Рабочая программа элективного курса
рабочая программа

Вохменцев Андрей Владимирович

Рабочая программа

элективного интегрированного учебного курса

«Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_geografiya_hmao.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного интегрированного учебного курса

«Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного интегрированного учебного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по предметной области «География» и может быть использована для изучения в 8-9 классах. Рабочая программа разработана в соответствии с законом «О региональном (национально-региональным) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», рассматривается как комплексный регионоведческий курс; составлена на основе спецкурса по этнографии для «Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)» (Х.-М., 1992), методического пособия В.И.Сподиной по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты) (Мегион, Диамант, 1995), программы интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». 8-9 классы (Х.-М., Полиграфист, 2012); соответствует учебнику «География Ханты-Мансийского автономного округа, 8-9» (В.В.Бакулин, В.В.Козин и др., М., Экопрос, 2009).

Основу данной рабочей программы составляют:

опора на понимание того, что нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью;

познание региональных проблем устойчивого развития, включающих в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил;

стремление к организации действенных мер по сохранению благоприятных экологических качеств природной среды округа.

Общая характеристика учебного курса

Цель - сформировать позитивный, привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина – человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры. 

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • на основе гуманизации и культурологической направленности содержания интегрированного курса овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных природных условиях.
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.
  • продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.
  • развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.
  • выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

Данная рабочая программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении. Содержание элективного интегрированного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе.

Место учебного курса в учебном плане

Программа элективного интегрированного учебного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского АО-Югры» объемом 35 часов в год, по 1 ч. в неделю. изучается в течение всего учебного года.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

 Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за ХМАО, патриотизма и гражданской позиции.  Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к созданию элективного интегрированного курса. Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы. Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Цель осуществления экологического принципа – исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания – геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии,  экологии и этнографии также общие объекты исследования (изучения) – природа,  экономика и культура своего края. Используемые в программе принципы предполагают постоянный сбор информации из различных источников – прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других.  Сегодня поставлена задача не столько в получении новых знаний, сколько в систематизации уже имеющихся. В географии объектом исследования являются экосистемы (природные, природно-хозяйственные), в экологии – экосистемы. Такой системный подход сближает географию и экологию. Влиянием окружающей среды на человека занимается экология человека. Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения.

Результаты освоения учебного курса

В модели элективного интегрированного учебного курса «Природа. География, экология и этнография Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 8-9 классе важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения. Одна из составных частей программы – этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографические знания усиливают идею гуманизации школьной географии. Программа элективного интегрированного курса построена по принципу преемственности.  

Отличительной чертой  элективного интегрированного учебного курса является целостность:

  • по содержанию эколого-географических знаний;
  • по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;
  • по формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;
  • по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;
  • по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.

Особенностью элективного интегрированного учебного курса является гуманизация его содержания: в центре – человек; на нём замыкается и природа, и экономика, и культура. Это позволяет обучающимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края.

Содержание учебного курса

№№

п/п

Наименование тематического раздела

Кол-во часов по разделу

1.

Введение в предмет.

1

2.

Округ на карте Родины. Правовой статус.

4

3.

Природа и человек.

Тема 1. Рельеф и недра.

5

Тема 2. Климат и человек.      

3

Тема 3. Внутренние водные ресурсы.

3

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

2

Тема 5. Живая природа.

4

Тема 6. Природопользование и охрана природы.

4

4.

Население ХМАО-Югры

5

5.

Повторение и обобщение изученного материала.

4

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Раздел

Тема

занятия

                Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

Основные формы деятельности

1.

Введение в предмет.

Вводное занятие.

Край  надежд.

Особенности и задачи курса «География и экология ХМАО-Югры». Источники знаний о своём крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования её природных ресурсов.

1

Беседа, работа с картой атласа

2.

3.

Раздел I.

Округ на карте Родины. Правовой статус (4 часа).

Территория, границы и географическое положение округа.

Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-геогафического, их влияния на природу, население и экономику округа

2

Лекция, работа с картой атласа

4.

5.

Административно-территориальное устройство. Излучинск - поселок в котором я  живу.

Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

2

Лекция, работа с картой атласа.

Презентация о поселке.

6.

7.

Раздел II. Природа и человек.

