в помощь учителю
статья

лариса олеговна симагина

Материал поможет глубже освоить педагогическую терминологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Словарь педагогических терминов79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

(специальная терминология, словарь)

Понятие

Значение (автор или источник)

Парадигма

признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений;

Т. С. Кун «Структура научных революций», глава 2. На пути к нормальной науке.

исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе;

Кондаков Н. И. Логический словарь - справочник.- М.: Наука, 1975. - с.721с.

Концепция

 определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;

Большой энциклопедический словарь. - Издательство:  АСТ, 2005. - 1248 с.

Рефлексия

способность выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание;

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.,1988.- с.486.

а) размышление, самонаблюдение, самопознание;

б) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов;

Большой энциклопедический словарь. - Издательство:  АСТ, 2005. - 1248 с.

Компетенция

область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен;

Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка.

совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые необходимы субъекту для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности и позволяют приспособиться к изменяющимся условиям жизни. 

А.В. Хуторской.

Компетентность

наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области;

Википедия - свободная энциклопедия.

(лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Википедия - свободная энциклопедия.

способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт;

Википедия - свободная энциклопедия.

Ключевые компетенции

целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Педагогическая культура

характеристика целостной личности, интегральное  качество  личности учителя, показателем его профессиональной компетентности;

Е.В. Бондаревская.

Технологическая культура

система ценностей, технологических умений  и способов реализации учителем своей творческой индивидуальности;

Л. В. Зевина.

Образовательная технология

 модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся;  Л. В. Зевина.

Умения

возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность; Психология от А до Я

Навык

характеризует степень овладения действиями;  Психология от А до Я

Понимание

способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат;  Психология от А до Я

вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий; Психология от А до Я

Мышление

высший познавательный и регулятивный процесс;  Психология от А до Я

это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера; Психология от А до Я

Креативность  

способность созидать; Психология от А до Я

творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания;

Психология от А до Я

важнейший и относительно независимый фактор одаренности;

Психология от А до Я

Конструирование

средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся; Педагогический словарь

Модернизация

изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям; Большой энциклопедический словарь. - Издательство:  АСТ, 2005. - 1248 с.

Модернизация образования

процесс, направленный на изменения качественных характеристик образования, со временем влекущих изменение количественных показателей его качества.

Целеполагание

постановки цели;

цель обучения, воспитания и способы достижения этой цели; В.М. Бехтерев

Универсальные учебные действия

это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта;

ФГОС ООО

А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных  характеристик»;   А. В. Федотова

Личностные УУД

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;  ФГОС ООО

Регулятивные УУД

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

ФГОС ООО

Познавательные УУД

включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;  ФГОС ООО

Коммуникативные УУД  

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; ФГОС ООО

Планируемые результаты освоения предметных программ

система обобщенных личностно-ориентированных целей образования; ФГОС ООО

Метапредметные результаты

это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися  в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность;  ФГОС ООО

Предметные результаты

получение опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также овладение системой основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира; ФГОС ООО

Личностные результаты

готовность и способность к саморазвитию; а также сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; основ гражданской идентичности;

ФГОС ООО

Качество

образования 

эффективность системы образования в достижении поставленных целей;

адекватность образования состоянию и потребностям, как самого человека, так и общества, в котором он живет;

Качество

образования (ФГОС)

достижение новых результатов – предметных, метапредметных, личностных;

Деятельность

целенаправленное преобразование природной и социальной действительности;  Педагогический словарь

Человеческая деятельность

создаёт новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт; любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат;  Педагогический словарь

Информационно-образовательная среда школы

это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Интернет-сайты в помощь учителю английского языка

Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....

В помощь учителю технологии:ссылки

Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....

В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки

Можно применить и разнообразить свои уроки....

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского

Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...