Выступления на заседаниях методического объединения.
материал

доклады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx22.32 КБ
Файл preemstvennost.docx272.15 КБ
Файл formirovanie_bud.docx30.04 КБ
Файл 2016.docx2.45 МБ
PDF icon protokol_2019_n.k._pdf.io_.pdf129.02 КБ
PDF icon protokol_mo_2019_pdf.io_.pdf31.32 КБ
PDF icon protokol_mo_2021_pdf.io_.pdf32.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Выступление

на методическом объединении учителей предметников

«Расширение зоны использования информационно-коммуникативных технологий в условиях введения

ФГОС»

Учитель: Лапина Анжелика Валерьевна

Смоленск 2021

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формулирует требования к информационному оснащению
образовательного процесса, призывая обеспечить создание и использование информации с аудио-,видео- и графическим изображением, в том числе за счет компьютерных инструментов обучения, мультимедийных средств, учебно-
методических материалов, созданных на основе применения информационно-коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии дают возможность удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, становятся обязательным средством организации
урочной и внеурочной деятельности в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

В обобщенном виде информационными технологиями называют технологии, использующие современные специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио-, видеотехника и др.). Они
позволяют «инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, эффективно осуществлять контроль результатов обучения», следовательно, активизируют познавательную деятельность обучающихся, формируют и развивают определенные виды мышления.

Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиатехнологий позволяет в значительной степени активизировать обучающихся и сделать учебный процесс более интенсивным.

Использование современных интерактивных технологий в преподавании математики позволяет повысить наглядность восприятия учебного материала. Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации чувственный компонент обучаемого.

Творческий  подход к построению урока, насыщенность многообразием приемов, форм и методов могут обеспечить его эффективность.

Использование интерактивных и мультимедийных технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность:

  • организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
  • сделать учебный процесс более индивидуальным, приспособить его к личностным особенностям и потребностям обучающихся;
  • компактно представить большой объем информации, которая четко структурирована;
  • усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).

Информационно-коммуникативная технология обучения — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Важнейшим современным средством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средствами, с размещенной на них информацией.

 Компьютер позволяет использовать мультимедийные презентации, обучающие системы, системы контроля знаний, тренажеры, компьютерные игры и др. В свою очередь, это дает педагогу возможность реализации дифференцированного и индивидуального подходов, реализации деятельностного подхода,  формирования учебной мотивации у обучающихся.

В настоящее время использование ИКТ оказывает заметной влияние на содержание, формы и методы обучения. 

Среди новинок, поступивших в недавнее время в Центр, ведущее место занимает интерактивная доска – которая позволяет педагогу-дефектологу сделать процесс обучения и воспитания наглядным, ярким, динамичным, позволяет изменять частные решения с опорой на готовые «шаблоны», а также более конструктивно осуществлять «Обратную связь».

Интерактивная доска в образовательном процессе показала, что это инструментальное средство представляет уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность обучающихся, мотивацию учителей к повышению уровня педагогического мастерства.

Основной целью применения интерактивной доски в преподавании математики является развитие познавательной активности учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности.

Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

Все задачи, решаемые применением интерактивной доски можно условно разделить на несколько групп:

1) демонстрационные – возможность демонстрации разнообразного наглядного материала (конспекты, созданные в программе доски; презентации: как учебные, сопровождающие объяснение нового материала, так и ученические, созданные к семинарам, конференциям, содержащие результаты самостоятельной работы; различные графические файлы, видеоматериалы);

2) акцентологические – возможность снабжения материала заметками, метками повышенного внимания (пометки на слайдах презентаций; на конспектах, на картинках, демонстрируемых с помощью документ-камеры. Не только подчеркивание и выделение, но и работа с затенением экрана, с лупой, с указкой);

3) организационные – возможность организации работы с различными дидактическими материалами учащихся;

4) эстетические – представление дидактических материалов в эстетичной форме (даже тема урока, оформленная на слайде доски, выглядит совсем по-иному).

