, передо мной встала проблема: «Как организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята активно, с интересом и увлечением погружались в тему?». Что же интересно современным детям? Ответ прост и очевиден: гаджеты, интернет и игры. Почему бы тогда не использовать их для решения реальных учебных задач, ведь продолжающееся развитие цифровых и мобильных технологий открывают перед педагогом новые возможности в части организации очного и дистанционного обучения. Одним из решений для меня стали цифровые образовательные платформы. Считаю, данная тема очень актуальна. Надо научить ребенка работать с потоком информации и направлять в нужное русло для решения поставленных задач и проблем. 

Цель работы: передача опыта применения отдельных методических приемов и способов деятельности, направленных на повышение познавательной мотивации учащихся.

Задачи:

1.  Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу и выяснить основные правила создания заданий.

2.  Поделиться методическими приемами и способами деятельности, направленных на повышение познавательной мотивации

3. Развитие и усовершенствование навыков работы с образовательными платформами.

Основная часть.

Дистанционное обучение показало нам большие возможности использования цифровых ресурсов. Изучила разные и пробовала работать на них, но прижились и очень нравятся в работе LearningApps.org и Learnis. В своей работе часто стала использовать образовательные платформы Online Test Pad и LearningApps (Рис. 1). Виды заданий легко использую при повторении д\з, изучении новой темы, самостоятельной работе: пройти тест (викторину), разгадать кроссворд, классифицировать объекты по группам, найти пару собрать пазлы, найти соответствия, найти на карте (например, «Устройство микроскопа», «Строение клетки»). Вот несколько примеров https://learningapps.org/14811705,

 https://learningapps.org/14600312, https://onlinetestpad.com/horqt36mokswq. Задания можно создавать и редактировать в режиме онлайн, используя различные шаблоны. Большой интерес вызывает процесс составления заданий по подготовке ВПР по биологии. Вот ссылка на одну из работ: https://learningapps.org/19053947  Ребята активно выполняют задания и предлагают свои идеи для создания новых работ. Высокая мотивация учащихся, скорость выполнения заданий и многократная отработка навыка, визуальные образы и теоретический материал - дают прочность знаний.

Немного позже открыла преимущества в своей работе платформы Learnis (https://www.learnis.ru) – это электронный набор сервисов для эффективного обучения на основе игровых методик. Сервис позволяет создавать образовательные веб-квесты, викторины, интеллектуальные и терминологические игры, интерактивное видео. Learnis может использоваться на любой современной платформе, в том числе, на мобильных устройствах (Рис. 2).

Используя готовые шаблоны, я создаю собственные игры, добавляя содержание своего предмета, которое делает их образовательными и увлекательными. Игры можно использовать неоднократно, при необходимости их можно редактировать.

На уроках биологии и внеурочной деятельности, для вовлечения в тему или ее повторения, я использую образовательный веб-квест «Выберись из комнаты» https://www.Learnis.ru/580086/. В нем перед игроком стоит задача выбраться из виртуального закрытого помещения, используя подсказки и предметы в комнате. Подсказки могут быть как в явном виде, так и в форме загадок или учебных задач, решение которых является ключом для дальнейшего развития сюжета. Находя подсказки и используя предметы интерьера, участники квеста получают доступ к заданиям, а их решение в итоге позволит определить код от двери для выхода. Достоинство ресурса в том, что все комнаты адаптированы для смартфонов и планшетов (Приложение 1).

Образовательный веб-квест помогает реализовать дифференцированный подход к обучению. Используя любой макет комнаты, можно создать несколько вариантов заданий на одну тему, для слабых можно создать одни варианты, для более сильных другие. Кроме того, сложность задуманного кода для открывания также может зависеть от индивидуальных возможностей ребят. Квест на уроках я использую как фронтально, так и индивидуально. Можно использовать как на обычных, так и на онлайн-уроках, в дистанционном обучении, а также в качестве домашнего задания.

Для проведения внеурочных мероприятий я использую викторины, созданные с помощью платформы Learnis. Хочется отметить, что процесс подготовки и загрузки заданий максимально прост и не требует каких-либо специальных навыков. Преимущество викторины, созданной на Learnis в том, что система автоматически зачисляет и снимает баллы за верные или неверные ответы, а затем определяет победителя. Данную форму можно использовать как индивидуальную или командную работу с использованием мобильных устройств. Формируя умения нестандартно мыслить, принимать решения и работать в команде.

За счет включения игрового образовательного контента, созданного на платформе Learnis в урок, повышается интерактивность учебных занятий и, как результат, мотивация обучающихся, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности и усвоение учебного материала.

Заключение.

Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен уметь  находить нужную информацию, осмысливать ее и применить в своей деятельности. Применение данных приемов и форм на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Умение работать с текстами помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания, осознать то, что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств, и качеств личности, к развитию которых призывают стандарты образования. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Список используемой литературы

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития учащихся. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2010

3. М. Ю. Новиков. Методы обучения информационных методов на основе мобильных технологий. [Электронный ресурс].

4. М. Ю. Новиков. Образовательные веб-квесты, викторины и игры Learnis в системе методов мобильного обучения. [Электронный ресурс].

5.https://psy.1september.ru/article.php?ID=200701004 http://festival.1september.ru/articles/599535/

Приложение 1

Рис. 1 Рис. 2

Для создания квеста необходимо:

1. Составить задания.

2. Оформить их в виде изображений (для этого удобно использовать сохранение слайдов презентации в виде отдельных изображений в формате jpeg, jpg).

3. Выбрать макет квест-комнаты на нужное количество заданий.

4. Загрузить задания в виде изображений или звукового файла.

5. Получить доступ по ссылке или в виде номера игры.

6. Раздать код ученикам для прохождения квеста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы, использование современных технологий по повышению познавательной активности учащихся (Из опыта работы).

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие кач...

Выступление на МО учителей начальных классов от 30.03.2022 г. на тему: «Использование мультимедийных презентаций на уроках домоводства и профильного труда как средства повышения учебной мотивации у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (УО)»

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал....

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...

Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

        Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...

"Использование инструментов цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся"

Сценарный план  по теме "Использование инструментов ЦОС для повышения познавательного интереса обучающихся" может быть использован для  проведения семинара-практикума в рамках обра...