Наставничество
материал

Новикова Любовь Анатольевна

На данной странице размещён приказ "О назначении наставников" и план работы наставника Новиковой Л.А., учителя-дефектолога с Поповой Н.В., учителем - дефектологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_la_programma_nastavnika.docx225.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения

О молодом специалисте

О педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество

Попова Наталья Викторовна

Новикова Любовь Анатольевна

Образование

высшее

высшее

Какое учебное заведение окончил

Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Иркутский государственный педагогический институт

Педагогический стаж

молодой специалист

42 года

Место работы

МБОУ СОШ пгт Смирных

МБОУ СОШ пгт Смирных

Должность

учитель-дефектолог

учитель-дефектолог

Квалификационная категория

без категории

высшая

Пояснительная записка

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Срок реализации программы: 3 года.

Цель: обеспечение качественного уровня развития системы наставничества на институциональном    уровне, формирование эффективных механизмов взаимодействия наставника и начинающего педагога.

Задачи:

  1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  4. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
  7. Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение  профессиональной компетентности  педагогов        в        вопросах педагогики, психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических     разработок, дидактических материалов);
  • наличие портфолио у  молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Формы и методы

работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, собеседование,  мастер-классы  и др).

Деятельность наставника

  1. этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Показателями и критериями оценки результативности наставничества будет успешная аттестация на 1 категорию молодого специалиста. Промежуточные результаты работы молодого специалиста будут рассматриваться на заседании методического объединения в конце каждого учебного года по результатам отчета наставника.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

•        вхождение в профессиональное образовательное пространство;

•        профессиональное самоопределение;

•        творческая самореализация;

•        проектирование профессиональной карьеры;

•        вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;

•        самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Основные направления работы:

1. Работа с документацией.

2. Планирование и организация работы.

3. Работа по  самообразованию.

4. Психолого-педагогическая поддержка.

5. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.

Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

•        Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;

•        глубокое изучение и освоение молодым специалистом  рабочих учебных программ, научной и методической литературы;

•        изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки.

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

5.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

6.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

7.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

8.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

9.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

 2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником.

Программа

работы наставника Новиковой Л.А. с молодым педагогом Поповой Н.В.

Мероприятие

Деятельность наставника

Результат работы

1 год

Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста

Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование,

собеседование)

Индивидуальный образовательный маршрут  молодого специалиста (далее – МС)

Изучение нормативно- правовой базы.

Ведение школьной документации

Деятельность по изучению

«Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы.

Обучение правилам заполнения журнала

Компетентность МС в заполнении школьной документации

Ознакомление с Профстандартом педагога

Разработка программы индивидуального профессионального

саморазвития педагога

Наличие программы индивидуального профессионального развития

Обеспечение каналов многосторонней связи с  МС

Организация общения посредством электронной

почты.

Возможность постоянного взаимодействия и общения

Проектирование и анализ образовательной деятельности в

контексте требований ФГОС

Открытые занятия наставника, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария  для самостоятельного

проектирования занятия МС.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе занятия.

Освоение современных образовательных технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника.

Обогащение опыта умения молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения. Динамика в освоении образовательных технологий

Формирование позитивного имиджа педагога

Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению

педагогических ситуаций

Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы.

Мониторинг

профессионального роста МС

Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального

образовательного маршрута                                МС

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив

работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

Итоги реализации

Программы

Подготовка отчета

наставника и МС

2 год

Описание

методической темы МС

Оказание методической помощи наставником

Выбор методической темы МС,

освоение технологии работы  над выбранной темой

Создание портфолио МС

Организация деятельности по изучению вопроса.

Презентация портфолио

наставником.

Наличие портфолио МС

Введение в процесс аттестации.

Требования к

квалификации.

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников

Подготовка МС к прохождению аттестации в рамках школы.

Организация продуктивной

деятельности

Разработка КИМов,

Методические продукты

Проектирование занятий в контексте требований ФГОС

Организация самостоятельного проектирования занятия МС.  Анализ и самоанализ занятий.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе занятия.

Мониторинг

профессионального роста МС

Выбор диагностических

методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального

образовательного маршрута МС

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив

работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

Итоги реализации

Программы

Подготовка отчета

наставника и МС

3 год

Разработка рабочей программы учителя,  ведение школьной документации.

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам

Самостоятельно разработанные рабочие. Компетентность в оформлении школьной

документации.

Аттестация

Консультирование по оформлению документов

Аттестация МС на первую

квалификационную категорию

Методическая выставка  достижений МС

Оказание методической помощи

Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной

деятельности

Мониторинг

профессионального роста МС

Выбор диагностических

методик. Осуществление мониторинга

Итоги реализации

программы

Подготовка отчета наставника и

МС

П Л А Н        Р А Б О Т Ы

наставника Новиковой Л. А.

с молодым специалистом Поповой Н.В.

на 2021-2022 учебный год

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о

выполнении

Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования.

Проведение инструктажа по заполнению журнала.

сентябрь

Календарно- тематическое планирование.

Памятка по заполнению журнала.

сентябрь

  • Выбор темы по самообразованию.

Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

Участие в оформлении учебного кабинета.

Практическое занятие: «Как работать с интерактивным конструктором рабочих программ»

октябрь

Список учебно- дидактического материала.

Паспорт кабинета. Памятка по работе с конструктором рабочих программ.

октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию.

ноябрь

Выработка рекомендаций.

Список литературы

ноябрь

Общие вопросы методики проведения занятий. Анализ работы за первое полугодие.

декабрь

Выработка рекомендаций.

декабрь

Участие в заседании районного методического объединения специалистов коррекционного профиля.

февраль

Протокол РМО  

февраль

Отчет молодого специалиста о проделанной работе.

Оказание помощи в составлении личной карты

самообразования молодого учителя  на следующий учебный год.

май

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе.

май

Совместная разработка системы занятий по теме или отдельного занятия, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником,

администрацией, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой.

в течение  года

в течение  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план наставничества

Папка наставника учителя русского языка и литературы первой  категории Савосиной  Г.И....

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

     В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

Наставничество: Инструкция "Как подать запрос на участие в системе наставничества в роли наставляемого"

Данная инструкция предназаначена для родителей учащихся, имеющих особые образовательные или иные потребности и желающих принять участие в ЦМН...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...