5) динамические – реализация возможности работы по составлению или изменению конспекта (в коррекционной школе этот вопрос актуален из-за концентрического подхода: Он предполагает периодическое возвращение учащихся к одному и тому же учебному материалу для все более детального и глубокого его освоения);

6) контролирующие – реализация возможности контроля знаний с использованием инструментария интерактивной доски (возможна разработка таких конспектов, что сначала он будет использоваться учителем для объяснения нового материала, а затем – на следующем уроке, или на повторительно-обобщающем – учениками для демонстрации обученности, по крайней мере, на репродуктивном уровне).

Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.

Применение интерактивной доски на уроках  математики,  на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:

  • обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций  и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
  • развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному  и динамичному использованию ресурсов;
  • предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);
  • обеспечение хорошего темпа урока;
  • предоставление возможности сохранения использованных файлов для организации повторения изученного материала;
  • упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
  • обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
  •  стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Выступление

на методическом объединении учителей начальных классов

«Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой».

Учитель: Лапина Анжелика Валерьевна

Смоленск 2019

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее  сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. У детей происходит обострение всех прежних проблем как явных, так и скрытых. Появляются новые проблемы, связанные с изменением  отношения к себе, к окружающим, учёбе. Переход в среднюю школу совпадает по времени с началом физиологических и изменений в организме детей и психики ребенка. Он справедливо считается кризисным периодом. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Переход из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, учителях, родителях, администрации учебного заведения.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми;
  • отношением родителей к средней школе.

В среднюю школу дети приходят с разным уровнем подготовленности. Учащиеся отличаются общим развитием, отношением к учебе, умением самостоятельно работать, осмысливать материал.

В начальных классах дети большую часть времени в школе находились с одним учителем, как на уроке, так и на переменах. В классе за четыре года обучения установились свои традиции, ритуалы поведения. Учитель начальных классов помогал контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков.

А в среднем звене много учителей и много новых кабинетов. Классный руководитель не имеет возможности постоянно находиться с детьми. Разрушение классных традиций ведет к дезориентации школьников, им приходится заново выстраивать свою модель поведения, вырабатывать стиль общения с учителями предметниками. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.  Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено школы заметно уменьшение количества родителей, имеющих положительное отношение к школе.

Важно формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы, обратить внимание родителей на позитивную сторону этого периода. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научиться учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому необходимо, чтобы родители помогли детям овладеть этим умением, объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями.

Адаптационный период - серьезное испытание не только для пятиклассников, но и для педагогов. Значение периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Задачи адаптационного периода для педагогов:

  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуютсебя и ученики, и педагоги;
  • узнать (быстрее) обучающихся, индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Сгладить противоречия и облегчить всем участникам образовательного процесса трудности адаптационного периода помогает преемственность в обучении начальной школы и среднего звена.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. (Большой энциклопедический словарь)

Связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. (Социологический словарь)

Преемственность в обучении:

   — установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Преемственность свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования.

Преемственность в расположении материала учебного предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Преемственность должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними (Межпредметные связи в обучении).

   Значительные трудности представляет осуществление преемственности между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой. Научной основой для решения проблемы преемственности в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одно из условий преемственности в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования - соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. Для достижения преемственности в школьной практике, помимо последовательного её осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и средней школы. (Педагогический энциклопедический словарь)

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Примерный план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием:

1. Знакомство с обучающимися через характеристики, личные дела, портфолио.

2. Посещение уроков учителей начальной школы учителями основной школы для знакомства с учащимися и системой работы учителя 4-го класса, с целью ознакомления с формами и методамиорганизации учебной деятельности, изучение стиляобщения учителя и т.п.

 3. Системная работа методических объединений начальной и основной школыпредполагаетизучение учителями основной школы программ начальных классов, уровня сформированности предметных и личностных компетенций выпускников 1-ой ступени обучения; подготовка рекомендаций учителем 4-гокласса для учителей основной школы; использование здоровьесберегающих технологий; совместная разработка единых требований;

4. Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями (законными представителями);

5. Работа учителей основной школы с психологом для ознакомления с возрастными особенностями младших школьников, изучение уровня работоспособности, результатами психологических тестирований;

6. Выступление учителей предметников на родительских собраниях в 4-х классах.

