Публичное представление собственного педагогического опыта
статья

Самилкина Людмила Михайловна

Материал к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_opyta_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта

учителя английского языка

МБОУ « Большеигнатовская СОШ»  с.Большое Игнатово  Республики Мордовия

Самилкиной Людмилы Михайловны

Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Тема инновационного педагогического опыта

 «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования современных технологий в английском языке».

Актуальность и перспективность опыта

Английский язык на современном этапе развития нашего общества играет одну из решающих ролей. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности. Это иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными. Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой преподавания иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.

Отсюда очевидна важность и актуальность использования современных технологий при формировании коммуникативных навыков.

В настоящее время практически невозможно оставаться в центре современной жизни, не соприкасаясь с информационными технологиями.

Информационные технологии прочно вошли во все сферы общественной жизни, в том числе и в образование.

Применение информационных технологий на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается намного большее количество материала, чем делалось за время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера лучше усваивается. Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, способного ориентироваться в многообразии достижений человечества.

Концептуальность

Своеобразие и новизна опыта заключается в развитии коммуникативной компетенции учащихся с использованием технических средств, в использовании современных информационных технологий в сочетании с традиционными методами.

Опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку. Новизна опыта состоит в разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием современных педагогических технологий, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам.

Опыт адаптирует новые педагогические технологии к практике обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.

Наличие теоретической базы опыта

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Глубоко изучив труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л.С.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению), Е.И. Пассов, Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, В.П.Кузовлев (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи), Е.С. Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий), М.М. Поташник, М.В. Левит (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы), стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы развития на уроках английского языка интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности урока, продвижение вперед быстрыми темпами.

В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену

Оптимальность и эффективность средств. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование.

Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса.

Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности учащихся в данном случае увеличивается. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Внедрение уроков с использованием ИКТ в образовательный процесс для повышения познавательной активности учащихся несет в себе следующие задачи:

- сделать урок максимально интересным;

- формировать общеучебные умения и навыки на уроках английского языка с использованием компьютерных технологий;

- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

- развивать познавательную деятельность учащихся и творческие способности обучающихся;

- способствовать расширению кругозора учащихся с помощью дополнительных информационных материалов.

В обучении иностранному языку применяются различные компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Работа в компьютерной сети, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсивному изучению иностранных языков, преодолению коммуникативного дефицита, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и ряду других позитивных эффектов. Компьютер является уникальным средством обучения благодаря своим функциональным возможностям. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования. Способствует формированию основных компетентностей учащихся.

Виды ИКТ на уроках английского языка:

- Электронная библиотека,

- Мультимедийные курсы,

- Создание публикаций, презентаций, веб-страниц,

- Тестирование он-лайн,

- Создание тестов,

- Использование Интернет-ресурсов.

Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области.

Формирование этого качества напрямую зависит от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, создание проекта по заданной теме. Необходимо найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справились с этой задачей. Создавая проекты, ученики использовали эту информацию, музыку, фотографии.

Другая, на мой взгляд, очень эффективная возможность использования Интернет - публикация творческих работ учащихся. Естественно, сам факт публикации приводит к повышению мотивации, осознанию важности изучения языка.

Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

- быстрое получение результатов ;

- объективность в оценке знаний;

- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;

- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Большие преимущества в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.

Функции интерактивной доски неограниченны:

1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения, помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения.

2. Интерактивная доска предоставляет отличную возможность учителю

- создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала, закрепить изучаемый грамматический материал и отработать его употребление в речевых конструкциях.

3.Интерактивная доска незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов.

- интерактивные кроссворды, составить слово из букв, определить слово по его значению, распределить слова по колонкам и другие.

4.Интерактивная доска имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации.

5.Интерактивные тесты.

Использование ИД помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.

Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка:

1. Временные затраты на подготовку урока очень велики.

2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

- Наполнить урок новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- привывать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

На своих уроках я использую такие мультимедийные учебные программы как «Витаминный курс», «Грамматика английского языка», «Профессор Хиггинс - английский без акцента».

Информационные технологии в комплексе с игровыми технологиями помогают мне, с одной стороны, создать необходимую мотивацию, с другой – повышают качество знаний, способствуют проведению качественно новых, интересных уроков.

Результативность работы

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах муниципального уровня, заседаниях методического объединения учителей иностранного языка. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Продолжаю совершенствовать систему своей работы, изучаю методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ и передовой опыт своих коллег.

        Работа с детьми с высокой мотивацией к учебе способствует тому, что обучающиеся успешно принимают участие в предметных олимпиадах, различных творческих конкурсах, проектах.

Мои ученики ежегодно участвуют и являются победителями и призерами различных предметных конкурсов и заочных олимпиад по английскому языку разного уровня. Полякин К. стал призером республиканского этапа Всероссийской предметной  олимпиады школьников(2016).

ФИО

Учебный  год

Уровень

Результат

1

Куприянова Дарья Николаевна

2018-2019

Муниципальный

Победитель

2

Самилкина Виктория Дмитриевна

2018-2019

Муниципальный

Победитель

3

Левщанова Дарья Дмитриевна

2019-2020

Муниципальный

Победитель

4

Куприянова Дарья Николаевна

2019-2020

Муниципальный

Призер

5

Самилкина Виктория Дмитриевна

2019-2020

Муниципальный

Победитель

6

Самилкина Виктория Дмитриевна

2020-2021

Муниципальный

Победитель

7

Французова Анжела Олеговна

2020-2021

Муниципальный

Призер

8

Макшаева Дарья Александроана

2020-2021

Муниципальный

Призер

9

Долгов Кирилл Евгеньевич

2021-2022

Муниципальный

Победитель

10

Адушева Софья Владимировна

2021-2022

Муниципальный

Призер

11

Самилкина Виктория Дмитриевна

2021-2022

Муниципальный

Победитель

12

Французова Анжела Олеговна

2021-2022

Муниципальный

Призер

Возможность тиражирования

По распространению опыта проводятся семинары районного и республиканского уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению темы.

Мои выступления:

Дата

Место

Тема

Название мероприятия

28.08.2017

с. Большое Игнатово Большеигнатовского муниципального района

Презентация современных технологий обучения и воспитания по учебным проблемам.

Августовское  секционное заседание. Секция

учителей иностранных языков

28.08.2018

с. Большое Игнатово Большеигнатовского муниципального района

Анализ результатов ВПР.

Августовское  секционное заседание. Секция

учителей иностранных языков

Дата

Место

Тема

Название мероприятия

2017, март

с. Большое Игнатово Большеигнатовского муниципального района

Комбинированное и комплексное использование информационных технологий на уроках ИЯ.

Заседание школьного методического объединения

учителей иностранных языков

2018, декабрь

с. Большое Игнатово Большеигнатовского муниципального района

Анализ нового УМК по английскому языку Афанасьевой О.В. Михеевой И.В.(английский как второй иностранный)

Заседание школьного методического объединения

учителей иностранных языков

С публикациями о представленном инновационном опыте можно познакомиться на моей странице  http://nsportal.ru/lumih

Список использованной литературы. 

Литература:

Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК “EnjoyEnglish” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. Пер с англ. / Под ред. В. В. Рубцова. – М.: Прогресс, 1988. – 336с. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ., 2001. Карпов А. С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159. Петрова Л. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ,№5, 2005 Потапова Р. К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1999 Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41. Levy M. Computer-assisted Language Learning: Context and Conceptualisation. Oxford: Clarendon Press. 1997 Windeatt S. The Internet. Resource book for teachers. Oxford University Press. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...