Решение экологических задач на уроках географии
статья

Мария Андреевна Ажбергер

Публикация материалов.  Примеры экологических задач с региональным компонентом

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.А. Ажбергер,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 города Юрги»,

город Юрга,

Кемеровская область- Кузбасс,

geo.geo2020@mail.ru

Решение экологических задач на уроках географии

В статье представлен процесс воспитания экологического сознания в школьном курсе географии, в контексте решения экологических задач. Автор представляет свой опыт работы с экологическим блоком в географии, презентует варианты экологических задач и пути их решений.

Экологическое воспитание, экология, виды экологических задач, экологическая проблема, образование

Школьное географическое образование затрагивает: глобальные, региональный, локальные экологические проблемы в основе которых лежит краеведческий подход. Такой подход является важной частью целостного процесса воспитания экологического сознания [4].

Существует подразделение географических задач экологического содержания на несколько групп:

  • информационного вида (несут конкретную информацию, которые дают представление об объектах и явления в экологии);
  • практического характера (описывают вариант оценки состояния среды);
  • прикладного вида (в их содержании присутствует экологическая проблема, для решения которой нужны математические вычисления);

Формирование представления о географии как науке о Земле и обществе, является главной из особенностей школьного курса географии. В процессе его изучения обучающиеся строят взаимосвязи между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой, рассматривают эти взаимосвязи и понимают для чего необходимо соблюдать правила поведения в природе в повседневной жизни [2].

При изучении экологического блока на географии мы раскрываем смысл понятия «экологическая проблема»[1]. Отвечаем на вопросы, такие как – Что вы знаете о науке экологии? А знаете ли вы, какие задачи она решает? – Попробуйте объяснить как взаимодействуют природа и общество. Обучающиеся приводят конкретные примеры изменения природы. Однако не всегда они называют последствия в логической последовательности. Поэтому наша задача заключается в установлении причинно-следственных связей рассматриваемого явления.

Например, предлагаем рассмотреть  экологические задачи на географии.

Задача 1. Информационного и практического характера: При интенсивном лове в Баренцевом и Белом морях, сократилось количество промысловых рыб, как это влияет на природу Арктики? (Сокращение некоторых видов животных, например белых медведей). К чему приведет сокращение Белых медведей? (Уменьшение числа особей приведет к увеличению числа особей тюленей, а как следствие больных тюленей станет больше).

Задача 2. Практического вида: В городе  N была организована свалка бытового мусора в районе жилых домов.

К каким последствиям это приведет? Последствия: Отходы пищи привлекают птиц, грызунов и других разносчиков инфекции, бездомных собак и кошек.  Пищевые отходы являются средой для размножения многих болезнетворных бактерий, в следствие которых могут образоваться ядовитые вещества и концерагены. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов. Ученики предлагают пути решения: Ликвидировать свалку, отходы в районе жилых домов вывозить бытовые отходы для захранения. Установить контейнера и использовать способ раздельной утилизации отходов, организовать работу дворников по приему и контролю.

Задача 3. Информационного вида. Поиск экологических проблем можно с помощью русских пословиц и поговорок.  Поясните смысл поговорки: «Один человек в лес оставляет след, сотня - тропу, а тысяча - пустыню».

Ответ: происходит ухудшение структуры почвы, снижается проводимость влаги и воздуха, что негативно отражается на молодых саженцах деревьев.

Задача 4. Прикладного вида. (Экологические задачи, краеведческого подхода с математическим вычислением):

        Проблема загрязнения стоит остро. Наш регион привлекателен для туристов особенно Горная Шория, Кузнецкий Алатау.

        Многие туристы предпочитают дикий отдых – в палатках, у костра. При этом большинство отдыхающих не убирают за собой мусор.

Почему следует отказаться от пластика и полиэтиленовых пакетов?           Полиэтиленовые пакеты изготавливают из невозобновимых  природных ресурсов, такие как: нефть и природный газ. Самый большой недостаток полиэтиленовых пакетов – то, что они не подвергаются процессам биологического разложения. 1 тысяча  лет, это время разложения пластикового пакета.  Полиэтиленовые пакеты легко уносятся ветром, забивают сточные трубы, попадают в реки, океаны. ¼ часть водной поверхности планеты покрыта плавающим мусором.

Задача с математическим вычислением: По данным Кемеровостата, трудоспособное население Кузбасса составляет около 1млн 471тыс  чел [3]. Предположим, что хотя бы четверть этих людей пойдет

сегодня в магазин и купит пакет, рассчитайте, сколько пластиковых пакетов приобретается в Кузбассе ежедневно.

Решение:

1) 1471000 *1/4 *1= 367750 пакетов.

Ответ: примерно 367 750 пакетов покупается в Кузбассе ежедневно.

Задачи экологического содержания на уроках географии, позволяют формировать, у обучающихся, основы экологической культуры. Решая такие задания, ребята не только получают определенные знания об объектах живой природы, необходимости их своевременной защиты и охраны, но и тренируют вычислительные навыки.

Список литературы

  1. Ермаков, Д.С.  Учимся решать экологические проблемы. / Д.С.Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина  Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112с.
  2. Кучер, Т.В. «Экологическое образование учащихся в обучении географии»: пособие для учителей / Т.В. Кучер.- Текст: М: Просвещение, 2000г
  3. Население Кемеровской области- Кузбасса /  Электронный ресурс // режим доступа: https://kemerovostat.gks.ru/ (дата обращения 7.01.21г)
  4. Родзевич, Н. Н. Методы и формы экологизации географического образования  / Н.Н. Родзевич География в школе 2009 № 4. – с. 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Решение экологических задач" для 7 класса.

Внеклассное мероприятие по математике " Решение экологических задач" представляет собой игру, в которой принимают участие несколько команд. Команды должны быть сформированы заранее, так как им объявля...

Практическая работа №2 "Решение экологических задач" 11 класс

Практическая работа для 11 класса по экологии...

Технология конструирования и приемы решения ситуационных задач на уроках географии

В статье можно познакомиться с технологией конструирования и приемами решения ситуационных задач на уроках. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операц...

Конспект урока «Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты», 5 класс

Урок в 5 классе в рамках развивающего обучения "Решение экологических задач по теме «Проценты».Образовательные цели: Совершенствование известных знаний по теме «Процен...

Проектная работа на тему "Решение экологических задач на уроках математики"

Города и посёлки разрастаются, всё больше поглощая прилегающие леса и поля. Они загрязняют атмосферу, изменяют климат, состав подземных и поверхностных вод, понижают прочность пород и т.д. Проблема за...

Решение экологических задач

Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ и к олимпиаде по экологии....