7. Разработка тематики родительских собраний в 5-м классе с учетом специфики периода адаптации.

Основные пути реализации преемственности.

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-х классов.
  • Посещение уроков в 4-х классах учителями предметниками.
  • Открытые уроки учителей 4-х классов.
  • Приглашение на уроки в 5 классы учителей начальной школы.
  • Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся.
  • Изучение учебных программ: учитель начальной школы должен знать программу 5 класса, учитель-предметник среднего звена может начинать обучение, только изучив программу начальной школы по своему предмету.
  • Проведение  анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
  • Сделать нормой единые дисциплинарные требования (начинать уроки со звонком, готовиться к уроку на перемене, прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя ни ученика, поднятая рука – сигнал вопроса или ответа, отвечаем выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске).
  • На уроке применять здоровьесберегающие технологии.
  • В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический  возрастной этап. Новые виды деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
  • Создание эмоциональной обстановки  в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность  посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
  • Работа с родителями.

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.

У обучающихся с умственной отсталостью имеются эмоционально-волевые и когнитивные нарушения, которые обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности и ее компонентов (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения). В связи с вышесказанным в список основных путей реализации преемственности можно добавить:

  • Обеспечение  непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы.
  • Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений.
  • Действенный характер содержания образования.
  • Специальное обучение переносу знаний с учетом меняющихся учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций.

Основанием преемственности может стать — формирование умения учиться.  Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии БУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

Базовые учебные действия - БУД (1 вариант)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/y/yhMaxHQuU7APrGpI4egRTvcBZiY8joVzqs5kOC/slide-27.jpg

Результативность сформированности БУД определяется на завещающем этапе обучения (9-12/13 класс), но можно было бы предложить промежуточный анализ в конце 4 класса.

Сотрудничество  учителей начального и среднего звена, школьных  психологов, социального педагога и администрации школы, не только в рамках работы МО и педсоветов, но и в рамках  школьного  консилиума.  На консилиуме можно было бы обсудить не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене,  но также формы и методы работы с детьми данного класса.

Данная форма сотрудничества различных ступеней и служб образования с привлечением родителей позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Выступление

на методическом объединении учителей предметников

«Использование современных образовательных технологий для формирования БУД на уроках математики»

Учитель: Лапина Анжелика Валерьевна

Смоленск 2019

Введение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования.

Эти изменения зависят от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Согласно Стандарту на протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Стандартом предусмотрено формирование у обучающихся базовых учебных действий (БУД) в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.

Формирование БУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Овладение учащимися базовыми учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

         Формирование и развитие БУД на уроках математики возможно при соблюдении следующих условий:

а) Целостность и системность организации образовательного процесса.

б) Учет возрастных, психологических особенностей учащихся.

в) Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.

г) Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

д) Использование проблемно-исследовательской технологии.

Формирование БУД средствами этого учебного предмета обеспечивается:

  • логикой развёртывания содержания и его структурой;
  • Логические операции (сравнение, анализ, синтез  классификация и др.)– основа уроков математики;
  • системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,
  • системой математических жизненных ситуаций,
  • системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками.
  • самостоятельная работа с текстом задачи,
  • анализ своего знания и незнания;
  • постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
  • определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий, плана решения задачи (от условия, от вопроса, по модели);
  • коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном);
  •  оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне);
  • организации на уроке учебного диалога, проблемной беседы, дискуссии;

    –   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  –   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Применительно к урокам математики формируются следующие БУД:

Личностные учебные действия:

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.  

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных учебных и  трудовых ситуациях;
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
  • осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Технология – это процесс моделирования средств, методов и приемов воздействияна ребенка, в результатах которого происходят определенные преобразования в личности.