Тема 1. Рельеф и недра (5 часов).

Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, жизнь населения.

Влияние  древнего  четвертичного  оледенения  на рельеф  ХМАО.

Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

2

Лекция, работа по карте атласа

Исследование и анализ, полученных  результатов.

8.

9.

10.

Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики. Изучить  (вертикальный  разрез) и показать  месторождения  рудных  и нерудных полезных  ископаемых, и в каких  ярусах  они  находятся.

Округ-кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и в мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

3

Лекция, практическая работа.  Составление  схемы  геологического  строения территории округа

11.

12.

13.

Тема 2. Климат и человек (3 часа).

Климатические особенности округа.

Климатообразующие  факторы.

Климат и человек. Сезоны  года  и  опасные природные  явления.

Неблагоприятные природные и опасные явления. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата.

2

1

Беседа, практическая работа. Составление  розы  ветров для  поселка  Излучинск.

14.

15.

16.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа).

Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды. Исследование  и создание  комплексной  физико - географической  характеристики реки  Вах и  Окуневки.

Водные ресурсы и человек.

Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш – главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Болота - « кладовые солнца».

Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа.

2

1

Лекция, экскурсия на реку  Вах. Практическая работа, самостоятельная работа

17.

18.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (2 часа).

Почва - «зеркало ландшафта». Почвенные и земельные ресурсы.

Почвенные ресурсы округа. Почвы-показатель состояния окружающей среды. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель.

2

Беседа, самостоятельная работа

19.

20.

Тема 5. Живая природа (4 часа).

Особенности растительности округа.

Растительность  гор  и равнин.

Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова. Приспособленность растений к условиям обитания. Характерные особенности таёжных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Редкие и исчезающие растения.

2

Беседа, практическая работа

21.

22.

Особенности разнообразия животного мира.

Воздействие  человека и хозяйственной  деятельности на животный  мир  округа.

Приспособленность животных к условиям обитания. Специфика жизни в таёжных ландшафтах. Редкие и исчезающие животные.

2

Беседа,

викторина "Рыбы  нашего  края"

23.

24.

Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа).

Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное.

Экологическая  ситуация  в  округе, воздействие  на  окружающую  среду промышленных  комплексов.

Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека.

2

Лекция, практическая работа

25.

26.

История охраны природы в округе. Особо  охраняемые  природные  территории

- Заповедники;

- Заказники и другие  виды  охраняемых  территорий

Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озёра», «Самаровский чугас», «Сибирские увалы»- музеи под открытым небом.

2

Лекция, презентации

27.

28.

Раздел III. Население автономного округа (5 часа).

Люди-главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации. Численность  населения  и  его  динамика. Национальный  состав  населения.

Динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения.

2

Лекция, беседа

Презентация

29.

30.

31.

Природосообразный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе. Система  расселения ,трудовые  ресурсы.

Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Социальная защита населения

3

Самостоятельная работа, беседа.

Работа  с дополнительными источниками

Информации (книги. атласы, справочники и т.д.)

32.

33.

34.

Обобщающее занятие (3 часа).

Экономика  ХМАО, внешние и внутренние  связи

Защита проектов, рефератов, презентаций.

3

Практика, работа с картой атласа

35.

Итоговое повторение (1 час).

Учиться  общению  с  природой.

Югра сегодня, завтра

1

Презентация

Материально-техническое обеспечение курса

1.Мегионский  городской  историко - этнографический  музей

Методическое  пособие  по  этнографии  коренных  народов  Западной  Сибири (ханты) - Мегион  1995  год

2.Правительство Ханты - Мансийского Автономного  округа - Югры Открытое акционерное  общество"Научно - производственный  центр  комплексного  мониторинга  и  кадастра природных  ресурсов" Географический  факультет  Московского  Государственного  университета имени  М.В.Ломоносова Автономная  некомерческая  организация  экспертно - аналитический  центр  по  проблемам  окружающей  среды "Экотера"

Атлас  Ханты - Мансийского автономного  округа - Югры

Природа  и экология

Ханты - Мансийск - Мосва

2004  

3.География  Ханты - Мансийского  автономного  округа: Учебное  пособие  для  8 -9 классов. - М.:Экопрос,1996,224с.

4.Иллюстрированный  атлас  России

Москва 2005  год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...