Система оценивания образовательных достижений
статья

Молокшонова Светлана Сыреторовна

      Процесс оценивания – один из самых важных в нашей работе. Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом.  Оценивание является постоянным процессом, так как учитель самостоятельно или совместно с учащимися, разрабатывает различные критерии, по которым  в дальнейшем будет оценивать работу учащихся. Оценивание является и результатом, показателем, насколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Оценивание осуществляется на каждом уроке и может стимулировать учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsennivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

       Процесс оценивания – один из самых важных в нашей работе. Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом.  Оценивание является постоянным процессом, так как учитель самостоятельно или совместно с учащимися, разрабатывает различные критерии, по которым  в дальнейшем будет оценивать работу учащихся. Оценивание является и результатом, показателем, насколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Оценивание осуществляется на каждом уроке и может стимулировать учебный процесс.

В своей работе я использую различные формы и методы оценивания: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, рефлексия, самооценка.

В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: стартовый, текущий, тематический, итоговый, зачет, самостоятельная работа.

Стартовый  контроль  провожу в начале учебного года  с целью:

- проверки ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся;

- изучения уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

По итогам стартового контроля  проектируется изучение нового материала, либо предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени.

Текущий контроль  провожу с целью анализа хода формирования знаний и умений, так как  это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Это дает преподавателю и обучающемуся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.  Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Текущий контроль провожу в форме устного опроса, индивидуального либо фронтального.  Для учебного диалога тщательно отбираю систему вопросов, которые оценивают не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознать ее, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие исторические понятия.

Одной из форм  текущего контроля является самостоятельная работа.  Проводится она фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить обучающийся, который пропустил много учебных занятий, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Также  использую индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе. Для этих категорий обучающихся предлагаю методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки обучающегося, воспитания уверенности в собственных силах.

Важным видом контроля на уроках истории является тематический, который проводится по завершении изучения большой темы. Вопросы данного контроля  рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Функции тематического контроля следующие:

  • систематизировать и обобщить материал всей темы;
  • путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебной дисциплины.

Особой формой письменного контроля являются графические работы, такие как: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Цель данных работ – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются:  контрольно-обобщающие уроки, зачеты

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания.

Таким образом, оценкам подвергаются наличные знания обучающихся и проявленные ими умения и навыки с учетом их стараний, усилий, рациональной учебной деятельности, мотива, который побудил их освоить данный материал и в дальнейшем применять на практике. Констатировав определенный уровень знаний обучающегося и умений по применению этих знаний в практической деятельности, преподаватель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам.

Систематический контроль знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть действительно обучающим, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

 Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся:

1. Устный опрос.  Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.

•          «5» – выполнил всё задание правильно;

•          «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

•          «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

•          «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

2. Выполнение тестовых заданий.

2.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.

Критерии оценок:

«5»: (85 – 100  % от общего числа баллов)

«4»: (60 - 80 %)

«3»:  (45 - 60 %).

«2»: менее 45 %

2.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.

Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов

«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части

«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более

«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.

Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

3. Самостоятельная работа с учебником.

- Заполнить таблицу.

- Составьте схему или кластер

Критерии оценивания

 «5»— полностью выполнил все  задание

«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)

«3» – правильно выполнил только половину  заданий

«2» – в  задании много ошибок, не выполнил задание

4. Устные задания со свободным ответом.

- пересказ

- рассказ по картине,

- рассказ по схеме, графику

- ответ по плану или вопросам

- устное сообщение  по вопросу

Критерии оценивания

1. Полнота ответа

2. Объем высказывания

3. Логичность связность устного ответа

4. Творческий подход

5. Групповая работа

 Критерии оценки работы учащихся в  проектной группе,  команде и др.

      - умение распределить работу в команде;

      - умение выслушать друг друга;

      - согласованность действий;

      - правильность и полнота выступлений.

      - активность

      - умение спорить и отстаивать свою точку зрения

6Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

      - полноту раскрытия темы;

      - наличие рисунков и схем (при необходимости);

      - аккуратность исполнения.

      - качество публичного выступления (не просто чтение)

7. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос)

- «5» выполнил все задания правильно;

- «4» выполнил все задания, но иногда ошибался;

- «3» часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

- «2» почти ничего не смог выполнить правильно.

8. Метод проектов данные формы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету, и не является обязательным, потому оценивается только положительными отметками «5» и «4».

Творческие задания оцениваются по следующим критериям:

           - самостоятельность работы над проектом;

           - обоснование выбора темы и её актуальность;

           - практическая значимость работы;

           - оригинальность решения проблемы;

           - артистизм и выразительность выступления;

           - компетентность докладчика (ответы на вопросы);

           - использование наглядности и технических средств;

           - эстетическое оформление работы с рисунками, фотографиями.

Виды проектов:

           - учебно-познавательные;

           - иллюстрации к изученной теме;

           - сочинения на изученную тему.

Отметка зависит от количества  набранных баллов:

Отметка

Уровень

    Количество баллов

«5»

высокий

50-60

«4»

достаточный

40-49

«3»

средний

30-39

       9. Нормы оценок с  исторической (контурной) картой.

Отметка «5» выставляется:

        - правильно описывает расположение стран (государств) используя соответствующую  

          терминологию;

        - раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр)  

          пользуясь языком карты;

        - правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется, если учащийся:

        - допускает неточности при чтении легенды карты;

        - описывает расположение стран (государств) искажая картографические термины;

        - затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и

          явлений;

        - не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется, если учащийся:

         - допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической

           информации;

         - не соотносит историческую информацию с картой;

         - не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется, если учащийся:

         - не умеет читать легенду карты;

         - не распознает историческую информацию, представленную на карте;

         - отказался работать с контурной картой.

        10. Критерии оценивания сообщения учащихся оценивается соответствующим критериям:

    Высокий уровень (отметка «5»): соответствие содержания заявленной теме; умение логично и последовательно излагать материал доклада; свободное владение материалом; умение ответить на вопросы по теме сообщения; наличие презентаций, схем, таблиц, иллюстраций  т.д.

    Повышенный уровень (отметка «4»): допускает 1-2 ошибки, который сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности языковом оформлении излагаемого.

    Базовый уровень (отметка «3»): излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; материал излагает непоследовательно, допускает ошибки  в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

    Низкий уровень (отметка «2»): допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, неуверенно излагает материал.

В последнее время по истории и обществознанию  вводится и активно используется мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. Эти методы позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои способности повысить самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...