На уроках математики я применяю следующие технологии:

  • Проблемно-диалогическая технология;
  • Технология оценивания образовательных достижений;
  • Технологии развивающего обучения;
  • Групповые технологии;
  • Технология уровневой дифференциации обучения;
  • Технология проектно - исследовательского обучения;
  • Игровые технологии;
  • Информационно-компьютерные технологии.
  • Коррекционно-развивающие технологии.

В своем выступлении я хочу остановиться на коррекционно-развивающих технологиях.

 «Коррекционно-развивающие технологии» – это система специально разработанных занятий, тренингов, игр, упражнений, направленных на нейтрализацию стрессовых состояний личности ребенка и развитие у него адекватной самооценки, освоение им соответствующих возрасту норм коммуникативного поведения и на этой основе решение задач социальной адаптации в жизни.

Принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принципы

Методы реализации в уроке

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение в урок заданий, предполагающих различный

доминантный анализатор;

- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих

смену видов деятельности учащихся.

Продуктивной обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку

информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос учеником только что показанного способа

обработки информации на своё индивидуальное задание.

Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- задания с опорой на несколько анализаторов.

Мотивации к учению

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения

оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

Учитель  должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого учитель включал в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления и пр.

Принцип мотивации к учению – заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.

Рассмотренные нами принципы и методы их реализации обеспечивают повышение качества образовательных услуг, выражающееся:

- в активизации психологических ресурсов личности учащегося, обеспечивающих им успешное усвоение данного материала;

- в развитии мотивационно-ценностных устремлений учеников к обучению;

- в формировании паттернов учебного поведения у учеников и повышении уровня профессиональной компетентности у учителя, что собственно, и является формированием БУД.

Специальные  задания способствующих развитию БУД:

  1. Задания на развитие с познавательных БУД.
  • найти лишнее число и объяснить свой выбор;
  • назови одним словом;
  • вычислить удобным способом;
  • восстановить цепочку вычислений;
  • найти отличия;
  • лабиринты, логические задачи, ребусы, загадки, пазлы, головоломки; 
  • главное и второстепенное;
  • сравнение предметов (понятий);
  • угадай по описанию;
  • разложи по порядку;
  • составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, графиками, составление и распознавание диаграмм
  1. Задания на развитие регулятивных БУД.
  • преднамеренные ошибки;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • головоломки, логические задачи;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант.
  1. Коммуникативные.
  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов;
  • подготовь рассказ на тему…
  • объясни …, возрази …, опиши устно..., отгадай, о ком (чем) говорим;
  • заучивание материала наизусть в классе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Информация о выступлениях на заседаниях методического объединения, педагогического совета и на родительском собрании

В этой таблице отражены мои выступления на методических объединениях, педагогических советах и на родительском собрании...

Материалы для выступления на заседании методического объединения "Искусство"

"Человек по натуре своей - художник.Он всюду, так или иначе, стремитсяВносить  в  свою   жизнь   красоту"...

Справка о выступлении на заседании методического объединения

справка о выступлении сдокладом на заседании МО школы...

Выступление на заседании Методического Объединения учителей иностранного языка (круглый стол) 2015 по теме Электронная форма учебника (ЭФУ)

Данный материал представляет собой краткий обзор о понятии ЭФУ и такого вида активной деятельности на уроке и дома, как "интеллект-карта" , который возможно применять, используя электронную форму учеб...

Выступление на заседании методического объединения учителей естественных наук

Науки о Земле имеют безусловную практическую значимость. Значение природного ресурсного потенциала для развития экономики трудно переоценить.  Роль  геологии  в  жизни  соврем...

Выступление на заседании методического объединения школы по теме Проектирование урока в современной иформационной среде.Интернет ресурсы и методике преподавания столярного дела.

В докладе раскрываются основные принципы пректировани в информационной среде и значение иртернета в работе учителя.Перечислены основные дидактические принципы пректирования урока в ИОС....